Канон и новаторство

Критические замечания к проектам московских храмов в честь Священномученика Игнатия Богоносца на ул. Верейская и Воздвижения Креста Господня в Митине

Проект храма в честь Священномученика Игнатия Богоносца на ул. Верейская. Проект архитектурного бюро Архпоинт Проект храма в честь Священномученика Игнатия Богоносца на ул. Верейская. Проект архитектурного бюро Архпоинт

В современном церковном искусстве достаточно давно зародилась и существует ситуация фактического двоемыслия: на словах декларируется приверженность канонам и традициям христианского искусства, однако сердце многих художников, архитекторов и искусствоведов на деле принадлежит совершенно иным эстетическим категориям. В чем заключается предельная цель церковного или, правильнее говоря, литургического искусства? Не углубляясь в богословские подробности, можно сказать, что все искусство в Церкви служит одной-единственной цели – обеспечению полноценной реализации духовной жизни христианина в молитве. В данном случае речь преимущественно идет о соборной, а не частной молитве, потому что именно там, где «двое или трое собраны во имя Мое» (Мф. 18, 20), есть Христос. Церковное искусство (иконопись, храмовая архитектура, пение, молитва, облачения, убранство и т.д.) вспомогательно в соборной молитве, а значит, не является, с точки зрения Церкви, самоцелью. Нескладное пение приходского хора может быть более одухотворённым и искренним, чем самое изысканное оперное исполнение литургии Чайковского в консерватории, а значит – более красивым. Таким образом, молитва использует предрасположенность аффективной стороны человеческой души (т.е. нашу способность к эмоциональному восприятию) для духовной концентрации, но не заостряется на ней. В этом смысле можно говорить о строгой иерархии, приоритете духовного над чувственным в церковном искусстве.

Можно говорить о строгой иерархии, приоритете духовного над чувственным в церковном искусстве

Подобная иерархия духовного и эмоционального отсутствует в светском понимании целей и задач искусства. «Мирское» искусство может служить множеству целей (не все из которых, с точки зрения христианства, плохи и отрицательно влияют на человека), однако конечной точкой в нем всегда оказывается сам процесс творчества и самовыражения индивидуальности творца. Каноны церковного искусства существуют именно для того, чтобы желание творческой реализации индивида не вступало в противоречие с более важными, с точки зрения Церкви, задачами. В этом смысле русской православной традиции удалось за столетия найти тонкую грань, в которой художник мог и самореализоваться, и послужить благому делу, но главное – послужить цели спасения души (не случайно во время ектении поминают «благоукрасителей и благоустроителей храма сего»). Это оказалось возможным благодаря сохранению в головах архитекторов, художников, музыкантов четкой иерархии, провозглашавшей приоритет коллективного над индивидуальным, духовного над душевным, канона – над изменчивыми движениями творческих желаний.

Проект храма в честь Священномученика Игнатия Богоносца на ул. Верейская Проект храма в честь Священномученика Игнатия Богоносца на ул. Верейская

Храм как архитектурное сооружение является подлинным синтезом всех означенных выше установок, и поэтому его часто называют «образом рая на земле». В этом смысле православный храм всегда был в некотором смысле «декларацией», публичным заявлением тех идеалов, на которых базируется Церковь. Конечно, последние столетия оказались временем давления светского искусства на Церковь, часто насильно заставляя её подстраиваться под существующие в конкретную эпоху вкусы. Так, например, в XIX веке, под влиянием академической живописи, во многих храмах появились совершенно неканонические, практически еретические изображения Бога-Отца в образе Старца с белой бородой. Желание «новаторства», «свободы творчества» в Церкви всегда со временем приводит к ересям. XX век, в начале которого разгорелся модернистский бум в церковном искусстве, со временем явил страшные трагедии и на какое-то время остудил этот творческий модернистский пыл.

Желание «новаторства», «свободы творчества» в Церкви всегда со временем приводит к ересям

Однако в данном случае важно помнить, что Церковь живет, используя юридическую метафору, прецедентным правом. Проблемы, возникающие в её жизни, решаются «по мере поступления», но соборные решения, принятые во время таких кризисов, остаются действительными практически навсегда. Благодаря подобным соборным, кризисным решениям появились многие богословские постулаты – от Символа Веры до богословия иконы. Неканонические изображения Бога-Отца XIX века стали частью церковной жизни просто по факту своего существования – и поэтому Церкви рано или поздно придется столкнуться с богословским кризисом, вызванным безалаберностью церковных чиновников XIX столетия, руководствовавшихся в своих решениях не ясной и отчётливой христианской традицией, а сиюминутными вкусовыми предпочтениями и внутренним желанием «быть современным» и «идти в ногу со временем». Вполне вероятно, эти неканонические изображения будут изживаться ещё столетиями.

Можно сказать, что девизом христианского искусства на протяжении последних тысячелетий стал принцип «не ломай то, что и так работает». На богословском языке его часто любят называть «икономией» – христианской практичностью и здравым смыслом. Сегодня, напротив, в Церкви вновь зреют модернистские чаяния – причем в обоих смыслах – и в смысле желания новаторства и удовлетворения за счет Церкви творческих потребностей художника, и в смысле «подхватывания» тех процессов в церковной архитектуре, которые правили бал в дореволюционной России. Подобное настроение губительно для церковного искусства – это путь постепенного расхолаживания, который в исторической перспективе неизбежно приведет к вымыванию духовных смыслов и содержаний из церковной жизни. Этот путь давно прошли западные христиане – католики и протестанты. Католики стали жертвами новаторского искусства эпохи Возрождения, когда художники в погоне за новизной и самореализацией открыли новые технологии и инструменты художественного творчества. Принцип простой: художник изобрел перспективу, светотень, анатомическую точность и т.д., а это означает, что его творчество более продвинутое, значит, более точно соответствующее действительности, а значит, более правильное и разумное. Художники быстро стали указывать заказчикам – то есть католикам – почему они неправы, и таким образом быстро захватили власть в Церкви. Микеланджело занял место духовного авторитета, место блаженного Августина. Церковь стала работать на художника, а не художник на Церковь. Итог этого хорошо виден с высоты XXI века: католики потеряли икону, их искусство выродилось, лишилось подлинно духовного содержания и превратилось просто в красивую иллюстрацию к Св. Писанию. Отнюдь не чудотворные иконы стали реальными идолами, а бездушные статуи барочных ангелочков, которые создавались, чтобы поклоняться божеству «Красоты».

Собор в Ливерпуле Собор в Ливерпуле

Протестанты прошли обратный, но не менее губительный путь. Ослабление Католической церкви через поклонение эстетике открыло путь Реформации, деятели которой верно усмотрели языческие нотки в Возрождении. Однако полный отказ от канонического церковного искусства в итоге привел к такому же результату. Если у каноничности нет рамок – то всё становится «каноничным»: от экзальтированного танца в негритянских американских церквях до бардовских песен под гитару у пятидесятников.

