10-14 мая 2017 года глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион находился в Вашингтоне, где принял участие в работе Всемирного саммита в защиту гонимых христиан. Он также встретился с вице-президентом США Майклом Пенсом и влиятельными религиозными деятелями этой страны. В беседе с корреспондентом «Интерфакс-Религия» руководитель Синодального отдела поделился своими впечатлениями от визита.
— Владыка, Ваш визит в США пришелся на период обострения противоречий между нашими странами. Отразилось ли это на тематике и атмосфере Ваших бесед с представителями американского руководства?
— Не отразилось. Наоборот, я увидел у представителей американского руководства желание сотрудничать с Россией, решать накопившиеся проблемы. Разумеется, мое положение председателя ОВЦС Московского Патриархата не предполагает ведения каких-либо переговоров от имени российского государства. Я говорил о том, что беспокоит Церковь, — прежде всего о гонениях на христиан и об угрозе международного терроризма.
Положить конец терроризму, как неустанно повторяет Святейший Патриарх Кирилл, можно только одним способом: путем скоординированных действий всех государств, готовых противостоять террористам не на словах, а на деле. Вместо нескольких антитеррористических коалиций, находящихся во взаимном противоборстве, нужна одна — единая и сплоченная. Надеюсь, что США и Россия найдут возможность, отложив в сторону политические разногласия, сплотиться ради победы над международным терроризмом, как когда-то они сплотились ради победы над германским фашизмом.
— Есть ли, на Ваш взгляд пастыря, некий общий знаменатель, который помог бы нашим странам прийти к согласию в непростой дискуссии по наиболее острым проблемам международной повестки?
— Перед всеми странами мира сейчас стоит один общий вызов — международный терроризм. От этой чумы XXI века не защищена ни одна страна. Террористы, прикрывающие свои преступные действия исламскими лозунгами и сопровождающие убийства криками «Аллах акбар», действуют подло и цинично. Они выбирают своей мишенью беззащитных людей, ни в чем перед ними не провинившихся, кроме того, что не разделяют их сатанинскую идеологию.
На Ближнем Востоке, в целом ряде стран Африки и в других регионах планеты террористы осуществляют геноцид христиан. До недавнего времени на Западе вокруг этого явления существовал «заговор молчания» — о нем не говорили ни политики, ни средства массовой информации. Сегодня эта информационная блокада прорвана — не в последнюю очередь по той причине, что сами террористы выкладывают в Интернет видео, на которых запечатлены осуществляемые ими жестокие казни христиан, которым отрубают головы, которых расстреливают, распинают на крестах, уничтожают целыми семьями и селениями.
Сегодня о гонениях на христиан начали говорить и политики, и журналисты. Выступление вице-президента Пенса и нескольких американских конгрессменов на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан — яркое тому подтверждение.
Тем не менее внимание, уделяемое гонениям на христиан, непропорционально масштабам этих гонений. На глазах всего цивилизованного мира разворачивается гуманитарная катастрофа небывалых размеров, осуществляется планомерный и последовательный геноцид христиан. Прежде всего это касается колыбели христианства — Ближнего Востока, но также и многих других стран. Христиане представляют собой самое многочисленное, но в то же время самое гонимое религиозное сообщество на планете.
— Планируете ли Вы по возвращении в Москву обсудить с руководством России свою встречу с Майклом Пенсом?
— Я доложу Святейшему Патриарху Кириллу о результатах беседы, а он, если сочтет нужным, сможет донести эту информацию до российского руководства. Я полагаю, что сегодня христиане России и Америки могут сыграть важную роль в политическом урегулировании. Общаясь с американскими христианами, я увидел у многих из них горячие симпатии и к России, и к ее Президенту, желание молиться за успех встречи между Президентами России и США.
Знаю, что и у многих российских христиан есть симпатии к нынешнему американскому Президенту. Он находится в непростой ситуации: значительная часть политического истеблишмента страны пребывает в глухой или открытой оппозиции к избранному им курсу. Основные средства массовой информации, включая телеканал CNN, ведут против него целенаправленную пропагандистскую кампанию, в которой разыгрывается и российская карта. Остается надеяться, что он останется верен своим предвыборным обещаниям и приложит усилия к налаживанию диалога с Россией. Ничего, кроме пользы, такой диалог не принесет.