Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Письма к архиепископу Леониду

Леонид (Л. В. Краснопевков, 1817–1876), в период переписки епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (1859–1876), впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский. В его судьбе митрополит Филарет принимал непосредственное участие: Краснопевков, после смерти отца, по предложению Московского митрополита переехал из СПбДА в Троице-Сергиеву лавру для продолжения духовного образования.

Из книги Святитель Филарет Московский. "Призовите Бога в помощь", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Леонид (Краснопевков), архиепископ Ярославский и Ростовский
Леонид (Краснопевков), архиепископ Ярославский и Ростовский
Кажется, вопрошающий, не предлагая вопроса, мог бы сказать: смею ли рядом с воспоминанием крестной смерти Господней поставить память кончины моей матери[1], когда в сей день Церковь святых прославленных поминать не позволяет? Если не хочет совсем подчиниться уставу Церкви, пусть совершат панихиду завтра пред литургией, а не в пятницу.

Господь да дарует Вам крепость и в святой печали[2] святое утешение.

19 апреля 1861 года

Если обращаете и обращают взор мой на прошедшее, будет правда, если обращу оный на милосердные пути Провидения Божия.

Пройти сорокалетнее поприще— это не мое приобретение, но дар милосердия Божия[3].

Пережить, например, несколько эпидемий[4], и особенно первую, которая не менее затрудняла преувеличенным страхом, как своею силою,— это также не мое приобретение, а милость Божия, которая в то время явилась, и особенным образом. Говорили, что опасны собрания народа в церквах и в крестных ходах, и представляли в пример город, в котором церкви были заперты. Я обещал некоторые предосторожности: и мне уступили свободу собраний в церквах. А когда по совершении крестных ходов в середине города и около всех церквей на другой день прибыл государь император и, следуя, конечно, суждениям врачей, спросил меня, не опасно ли, что я собираю массы народа и становлю на коленопреклонную молитву на сырой земле, Провидение дало мне возможность тотчас отвечать: «Ваше Величество, Господь оправдал церковное действие по крайней мере против сего сомнения; число заболевающих после крестных ходов не больше, а несколько меньше, нежели во дни прежде крестных ходов». Так еще более подтвердилась свобода церковных молитв.

Не умножу примеров. Недостанет ми времени повествующу, как многократно и многообразно Господь попускал на моем поприще трудности и милосердно их разрешал. Ему да будет исповедание и слава.

Обращаясь к возлюбленным во Христе братиям и сослужителям и к добрым чадам Церкви Московской, знаменательно в сие время выразившим мне свое благорасположение и доброжелательство, приемлю сие с утешением в том отношении, что вижу в сем не только добродушную мысль, но и усердие к Святой Церкви, без которого не пришел бы на мысль счет моих лет. С утешением вижу, что добродушная мысль свободна. Соединила она в себе многих, в чем открывается единение в церковном духе. […]

6 июля 1861 года

Бог дает здоровье, чтобы человек действовал, но и берег здоровье, чтобы обеспечивал продолжение действования; и посылает болезнь, чтобы человек переносил бездействие в спокойном послушании воле Божией и тем споспешествовал восстановлению здоровья.

Да не будет тяжко, если и молитвословия нужно сократить. Довлеет, что речет сердце[5] Господеви.

2 апреля 1862 года

Попечение о здоровье во всяком случае должно возлагать на милосердие Божие, но и с нашей стороны не должно отлагать того, что может быть полезно нашему здоровью. Не чудес требовать дерзаем, предаваясь Его попечению, но смиренно просим благословить благотворные средства, которые Он положил в силах природы и которые по нашей возможности и разумению употребляем. Если Бог даровал нам сил на 70 лет, не имеем права истратить их в 7 лет или менее, что€ может случиться, если совсем бросим попечение о сохранении здоровья или о укреплении поколебавшегося.

Без даты

Благодарю за воспоминание моего летосчисления, за которое я должен благодарить Бога со страхом, а от других просить молитвенной помощи. […]

3 июля 1863 года

Строго судят польских членов человеколюбивого учреждения за то, что они у бедных православных матерей покупают будущих детей, чтобы рожденных воспитывать в своем латинском вероисповедании. А как судить матерей, которые продают своих детей и их веру? И если начать сей суд, не коснется ли он и православных священников и православных мирян не бедных, которые могли бы иметь лучшее польского человеколюбие и благочестие и не допустить продажи православных детей и их веры?

Велик сучец в чужом оке. Дай Бог, чтобы чистое око не открыло в нашем оке бервна!

Преподобный Сергий и паки да оправдит веру нашу. […]

10 октября 1863 года

Логический и математический разум недоволен, что не он по своим формам построил десять заповедей, и он «при взгляде на связь десяти заповедей закона Божия» решился перестроить их по своим формам, не примечая, что не столько строит, сколько ломает.