Церковное искусство потеряло свой изначальный смысл, как помощь в молитве, и стало самоцелью

Двигаясь в разных направлениях, католики и протестанты пришли к единому результату. Церковное искусство потеряло свой изначальный смысл существования, как помощь в молитве, и стало самоцелью. Причина этого – идеологическая, а отнюдь не эстетическая. Начиная с эпохи Возрождения (секуляризации), исторической хронологии был присвоен идеологический статус: новое стало лучше старого просто по факту своей новизны. «Старым» объявилось все, связанное с христианством, а «новым» – всё, христианству противостоящее. В итоге духовное возрастание стало подменяться прогрессизмом («светлым будущим»). Неслучайно отличительной особенностью эпохи стало появление «Утопии» Мора или «Города Солнца» Кампанеллы – сочинений, предлагающих свежую социальную альтернативу христианской ойкумене.

Сильнее всего, впрочем, идеологические изменения коснулись в XVI веке представлений о красоте. Само понятие красоты стало тесно связано с понятием прогресса. Ключевое отличие прогрессистского идеала красоты от христианского заключается в его постоянной изменчивости. Если «всё новое лучше старого», то хронологически позднее появившейся предмет будет более красивым, чем более ранний. Таким образом, окончательно утвердилась идеологема о том, что красиво только «новое», «обновленное», «современное», «актуальное», «прогрессивное» – то есть антитрадиционное.

Проект храма Воздвижения Креста Господня в Митине Проект храма Воздвижения Креста Господня в Митине     

Ключевое отличие прогрессистского идеала красоты от христианского заключается в его постоянной изменчивости

Проекты московских храмов на Верейской улице и в Митино вроде бы не нарушают буквы церковных канонов как таковых, но нарушают дух этих канонов, причину, по которой они были установлены отцами Церкви. Они пытаются расширить, раздвинуть их рамки. Если каноны и русская православная традиция применения и реализации их на практике призывают нас ставить на первоочередное место литургию, соборную молитву, общину – то эти проекты, скорее, являются публичными заявлениями о важности «я» архитектора, который хочет, чтобы его творение отличалось от одинаковых проектов церквей, стремится «выделиться из толпы», «использовать современные материалы», «соответствовать духу времени». Подобный примат индивидуального самовыражения присущ светскому искусству, и перенос его принципов на церковное искусство губителен для последнего. Если мы начинаем отдавать приоритет абстрактным и изменчивым эстетическим идеалам и ценностям творческого самовыражения индивида, мы автоматически ставим нужды прихода, общины, молитвы и духовной жизни на ступеньку ниже. Именно поэтому в проекте храма на Верейской улице совершенно не учтено, что утром восточное солнце будет слепить прихожан, зато выпячено на передний план, что «крест на куполе будет выполнен из триплекса с возможностью подсветки».

Жесткость, с которой хотят буквально «продавить» реализацию этого проекта как можно скорее, наводит на мысль, что дело не столько в нем самом, сколько в прецеденте реализации необычного, «нового» проекта в рамках церковной архитектуры. Факт подобной «сдачи» канонических позиций не останется незамеченным. Молодые архитекторы и иконописцы, получающие заказы от Церкви, вскоре почувствуют реальную светскую власть над духовным, своё право указывать на первоочерёдность эстетического над экклезиологическим. Это откроет дорогу для множества других подобных проектов, контролировать поток которых вскоре окажется невозможным.

В ближайшее время Русской Православной Церкви придется пройти через жернова давления светского искусства

Секулярные ценности всегда связаны с политикой. Последнее подтверждается международным освещением нашей внутренней проблематики. Проект храма на Верейской улице стал лауреатом премии американской организации и журнала Faith & Form («Вера и форма») за 2019 год, штаб которой расположен в столице Соединенных Штатов Америки. Существующая уже на протяжении 50 лет, она заинтересована в продвижении авангардных секуляристских проектов протестантских храмов по всему миру. Многие из них сегодня либо пустуют, либо перепрофилированы и используются как рестораны, детские сады и выставочные залы. Вслед за протестантской архитектурой эти люди хотят влиять и на православное храмовое зодчество.

Вполне вероятно, что в ближайшее время Русской Православной Церкви придется пройти через жернова давления светского искусства (подобно Католической церкви в эпоху Возрождения), которое будет ощущаться не менее болезненно, чем давление со стороны секулярного, атеистического государства в XX веке. Лишившись сегодня возможности судить о красоте с канонических позиций, мы лишимся возможности судить о духовном в будущем.

