В ситуации, сложившейся в церковной жизни Украины – и в той роли, которую в текущем кризисе играет Константинопольский Патриархат, можно выделить, среди прочего, три аспекта – политический, этический и канонический.
Но, сначала, еще раз ответим на вопрос, который часто задают – “а что ужасного будет в появлении независимой Церкви на Украине?”. В принципе – ничего, как ничего в принципе ужасного не было в мире народам или земле крестьянам. Проблема в том, что этот проект означает на самом деле, кто его осуществляет и каковы их цели.
Главная цель этого проекта – подавление Украинской Православной Церкви, находящейся в общении с Московским Патриархатом. Вот, например, что пишетсоветник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк, обращаясь к “попам гебистам рпц”: “[убирайтесь вон] московские упыри! Вон с нашей святой, омытой праведной кровью наших славных пращуров и современных воинов-героев земли!”
Сам президент Петр Порошенко в ходе официальной речи на торжествах по случаю 1030 летия Крещения Руси, назвал Украинскую Православную Церковь “щупальцами, которыми внутри нашего государственного организма орудует страна-агрессор” и заявил, что автокефалия необходима именно для того, чтобы эти щупальца “обрубить”.
Я не склонен считать Европу раем земным – но мне трудно представить себе, чтобы где-нибудь в Европе высокопоставленные государственные служащие (да и просто госслужащие) говорили о какой-либо религиозной общине своей страны в таком тоне.
Огульно, гуртом, без каких-либо доказательств объявлять врагами государства множество своих граждан просто на основании их принадлежности к определенной религиозной общине – этому, конечно, есть прецеденты в прошлом Европы, как, впрочем, и других частей света. Но Европа, кажется, твердо решила к этому не возвращаться.
Что же касается украинских властей, то они видят смысл автокефалии именно в “обрубании щупалец”. Украинская Православная Церковь уже сталкивается с серьезными притеснениями – в частности, насильственными захватами храмов – и получение долгожданного томоса их, несомненно, усилит.
Представители филаретовского раскола уже открыто говорят, что важнейшие храмы и монастыри УПЦ будут у нее отобраны и переданы нововозникающей структуре.
Почему УПЦ вызывает такую ненависть? Коротко говоря, причину можно найти в словах митрополита Киевского Онуфрия: “Если у отца и матери есть десять детей, и они начинают воевать друг против друга, то отец никогда не скажет, чтобы старший убил младшего. Он скажет: "Помиритесь, простите друг друга".
Украинская Православная Церковь признает своими чадами и жителей Киева, и жителей Донецка. Она, насколько мне известно, единственное крупное сообщество Украины, которое высказало сострадание и солидарность в отношении терпящих бедствия войны жителей Донбасса. Как было сказано в “Обращении епископата Украинской Православной Церкви к клиру, монашествующим и мирянам по случаю 1030-летия Крещения Киевской Руси”, “Наши особые слова сегодня обращены к тем чадам Украинской Православной Церкви, которые проживают на Донбассе и страдают от боевых действий:
Братья и сестры! Вы не одиноки в ваших испытаниях. Вся наша Церковь ныне молится, сопереживает, помогает и будет продолжать молиться, сопереживать и помогать вам. Ваши страдания и ваша боль отзывается болью в наших сердцах. По словам апостола Павла, «страдает один член, с ним страдают все члены» тела, то есть Церкви Христовой (1 Кор. 12:26). Выражаем благодарность архипастырям, пастырям, монашествующим и всем мирянам той части Донбасса, где полыхает пламя войны, за ваше мужество, за пребывание со своей паствой, за терпеливое несение испытаний, которые выпали на вашу долю. Молимся Всемилостивому Богу и верим, что война скоро закончится и Бог всякую слезу с очей ваших отрет (Откр. 21:4)”
Мы можем отметить тут резкий контраст с позицией лидера раскольников Филарета, который поспешил объявить страдания жителей восточной Украины заслуженным “Божиим наказанием”.
Для “партии войны” миротворческая – или, хотя бы, не воинственная – позиция это уже страшная измена и “щупальца врага” которые “необходимо обрубить”, а президент Порошенко делает ставку именно на нее. Более того, “внутренний враг”, как мы знаем по опыту самых разных обществ – это очень полезный инструмент внутренней политики вообще, именно ему можно переадресовать фрустрацию и гнев людей, жизнь которых после майдана сильно ухудшилась – и, конечно же, по вине “московских попов”. Не по вине же властей, в самом деле.
