Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в австралийском городе Блэктаун иерей Самуил Вишневский рассказывает о том, как служится русскому священнику в стране, где на 16 млн христиан приходится всего полмиллиона православных и где в одной русской церкви звучит богослужение на трех языках.
– Отец Самуил, каким образом ваше служение связано с Австралией?
– Я проживаю в Австралии около 20 лет, был клириком Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) Австралийско-Новозеландской епархии. Два года назад ставропигиальный приход Московского Патриархата остался без священника. По рекомендации Высокопреосвященнейшего митрополита Илариона, первоиерарха РПЦЗ, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выполнив все необходимые действия для перевода в РПЦ, я был рукоположен в священнический сан и направлен на приход Покрова Пресвятой Богородицы в столичный город Сидней штата Новый Южный Уэльс, где и являюсь настоятелем.
Это единственный приход Московского Патриархата в нашем штате. Есть еще один Свято-Троицкий приход в Мельбурне штата Виктория. Приходу уже более 26 лет, но он маленький и все приходилось начинать с начала: проведение богослужений и духовно-религиозное обучение, организацию сестричества и братства прихода и многое другое.
Сравнивая состояние прихода и его жизни в прошлом и нынешнем годах, мы видим некий прогресс.
– Как начиналась история христианизации в Австралии?
– В Австралии богатое наследие христианства, пожалуй, с 1788 г., когда прибыл первый флот. 26 января страна празднует День Австралии, который и означает прибытие первого флота в Порт Джексон, сейчас Сидней Харбор.
Священник Ричард Джонсон был выбран капитаном, и он привез тысячи книг Библии и христианской литературы. Он провел первое богослужение 3 февраля 1788 г. Сейчас этот день празднуется христианским миром Австралии в первое воскресенье февраля каждый год.
В апреле 1820 г. первое православное богослужение в Австралии возглавил отец Дионисий, русский православный капеллан (военный или судовой священник).
– Кто ваши прихожане? Каково их духовное состояние?
– Это старая эмиграция из Китая. Например, наш староста Николай Алексеевич родился в Хайларе. Эти прихожане – опора и оплот для прихода, они воспитывались в вере своими родителями, покинувшими родину после убийства царственных страстотерпцев, они любят и умеют трудиться. Среди новой ветви эмиграции – жены, приехавшие на проживание к своим мужьям-австралийцам – индусам и англиканцам. И здесь я сталкиваюсь с миссионерским служением окормления таких семей. Среди наших прихожан есть и рожденные в Австралии нерусского происхождения и сербы, поэтому приходится служить на трех языках – славянском, английском и сербском.
– Какие еще эмигранты составили православный мир Австралии?
– В 1850-х гг. вследствие резни в Османской империи в Австралию влился приток православных греков и сирийцев, а после 1917 г. – русских, после 1922 г. – вторая волна греков, изгнанных из Турции, а уже после Второй мировой войны и прихода на Балканы коммунистов прибыли десятки тысяч сербов и меньшее количество румын и болгар. И последняя волна – после падения железного занавеса – русская эмиграция наших дней.
На 2010 г., согласно исследованиям Pew Research Center, в Австралии проживало 16 млн христиан, это 72% от населения страны. Самые крупные направления христианства – протестантизм и католицизм. Из них приблизительно 563,1 тыс. человек – по переписи населения – православные. И из них – молящиеся в 18 храмах РПЦЗ и двух русских православных церквах Московского Патриархата. Всего две церкви Московского Патриархата – одна из них наша – Покрова Пресвятой Богородицы.
– Как вам удается служить в столь разнородной христианской общине?
– Нелегко нести свой крест настоятеля в приходе со смешанными по культуре и происхождению православными. Одни из них – волна русских православных 1917 г., приехали из Китая, окормлялись в РПЦЗ, сегодня они в нашем приходе.
Другие – наша последняя волна приезжающих по разным мотивам – хотят продолжить свое образование, найти работу по своей квалификации или создавшие семью с католиками, англиканцами, индусами, протестантами и т.д. Имея в себе зерно православия, они на разных этапах своей жизни приходят в церковь и начинают искать Бога в сложившейся ситуации. А ситуаций, когда Господь призывает их, много.
Воцерковление происходит медленно для большинства из них, но они держатся все-таки за Господа. Они ездят Россию, читают о России, преуспевают в социальных сетях, задумываются, но трудятся мало для своего спасения, будучи заняты мирскими хлопотами.
– Возможно ли детям русских эмигрантов привить любовь к русской культуре?
– Приведу пример: у нас в приходе сестричество готовит вкусные русские обеды после воскресной литургии, что дает нам возможность общаться, а наши некоторые русские по происхождению мамы из смешанных браков говорят, что дети не едят больше русскую еду.
– О чем вы мечтаете?
– «Мечта» – это не о нас, мы молимся и боремся за постройку нового храма в Блэктауне, создание нового прихода в густонаселенном районе Сазерленд с воскресной школой и полноценным церковным залом. Сейчас мы трапезничаем в палатке при 40º-ной жаре. Но мы счастливы… Здание нашей церкви – это бывший жилой дом, он нуждается в ремонте, и у нас возникла необходимость строительства нового храма.