Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.

Учимся дома, советуемся со школой

Об одном удачном опыте семейного образования

Валентина и Людмила Рогозянские Валентина и Людмила Рогозянские

Вот и подошел к концу школьный марафон. Старшие дочери Валентина и Людмила – выпускницы. Они обучались на семейной форме образования. Тем приятнее для нас, родителей, видеть завершение большого этапа и достигнутые ими отличные результаты.

Не секрет, что по поводу семейного образования существуют противоречивые мнения. Мамы и папы сомневаются, удастся ли в домашних условиях, самостоятельно организовать учебу. Школьные учителя с недоверием относятся к деятельности непрофессионалов. Переход на семейное образование нередко оказывается «экстренным выходом» – решением, которое принимают на фоне конфликта, когда отношения с учителями и классом накалены. В этой публикации я хочу рассказать, каким образом выглядит положительное взаимодействие со школой и как школьные педагоги, имеющие опыт работы с «семейниками», оценивают их способности и уровень подготовки.

К идее семейного образования мы в нашей семье пришли заранее, до вступления детей в школьный возраст. Руководствовались педагогическими соображениями: хотелось быть ближе к своим детям и избежать негативного сценария, общего для многих современных молодых людей и подростков: взгляд, уставившийся в экран смартфона, ограниченный кругозор и речь, пересыпанная мусорными словечками. Большую роль в выборе сыграли христианские убеждения. Во-вторых, еще дошкольницами дочери увлеклись музыкой (инструментальное исполнительство: флейта, фортепиано). Постоянные занятия, поездки на мероприятия и конкурсы требовали времени и сил, больших, чем те, которые остаются у ребенка, отсидевшего в классе ежедневные 5–6 уроков. Само по себе возникло решение: изучать школьные предметы самостоятельно, в индивидуальном, удобном распорядке и в ускоренном темпе.

В России учить детей самостоятельно родителям разрешено Законом об образовании 1991 года. Несмотря на это, «семейники» в российской системе образования по-прежнему – редкость. Каждый случай становится своего рода открытием, экспериментом для семьи и работников системы образования, отвечающих за оценку результатов домашней учебы.

Сестры Рогозянские с выпускниками школы Сестры Рогозянские с выпускниками школы

Нам в свою очередь также пришлось пройти через непонимание и отсутствие опыта. На время начала обучения дочерей «семейники» не имели необходимой организационной и методической поддержки и действовали на собственный страх и риск. Так обстояло дело в Москве и Петербурге, а тем более в провинции. Для местной школы и на районном уровне наш случай стал первым, когда бы родители сами, добровольно решались на СО. Никто не представлял, что из этого выйдет и как дети справятся с полным курсом. И в самом деле, школьный период казался вечностью! Сегодня с трудом верится в то, что этот путь – класс за классом – позади. Но вот они – итоговые контрольные работы, волнение накануне тестирований. Получаем аттестат, и теперь курс – на поступление! Продолжать образование Валентина и Людмила намереваются в Костромском музыкальном колледже, подготовительное отделение которого также только что окончили.

Отмечу роль школы: ООШ п. Россолово Галичского района Костромской области. Школа в нашей семье никогда не воспринималась в формальном либо негативном ключе – как давящая или карающая инстанция. Дочкам нравилось ездить к педагогам, и педколлективу импонировали детские интерес и прилежание. В регулярных консультациях и ответах учителям, написании проверочных тематических работ сложился наш образовательный распорядок, напоминающий чем-то студенческие зачеты и сессии. Этим поощрялась детская самостоятельность, и мы, как родители, постепенно смогли сократить свое участие в обучении.

Поощрялась детская самостоятельность, и мы, родители, постепенно смогли сократить свое участие в обучении

Контакты с учителями, решение большинства учебных вопросов с 5–6-го класса стали переходить в ведение девочек.

Нечего говорить, каким это было большим облегчением! Главные усилия от нас понадобились на начальном этапе. После того как «мотор» детского познавательного интереса и самодисциплины заработал, всё стало происходить проще, как бы само собой. Вообще, мне кажется, правильней называть данный подход самообразованием ребенка, а не домашним или семейным образованием. Родители не столько учат, сколько предоставляют возможности детям обрести умения и знания в контакте с учителями, педагогами дополнительного образования, с другими компетентными старшими.

За весь срок обучения мы не прибегали к репетиторам. Благодаря поддержке и вниманию учителей все аттестации, включая итоговую, прошли ровно и без чрезмерных волнений. Результаты ОГЭ у обоих высокие. Обучаясь в одном условном «классе», Валюша и Люся – погодки с разницей в возрасте в 1 год и 5 месяцев – отлично поддерживали друг друга. Нормальные отношения у девочек сложились со сверстниками из класса. Кое-кто из них наверняка, конечно, был не прочь учиться без обязательного постоянного посещения уроков.

