Наша жизнь исполнена трудностей, в конце концов, не из-за наших страстей. Но из-за нашего «если бы». Из-за нашего фарисейского тона и нрава. Нашего лицемерия и обмана. Не согласен? Однако самопознание и признание этого помогут нам полюбить ближнего, стать более снисходительными, искренними, подлинными. И человечными. А станем человечными – одновременно станем и Божественными. Когда мы приземлимся, тогда и взлетим. Чтобы взлететь, нужно прежде всего твердо стать на землю. Вначале ты уверенно ступаешь, далее отрываешься от земли. Стань сперва настоящим человеком, а затем богочеловеком.
Быть простым, скромным, естественным и приветливым – большое достижение. Важно всегда быть таким, каким ты есть на самом деле. Настоящим человеком. К этому мы все должны стремиться.
Один игумен Горы Афон делился воспоминаниями о своей жизни. О духовнике своей юности он рассказал: «Однажды я был в Афинах со своим духовным отцом. Мы ехали на машине. Красивая, ярко одетая девушка переходила улицу, когда транспорт остановился на свет светофора, она смутила общество. И мой духовник сказал: ‟О, какие творения ходят по улицам! Какие красивые девушки есть в этом мире. Они будоражат всех!ˮ» Святогорский игумен продолжил свое повествование: «Тогда я спросил своего духовного отца: ‟Геронда, то есть и вы приходите в смущение?ˮ – ‟Конечно, дитя мое. При виде такой девушки ты не смутишься? Каждый смущаетсяˮ. И тогда я сказал себе: ‟Вот почему я люблю своего геронду! Потому что он настоящий! Он Божественный, но человечныйˮ. Потом в одном доме в Афинах я встречался с женщиной, которая говорила о своем наставнике: ‟Мой духовник все прошел. Он Ангел. Он не ступает на землю. Ничто не трогает егоˮ». И святогорец добавил: «Я сказал: ‟Нет-нет! Не хочу такого геронду. Я предпочитаю моего геронду. Он простой человек, обычный, как все мыˮ».
К такому духовнику можно подходить без страха и ужаса. Святые говорят, что именно поэтому Христос оставил апостолов и священников как Своих преемников в исповеди и в контакте с миром: чтобы верующие чувствовали себя комфортно, чтобы не боялись их, ведь мы чувствуем, что они такие же, как мы! Они понимают нас, потому что они проходят то же самое. Это правда: что бы ты ни делал, я делаю то же.
Историю, которую я привожу выше, поведал мне игумен монастыря Дохиар отец Григорий, который ушел из жизни несколько недель назад. Его духовником, признавшимся о собственных искушениях, был святой (нынче) Амфилохий Патмосский.
Настоящие люди, грешники, подвижники, кающиеся, святые, которые постоянно просят милости Божией и живут честно и искренне, со всеми вытекающими последствиями!
Они меня совсем не шокируют, я не чувствую к ним симпатии, при этом они не смущают меня, наоборот, успокаивают, дают мне надежду и вдохновение на добрый подвиг без лицемерной святости. Господи, молитвами и предстательством святых помилуй нас!
Из книги «В браке есть свои сложности…»
Перевод Сергея Рудько