Николай Щипков

6 декабря 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово о постмодернистской экклезиологии Слово о постмодернистской экклезиологии
Андрей Яхнин
Слово о постмодернистской экклезиологии Слово о постмодернистской экклезиологии
Андрей Яхнин
Многим кажется, что гораздо проще и правильней попытаться соединить в своей жизни Церковь и «дорогие сердцу» плоды современной культуры. Однако такая духовная дихотомия мучительна и невозможна для истинной религиозной жизни.
Уильям, помнящий родство за некоторых Иванов Уильям, помнящий родство за некоторых Иванов
Петр Давыдов
Уильям, помнящий родство за некоторых Иванов Уильям, помнящий родство за некоторых Иванов
Искусствовед Уильям Брумфилд о России и русской архитектуре
О том, какие русские вопросы мучили паренька с американского Юга, как Юрий Гагарин помог славистам, чем интересны храмы XIX века и о чем рассказывает собор Василия Блаженного.
Современное храмоздательство: опора на традицию или постмодерн? Современное храмоздательство: опора на традицию или постмодерн?
Антон Леонтьев
Современное храмоздательство: опора на традицию или постмодерн? Современное храмоздательство: опора на традицию или постмодерн?
Антон Леонтьев
Любопытный разговор о современном церковном искусстве состоялся на днях на конференции «Богословие образа», организованной редакцией «Журнала Московской Патриархии» и посвященной проблемам храмовой архитектуры и литургических искусств.
Комментарии
Марина17 мая 2020, 14:24
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Господи, помилуй!
Марина Невская 17 мая 2020, 13:43
Господи, помилуй!
Антон11 февраля 2020, 09:10
Полностью согласен с автором. Пора прекратить перенимать архитектурную моду Запада. Западное искусство и культура в целом находятся в глубочайшем кризисе. Запад устал от красоты, от нормальности и заменяет их уродством и извращением. Современные западные церковные здания похожи на крематории, от них несёт мертвечиной. Как и от всей современной западной культуры. Зачем нам эта мертвечина? Православная Церковь, слава Богу, ещё жива, в отличие от западных конфессий.
анна14 января 2020, 23:25
о чем можно говорить, если даже иконы в этом проекте подаются в зеркальном изображении, здесь все зазеркалье! а потому и служить в этом могут служители зазеркалья.
Катерина 12 декабря 2019, 09:17
Юлия, но теперь-то Вы знаете, что проект будущего храма нарушает наши святоотеческие традиции. Думаю, что остановить его постройку можно, хотя деньги за проект уже потерянны для тех, кто несет в храмы свои две лепты.
Наталия12 декабря 2019, 02:03
То, что я вижу на этом изображении проекта,это не храм, а утилитарная коробка для общих каких-то нужд..."помещения для удобства, помещения для удобства..." А молитвенный дух где??Получается, все духовная символика, которая собиралась тысячелетиями для храмов,в Византии, заказчикам проекта не нужна...(вопрос: они хоть знают, для чего именно так в старину строили,именно так расписывали, иконы ставили??) Ну и пусть сами ходят в такие храмы!
А нам,православным верующим,наверное,надо не молчать,а собираться и на месте опротестовывать строительство такого уродства.
Юлия11 декабря 2019, 17:06
Антоний, Вы совершенно правы - содержание духовной жизни порождает форму подобных храмов. Я живу в ближайшем доме от Митинского Храма и хожу на Службы туда. Настоятель утверждает, что исповедь перед Причастием не обязательна, каноны читать не обязательно, пост не обязателен. И вот результат - предлагает ужасный проект Храма без обсуждения с прихожанами. Это ли не гордыня?
Алла11 декабря 2019, 16:27
Катерина, чем наши питерские Исакиевский и Казанский собор не образчики европейской архитектуры? Там даже иконы в реалистическом стиле. Грош цена той вере, которая зависит от формы.
Наталья11 декабря 2019, 12:47
А какой красивый храм в Митинском парке в честь святых равноапостольных Константина и Елены! Только недавно возвели. Это просто украшение всего района. И вдруг такое чудо юдо, по другому не скажешь. Останови Господи! Не пропусти! Жаль что усилия людей, хороших людей,будут потрачены на это...
Катерина 11 декабря 2019, 00:40
Алла10 декабря 2019, 21:08 - княгиня Волконская так восхищалась Италией и культурой католических священников, что в конце концов поменяла конфессию. Нет, это дело, конечно, хозяйское... но эстетика внешних форм отображает внутреннюю тенденцию эстета... к определенным вещам, к идеологии, которая заложена в эстетике. Архитектор думает кирпичом в руке:) глазом моргнуть не успеете, как окатоличетесть.
Антоний10 декабря 2019, 22:04
Дорогая сестра Катерина, Божией Вам помощи и благословения! "Последние 3% верующих разбегутся". Не разбежимся, нас Советская Родина-мать закалила как сталь, под западную дудку не пляшем, протестантскую архитектуру отторгаем ничтоже сумняшеся. Ходили, ходим и будем ходить в Храмы и славить Бога. Зато вспомнились мне строки Маркса из далёкого далёка. И, пожалуй, здесь они уместны: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". Вот-вот. Содержание духовной жизни (несерьёзное для большинства граждан к ней отношение) порождает форму подобных храмов. А их форма порождает несерьёзное отношение к духовной жизни у их прихожан.
Алла10 декабря 2019, 21:08
Мне не нравится. Именно с точки зрения эстетики. Если хочется какой-то экзотики, почему бы не обратиться к готической и неоготической архитектуре? Этот стиль является для меня архитектурной квинтэссенцией благоговения - одним своим видом готические соборы вызывают религиозный трепет, то самое идеальное сочетание любви к Богу и страха перед Ним.
Вероника10 декабря 2019, 16:11
В Митино, например, есть храм Всемилостивого Спаса. Он совершенно не вписывается в окружающую обстановку, но он прекрасен, как цветок среди сорняков. И душа там встречается с Богом. Давайте прославлять Бога в том числе и в архитектуре ! Без всякого либерализма.