Известно, что родители-«семейники» часто избегают отношений со школьной системой. Но пренебрегать школой не нужно.

Пренебрегать школой родителям-семейникам не стоит. Важно построить правильные взаимоотношения со школой

Умение найти общий язык, наладить контакт, соблюсти требования, представить стороннему лицу результаты своей учебной деятельности, прислушаться к замечаниям, оперативно скорректировать недочеты – таковы немаловажные составляющие опыта развития и взросления детей. Это, по существу, первая их всамделишняя задача и дополнительный важный урок и экзамен. Именно из таких задач будет впоследствии состоять взрослая жизнь.

Послушаем отзывы педагогов о полученном опыте работы с «семейниками».

Елена Анатольевна Яковлева Елена Анатольевна Яковлева Яковлева Елена Анатольевна, учитель истории и географии высшей категории, в профессии 26 лет, удостоена звания «Лучший учитель Российской Федерации»:

– Девочек помню с 1-го класса, так как работала заместителем директора школы. Проверяла у них технику чтения и сразу обратила внимание на хорошую память и на то, что дети рассуждают, полным ответом отвечают на вопрос.

Когда мы с ними встретились после начальной ступени, в 5-м классе, заметен был высокий уровень самостоятельности. Не просто «как написали, так и написали», но желание ничего не упустить и сделать как можно лучше. В письменных работах обе показывали умение работать с источниками, аргументировать, сравнивать, делать выводы, находить общее и различное. На мой взгляд, всё это также связано с хорошим развитием устной речи.

Работать с девочками было всегда легко, трудностей я лично не замечала. На семейной форме образования Валя и Люся у нас были первыми, поэтому было довольно интересно. Когда ученик любит учиться, учителю всегда интересно.

Анализируя, что я могу сказать о том, почему достигнуты такие высокие результаты? Наверное, всё же изначально способности неплохие. Немного не умещались в отведенные временные рамки, ведь дома нет четкого начала и конца занятия по звонку, но к выпуску сумели справиться с этим. Свой индивидуальный темп работы у девочек объясняется тем, что они хотели сделать как можно лучше. Разбирались, вспоминали, подбирали слова. Не так: что первое пришло на память, то и написали. А обдумывали – на это, естественно, требуется время. Редко дети проявляют себя таким образом.

Я думаю, у них всё впереди и им несложно будет продолжать учиться, находить общий язык. Всё у них сложится, пусть идут к своей цели. Будем их вспоминать как своих выпускников и ждать в гости.

Людмила Сергеевна Транчукова Людмила Сергеевна Транчукова Транчукова Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, в профессии 28 лет, из них 8 лет директорского опыта, имеет звание «Почетный работник образования»:

– Выделялись тем, что читали. По сочинениям это можно было заметить. Проблем, связанных с семейной формой обучения, я лично не помню. В первую очередь семейная форма – это дело родителя и родительская ответственность. В нашем случае всё получилось очень и очень неплохо.

Обстановка в семье должна способствовать образованию. Когда такая обстановка есть, я лично против семейного образования ничего не имею. Тем более что наши девочки одновременно занимались еще и музыкой. Данный подход я считаю вполне оправданным.

Год от года дети меняются. Раньше на уроке я всегда видела глаза учеников, теперь они или норовят уткнуться в смартфон, или смотрят в окно. У Валентины с Людмилой желание учиться большое. Ничего удивительного, что обе в итоге оказались сильней остальных наших учеников.

Семейная форма обучения – это родительская ответственность: обстановка в семье должна способствовать образованию

Кроме того, мне хотелось предоставить девочкам дополнительные возможности. Кроме школьной программы мы участвовали в предметных олимпиадах, специально готовились к этому. Также я, как директор, просила их чаще играть на школьных мероприятиях и праздниках. Каждый раз дети и учителя с удовольствием слушали выступления девочек. Поэтому при желании «семейники» тоже могут вносить свою лепту в жизнь школы.

Описанная история – это история, как разные формы образования могут плодотворно сотрудничать вместе. Эстафету самообразования в нашей семье продолжает младшая дочь Маша. Она окончила курс начальной школы и, не дожидаясь начала нового учебного года, принялась за программу следующего, 5-го класса. Учиться на семейном образовании, двигаясь по пути, проторенному ее старшими сестрами, совсем не сложно. С нетерпением ждет она встречи с наставниками – учителями следующей ступени.

