Православный календарьПравославный календарь
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.

Два двигателя мировой истории

    

Радостными словами начинается сегодняшнее апостольское чтение. «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе», – обещает христианам апостол Павел (Кол. 3:4). Но тут же он озвучивает и условия исполнения этого обещания: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол. 3:5–6).

Павел говорит, братья и сестры, о двух основных двигателях мировой истории. Это блуд и любостяжание. Кто-то возмутится: что ты говоришь? Бог правит миром! Аминь! – ответим мы. Воистину Бог правит миром, но сатана правит бал. И все самые постыдные дела мировой истории, которые Бог попускает совершать грешникам, совершались и совершаются во имя этих двух страстей – блуда и любостяжания.

Каково самое позорное деяние мира людей? Богоубийство. Из-за чего Иуда предает Христа в руки убийц? Из-за сребролюбия. А это ведь то же любостяжание. В казни Иоанна Предтечи какая страсть была повинна? Иродово прелюбодеяние. Войны, революции, государственные перевороты во имя каких страстей совершаются? Все то же любостяжание, или по-церковнославянски лихоимание – приобретение той или иной выгоды за счет страдания других людей, страсть к наживе любой ценой. И, как правило, в этих процессах также фигурируют какие-то любовные треугольники, страстная влюбленность, измены и прочие характерные составляющие блудного ослепления грешника. Блуд и любостяжание – это страсти, которые всегда идут рука об руку.

Обратите внимание, что Павел говорит: «Умертвите земные члены ваши», а потом перечисляет вовсе не члены нашего тела как таковые, а страсти. «Блуд, нечистота, страсть», злая «похоть» – они все входят в область блуда. И плюс любостяжание. Т. е. апостол показывает, что страсти могут настолько срастись с нами, что станут как бы членами нашего тела, как бы нашей природой. Например, вначале человек гордо заявляет: я свободен и живу как хочу. Скажем, хочу – выпью, не хочу – не выпью... А много позже, когда страсти в буквальном смысле уже владеют его членами, со страхом признается: я ничего не могу с собой поделать. И исполняются слова апостола Петра: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19).

Блуд и любостяжание особо опасны тем, что представляют собой извращение естественных потребностей. Например, молодым людям совершенно естественно влюбляться и встречаться. Но где заканчивается грань между нежным поцелуем и тем, что Церковь зовет блудом? Когда это становится понятным, уже бывает поздно.

Или, скажем, человеку естественно зарабатывать деньги на жизнь. Но где заканчивается грань, за которой зарабатывание на хлеб насущный перерастает в обогащение?

Нет никакого греха в том, чтоб откладывать деньги с какой-то благой целью, например, для поступления сына в хороший университет, которые сейчас все платные. Но где пролегает черта, за которой это накопительство преобразится в постоянное беспокойство о своем счете в банке и о том, как бы его увеличить? Трудно сказать.

Павел называет любостяжание идолослужением. Тем самым нам показано новозаветное понимание идолопоклонства. Идол для христианина – это уже не только материальное изваяние, изображающее вымышленного бога. Оказывается, внутри человека живут невидимые идолы, требующие служения себе. И главные из них блуд и страсть к наживе.

Мы видим, друзья, что на протяжении тысячелетий человек по сути своей не меняется. Какие страсти мучили человечество при апостолах, такие мучают и сейчас. Люди, может, и становятся сами по себе все хуже и хуже, но грехи и страсти у них остаются прежние. Чем отравлен современный человек? Блудом во всех его проявлениях и страстью к обогащению. С самого детства эти страсти навязываются человеку как норма. Он вырастает духовно больным. И мы с вами не исключение. Мы воспитаны миром, живем среди мира и пропитаны страстями мира. Да, мы в Церкви, но наша церковность неглубока, как тонкий слой чернозема над толстыми пластами мертвой глины.

И все же церковный человек призван бороться со страстями. Как это делать?

Еще до начала этой борьбы нужно пройти большой путь, который состоит в том, чтоб увидеть в себе страсть и возненавидеть ее. До этого всякая борьба будет игрушечной, ненастоящей. Подобно тому, как Блаженный Августин рассказывал о себе: «Я каждый день просил у Бога: дай мне целомудрие. Но внутренний голос всегда прибавлял: только не сейчас» («Исповедь»). Так же будет и с нами, пока мы будем тайком любить свои страсти. А мы любим свои страсти. Отцы пишут, что возненавидеть страсть – значит уже победить ее. Как до этого дойти?

Страсть и ее уродство возможно рассмотреть только приближаясь к источнику света и чистоты – к Богу в образе человека, Иисусу Христу. Причащаясь Христу в Таинствах Церкви, в молитве, в изучении Писания, в исполнении заповедей Его – и тем самым просвещаясь светом Христовым – мы тем более будем видеть нечистоту свою, болеть о ней, оплакивать ее и ненавидеть свои пороки. Иначе без этой священной ненависти никакой борьбы не получится. Тот, кто возлюбит много, тот способен и глубоко ненавидеть все противоположное, в данном случае – нечистоту, грех, страсть, порок и все то, что унижает и уничтожает человека, который есть Божие создание.

Итак, вот мысль. Начало и основа всякой борьбы есть познание себя и ненависть к увиденному греху. А это происходит при внимательном вглядывании в образ истинного человека, Иисуса Христа, и в благодатном приобщении к Нему. А далее – у нас есть драгоценное святоотеческое наследие, объясняющее суть этой борьбы. Это аскетические сочинения святых отцов, которые сами прошли эту борьбу и подробно описали ее нам. Это и «Добротолюбие», и «Невидимая брань», и «Душеполезные поучения», и «Лествица», а из более близких к нам – сочинения святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана (Говорова) и многое другое, что знакомо всякому рабу Божьему, пытающемуся что-то делать для своего спасения. Но к данным книгам мы должны приступать со зрением своих пороков, ненавистью ко греху и твердой решимостью воевать с ним. Иначе борьба наша будет ненастоящая.

Напоследок приведу пример из жизни. Один мой знакомый много лет был связан одним блудным грехом. Сильно страдал от этого, но страсть была сильнее воли. И однажды, вконец измучившись, он после исповеди подходил к чаше (а священнику, видно, Господь подсказал, что нужно его допустить к Причастию). Упав перед чашей на колени, он сказал: «Господи, я ненавижу свой грех, но у меня нет сил отстать от него. Дай мне эту силу». И – причастился. С того дня этот грех больше его не беспокоил.

В этом случае есть все, о чем мы говорили: видение страсти, ненависть к ней и признание Иисуса Христа свои Врачом. Дай Бог нам, братья и сестры, все это иметь в себе. Это есть начало пути, ведущего в жизнь, которой да не лишит нас Отец наш Небесный.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 193 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×