Ольга 9 декабря 2019, 22:39
Страшные строки интервью:Анжела Моисеева, автор проекта ,вопрос "Почему вы решили отказаться настенной росписи.: "Если раньше стены, своды храмов были расписаны фресками, которые помогали безграмотному населению уяснить основные сюжеты Писания, сейчас такая иллюстрация не требуется. Тогда зачем нам расписывать стены фресками? Как дань традициям и декору? Конечно, образы и иконы в храме должны присутствовать. Но завешивать все стены иконами тоже нельзя. Ведь храм всегда посвящен определенному святому: в нем есть основные иконы, а затем иконостас постепенно наполняется другими." Даже не знаю, что можно сказать, душа ужасается от этих строк:роспись была для безграмотных, стены завешаны иконами
Екатерина 9 декабря 2019, 20:38
Радоваться бы надо, что православный храм собираются строить, но такой храм смешно назвать православным храмом. Это смесь станции метрополитена с планетарием и сараем- но зачем???
Иоанна 9 декабря 2019, 18:59
Хорошая статья. А проект ужасный, это не храм, это не место для молитвы. Как раз завтрашнее чтение из Евангелия: "Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников" (Лк. 19:46)
Елена О 9 декабря 2019, 17:31
В нашей промзоне много зданий постройки 70-х годов с такими стеклянными стенами. В 100% случаях эти стекла в процессе эксплуатации чем-то закрыты: закрашены, заклеены, занавешены. Так и в этом храме сделают, а белые стены наверняка позднее распишут.
Дмитрий 9 декабря 2019, 17:12
Художественное произведение всегда создаётся в рамках канона и направленна на его наилучшее воплощение, все лучшие произведения искусства так и создавались. Новизна возникает как неожиданное сочетание канонических решений, когда художник стремится наиболее полно воплотить канон. Новизна ради новизны - это антикультура, она направлена на разрушение всего здания человеческих жизненных смыслов, выраженных в каноне. Никто не хочет тратить жизнь на постижение канона для его наилучшего воплощения. Гораздо проще объявить себя свободным художником и начать творить с нуля, рождая в результате ноль. Но "пипл хавает", опять же в силу непросвещённости.
Катерина 9 декабря 2019, 16:04
Кстати, мне просто абстрактно интересно... слева и справа на створках соответственно расположенных боковых дверях алтаря изображаются православные первомученники. На 3D иллюстрации убаюкивающе волнообразной конструкции место для них отсутствует. Кто из трех архитекторов автор этой алтарной стеночки?
Катерина 9 декабря 2019, 15:23
Алексей 9 декабря 2019, 12:58 - безусловно, считаю, что Вы совершенно правы. В интервью архитектоа есть на это прямое указание: "Храм для всех"-говорит он. Для кого это "для всех"? Проговорился архитектор. Потому что верующий православный так никогда не скажет. "Все"-это люди в том числе различных религиозных конфессий. Но если хочется завершить недовершенное Советской властью... пусть строят. Последние 3% верующих разбегутся.
Ivan 9 декабря 2019, 14:15
В такой храм может пойти только протестант, православный не пойдёт.
Алексей 9 декабря 2019, 12:58
Посмотрите отзывы - большинство против этих проектов. И, как мне кажется, не безосновательно. Верующие понимают, что такие храмы не смогут служить своей основной цели, не смогут быть домом молитвы. Но они точно смогут направить мысли людей в русло секуляризации и экуменизма. Мое мнение - такие храмы строить нельзя. То, что эти проекты уже утверждены, должно быть тревожным звоночком православным.
Катерина 9 декабря 2019, 12:46
Николай, Архитектурно-художественный центр Московской Патриархии АХЦ "АРХХРАМ". Пособие по проектированию. Православные храмы в 2х томах. Там всё подробно написанно. Перегородка к алтарю и закрывающиеся/открывающиеся двери имеют свое место и значение в богослужение. Эти стены используются для того, чтобы изобразить на них важнейшие в Православии сцены. Полное затемнение в храме во время шестопсалмия или великопостных служб, при котором храм осаещается лишь свечками - тоже, создавая определенный внутренний настрой. Избыточный свет через огромную стеклянную стену - для чего он? "Высокие" алтарные стены не являются глухими, потому что иначе паства не услышала бы возгласов священнства.
Наталия Ростова 9 декабря 2019, 12:10
НИКОЛАЮ. В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые не несли бы смысловую духовную нагрузку. В том числе и иконостас и завеса над Царскими вратами являются полноправными "участниками" богослужения. По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был св.Василий Великий во второй половине 4 века. Но ещё ранее известны перегородки между алтарём и средней частью храма.Например, в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Почитайте про значение в богослужении катапетасмы, по-греч. "завеса" и Вы поймёте, что она не может быть прозрачной, как Вы написали в своём комментарии. И не надо обвинять неравнодушных чад Церкви в агрессивности. Люди переживают.
Наталья 9 декабря 2019, 12:02
Непонятно почему нет обсуждения с прихожанами храмов,с жителями района. Решается все за спиной жителей. Если проекты храмов такие спорные, то необходимо решать всем вместе. Всем здесь жить и смотреть столетиями на эти здания. Не только нашим современникам , но и их детям, внукам , правнукам и тд.
Елена О 9 декабря 2019, 11:36
А полезно почитать такие статьи и комментарии к ним. Наглядно показаны и соринки и бревна.
Игорь, Киев 9 декабря 2019, 07:59
Храм-это дом молитвы. В этих модерновых коробках невозможно сосредоточиться.В них не до молитвы. Главное дело бесов сделано.Человек отстоял-и впустую .
Николай 9 декабря 2019, 00:13
И ни слова по существу: какой именно дух канонов нарушается?
И море агрессии в комментариях.

