Православный календарьПравославный календарь
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.

Пока люди учат, они учатся

Мы уже писали о том, что автор многих книг и публикаций иеромонах Иов (Гумеров), находясь в Австралии, встречался с прихожанами в храме в сиднейском районе Кабраматта. После этого отец Иов посетил Мельбурн, где любезно согласился ответить на вопросы редакции газеты «Единение».

Фото А.Поспелова, Православие.ru
Фото А.Поспелова, Православие.ru
- Отец Иов, мы иногда публикуем в нашей газете Ваши ответы на вопросы священнику, которые размещаются на сайте pravoslavie.ru. На любой сложный или каверзный вопрос Вы находите простые и убедительные ответы, которые понятны и людям, не разбирающимся глубоко в вопросах церкви. Как Вам удается найти верные слова, какой литературой Вы пользуетесь, каким жизненным опытом?

- Я являюсь «вечным студентом». Изречение Луция Аннея Сенеки «Homines, dum docent, discunt» (Пока люди учат, они учатся) на мне исполнилось буквально. Моя учеба началась, когда мне было 7 лет. Господь направил мои познавательные интересы по тому руслу, которое меня привело к священству и богословию. В школе меня интересовала философия. Мы жили на окраине Уфы. Недалеко от нас находилась библиотека, в которой я обнаружил классические труды Р. Декарта, Г.В.Лейбница, Г.Гегеля и других философов. Эти книги я брал домой. Окончив среднюю школу, я хотел поступить на философский факультет Московского университета, но туда принимали только с трудовым стажем (не менее двух лет). Мама уговорила меня поступить на исторический факультет Башкирского государственного университета. Там я окончил четыре курса, перешел на пятый. Но мое желание оставалось неудовлетворенным. Неожиданно для меня ректор университета, который знал о моем увлечении философией, предложил попробовать перевестись на философский факультет Московского университета. Все прошло без затруднений. Я был принят на третий курс. Началась сверхнапряженная жизнь: декан факультета профессор В.Молодцов мне строго сказал: «Принимаем на третий курс, но в течение учебного года вы должны сдать все экзамены за два первых курса». Сдать все я успел, но чувствовал огромную усталость. После окончания университета - трехлетняя аспирантура.

Когда в сентябре 1989 г. я стал преподавать в Московской Духовной Академии и Семинарии, в мои 48 - 49 лет мне пришлось сдавать экстерном экзамены и зачеты сначала за Семинарию (окончил в мае 1990 г., а экзамены за Академию сдал в следующем учебном году).

Затянувшееся студенчество привело к тому, что удалось приобрести систематические знания как в области науки и культуры, так и в богословии (имею две ученые степени - светскую и богословскую). Это дало мне возможность отвечать на вопросы.

- Два противоположных по смыслу потока информации идут из России. В первом мы находим примеры падения нравов и морали в современном обществе, деньги становятся главным идейным интересом. А с другой стороны, в России происходит возрождение церкви, восстанавливаются храмы, монастыри, т.е. растет духовная часть жизни человека. Как совместить это, и какое направление, на ваш взгляд, возобладает в России.

- Здесь нет противоречия. Общество в России поражено тяжелыми недугами. Прежде всего - массовое неверие. Это наследие долгого периода воинствующего безбожия. Бездуховность ведет к нравственному оскудению. Церковь же воспользовалась внешней свободой для возрождения. Прошедшая 4 - 7 ноября 2011 года выставка в Манеже (Выставка-форум «Православная Русь - к Дню народного единства. Русская Православная Церковь - итоги двадцатилетия: 1991-2011 годы») показала масштабы проделанной работы за два десятилетия. Однако надо трезво оценивать положение: нравственные недуги нашего общества создают серьезные препятствия для внутренней миссионерской работы.

- При объединении Московской и Зарубежной ветвей Русской Православной Церкви часть священников считали, что существуют непреодолимые противоречия, препятствующие объединению, и некоторые даже вышли из РПЦЗ. Прошедшие годы показали, что объединение принесло немало пользы Православной церкви. Как Вы относитесь к объединению двух Церквей?

