Наше очередное московское паломничество пройдет в основном… по музейным залам. Именно в музеях хранятся сегодня несколько величайших русских святынь. Надо обязательно помнить об этом, планируя свое паломничество по Москве.
— Москва: от креста ко кресту. Иверская
— Москва: от креста ко кресту. Таганка
Владимирская
…Новогодние каникулы. Очередь в Третьяковскую галерею — по всему Лаврушинскому переулку. Мы просим пропустить нас, подчеркивая, что мы идем не в музей, а в храм. Охрана и замерзшие посетители милостиво разрешают нам пройти.
Мы ведь и вправду идем сейчас не в галерею, хотя там много интересного и прекрасного, а к Самой Божией Матери. В храме святителя Николая в Толмачах, который имеет ныне статус храма-музея при Третьяковке (вход в него — через галерею), хранится величайшая русская святыня — Владимирская икона Пресвятой Богородицы. В часы, когда нет богослужения, здесь очень тихо, и хотя людей обычно немного, кто-то обязательно читает рядом акафист.
Удивительный, неповторимый лик у Матери Божией на этой иконе, строгий и скорбный. Она слышит нас, Она состраждет каждому человеку в его боли и быстро подает помощь в самых тяжелых обстоятельствах. Владимирская — Заступница всего нашего народа. Не случайно ей установлено три общецерковных празднования: каждое из них связано с чудом, явленным от иконы по молитвам русских людей за свое Отечество. 26 августа/8 сентября — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году, а также в честь сретения (встречи) Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву; 23 июня/6 июля — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 21 мая/3 июня — в память спасения Москвы от орд крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
Древний образ находится в специальном стеклянном ковчеге, защищающем его от неблагоприятных внешних воздействий. Икона была прислана из Константинополя киевскому князю Юрию Долгорукому около 1131 года. В 1160 году его сын — святой благоверный князь Андрей Боголюбский — перенес ее в свои северные владения. Согласно легенде, пребывание иконы во Владимире было волей Самой Богородицы, и специально для нее в 1158 году в этом городе был построен дивный Успенский собор. С 1395 года икона неоднократно приносилась в Москву, а с 1812 по 1918-й находилась в Успенском соборе Московского Кремля постоянно. После октябрьского переворота она была изъята из храма и направлена в фонды Третьяковской галереи. Реставраторами был удален драгоценный оклад и проведена расчистка иконы от поздних наслоений. В середине 1990-х годов Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод неоднократно обращались к российскому правительству с просьбой вернуть святыню в Успенский собор Кремля. Она не вернулась на историческое место, но все же была перенесена в храм святителя Николая.
На сегодня это, пожалуй, самый удачный пример нахождения компромисса между Церковью, государством и музейным сообществом. Святыня в музее — в нашей стране этот вопрос пока остается острым и больным. Абсолютное большинство икон, находящихся сегодня в музеях, попали туда в ходе разграбления храмов и монастырей после октябрьского переворота. Лишь малая часть из них выставляется, остальные все время находятся в запасниках. По некоторым данным, в запасниках российских музеев могут находиться около 200 000 икон. Есть ведь иконы, не представляющие искусствоведческой ценности, но для Церкви и церковного народа они остаются святынями, у которых молились многие поколения русских людей.
Часть чтимых чудотворных икон, празднование которым совершается Церковью, пропали бесследно. После изъятия из храмов иконы массово уничтожались и вывозились за рубеж. Но, возможно, некоторые чтимые образы до сих пор хранятся где-то в запасниках, ведь часто нет никаких сведений — когда и откуда поступила икона. До сих пор возможность возвращения Церкви икон, богослужебных сосудов, мощей святых и других святынь никак не оформлена законодательно. Возвращение происходит очень редко и после долгих переговоров. Так, в свое время были переданы иконы Божией Матери «Знамение» в Софийский собор в Новгороде и Толгская — в Толгский монастырь в Ярославле.
Бывает, что великие святыни возвращаются в храм ненадолго для молитвенного поклонения. Так, в той же Третьяковской галерее находится Донская икона Божией Матери. В день празднования в ее честь (1 сентября) она приносится в Донской монастырь (например, в 2016 г. ей можно было поклониться с 1 по 4 сентября). В 2008 году Святейший Патриарх Алексий II обратился с просьбой на несколько дней перенести знаменитую «Троицу» в родные стены Троице-Сергиевой Лавры, но в этом было отказано. Помолиться в храме у этой святыни все же можно: уже несколько лет в праздник Троицы ее переносят из галереи в тот же храм святителя Николая в Толмачах. Но в остальное время ее можно увидеть только в экспозиции Третьяковки.