Нет, архитектура не является самоцелью при строительстве храма. Храмы Вселенского Православия отличаются по архитектурному стилю.
Нет, иконостас может быть не во всю высоту потолка. Более того, иконостас не может быть глухой перегородкой между алтарём и храмом. Именно по духу не может быть таким: святые не строят преграду между человеком и Богом, поэтому, перегородка должна быть полупрозрачной или не полной.
На фото в статье представлена алтарная часть с огромным количеством света со стороны алтаря. Напомню, что он строится на Восток. Пропорции храмов соблюдены.
Яна 8 декабря 2019, 23:37
Ощущения, которые вызывают эти проекты: бездуховность, пустота, тоска, агрессивность.
Ядренцев Геннадий 8 декабря 2019, 23:30
Согласен с автором статьи. Что касается деталей, то не важно, красив ли модернистский храм или нет. О вкусах не спорят;так я, будучи вполне консервативно настроенным правосланым христианином нахожу проект храма на Верейской по-своему красивым. Но отдаю себе отчет в дерзости явного футуризма и поэтому на духовном уровне неприемлю. Духовное превыше всего и посему отвергаю такую красоту подобно как отвергаю красиво одетых блудниц. Ведь целомудренная красота христианских одеяний спасительна, а дерзкая соблазнительность современных- губительна. Но как сейчас стали позволять женщинам появляться в храмах в соблазнит.одеждах (корткие юбки, облегающие брюки)- то и храмы станут либеральной архитекуры
Антоний 8 декабря 2019, 19:35
Первое субъективное чувство, которое вызывает этот проект - отторжение. Вопрос здесь не только в каноничности, но и в традиции. Так, одно из самых теплых воспоминаний моего детства - изображение Бога-Отца, взирающего на меня в образе старца из-под купола храма в Большом Свинорье. Храм должен быть похож на Храм, настраивать на общение с Богом и святыми. Те священники, с которыми я обсуждал этот проект, как только появились изображения будущего храма, были единогласны в отрицательном к нему отношении (речь о первом проекте). А самое лаконичное и понятное мнение батюшки выразилось одним словом: "Фу!".
Ирина 8 декабря 2019, 18:08
Ужасные храмы. Нельзя допустить строительство этих храмов. Они не Православные. Откажитесь от услуг архитекторов, пляшущих под чужую дудку.
Иоанна_ 8 декабря 2019, 17:54
Церкви навязывается то, что ей НЕ нужно! Навязывается людьми нецерковными или малоцерковными, не сведущими в храмовом строительстве. А многие прекрасные проекты, и традиционные, и в хорошем смысле новаторские, разработанные с любовью и со знанием дела, никогда не будут реализованы, потому что их некому "проталкивать". Москва из некогда столицы русской культуры и русского Православия превращается, по меткому выражению Феликса Разумовского, в "столицу русского бабла", увы.
Мария 8 декабря 2019, 13:54
Какой ужас! Господи! милосердный наш Господь, не попусти, чтобы в этих зданиях были Храмы Божии! Вразуми тех, кто решил что можно такое безобразие возводить для храма. Что за помутнение у тех, кто принимал такое решение? Не попусти Господи, такому кощунству свершится!
Антон 8 декабря 2019, 11:22
Эти проекты не только неканоничны, но и чудовищно уродливы. Они оскорбляют и религиозное, и эстетическое чувство.
Татьяна 8 декабря 2019, 10:43
Да. В таком храме как-то не будет смотреться батюшка в рясе, надо бы костюмчик посовременней. А бабушки в платках, ну никак не вписываются. А хор репертуар пусть сменит, тогда все будет соответствовать
Татьяна 8 декабря 2019, 10:31
Смахивает на протестантскую церковь. Не влечет к себе, не греет.. я бывала на служениях у протестантов достаточное время, но наша старенькая скромная церковь -это дом Божий, скромный, тихий. У них(протестантов) сплошной пафос, вместо Библии планшет используется, современные здания и т.п. Оставьте наши храмы из детства.
Андрей Юрьевич 8 декабря 2019, 00:20
Каноны здесь ни при чем. Просто проект - совсем некрасивый. Новаторство же в церковном зодчестве - это традиция нашей Церкви. Каждой эпохе были присущи свои архитектурные "каноны". Но Божии таланты всегда искали новые формы. Если бы в нашем церковном искусстве запрещалось "новаторство", мы бы не увидели прекрасной Марфо-Мариинской обители, или даже Покровского собора на Красной площади! Буду только рад появлению нового стиля в наших типовых храмах, но красивого стиля. Категорически не согласен с мыслью уважаемого автора о "неприемлемости" творческих амбиций церковных архитекторов. Нам ли судить художников? У них свои отношения с Богом. Но, повторюсь, встречаются совсем и не художники...
Читательница (Подмосковье) 7 декабря 2019, 21:26
Неужели Патриарх одобрил эти проекты?! И разве Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации ни при чем? Вроде бы председатель совета протоиерей Леонид Калинин высказывался против. Чем больше я смотрю на фото храма на Верейской улице, тем отчетливее вижу на нем огромного мутирующего пингвина, имеющего несколько пар крыльев и одну голову с глазами и клювом. Надо полагать, что с других сторон они тоже имеются – мутация налицо. ) Интересно, если бы проект был реализован в Антарктиде, какова была бы реакция пингвинов на этого монстра: приняли бы за собрата или в ужасе разбежались? )
Екатеррина 7 декабря 2019, 21:13
Есть конкурсные работы для Сретенского монастыря, для храма Новомучеников. Выбрали бы из них! Много хороших проектов тогда представили!
Татьяна 7 декабря 2019, 16:57
Господи помилуй! Оба проекта согласованы с РПЦ и в процессе реализации. Нам остаётся только молиться. Лучше бы там оставались существующие на данный момент деревянные, на месте которых собираются такое строить. Все могут исправить только прихожане, если будут отстаивать свои Храмы и не допустят обновление.
Ольга 7 декабря 2019, 16:48
Наконец-то прозвучал голос православного человека, понимающего глубокое предназначение искусства в Церкви, причём всех жанров, больших и малых. Богословие через форму (круг, скругление), цвет (символика,отсутствие пестроты) и др. Всё должно быть обосновано через вероучение. Например, храм на ул. Верейской, не отвечает православной богословской концепции представления Божественного Света, кардинально различное в Православии и Католичестве; остроконечность готики - это тоже теологическая концепция. У нас есть Предание Церкви, и каждый художник обязан быть преемником. А нравится или не нравится, красиво-некрасиво, современно и новаторски - это, пожалуйте в мирское искусство.
Сергей Н. 7 декабря 2019, 16:45
Просто это делали не гениальные люди. Что бы сделать что-то новое не нарушая величия и гармонии уже существующего стиля нужно быть гением Богом поцелованным. А это делали ремесленники. Если придёт гений, то он, если Господь пособит, сделает, пусть не совсем каноническое, но всё же прекрасное чудо как сделали храм Василия Блаженного. А это так...техно-дизайн безжизненный какой-то.
Катерина 7 декабря 2019, 16:03
Алексей, один из ведущих архитекторов города Москвы уже разнес этот проект с точки зрения нефункциональности. Есть в инете. А так и Вы сами можете рассудить (рассуждение ж наша добродетель): Вы пришли в храм поглазеть на "великолепный вид, открывающийся на реку Сетунь" (может быть даже сделать селфи? красиво ведь) или мы с Вами всё-таки сосредоточенно молимся соборной молитвой во время Литургии,обратив наш внутренний взор на Восток и напряженно ожидая Его второго Пришествия? Всё это время перед глазами мелькают зловеще темные силуэты священства, а паства или слепнет от бьющего в глаза солнца или ломается и надевает солнечные очки, напоминая Джеймса Бонда. В плохую погоду унылый дневной свет.
