Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений дал интервью эстонскому новостному порталу Delfi, в котором рассказал о задачах Церкви, отношениях с политическими партиями и проблемах современной молодежи. С Предстоятелем Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата беседовала старейшина таллинского района Ласнамяэ, член Центристской партии Мария Юферева-Скуратовски.
— Учитывая непростую ситуацию между Эстонией и Россией, да и последние события в православном мире (ситуация в Украине), хочется пожелать сил, терпения и мудрости на Вашем посту. Какими Вы видите Ваши задачи на ближайшие годы в Эстонии?
— Вы правильно отметили, что между Эстонией и Россией отношения непростые. Я считаю, что Церковь должна занимать такую позицию, которая способствовала бы взаимопониманию.
В Эстонии, согласно статистике, насчитывается около 200 000 православных. В то же время согласно опросам, проведенным на уровне ЕС, Эстония — самая нерелигиозная страна Евросоюза. Все это накладывает определенный отпечаток и на деятельность Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
В первую очередь, я считаю очень важным налаживание взаимопонимания между прихожанами и священником внутри каждого прихода.
Поясню на конкретном примере. В 80-е годы, когда только-только был снят железный занавес, мы встретились с польским православным священником. Поскольку многие священники ранее за границей не бывали, то активно интересовались у польского коллеги, как в Польше построена религиозная жизнь, деятельность Церкви. Католическая Церковь очень сильна в Польше. Законодательно уже в те годы там было многое позволено, например, преподавание закона Божия в школах.
Один наш священник спросил: «А сколько человек в вашем приходе?» Польский священник ответил: «52 человека причащаются, восемь не причащаются, двое сопротивляются, а трое не пойми что». Это говорит о том, что священник так наладил приходскую жизнь, что полностью знает про каждого своего прихожанина. Чем они живут, дышат, каково их семейное положение. Вот этот тот самый приблизительный идеал, к которому должен стремиться священник каждого прихода.
— Настоятелям таллинских церквей удается приблизиться к идеалу?
— Нужно признать, что в условиях большого города такой идеал практически недостижим. Есть костяк прихожан, которые регулярно приходят, регулярно исповедуются, священник их знает, они знают священника. Хорошо, если вся семья ходит к одному священнику на исповедь. Это идеальный вариант. Но ведь немало «захожан» и «прохожан». Это, конечно, игра слов. Я хочу сказать, что задача священника понять, когда человек просто зашел в храм как турист — или пришел с внутренним смятением и не знает, к кому подойти. В любом случае все эти люди нуждаются в определенном внимании со стороны священника.
Всякая стратегическая задача складывается из множества тактических. Одна из тактических задач — организация приходской жизни в том или ином регионе. По своей сути и смыслу приходская жизнь — это душепопечение. Церковь встречает человека, идет с ним по жизни и провожает в последний путь. Если, конечно, человек сам не отрицает Церковь.
— А как должны выглядеть идеальные отношения Церкви и политиков?
— Начну с того, что священнику запрещается быть представителем какой-либо партии. Но он должен быть готов, что к нему могут приходить представители разных партий с совершенно разными вопросами. Один политик может прийти с просьбой, дескать, попроси, батюшка, чтобы за меня проголосовали прихожане, а другой политик придет потому, что у него в семье проблемы, и он ищет душевного равновесия.
И здесь нужно понимать, что у политических партий и Церкви задачи абсолютно разные. Если некая партия или политическая сила организует или реализует свою программу лишь на каком-то временном отрезке материальной жизни, то деятельность Церкви выходит далеко за пределы какого бы то ни было периода времени. Поэтому отношение к политическим партиям у Церкви ровное — одни партии лучше по своим программам, другие хуже, какие-то партии относятся к Церкви теплее, другие холоднее или вовсе отрицают.
А Церковь была во все времена — при рабовладельческом строе, при феодальном, при капитализме, при крахе капитализма в некоторых странах, при социалистическом строе. При том строе, который строил коммунизм. И мы помним деятелей, которые заявляли, что с попами в коммунизм нельзя входить. Мы все это проходили.
