Радостными словами начинается сегодняшнее апостольское чтение. «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе», – обещает христианам апостол Павел (Кол. 3:4). Но тут же он озвучивает и условия исполнения этого обещания: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол. 3:5–6).
Павел говорит, братья и сестры, о двух основных двигателях мировой истории. Это блуд и любостяжание. Кто-то возмутится: что ты говоришь? Бог правит миром! Аминь! – ответим мы. Воистину Бог правит миром, но сатана правит бал. И все самые постыдные дела мировой истории, которые Бог попускает совершать грешникам, совершались и совершаются во имя этих двух страстей – блуда и любостяжания.
Каково самое позорное деяние мира людей? Богоубийство. Из-за чего Иуда предает Христа в руки убийц? Из-за сребролюбия. А это ведь то же любостяжание. В казни Иоанна Предтечи какая страсть была повинна? Иродово прелюбодеяние. Войны, революции, государственные перевороты во имя каких страстей совершаются? Все то же любостяжание, или по-церковнославянски лихоимание – приобретение той или иной выгоды за счет страдания других людей, страсть к наживе любой ценой. И, как правило, в этих процессах также фигурируют какие-то любовные треугольники, страстная влюбленность, измены и прочие характерные составляющие блудного ослепления грешника. Блуд и любостяжание – это страсти, которые всегда идут рука об руку.
Обратите внимание, что Павел говорит: «Умертвите земные члены ваши», а потом перечисляет вовсе не члены нашего тела как таковые, а страсти. «Блуд, нечистота, страсть», злая «похоть» – они все входят в область блуда. И плюс любостяжание. Т. е. апостол показывает, что страсти могут настолько срастись с нами, что станут как бы членами нашего тела, как бы нашей природой. Например, вначале человек гордо заявляет: я свободен и живу как хочу. Скажем, хочу – выпью, не хочу – не выпью... А много позже, когда страсти в буквальном смысле уже владеют его членами, со страхом признается: я ничего не могу с собой поделать. И исполняются слова апостола Петра: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19).
Блуд и любостяжание особо опасны тем, что представляют собой извращение естественных потребностей. Например, молодым людям совершенно естественно влюбляться и встречаться. Но где заканчивается грань между нежным поцелуем и тем, что Церковь зовет блудом? Когда это становится понятным, уже бывает поздно.
Или, скажем, человеку естественно зарабатывать деньги на жизнь. Но где заканчивается грань, за которой зарабатывание на хлеб насущный перерастает в обогащение?
Нет никакого греха в том, чтоб откладывать деньги с какой-то благой целью, например, для поступления сына в хороший университет, которые сейчас все платные. Но где пролегает черта, за которой это накопительство преобразится в постоянное беспокойство о своем счете в банке и о том, как бы его увеличить? Трудно сказать.
Павел называет любостяжание идолослужением. Тем самым нам показано новозаветное понимание идолопоклонства. Идол для христианина – это уже не только материальное изваяние, изображающее вымышленного бога. Оказывается, внутри человека живут невидимые идолы, требующие служения себе. И главные из них блуд и страсть к наживе.
Мы видим, друзья, что на протяжении тысячелетий человек по сути своей не меняется. Какие страсти мучили человечество при апостолах, такие мучают и сейчас. Люди, может, и становятся сами по себе все хуже и хуже, но грехи и страсти у них остаются прежние. Чем отравлен современный человек? Блудом во всех его проявлениях и страстью к обогащению. С самого детства эти страсти навязываются человеку как норма. Он вырастает духовно больным. И мы с вами не исключение. Мы воспитаны миром, живем среди мира и пропитаны страстями мира. Да, мы в Церкви, но наша церковность неглубока, как тонкий слой чернозема над толстыми пластами мертвой глины.
И все же церковный человек призван бороться со страстями. Как это делать?
Еще до начала этой борьбы нужно пройти большой путь, который состоит в том, чтоб увидеть в себе страсть и возненавидеть ее. До этого всякая борьба будет игрушечной, ненастоящей. Подобно тому, как Блаженный Августин рассказывал о себе: «Я каждый день просил у Бога: дай мне целомудрие. Но внутренний голос всегда прибавлял: только не сейчас» («Исповедь»). Так же будет и с нами, пока мы будем тайком любить свои страсти. А мы любим свои страсти. Отцы пишут, что возненавидеть страсть – значит уже победить ее. Как до этого дойти?
Страсть и ее уродство возможно рассмотреть только приближаясь к источнику света и чистоты – к Богу в образе человека, Иисусу Христу. Причащаясь Христу в Таинствах Церкви, в молитве, в изучении Писания, в исполнении заповедей Его – и тем самым просвещаясь светом Христовым – мы тем более будем видеть нечистоту свою, болеть о ней, оплакивать ее и ненавидеть свои пороки. Иначе без этой священной ненависти никакой борьбы не получится. Тот, кто возлюбит много, тот способен и глубоко ненавидеть все противоположное, в данном случае – нечистоту, грех, страсть, порок и все то, что унижает и уничтожает человека, который есть Божие создание.
Итак, вот мысль. Начало и основа всякой борьбы есть познание себя и ненависть к увиденному греху. А это происходит при внимательном вглядывании в образ истинного человека, Иисуса Христа, и в благодатном приобщении к Нему. А далее – у нас есть драгоценное святоотеческое наследие, объясняющее суть этой борьбы. Это аскетические сочинения святых отцов, которые сами прошли эту борьбу и подробно описали ее нам. Это и «Добротолюбие», и «Невидимая брань», и «Душеполезные поучения», и «Лествица», а из более близких к нам – сочинения святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана (Говорова) и многое другое, что знакомо всякому рабу Божьему, пытающемуся что-то делать для своего спасения. Но к данным книгам мы должны приступать со зрением своих пороков, ненавистью ко греху и твердой решимостью воевать с ним. Иначе борьба наша будет ненастоящая.
Напоследок приведу пример из жизни. Один мой знакомый много лет был связан одним блудным грехом. Сильно страдал от этого, но страсть была сильнее воли. И однажды, вконец измучившись, он после исповеди подходил к чаше (а священнику, видно, Господь подсказал, что нужно его допустить к Причастию). Упав перед чашей на колени, он сказал: «Господи, я ненавижу свой грех, но у меня нет сил отстать от него. Дай мне эту силу». И – причастился. С того дня этот грех больше его не беспокоил.
В этом случае есть все, о чем мы говорили: видение страсти, ненависть к ней и признание Иисуса Христа свои Врачом. Дай Бог нам, братья и сестры, все это иметь в себе. Это есть начало пути, ведущего в жизнь, которой да не лишит нас Отец наш Небесный.