Тщетно противостояние воле Божией
Взирая на события минувшего века с высоты исторического опыта, мы можем свидетельствовать, сколь тщетно на самом деле противостояние воле Божией, будь то уровень отдельной личности, или масштабы целого общества и государства, или, позвольте сказать, масштабы всего Божиего творения.
Сохранять единство духа в союзе мира
Сегодня для успешного осуществления христианской миссии нам необходимо, по слову апостола Павла, стараться сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4: 3). Вот один из важнейших уроков, который дает нам прошлое. Не было бы тех страшных разделений, не было бы и мученичества, не было бы национальной трагедии, не было бы разрушения основ исторического государства.
Это не исключает необходимости внимательного и беспристрастного исследования истории со всеми ее неприглядными страницами. Она, как известно, не знает сослагательного наклонения. Как это созвучно словам Спасителя: Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен (Ин. 5: 30)! Действительно, что было, того не изменишь, ему следует лишь постараться дать беспристрастную оценку.
Драгоценный урок для людей любой эпохи
В незлобии и молитве за врагов восходили на свою голгофу многие наши подвижники минувшего столетия. Их жития – это драгоценный урок для людей любой эпохи, ибо они дают ключ к пониманию того, как земной путь человека, верного Спасителю, сопрягается с вечностью. Новомученики убедительно свидетельствуют нашим современникам, что не только в прошлом, но и сегодня Христос есть Путь и Истина и Жизнь (Ин. 14: 6).
Молитвенное почитание новомучеников, глубокое изучение их житий и духовного наследия имеет огромное общественное значение, способствуя воспитанию подрастающего поколения в духе православной веры и традиций, помогая молодым людям воспринимать нравственные и патриотические ценности через личный опыт святых XX века.
Сегодня повторяется то, что было в прошлом
К сожалению, в молодежной среде мы наблюдаем рост негативного отношения к Церкви. Происходит это, конечно, не на ровном месте, происходит это под влиянием того сильного и враждебного по отношению к Церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети. А для того чтобы возбудить негативные чувства, используется всё то же, что использовалось в конце XIX – начале XX века и тем более в революционные годы: какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, какие-то проявления недостойной жизни… В масштабах Церкви – это единичные случаи, но эти единичные случаи таким образом подсвечиваются, чтобы создать образ Церкви, погрязшей в богатстве, грехе, безразличной к повседневным трудностям людей. И вот что мы можем противопоставить? Это тот случай, когда всякое оправдание является контрпродуктивным. Мы должны противопоставить новой антицерковной, антирелигиозной пропаганде нашу историю, наших новомучеников и исповедников, рассказать современным людям, как подвергалась оплеванию, биению, заушению Церковь наша в преддверии революционных событий, какие мифы использовались для того, чтобы скомпрометировать Церковь, скомпрометировать государя-императора, царствующую династию и тем самым подорвать основы государственного строя. И ведь удалось! Иногда, как бы ставя себя на место тех поколений, думаешь: «Какая была наивность! Неужели люди не понимали, что ими играют, что организована прекрасная пропагандистская работа, что эта работа осуществляется за деньги, чаще всего иностранные? Ведь так это ясно и просто!» Но сегодня практически повторяется то, что было в прошлом. И возникает вопрос: «А сможем ли мы объяснить сегодня нашим современникам все то, что с ними происходит, всю опасность некритического восприятия тех злонамеренных мыслей, идей, трактовок событий, которые обрушились на молодое сознание, призванных сделать только одно – оторвать людей от Церкви, ослабить влияние Церкви на жизнь народа?»
Еще раз хочу вернуться к своей мысли. Удивительный пример мученичества – это то, что сегодня наша молодежь должна знать, и на этом фоне мы должны говорить о наших сегодняшних надеждах, о наших мечтаниях, о нашем пастырском уповании, о целях нашего церковного служения.
Из выступления на церковно-научной конференции
«100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь»,
Москва, 16 июня 2017 года
Христианские нравственные ценности
На протяжении столетий наш народ, храня верность Православию, созидал нашу страну. В основу государственного устройства, всех общественных и личных взаимоотношений были положены христианские нравственные ценности. Они же были основным содержанием культуры, литературы и всех видов искусств. Строя храмы, наши предки в камне и дереве, фресках и иконах выражали не только христианское вероучение, но и созидали духовное и культурное наследие страны, укрепляли основы российской государственности.