В его построении заповедь «II. Правильно познавай Бога». Но сия положительная мысль заключается в первой заповеди. Вторая имеет свою мысль, отрицательную.

«IV. Правильно делай». Это так неопределенно, что здесь и намека нет на четвертую заповедь истинную.

«VI. Не вреди». Св[ятой] апостол не так понимает шестую заповедь. Он говорит, что ненавидящий брата есть человекоубийца, хотя и не вредит «телу» брата.

«VII. Не вреди душе». Неужели нарушение седьмой заповеди вредит только «душе», а «телу» не вредит?

«VIII. Не вреди имению». Золото не чувствует никакого «вреда» от того, что оно украдено. Вор вредит не имению, а собственнику. В Катехизисе осторожнее сказано: «Не вреди собственности», то есть не веществу имения, а праву собственности над имением.

«Противоположения и соответствия» между заповедями составлены принужденно и едва ли могут вести к убеждению и пользе.

Например: «четвертая соответствует восьмой». Четвертая заповедь: Помни день субботний[6]. Восьмая: Не укради[7]. Видно ли здесь соответствие? Не нужно ли сильного напряжения, чтобы оное найти?

Нужно ли логическому разуму брать на
себя притязание составить систему заповедей,
когда ее уже составила Божия премудрость? Первая и большая заповедь: люби Бога[8]; вторая последующая: люби ближнего[9]. Вот истинный источник духовно-нравственной жизни! Вот чистый от сего источника поток
духовно-нравственной жизни! Апостол дополняет: исполнение… закона любы есть[10].

14 февраля 1865 года

В принятии того, что происходит по воле Божией, не должно быть смущения. Будьте покойны. […]

22 апреля 1865 года

Глубоко соскорблю Владимиру Ивановичу[11]. Да внушит ему Ангел Хранитель
его, что судьбы Господни неисповедимы, но всегда премудры и благи и что в смиренном послушании оным всегда можно найти подкрепление к перенесению скорбного посещения. […]

18 июля 1865 года

Возвращаю статью «О превосходстве христианского нравоучения пред иными». Мысль такого сравнения, если обработается ясно и точно, может принести плод. Но сделанный опыт не представляется мне удовлетворительным. Для кого это нужно? Конечно, для искушаемых сомнением о божественном достоинстве христианства. Не доверяющий Священному Писанию и Церкви не будет доверчив какому-нибудь писателю, защищающему христианство, который от себя рассказывает мнения народов и философов. Откуда он это взял? Верно ли понял и изложил? Надобно не только указывать, откуда взяты сведения, но в важнейших случаях представлять точные выписки. Только таким образом можно действовать на сомневающихся. «Труд, достойный занять не одни руки». Но если Вы предпримете огромный труд многими руками, не увеличите, а уменьшите пользу. Многие ли имеют средства приобрести дорогую книгу, время и охоту прочитать ее? Сочинение небольшого объема в нынешний рассеянный век может не устрашить читателя трудом, и привлечь основательностью и привлекательностью, и много может найти читателей. «Погрешают те, которые излагают одну худшую сторону в понятиях языческих народов». Не станем спорить против сего. Но излагать лучшую и худшую сторону надобно весьма осторожно, чтобы не показать, что разум бродил во тьме, и потом засветил свет, и продолжает это в христианстве. Путь разъяснения лучше и проложит делу путь надежный.

25 августа 1865 года

Как изменяется образ века сего разнообразно, приятно для одних и несоответственно желаниям и надеждам других! […]

1 сентября 1865 года

Утруждаю вас делом человеколюбия, может быть с малою надеждою успеха: но в делах человеколюбия позволительно действовать и с малою надеждой успеха и не стыдно получить отказ. […]

Мы, служащие Церкви, по древнему Преданию имеем право и обязанность ходатайствовать за несчастных. […]

24 июня 1866 года

Рейтинг: 9.9 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Просьба барона М. Л. Боде на совершение панихиды в годовщину смерти матери.

[2] В службах Великой Пятницы.

[3] Ответ на поздравление московского духовенства с сорокалетием служения на московской кафедре (3 июля 1821г.).

[4] Эпидемии холеры в России в 1831, 1847,
1853 гг.

[5] См.: Иов. 31, 29.

[6] Исх. 20, 8.— Прим. сост.

[7] Исх. 20, 10.— Прим. сост.

[8] См.: Мк. 12, 30.— Прим. сост.

[9] См.: Мк. 12, 31.— Прим. сост.

[10] Рим. 13, 10.— Прим. сост.

[11] У врача, лечившего епископа Леонида, умер сын.— Прим. сост.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×