Андрей Рогозянский

27 июня 2019 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 275 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
10 мифов о семейном образовании 10 мифов о семейном образовании
Гузель Гурдус
10 мифов о семейном образовании 10 мифов о семейном образовании
Гузель Гурдус
На семейном образовании можно вместе с ребёнком погрузиться в изучение устройства мира и понять, что школьная программа не так страшна, как кажется.
Немного о семейном образовании Немного о семейном образовании
Владимир Басенков
Немного о семейном образовании Немного о семейном образовании
Владимир Басенков
Семейное образование – это индивидуальный маршрут обучения, который учитывает таланты и способности каждого ребенка.
Домашнее образование детей: преимущества и проблемы Домашнее образование детей: преимущества и проблемы
Алексей Комов
Домашнее образование детей: преимущества и проблемы Домашнее образование детей: преимущества и проблемы
Беседа с Алексеем Комовым, руководителем программы поддержки семейного образования «Классические беседы»
Дети на домашнем обучении знают, как правило, на порядок больше, чем школьники, им всё интересно, у них не загублена живая жилка познания. И важный момент: наша программа дает возможность для позитивной социализации, а не негативной, как в школе.
Комментарии
Людмила 2 июля 2019, 19:11
У нас 5 детей. И двух старших мы хотели и учили на СО,но приглашали учителей. А потом по деньгам не потянули, дорого очень. Отдали в школу, Они теперь на матерном языке разговаривают, репетиторов также оплачиваю, в школе не учат. Образование дети не получат говорю мужу, а он говорит, что все не образованными будут. Так что очень сожалею, что учатся в школе, но ничего сделать не могу, только одна надежда на Бога.
Иоанна_ 29 июня 2019, 10:50
КАК отпускать в самостоятельную жизнь этих двух нежных птенчиков??
Анна29 июня 2019, 07:21
Мои наблюдения показывают, что для успешного домашнего образования или нужно быть богатым (нанимать репетиторов, особенно в старших классах, посещать разные мероприятия и т п) или не ставить высоких целей. Если ребёнок просто идёт потом в колледж/ училище, то можно вполне обойтись учебой дома. Если в семье не так много детей, то тоже всё пройдёт гораздо легче и успешнее. Если ребёнок гуманитарий, то тоже хорошо, не нужны лабораторные работы и приспособления для экспериментов.
S.28 июня 2019, 14:06
Если бы автор этого материала делал свои первые шаги в СО своих детей не десять лет назад, а сейчас, то заголовок статьи вполне мог бы выглядеть иначе. Сегодня, слава Богу, у родителей есть возможность учить своих детей дома, не советуясь со школой, а у детей - сдавать ежегодные аттестации через Интернет,не рискуя стать жертвой педагога, готового выместить на ребенке свою неприязнь к форме образования, выбранной родителями.
ОЕ28 июня 2019, 05:36
Где мы живём на западе, огромное количество на домашнем образовании - в большей части протестанты, разного вида менониты, а так же много разных народностей и людей. В школе с первого класса ввели 'просвещение', весь июнь-все школы вывешивают радужный флаг. Уровень образования в общем очень низкий. В нашем приходе немало семей на домашнем образовании. Наш епископ очень поддерживает эти инициативы. Понятно, что это не для всех- но есть много разных видов- можно на интернете, можно домой учителей, можно частично в школе. Детям точно не скучно, они ведь общаются и ходят на кружки. Результаты при поступлении в вузы показывают выше успехи от тех, кто был на дом. образовании, во всяком случае тут.
Олег27 июня 2019, 23:21
И все же, для большинства родителей учить своих детей дома не представляется возможным. И подобные статьи скорее вгоняют в уныние, чем мотивируют к действию.
Гораздо полезнее было бы, если бы кто-то поделился успешным опытом воспитания православного ребенка в условиях агрессивной школьной среды.
Антоний27 июня 2019, 19:42
Для меня как представителя высшей школы прежде всего важен тот багаж знаний и навыков, с каким ко мне приходит первокурсник. Насколько хорошо он знает алгебру и начала матанализа, геометрию, физику. Пока похвастать Отечественному образованию нечем: добротные учителя, выпускники Советских вузов, - мудрые сеятели разумного, доброго, вечного, - уходят на покой, на смену же им приходят отравленные в 90-е евролиберальными ценностями представители поколения Y. Детей ныне не обучают, а дрессируют, натаскивают на ЕГЭ, как охотничьих псов. Каковы плоды? Пишут студенты неграмотно (хит этого года - "колличество"), математику знают слабо, и не могут сказать, до или после ВОВ Гагарин полетел в космос...
Катерина 27 июня 2019, 07:49
Интересно. Спасибо автору и редакции. Ну вот пока мои подозрения подтверждаются. Обе ученицы гуманитарии и вероятно будующие студентки музыкального училища. В принципе каждый как он хочет. Но для нормального существования страны интересен был бы высокий % учащихся дома-будущих строителей кораблей, офицеров-защитников родины, различных технологов. Т.е. постувших в технические и военные вузы. Отбить надежду войскам НАТО окольцевать Россию окончательно можно только высоким технологическим развитием страны.
Ольга27 июня 2019, 06:54
Интересно еще было бы услышать мнение учителей алгебры, физики и химии.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×