Когда же вера в народе была поколеблена, то и государство наше потеряло свою опору. В текущем году исполняется сто лет событиям, ввергнувшим страну в смуту и противостояние, когда радикально изменился не только государственный строй, но и традиционный уклад жизни нашего народа. В новом мире православным святыням уже не было места, и безбожная идеология и вдохновляемая ею политика не только обрушилась на храмы, варварски уничтожая исторические памятники и архитектурные шедевры, но и на общественное сознание, разрушая всякую связь людей с духовно-культурной традицией предшествующих поколений.
В основе художественного замысла должна лежать идея красоты Божиего мира
Обращаю особое внимание архитекторов, проектировщиков и настоятелей – всех, кто вовлечен в создание архитектурного облика будущей святыни, – на очень важную составляющую каждого проекта. Уже на стадии разработки эскиза вы должны понимать, каким храм будет внутри. То есть, трудясь над архитектурной концепцией, необходимо помнить об архитектонике внутреннего пространства. Росписи, иконостас, паникадила, церковная утварь призваны стилистически гармонично дополнять архитектуру. Каждый новый храм должен стать подлинным произведением искусства, воплощением красоты и гармонии художественного замысла архитекторов, храмостроителей, иконописцев.
В основе художественного замысла должна лежать идея красоты Божиего мира. Интересно, что греческое слово «космос», то есть «мир», «вселенная», переводится как «красота», «порядок», «гармония». Другими словами, космос, мир, который нас окружает, всё творение Божие несут на себе печать великолепия и славы Самого Творца, Его красоты. И человек, созданный по образу и подобию Божию, должен стремиться эту красоту Божиего мира преумножать, не нарушая общей гармонии мироздания.
Традиционно в разных культурах во все времена храмы были самыми прекрасными произведениями архитектуры. Именно храмы, как в Европе, так и в России, были архитектурными эталонами, законодателями стиля, наглядным свидетельством развития творческой мысли. Они были не только духовными, молитвенными, культурными и просветительскими центрами, но и архитектурными доминантами, организующими пространственную среду жизни горожан и сельчан.
Из выступления на VII заседании Попечительского совета
Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы
16 июня 2017 года
Все святые имели чистое сердце
В сонме русских святых были люди разного социального положения, разных умственных способностей, разной степени материального благополучия. Это были и цари, и князья, и вельможи, и полководцы, и простые люди; монахи, священнослужители, епископы и даже изгои тогдашнего общества – юродивые. Что же соединяет этих столь разных людей – царя и юродивого, патриарха и послушника в монастыре, человека просвещенного, знатного и простолюдина? Соединяет одно – все святые имели чистое сердце, потому что только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5: 8), как сказал Сам Господь. Ведь какой же это святой, если он с Богом в жизни не соприкоснулся, если не увидел Бога в своей душе, в своей жизни, в окружающем мире, в истории своего народа?
Сердце духовное
Между сердцем физическим и сердцем, о котором говорит слово Божие, есть тесная связь. Если останавливается сердце физическое, то организм умирает, а если останавливается сердце духовное, то человек погибает для жизни и в этом мире, и в вечности.
Нередко под сердцем в духовном смысле понимают совокупность человеческих чувств, и это правильно. Чувства, которыми Господь нас наделил, многое отображают: любовь и ненависть, милосердие и жестокость, правду и ложь… – этот перечень противоположностей можно продолжать. Но если в понимании того, что есть сердце в библейском смысле слова, мы ограничимся областью человеческих чувств и эмоций, то впадем в опасную ошибку.
Что же собой представляет таинственное сердце, которым человек может узреть Бога? Об этом учит преподобный Макарий Великий, египетский подвижник IV века, создатель знаменитого монастыря в Нитрийской пустыне. Кстати, сегодня вместе с нами молились настоятели египетских монастырей, прибывшие в паломничество на русскую землю, – один из них является настоятелем той самой обители святого Макария Великого. Так вот, Макарий Великий сказал, может быть, ключевые слова, помогающие нам понять, что такое сердце в библейском смысле этого слова. Он сказал, что нужно положить многие труды и бдение, чтобы чистыми стали наша совесть и наше сердце.