Надежда 7 декабря 2019, 15:19
У нас во дворе стоит очень даже каноничный храм, у которого маленькие окошки в конусообразной крыше. Ну и летом попасть под солнце из этого малюсенького окошка - довольно болезненный опыт. Тут уж всего не предусмотреть. А то, что в храмы ходят по эстетическим соображениям, так это воспитаны люди сейчас так. Мои родственники считают, что службы - это зрелища. На которые и не ходят, потому что «не интересно». Кажется, проблема отцов и детей тоже обретает новый поворот.
Наталья 7 декабря 2019, 15:11
Это у нас в Митино такой храм будет? Это ужас, мало того что на дома смотреть невозможно без тоски... Батюшка Стахий, не допустите этого!!!
Галина 7 декабря 2019, 14:43
Уважаемые комментаторы ! Автор замечательно объяснил значение установленных канонов в храмоздательстве . Почему они так важны для духовной жизни человека . Чем опасно для православных такое , с позволения сказать , новаторство . Настоящий Храм без веры в Бога не построишь . Даже за огромные деньги . Полемика не может вестись по типу : нравится или не нравится . Автор чётко объяснил к чему это приведёт . Но что нам , смелым , бояться . А давайте попробуем ! Ванга же построила такой же "Храм " , от которого мороз по коже идёт .
Ирина 7 декабря 2019, 14:04
Мне думается что если даже эти храмы и будут построены, то они будут стоять пустыми.
Алла 7 декабря 2019, 13:49
Дом Божий как Дом-2
Ирина 7 декабря 2019, 13:42
В древних катакомбах,вероятно,и не было никакой эстетики, но это не мешало верующим собираться и молиться. Так и в этом храме - ничего не мешает. Главный храм - в душе каждого верующего, а внешнее - всего лишь внешнее: все сотрет время. Главная красота, "эстетика", если так можно выразиться, нетленная, вечная - внутри нас. А изменчивость форм (в т.ч. архитектурных) - это нормальное явление в изменяющемся мире. В Ветхом Завете Бог завещает Моисею устраивать жертвенник из земли - вот и весь храм, и никакой эстетики, а Дух присутствует. И о.Тихон писал в "Несвятых Святых" о плохо написанной иконе Богородицы, которая, тем не менее, была полноценной иконой. Комара оцеживаем,а верблюда поглощаем.
Катерина 7 декабря 2019, 12:44
Анастасия, Вы сравниваете грушу с яблоком. Коммуникаци (водопровод, центральное отопление, санитарные установки, электричество) несут функциональные задачи. Мы же обсуждаем не это. А эстетику форм, выражающую философию, идеологическую позицию автора.
Ольга 7 декабря 2019, 12:30
Это на самом деле ужас и серьезная проблема современной Москвы, оторвавшейся от коренной России. Выходные ждешь и едешь в провинциальные монастыри, старинной архитектуры. Идеал для меня храмы на Ганиной Яме. Почему нельзя зодчество Севера применить к современной москве, только с новыми более долговечными материалами? Это протестантские проекты, почитайте что писал арх. Василий (Кривошеин) про католическую, протестантскую архитектуру в сравнении с русской (а ведь он многие годы жил на Западе.
Ксения 7 декабря 2019, 12:20
Не нравятся такие проекты. Не представляю,как можно перед входом в такие "храмы" помолиться и внутри молиться,не отвлекаяясь на всякие новые формы. И так-то с трудом пытаешься сосредоточиться на молитве,а тут ещё и дополнительные отвлекающие факторы. Хотя,не спорю,Покровский собор или собор святого Василия блаженного тоже многим отличается от других православных храмов,но думаю,только,думаю,дело здесь в цвете.Всё же общие формы у него с другими нашими храмами сохранены и "луковки" об этом напоминают.Такого храма нигде больше и нет,ведь недаром он является символом России для иностранцев.А эти новые совершенно неоригинальны,напоминают действительно кирхи и всякие протестанские здания.
Алла 7 декабря 2019, 12:15
Для Моления о Чаше Господь удалился даже от учеников, чтобы быть наедине Богом-Отцом. А здесь священник молится на виду у проходящих или глазеющих людей. Царские Врата открываются на время и тогда для молящихся приоткрыт алтарь, а здесь Сокровенное выставляется напоказ. В алтаре Храма святые образы на стенах, а в этом алтаре будет городской пейзаж вместо святых образов.
Ольга 7 декабря 2019, 11:27
Таких экспериментов в Европе, особенно в Германии например, сотнями можно найти, некоторые почти полностью идентичны "новаторскому" проекту на Верейской. По факту в этом проекте ничего "своего" нет. Не могу в форуме привесить фото, их много. Не надо быть православным, чтобы пойти в протестантскую церковь, кстати, как правило, совсем пустых. "Новаторство" тесно связано с реформаторской церковью - культура отображает "новаторские" попытки реформаторского духа, Почему мы православные должны следовать и принимать форму, только потому, что она "новая"? Форму, не связанную с нашей историей, культурой, духом? Такое разрушение не формы отображает - оно отображает разрушение духа.
Елена О 7 декабря 2019, 09:52
Господи, спаси и сохрани чад своих от ссор и распрей, дай нам терпения... Мне эти проекты не близки, но зато близки храмы, которые рядом с моим домом и домом родителей. Один в стиле классицизма построен, другой - в стиле русской псевдоготики. Западное, в общем, влияние... "тлетворное"(. Жалко будет, если молодежь начнет их "изживать", всё равно какая - "футуристы" или "византисты".
Анастасия 7 декабря 2019, 07:43
А может лучше попробовать разок построить нечто подобное?! Чтобы понять, надо ли ещё такое? А если всё запрещать, дойдем и до того, что электричество в храме нельзя
Виктор 7 декабря 2019, 00:20
Однозначно против. И, так как реализация подобных "проектов" неизбежно породит массу подражаний еще гораздо более страшных и уродливых - это должно обсуждаться широко..
рБ Марина 7 декабря 2019, 00:06
ГОСПОДИ СПАСИ И СОХРАНИ!!!ДО ЧЕГО ДОЖИЛИ В УМЕ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ!!!
Алексей 7 декабря 2019, 00:04
А почему все обобщают? Проекты... Они разные абсолютно. Митинский явно вдохновлен прочтением книг Толкиена. А вот Верейская вполне канонический вариант. Когда-то, наверное, похожие на эту статью листовки на бересте распространяли по поводу храма Василия Блаженного. И ничего, стоит пока... В конце концов когда-то и электричество в храме считалось ересью. Бог открывает человеку новые знания, мы познаём мир, читаем молитвослов в Интернете. Печатаем иконы на принтере. Плохо это? Господь дал нам возможность (благодаря технологиям) построить светлый храм с широкими окнами, а не с узеникими бойницами. Давайте вместе пойдём в храм!
Елена 6 декабря 2019, 23:56
Мне не нравится.
Леонид 6 декабря 2019, 23:18
Ужасно, это просто ужасно!
Анна 6 декабря 2019, 22:20
Искусство действует на всех. Посмотришь на старинные деревянные церквушечки, построенные без единого гвоздя в Костроме или Суздале, и сердце защемит. потому что возводили их смиренные мужички, неученые, но много больше понимающие о том, что такое гармония, или как они ее тогда называли "благолепие", чем гордые авторы этих чудов юдо. Ну почему мы так на запад смотрим и все копируем?