- Я воспринял это, как радостное и знаменательное событие. Восстановление единства предвидел великий святитель Иоанн (Максимович), который писал: «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Нею, когда исчезнут причины разъединившие их» («Краткая история Русской Православной Церкви Заграницей»).

- На большие праздники в русские церкви у нас в Австралии приходят тысячи людей. В рядовые воскресенья - сотни. Количество воцерковленных среди тех, кто в душе считает себя православным, но регулярно не ходит в церковь сравнительно невелико. Какие пути Вы видите, чтобы привлечь больше людей в церковь. У протестантов и католиков в церкви можно услышать и музыкантов с гитарами. Они стараются вносить «развлекательную» часть. Что Вы думаете по этому поводу?

- Путь только один - духовный. Православный храм есть место благодатного присутствия Божия. Нужно, чтобы человек чувствовал в Церкви особую радость и покой души. Этому может помочь пастырская любовь священников, их благоговейное служение, благолепие богослужения.

- Вы приняли монашеский сан уже в зрелом возрасте. Расскажите о вашей жизни до этого, и что привело Вас в церковь и позже к вступлению в монашество.

- В течение 14 лет я работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований Академии наук СССР. Мой духовный наставник священник (сейчас - протоиерей) Сергий Романов, с которым я тогда общался не только в храме, но и нередко дома, мне однажды сказал (происходило это летом 1989 года): «Вам надо преподавать в Духовной академии». Такая мысль никогда не могла прийти мне в голову. Но поскольку я с полным доверием относился к своему духовному руководителю, то я согласился. Все произошло довольно быстро. В конце первого года преподавания архимандрит Георгий (Тертышников), которого многие знают по его исследованию творений святителя Феофана Затворника, сказал мне: «Вам будут предлагать преподавание Ветхого Завета в академии. Не отказывайтесь». Он занимал должность помощника инспекторов академии и семинарии. Сначала я читал лекции по Ветхому Завету на 1-м курсе академии, а потом и на 2-м. Также мне было поручено вести «Основное богословие» на 3-м курсе Семинарии.

В конце мая 1990 года отец Сергий Романов сказал, что мне надо подавать прошение о рукоположении в диакона. Я вновь без всяких колебаний и сомнений ответил: «Хорошо». В ближайшее время после этого я встретил в коридоре архиепископа Александра и попросил принять меня. Он спросил: «По какому поводу?» - «По поводу рукоположения». Он назначил день. Когда я пришел, он сразу же без вступительных слов произнес: «В день Святой Троицы». Затем прибавил: «Приезжайте дня за три. Поживите в Лавре. Помолитесь».

В сентябре начался второй год моего преподавания в Академии. Отец Сергий говорит, что пора подавать прошение на священника. И я с той же готовностью согласился. Прошло некоторое время. И вот однажды (это было в субботу около полудня) мне позвонил проректор по воспитательной работе, архимандрит Венедикт (Князев). Он сказал: «Приезжайте сегодня на всенощное бдение, завтра вас уже рукополагают». Я сразу же собрался и поехал. В воскресенье, в неделю перед Воздвижением, между двумя великими праздниками (Рождества Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня) - 23 сентября, меня рукоположили. Так я по послушанию стал священником. Я вижу в этом волю Божию. Своей я не прилагал.

Когда дети стали взрослыми (оба сына священники, а дочь окончила медицинское училище сестер милосердия), я пожелал принять монашество, чтобы остаток дней провести в монастыре. Я спросил об этом матушку Елену и детей. Они меня поддержали. В 2005 году был мой постриг.

Беседовал Владимир Кузьмин, Сидней

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ьария16 марта 2012, 09:34
Заинтересовалась вашей простотой слов и выражений мыслей. (Этот дар у многих православных батюшек.) Хочу под старость получить этот дар! Но как работать для этого и по каким пособиям? Все дается Богом, и упорством!Здоровья и долгих лет, несения жемчуга духовного и,искр его нам!
Natalia Petrova18 января 2012, 18:47
Да хранит вас Господь, батюшка Иов!
Ваша землячка раба Божия Наталия
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Архимандрит Иов (Гумеров)

Новые материалы

Выбор читателей

×