— Сейчас для Таллина встала особенно остро проблема трудных подростков, которые стали серьезной угрозой безопасности горожан минувшим летом. Какова позиция Православной Церкви в этом вопросе? Как вы справляетесь с проблемной молодежью?
— Трудные подростки — это проблема как для Церкви, так и для официальных властей. Многие дети лет до 13 с интересом ходят в воскресную школу, особенно если преподаватель смог пробудить в них интерес к знаниям. А потом, к 13-15 годам, наступает искушение. У молодого человека появляется горделивое самомнение, эгоизм, бунт против опеки родителей. Здоровья много, перед молодым человеком открываются большие пространства и новые возможности. Этот период нужно пройти и пережить. И в этот момент очень важно, чтобы рядом был кто-то, кто смог бы подсказать. Родители часто уходят на второй план, а их нравоучение только вызывают противодействие и раздражение.
Хорошо, если родители приучили ходить на исповедь, хорошо, если у подростка есть контакт со священником. И тогда священник в зависимости от ситуации может либо мягко подсказать, или даже жестко осадить. Но у него нет рычагов воздействия, он не может запретить или наказать. Выслушал его 15-летний отрок, развернулся и ушел. А священнику остается только молиться за его благополучие. Но часто именно участие священника в духовной жизни молодого человека помогает тому понять, что он пошел по ложному пути.
Еще очень важно, чтобы у детей не было пустого свободного времени, которое ничем не занято. Ведь свободное время тоже можно проводить с пользой. Праздность у детей может привести к большим проблемам.
У Эстонской Православной Церкви есть молодежный отдел, руководит которым настоятель Казанской церкви г. Таллина. Начиная с 15 лет можно из воскресной школы перейти в молодежный отдел. Таким образом, Православная Церковь готова предлагать духовное развитие молодым людям в соответствии с их взрослением.
— Если ребенок ходил в воскресную школу, значит ли это, что в будущем он непременно станет верующим человеком или свяжет свою жизнь с Церковью?
— Абсолютно нет. И Церковь не ставит своей целью, простите за грубое слово, завербовать ученика воскресной школы в будущие священники. Ни в коем случае... Например, при разных монастырях организованы приюты для девочек, которые остались без родителей или вынуждены были покинуть семью. Никто не ждет, что эти девочки станут монахинями. С позиции Православия на человека нельзя воздействовать силой и принуждением, чтобы он стал монахом, монахиней или священником.
— Мы живем в мире инфотехнологий, а темп жизни постоянно ускоряется. Судя по всему, скоро мы лично познакомимся с искусственным интеллектом. Не ощущает ли Церковь конкуренции в лице высоких технологий?
— Есть такая проблема — гаджеты. Человек чуть ли не живет в своем смартфоне или планшете. Как-то я принимал участие в дискуссии на тему телевидения. Я говорил о том, что телевидение таит в себе определенную опасность. Мой оппонент утверждал: «Что плохого в том, когда показывают хороший фильм, который облагораживает душу, где добро побеждает зло?»
Знаете, есть принцип золотой середины, которому важно следовать во всем. Ну, к примеру, в VI веке жил святой, который вкушал только хлеб и воду, и то не каждый день. Что произойдет, если современный человек решит подражать этому святому? Скорее всего, катастрофа. Поэтому Церковь и Евангелие призывают нас к золотой середине. Церковь не говорит «не ешь!», она говорит «ешь, но не объедайся!». Она не говорит «не пей!», она говорит «пей, но не упивайся!».
Так и с хорошим фильмом, который облагораживает души и где добро побеждает зло. А если в этом фильме 120 серий и 10 сезонов? Тогда существует реальная опасность, что человек погружается в выдуманную сказку и начинает проживать не свою жизнь. Человек должен жить своей жизнью, думать о своих проблемах, бороться со своими грехами. А не думать о проблемах главного героя сериала.
И насчет ускоряющегося ритма жизни. Для того чтобы человек больше успевал, у него в помощниках теперь мобильный телефон или даже два, электронная почта, машина, самолет. А что в итоге? Мы везде спешим и никуда не успеваем! Так что с точки зрения Православия рецепт счастья только в Боге. И надо иногда задумываться о том, что человек на эту землю пришел на какое-то время, и рано или поздно за все свои дела и даже мысли придется давать отчет.