Преподобный Макарий связывает понятие сердца с той областью человеческих чувств, которая именуется совестью, то есть нравственной природой человека – той самой природой, Богом зданной, о которой мы сегодня слышали удивительные слова из Послания апостола Павла к Римлянам (см.: Рим. 2: 10–16). Апостол говорит, что язычники, не знающие закона, Божественных заповедей, естеством, то есть по природе своей, законное творят. Как же так? Не зная закона, не зная заповедей, не зная того, что хорошо и что плохо, идолопоклонники могли по природе творить доброе? Апостол разъясняет: «Они обличаемы своей совестью и своими мыслями, то обвиняющими, то оправдывающими одна другую». Другими словами, нравственная природа человека не зависит ни от чего, в том числе религиозности: можно быть верующим или неверующим, христианином или язычником, а нравственное чувство, нравственная природа присутствует и опознается человеком в голосе совести.
Так вот, все святые были чистые сердцем – тем самым духовным сердцем. Они имели чистую нравственную природу, нравственное естество. И не потому, что творили одни только добрые дела, но потому, что боролись с тем, что разрушает нравственную природу, боролись с грехом и сделались чистые сердцем и, по слову преподобного Макария Великого, также и совестью.
А теперь нам следует перенестись из далеких времен – евангельских, святоотеческих – в нашу реальность. Очень часто, слыша слова Евангелия «чистые сердцем Бога узрят», мы до конца не понимаем, о чем идет речь. Мы не понимаем, что человек, разрушающий свою нравственную природу, поступающий против Богом зданной реальности, вложенной Творцом в его существо, выступает не против некоего писанного закона, но против Бога и против самого себя. Потому что другой природы Бог человеку не дал – Он дал ему только одну природу, с врожденным нравственным чувством, с совестью, с тем, что мы называем «сердцем». И когда мы грехом разрушаем эту природу, мы разрушаем самих себя, а если говорить глобально, разрушаем человеческую цивилизацию, подрываем жизненные силы человечества, обрекаем его на гибель.
Смерть духовная
Как известно, те, кто совершает военные преступления, не прощаются даже по истечении многих лет. Они не прощаются никогда, потому что нанесли человечеству непоправимый ущерб. Но насколько страшнее может быть скрытый, но реальный ущерб, который подрывает жизненные силы человеческого рода, который разрушает личность, а значит, и общество, который загоняет человеческую историю в тупик, ставит на краю пропасти, куда уже нельзя не сорваться! Разрушение человеческого сердца означает смерть. И разрушение сердца, о котором говорил Господь, нравственной природы человека – тоже смерть, смерть духовная, которая влечет за собой смерть физическую.
Святые угодники Церкви нашей, особенно новомученики и исповедники века XX, утверждали непререкаемость Божественной закономерности: разрушается человеческое сердце – наступает духовная смерть. Для того чтобы утверждать эту истину, им нужно было многое совершать в своей жизни. Преподобный Макарий говорит о бдениях и подвигах, и многие из них и бдения, и подвиги совершали денно и нощно. У кого-то в силу положения такой возможности не было, но они напрягали свои силы, может быть, не меньше, чем монах, совершающий бдение и молитвенный подвиг. Они сохранили в чистоте свои сердца, они стали светочами, путеводными звездами на нашем историческом пути.
Если вы отрицаете присутствие греха, то вы точно идете в погибель
Кто-то сегодня говорит, что греха в принципе не существует, а есть лишь свобода проявления человеком его желаний и ничто, кроме закона, не может ее ограничить. Таким людям мы отвечаем: «Если вы отрицаете присутствие греха, то вы точно идете в погибель. А если ваши голоса громко слышны, если вы можете проповедовать эти смертоносные идеи через так называемое современное искусство, через свободу выражения в Интернете, то вы ничем не лучше тех, кто подталкивает людей к физическому самоубийству, потому что разрушение сердца, разрушение нравственной природы человека есть духовная смерть». И мы сегодня особенно молимся нашим святым, в земле Русской просиявшим, нашим новомученикам и исповедникам, чтобы они молитвами своими пред Господом восполнили наши слабые молитвы, чтобы силой Божественной Господь вразумил народ наш, особенно молодежь, которая попадает в эти страшные расставленные капканы, могущие не только руки и ноги переломать, но и саму жизнь уничтожить. Мы молимся нашим святым, чтобы Господь по их молитвам приклонил милость Свою к роду человеческому и дал людям возможность иметь жизнь и, как сказано в Его слове, жизнь с избытком (Ин. 10:10).
Из слова после Литургии
в храме Христа Спасителя в Москве
18 июня 2017 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице,
Всех святых, в земле Русской просиявших