Михаил 6 декабря 2019, 22:06
Александр В, так говорить нельзя о Святом Духе.
Вера 6 декабря 2019, 22:04
Господи, не допусти быть этому омерзению и посрамлению истиной веры православной!!! Запрети врагам Твоим воплотить их замысел, ибо не ведают, что творят!
Антон 6 декабря 2019, 21:26
Главный вопрос, на который хотелось бы услышать ответ - для чего? И, если на него ответят честно, все встанет на свои места. Если, как уже писали, нет разницы где молиться, то зачем менять характерный облик храма и пятирядный пластиковый софринский иконостас? А где-то ведь в иконостасе иконы бумажные, но ай как хорошо!
СПб 6 декабря 2019, 21:15
Почитала, что видят в своем проекте его создатели - архитектор Саид Джабраилов и архитектурное бюро "Архпойнт" (бюро, которое позиционирует себя как проектировщика баров и ресторанов). Проект подается как "обновление", которого "ждут многие". Главное слово описания проекта - "удобство для людей" - отдельное помещение для исповеди, вытяжки над свечными "нишами", отличный вид на и пр. Проект получил какие-то премии на зарубежных выставках, авторы откровенно пишут, что нам надо на католиков ориентироваться. Частенько стали звучать призывы к "обновлению" и "минимализму". Почти "дзен". Давайте будем поосторожней с такими проектами, далекими от понимания русского храма. Господи, помоги устоять!
Катерина 6 декабря 2019, 21:11
Сергей К 6 декабря 2019, 15:48 - ну почему сразу "пожалуй, последняя" область неокучанного сверхсовременными веяниями искусства. Иконопись. Иконопись-то позабыли. Современное искусство выражает дегенеративность падшего мира, а Вы собираетесь им нас "обновить". Елена О6 декабря 2019, 16:11 - когда-то давно преподы Строгановки говорили нам, что художник думает и говорит со зрителем карандашом в руке. Это правда. Архитектор художник, говорящий со зрителем своими идеями, воплощенными в материалах. Разглагольствования даже сверхинтеллектуальные тут фиговый лист. Эти постройки на фотографиях говорят сами за себя, чем именно вдохновлялся авторский коллектив архитекторов.
Ирина 6 декабря 2019, 21:06
А как попал проект этого храма на соискание премии американской организации и журнала Faith & Form («Вера и форма»), штаб которой расположен в столице Соединенных Штатов Америки? Почему нам все время нужно признание американцев, государственность которых, не говоря уже о культуре, зародилась на несколько веков позже нашей? До каких пор мы будем так неуважительно относиться к собственным истокам?
Николай 6 декабря 2019, 21:05
В таких храмах хорошо смотреть в потолок и медитировать. Конечно, можно закрыть глаза и молиться, но лучше просто ходить в другой, более соответствующий назначению храм.
Александр В 6 декабря 2019, 20:51
Поговорка про Бога в рёбрах, а не в брёвнах - сектантская, связанная с раскольниками, отвергавшими православные храмы. "Бог в рёбрах" - всё равно, что "Бог у меня в душе".
Наталия Ростова 6 декабря 2019, 19:46
Да простят меня комментаторы...Вот как-то не стыкуются, или если хотите - не монтируются вместе иконы Андрея Рублёва и эти стены "церкви будущего"...На первом фото, ведь именно иконы Андрея Рублёва на "иконостасе". А что бы он сказал, глядя на ЭТО?!! Я всё понимаю, и в тюремной камере могут находится эти замечательные образы...Но в камере от безысходности и отчаяния, а здесь что??? Хотят провести эксперимент? Будут ли люди ходить в такие храмы? Или это попытка привести молодёжь в храм, так сказать заинтересовать, завлечь?
Вячеслав Камальдинов 6 декабря 2019, 19:43
Братия и сестры, светлого вам времени суток и доброго здравия! Думается мне, что епархия, действующая на территории, где задумался этот проект (равно как и другие храмовые строения), будет внимательно изучать каноничность сего "зодчества". И, даже если, какими-нибудь окольными путями, удастся воплотить то, что вносит в духовную жизнь дисгармонию, в этом рукотворении придётся священнику служить Богу. А, будет ли батюшка лицом Русской Православной Церкви? P. S. Если и есть потребность в новом храме, то нужен конкурс, где: опытные, в духовной жизни и создании домов, в которых будет совершаться бескровная жертва, выберут лучшее из лучшего.
Даниил 6 декабря 2019, 19:20
Не дай Бог такому появиться в Русской Церкви! Думаю, некоторые люди просто упиваются властью, и действуют под диктовку совершенно неправославных сил.
Читательница (Подмосковье) 6 декабря 2019, 18:40
Тлетворное влияние Запада не знает границ. Не знаю, кто проектирует такие храмы, но точно эти неофутуристы от архитектуры – люди вне Православной Церкви. Кто же пойдет в такой храм?! Верующие люди, стопроцентно, будут обходить его стороной. Если я не ошибаюсь, храм сщмч. Игнатия Богоносца на Верейской улице – Патриаршее подворье. Хочется надеяться, что Святейший Патриарх и управляющий Западным викариатством не допустят воплощения в жизнь такого безобразного проекта, за которым невооруженным глазом читается глумление над Православной верой и Церковью. Уж лучше оставить временный деревянный храм – по-домашнему уютный, построенный по канонам, близким душе православного русского человека.
Екатерина 6 декабря 2019, 17:34
Талантливая, умная, написанная красивым грамотным русским языком статья о традиционно христианском искусстве, Дух которого сохранила православная Церковь в наиболее его исторически обусловленном виде. Немного пугает гигантизм, новаторство и претензиозность некоторых проектов. Без совместного решения главного архитектора, мэра и правящего архиерея города, действующего по благословлению Святейшего Патриарха Кирилла такие решения принимать нельзя. Потому что соборность предполагает и выполнение всеми правил, принятых в цивилизованном обществе, иногда негласных - но именно они и называются традицией. Например, уважения. Новые проекты не нравятся. Подделка под Гауди. Скамеечку им еще подставьте
6 декабря 2019, 16:51
Православные люди, вы забыли, что Бог не в брёвнах, а в ребрах. Даже в католических и лютеранских соборах можно молиться, если там идёт именно православное богослужение, как в некоторых общинах в Западной Европы, у кого нет своего помещения. По-моему, это много лучше одинаковых пятиярусных иконостасов из Софрино.
Елена 6 декабря 2019, 16:48
Уродливый проект, ничего общего с Православием
Елена О 6 декабря 2019, 16:11
Про "напоминает всё что угодно,только не оплот веры православной" можно поспорить: "Образ храма был вдохновлён традиционным иконописным изображением Голгофы, местом победы Христа над смертью, местом Воздвижения Креста Господня. На архитектурное решение повлияли образы древнейших скальных и пещерных храмов Каппадокии, родины Отцов-Каппадокийцев. Святейший Патриарх одобрил архитектурное решение, отметил сходство арочных элементов с Храмом Христа Спасителя в Калининграде (построенном под руководством Его Святейшества), высказал пожелание по изменению формы главного креста храма и благословил на дальнейшие труды по реализации проекта!" А зачем надо было фотографию обрезать??
Сергей 6 декабря 2019, 15:58
Все правильно написано. На фото типичные протестантские кирхи, даже кресты не наши. Вот только двоемыслие, ах, если бы только ДВОЕ-мыслие и если бы только в архитектуре! Есть такое жуткое понятие: «протестантизм восточного обряда». В последнее время мне оно все чаще приходит на ум.
