На фото: А.Ю. Карушев - помощник наместника по связям с общественностью, заведующий церковно-археологическим кабинетом монастыря, Д.В. Данилов - научный сотрудник музея «Малые Корелы», пресс-секретарь монастыря, иеромонах Феофил (Волик)
Монастырский музей – важное направление просветительской деятельности современного монашества. Развивая музейное дело, насельники монастырей помогают паломникам и туристам лучше узнавать историю своих обителей, знакомиться с жизнью насельников прошлых лет, рассказывают о знаменитых людях нашего Отечества, чья судьба неотделимо связана с тем или иным монастырем. Учебники истории, составленные в советский период, не содержали сведений о том, какое значение имели монастыри в формировании духовной и культурной жизни дореволюционной России. Для современного секулярного общества страницы истории, посвященные духовной жизни нашей страны, и сегодня не представляют ценности. Вот почему исследовательская работа монастырей могла бы внести существенный вклад в развитие исторической науки, а главное, помочь молодому поколению российских граждан осознать необходимость сохранения духовной традиции нашего народа.
О том, как планируют развивать музейное дело братия Антониево-Сийского монастыря «Монастырскому вестнику» рассказал иеромонах Феофил, главный редактор газеты «Духовный сеятель» и церковно-исторического альманаха «Сийский хронограф».
На официальном сайте Антониево-Сийского монастыря появилась новость о том, что в обители будет открыт музей, проект которого уже разработан. Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания музея в монастыре? Кто инициатор замысла и кем реализуется проект?
Идея эта возникла давно. Как только был восстановлен храм-колокольня Трех Святителей Московских, в 2003 году, мы разместили на первом этаже экспозицию, рассказывающую о жизни обители. Но спустя некоторое время экспозицию пришлось свернуть из-за высокой влажности в помещении — монастырь расположен на озере. Позднее мы разместили выставку в Сергиевском храме обители, а в трапезной Благовещенского храма — большую витрину и стенды, посвященные истории монастыря.
Два года назад в обители была проложена дренажная система для отвода дождевых вод — именно они и влияли на влажность внутри помещений. Тщательно изучив условия для размещения музея, оборудование, с помощью которого мы сможем поддерживать климат-контроль и необходимую температуру — приняли решение о создании музея, отвечающего требованиям сохранности экспонатов.
Где разместится музей?
Один зал будет открыт на первом этаже храма-колокольни Трех Святителей, второй — в келарской палате Благовещенского храма. Это помещения в 70 и 110 кв. м.
Какие церковные музеи для Вас являются ориентиром в организации работы?
В 2008 году я был в поездке в Румынской Молдове, где под эгидой Юнеско восстановлено немало монастырей, среди них — Сучевица, Молдовица, Воронец, Хумор… Эту местность называют Карпатским Афоном. Практически в каждом монастыре есть свой музей, двери которого открыты для всех. Всё очень качественно профессионально, доступно.
Как сказано в тексте новости, опись раритетов музейной коллекции проводили привлеченные специалисты. Помогают ли Вам сотрудники музеев Архангельской области, например, в вопросах атрибуции предметов и реставрации?
Да, конечно. Уже сложился опыт сотрудничества с музеями — в частности, Архангельским областным музеем изобразительных искусств и Архангельским областным краеведческим музеем. Как раз профессиональные специалисты из музейного сообщества помогали нам в атрибуции предметов старины. Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря проходили обучение наши иконописцы, а Архангельское отделение центра помогает обители в реставрации древних икон. Был ряд совместных проектов — например, выставка, посвященная 20-летию восстановления монашеской жизни в обители «Древние святыни Антониево-Сийского монастыря» (2012 г.). Надеемся, что теперь наше сотрудничество перейдет на новый качественный уровень.
Открытие первой музейной экспозиции «Русские цари и Антониево-Сийский монастырь» планируется уже в текущем году. Почему приоритетной стала именно эта тема, а не история монастыря? Можете ли Вы назвать наиболее интересные экспонаты, которые будут представлены вниманию посетителей?
Связь очень близкая: преподобный Антоний получил грамоту о построении обители у царя Василия Иоанновича, бывал у царя Иоанна Грозного, а его сын, царевич Иоанн, сделал редакцию Жития преподобного и составил службу святому.
Опальный боярин Феодор Никитич Романов был сослан в нашу обитель, пострижен здесь в монахи с именем Филарет. Впоследствии он хранил добрую память о монастыре, был в переписке с игуменом Ионой, посылал подарки. В их числе — образ Пресвятой Богородицы «Владимирская». Ныне икона хранится в Архангельском областном краеведческом музее, в обители есть ее полиграфическая копия. Пребыванию монаха Филарета в Сийской святыне будет посвящена часть экспозиции, а также экспонаты, связанные с ним, воссоздан интерьер монашеской кельи XVII века. Будут представлены различные предметы, найденные на территории и в окрестностях монастыря, редкие книги из нашей библиотеки.
В честь небесного покровителя царя Михаила Феодоровича — прп. Михаила Малеина — был устроен храм в шатре Благовещенской церкви.
В 2013 году в Сийской обители заложен, а в 2014 году построен храм в честь царя-страстотерпца Николая. Примечательно, что братия монастыря 100 лет назад, 16 января 1913 года, на своем собрании приняла решение «для увековечения памяти блаженного Патриарха всея России Филарета и 300-летнего юбилея царствующего Дома Романовых, внутри монастырской ограды на особо избранном для сего месте соорудить на монастырские средства небольшую каменную часовню, в которую перенести великий дар Патриарха «Икону Богоматери», его портрет, и в часовне этой возносить горячие молитвы в установленные дни о упокоении приснопамятного родоначальника благополучно царствующего Государя Императора Николая Александровича» (ГААО. Ф.29. Оп.4. Т.З. Д.2023. Л.8).
Следующим этапом нашей работы станет открытие выставки, посвященной истории обители — большей по объему и количеству экспонатов.
Музейные планы весьма обширны: это и экспозиционная, и фондовая, и просветительная деятельность. Все будет реализовываться силами насельников монастыря или у музея будет свой штат светских сотрудников?
Будем, конечно же, использовать потенциал братии обители. Братия в священном сане имеет, как правило, высшее образование, чаще всего — богословское историческое, в свободное от службы время проводят экскурсии для посетителей монастыря. Два сотрудника музея — люди светские, но воцерковленные, крепко связанные с обителью.
Как планируется решать вопрос соблюдения необходимых климатических условий? Все-таки обитель находится на Русском Севере, где морозы и влажность высокие бывает...
Система отопления, оснащенная приборами терморегуляции позволит соблюдать температурный режим (+16-18 °С), а система климат-контроля — режим влажности (50-60%). Причем это система, работающая в автоматическом режиме.
Для любого музея важна посещаемость. Насколько полноценная музейная деятельность сочетается с монастырской жизнью, требующей уединения и тишины?
Монастырь должен вести определенную миссионерскую, просветительскую работу — музей как раз и будет помогать этому служению. В определенной степени мы должны быть открыты людям, и это не нарушает нашей уединенной жизни. В гостинице, иконной лавке, чайной работают светские люди, а территория, где проживает братия, отделена от части обители, доступной паломникам. Кроме того, в монастыре есть скит, закрытый от посетителей.
Фото Дмитрия Гладкого