Троица
В Третьяковской галерее у меня много любимых полотен. Ими можно любоваться часами. Но, бывая там, я стараюсь соблюдать такое правило: в раздел древнерусского искусства прихожу в конце посещения, и только в завершение его осмотра — к рублевской Троице. Дело в том, что после нее ничего уже видеть не хочется. Бывает одно желание: сохранить мир и тишину, которые приходят после общения с величайшей русской святыней, пусть даже это общение происходит в музейном зале.
О Троице преподобного Андрея Рублева написано очень много. Но в чем ее загадка, можно понять, только учитывая духовный аспект ее создания. Во-первых, Троица была написана по просьбе преподобного Никона Радонежского «в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу», и она должна была отразить понимание преподобного Сергия. По словам автора его жития Епифания Премудрого, замысел святого был в том, чтобы воззрением на Святую Троицу побеждалась «ненавистная рознь мира сего». Во-вторых, в полной мере выразить подобное мог только святой человек. А святость жизни преподобного Андрея Рублева и его огромный талант были известны его современникам. Преподобный Иосиф Волоцкий пишет, что святой Андрей сподобился «видения и созерцания невещественного Божественного Света».
Иконописец отклоняется от традиционного сюжета, взятого из библейского повествования о явлении Бога Аврааму и Сарре в облике трех странников-Ангелов. На этой иконе нет праотцев и пиршественного стола, а Ангелы пребывают в неслышной беседе между собой. Рублевская Троица — это Превечный Совет о спасении человека, о воплощении Сына Божия и Его Крестной Жертве. Три Лица Святой Троицы внутренне едины, между Ними внутреннее согласие, доверие и любовь. В то же время каждый из них является неповторимой Личностью. Как это выражено изобразительными средствами? Фигуры Ангелов объединены круговой композицией, но индивидуальность каждого выражается неповторимым жестом, положением в иконном пространстве, цветом одежды. От иконы струится тихий свет. Краски, которые использует иконописец, — это краски преображения мира в невечернем свете Царствия Божия.
Не случайно икону называют богословием в красках: она дает возможность понять глубокие истины нашей веры не только умом, но и сердцем.
Соборы Московского Кремля
Я не встречала людей, равнодушных к красоте Московского Кремля. Здесь оживает сама история. В то же время кремлевские соборы — это великая святыня русского народа. К сожалению, сегодня попасть сюда можно только в рамках экскурсионной программы «Архитектурный ансамбль Соборной площади». Его составляют Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий».
Успенский собор (возведен в 1475–1479 гг., архитектор А. Фиораванти) в течение многих веков был главным храмом страны, в котором происходили венчание на царство и коронование российских государей, избрание и интронизация Патриархов, оглашение важнейших государственных актов. В Успенском соборе находятся раки московских первосвятителей Петра, Ионы, Филиппа, Ермогена. Росписи выполнены в 40‑х годах XVII века, иконостас создан в 1653 году по заказу Патриарха Никона. Место Владимирской иконы в старинном киоте занимает ее список 1514 года.
Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах (архитектор Алевиз Новый). В 1652–1666 годах собор был заново расписан артелью мастеров под руководством Симона Ушакова. Это храм-усыпальница великих московских и удельных князей и русских царей. Здесь находятся раки святого благоверного царевича Димитрия Угличского, святых благоверных князей Михаила Черниговского, Димитрия Донского. В приделе мученика Уара — мощи преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, супруги благоверного великого князя Димитрия Донского. В придел ведет отдельный вход, и многие посетители Кремля его просто не замечают…
Храмы Кремля — это настоящее сокровище, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Невозможно увидеть и воспринять все за один раз. Однако бывать там часто, мягко говоря, затруднительно для многих. Цена входа на Соборную площадь — 500 руб., с экскурсией — 900, хотя для студентов и пенсионеров скидки. Прибавим к этому огромные очереди на вход, особенно в дни выходных и праздников. Мой совет: к походу в Кремль надо основательно подготовиться, найти информацию о соборах и святынях, чтобы обратить внимание на то, что особенно важно именно для вас.
Многие люди говорят о том, что чувствуют: святыня в музее — это святыня в плену. К сожалению, не все значимые святыни сегодня возвращены Церкви, и не всегда это возможно. Но мы, верующие люди, должны помнить о них и почитать, независимо от того, в храме они находятся или в музее. Понимать, что это не просто артефакт или историческое свидетельство, но то, что и сегодня оказывает влияние на нашу жизнь, помогает нам быть ближе к Богу. Потому что если мы не будем относиться к своим святыням должным образом, они так и останутся в самом страшном пленении — людского равнодушия.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 02 (574)