Никто и не думает скрывать, что автокефалия – это чисто политический проект, не имеющий решительного никакого отношения к благу Церкви и спасению душ. Его продвигают и поддерживают люди, провозглашающие чисто политические цели – причем часть из них даже чисто формально не являются членами Православной Церкви. С точки зрения европейских представлений о свободе вероисповедания это немыслимо; с точки зрения Церкви – тоже. В Церкви не должны распоряжаться государственные чиновники – которые даже не являются ее членами.
И вот здесь этика действий Константинопольской Патриархии вызывает немалое недоумение. И этот этический аспект сам по себе очень важен – и его не надо упустить за спорами о канонах.
Речь же идет не о тяжбе из-за участка земли с сараем. Речь идет притязаниях уникального, глобального масштаба, на всемирное пастырство и владычество над всем православным миром. Такого рода чрезвычайные притязания должны сочетаться с чрезвычайной же мудростью и добродетелью. Пастырь – это не тот, кто может предъявить бумаги – подлинные или нет. Пастырь – это тот, кто проявляет жертвенную любовь и заботу, тот кто ограждает от зла и вреда, защищает и питает. Это, прежде всего, человек, проявляющий определенное поведение – и черты характера.
Проявляет ли эти черты Патриарх Варфоломей?
Если человек выступает на стороне политиков, которые рассматривают членов канонической церкви как “щупальца”, которые надо “обрубить” и “упырей” которых надо выгнать, то где же его пастырская забота о православных? Если он, какое-то время назад признав митрополита Онуфрия, теперь обращается с ним и с его паствой как с пустым местом, не считая нужным согласовывать с ним свои действия, то можно ли его считать добрым пастырем православного мира? Разве паства Владыки Онуфрия – или он сам – не православные?
Такое поведение нельзя обосновать какими бы то ни было историческими или каноническими ссылками. Не может быть никаких канонических обоснований для того, чтобы помогать мирским политикам гнать Церковь. Если человек, претендующий на глобальное пастырство, ведет себя таким образом – его претензии выглядят чрезвычайно неправдоподобными.
Но, собственно, и бумаги не производят впечатления – хотя подробное рассмотрение притязаний Константинопольского Патриархата мы можем оставить специалистам по каноническому праву.
Одно сразу бросается в глаза – и сразу ставит все построения Константинополя под вопрос. На протяжении десятилетий Патриарх Варфоломей признавал канонический статус-кво, который сложился столетия назад. Он без каких-либо проблем поддерживал отношения с Патриархом Московским, даже не заикаясь о статусе Украинской Церкви. Константинопольский Патриархат не оспаривал решения, которые принимались относительно Украинской Православной Церкви в 1990 году, когда ей был предоставлена “независимость и самостоятельность в ее управлении”, ни в 2017, когда по просьбе Митрополита Онуфрия этот самостоятельный статус был дополнительно подчеркнут.
Почему все это до определенного момента было вполне каноничным – и не вызывало никаких возражений со стороны Константинополя – а теперь уже нет? Что изменилось? Каноны? Нет, конечно. Изменился другой фактор – политическая ситуация. Но тогда единственный вывод, который можно сделать – это то, что действия Константинополя продиктованы именно политической ситуацией, а не канонами.
Ситуацией, которая создана светскими политиками, часть из которых, напомним, является открытыми атеистами или членами неправославных общин, политиками, которые руководствуются светской идеологией воинствующего национализма.
Именно они открыли для Константинополя окно возможностей – и уже после открытия этого окна внезапно обнаружились столетиями незамечаемые “исторические и канонические основания” чтобы этим окном воспользоваться.
Увы, человек может носить титул “Его Божественного Всесвятейшества” и, подобно прочим человекам, поддаться простым человеческим соблазнам.
Церковь оказывается в крайне трудном положении – признать притязания Патриарха Варфоломея на владычество над всем православным миром было бы явной неправдой, противиться этим притязаниям – значит оказаться перед лицом раскола.
Мы все должны усердно молиться и искать у Бога, который не оставил и не оставит Свою Церковь, мудрости и мужества – и мудрости прежде всего.