Сергей К 6 декабря 2019, 15:48
О вкусах не спорят, но как же надоели эти эллипсоиды и лекальные кривые захватившие пространственное мышление современных архитекторов, насаждаемые повсеместно "простые" и "функциональные" формы! Храмовое строительство сегодня, пожалуй последняя область не освоенная "актуальным" искусством. Помоги Господи настоятелю и приходу проектируемых храмов устоять, уговорить жертвователей не поддаваться соблазну "прославиться в веках".
Елена О 6 декабря 2019, 15:41
Патриарх одобрил проекты, а культуролог считает, что они не православные... Чудеса.
Ольга 6 декабря 2019, 15:09
Это типа шатровых храмов Руси 15-16 веков,у тех теплота, от этих веет холодом, они какие-то казенные и острые.
Катерина 6 декабря 2019, 14:57
Сергей 6 декабря 2019, 12:06 - почитайте жития святых аскетов-отшельников, которым, для того, чтобы "шла молитва" по Вашему выражению, приходилось удаляться кому в лес, кому в пустыню. А почему? Потому что окружающая обстановка очень даже влияет на разговор с Богом даже у людей чрезвычайно высокого духа. "Заняться собой"? Так это и есть наша цель при посещении храма. Мы занимаемся нашей душой, пытаясь устремить ее к Богу. Любая деталь оформления храма или помогает нашей сосредоточенности или разрушает ее. Нам запрещенно представлять что-то во время молитвы? иконы призваны отвлечь нас от бессознательного фантазирования. А архитектор зачищает стены до белизны. И для чего?
Мария 6 декабря 2019, 14:54
ужас... все - ужас... а "Собор" в Ливерпуле - это декорация к Звездным воинам на базе крематория?
Вероника 6 декабря 2019, 14:50
Ой, ну храм точно не должен быть похож на торговый центр! Ну это же посмешище!!! Не допусти, Боже!
Наталья 6 декабря 2019, 14:03
Да... Впечатляют новые проекты московских ... не поворачивается язык сказать ... храмов, скорее архитектурных объектов. Красиво. Но точно, чего не хочется в этих храмах делать, так это уединиться и читать молитву Богу...
Катерина 6 декабря 2019, 13:14
в любом деле имеется специализация, чтобы то ни было, промышленный дизайн, упаковка или, как в данном случае, архитектура храмовых посторек. архитектор, сделавший имя на проектах баров и ресторанов, получает дорогостоящий заказ в области, где он "плавает" профессионально. и еще один момент: у Московской Патриархии есть сейчас деньги. но естъ и огромное количество храмов, требующих срочной реставрации, и находятся они на периферии России. есть места вообще без храмов. неужели 500 москвичей, которые способен вместить (так и тянет сказать "заглотить") это здание, по виду напоминающее скорее языческое капище Римской империи, не смогут найти в Москве поблизости подходящего храма для молитв?
Сергей Н. 6 декабря 2019, 13:10
А Покровский собор в центре Москвы или Спас на крови в Питере это канон?
Катерина 6 декабря 2019, 12:54
Монастырь св. Феодосия Киновиарха. Видела в их пещерном подземном храме и даже сфотографировала икону с изображением Бога-Отца в виде Старца.
Георгий 6 декабря 2019, 12:31
К сожалению, видимо, нашлись батюшки, которым такие проекты оказались по сердцу...
Елена 6 декабря 2019, 12:28
Проекты ужасны.
Ирина 6 декабря 2019, 12:10
Это безобразие и разрушение Церкви. Сердце Церкви - это Литургия, поэтому Сакральная Тайна, совершающаяся в алтаре, должна быть защищена от праздных, похотливых и лукавых взоров! Это хула на Святого Духа, а хула на Святого Духа не прощается! Люди, которые проектировали, ничего не понимают в православии. Но профанам простительно, а куда смотрит священноначалие?!!
Сергей 6 декабря 2019, 12:06
А мне по душе новые проекты! Так же, наверное, ворчали, когда крестово-купольный храм появился - вот, мол, пропал молитвенный настрой, который давала базилика, что это за модернизм купола городить. Заказчиком является не церковь вообще, а конкретная епархия или даже приход. Поэтому, если прихожане одобряют, настоятель изволит - может быть любой храм. Кто недоволен - стройте сами и дарите церкви, или займитесь собой - если молитва "не идёт" - не в архитектуре дело.
Александр В 6 декабря 2019, 11:57
"Дух творит себе форму." А дух у этого здания явно не православный.
лариса 6 декабря 2019, 11:48
А мне нравится проект храма. Он прекрасно вписывается в местный ландшафт. Не понимаю в чем проблема! В начале христианской истории люди ходили в иудейский храм, а потом прятались в катакомбах. Совершенно неясно чем архитектура может не пустить Дух. "Дух дышит где хочет".
6 декабря 2019, 11:46
Наверное, автор статьи не знает, что прообразом проекта храма в Митине были древние христианские храмы Каппадокии.
Иван 6 декабря 2019, 11:09
//в проекте храма на Верейской улице совершенно не учтено, что утром восточное солнце будет слепить прихожан// т.е. при ярком солнечном встречном свете вместо иконостаса будет лишь виден его контур или линия, показывающая форму какого-то объекта, и это будет выглядеть как запредельная пошлость. А молящиеся избегая яркого слепящего света будут укрываться под сенью этого объекта...
Наталия 6 декабря 2019, 10:59
Чисто по восприятию на фото - это эскиз не православного храма... Всё-таки в восприятии играет огромную роль не только содержание, но и ФОРМА. Она должна быть каноничной, т.к. она в том числе формирует и настрой и восприятие. Заходя в храм, человек чётко должен понимать, в храме какой конфессии он находится.
Геннадий 6 декабря 2019, 10:59
Об архитектуре храмов правильно написано, но вот появление изображений Бога Отца в образе Старца древнее чем XIX век: "Образ «Ветхого денми» для изображения Бога Отца стал использоваться с XI века. Изображение Бога Отца в виде старца было запрещено Большим Московским Собором 1666–1667 годов, однако Собор противоречил сам себе, разрешая изображать «Отца в седине» в сценах Апокалипсиса..." https://pravoslavie.ru/97177.html
Наталия Ростова 6 декабря 2019, 10:20
Я чего-то не поняла...РПЦ является заказчиком храмов. Так кто может навязывать эту "красоту"? Надо просто отказаться от таких заказов. Или тут опять руководству Церкви говорят - "подвиньтесь товарищи, ваше мнение мы потом может быть спросим..." Бред какой-то....А собор в Ливерпуле на фото, выглядит как какой-то космодром. Сразу представляются священники в скафандрах и прихожане в иных космических костюмах - мечта легонькой промышленности Китая...
6 декабря 2019, 10:00
Жаль, что в России мало кто строит храмы по типу ранневизантийских базилик. Вот, где действительно красота... И, конечно, ничто не сравнится с главным храмом Сретенского монастыря. Хотелось бы, чтобы в России было больше именно таких храмов.
Олег 6 декабря 2019, 09:29
Мы не лишимся возможности судить о духовном будущем, а уже лишились. Огромный список новомученников подсказывает о том, кто ближе к Истине. Возрожденные храмы и монастыри в своем архитектурном великолепии, очень далеки от духовного возрождения. Больше напоминают центры православного туризма. Молитвенный дух если и присутствует, то в самых грязных и темных уголках обителей. Новое испытание для нашей Церкви и веры, но время все расставит на свои места. Главное сохранить мир и веру.
Катерина 6 декабря 2019, 08:57
Кстати, в интервью одного из архитекторов есть еще одно примечательное место, возмутившее меня до глубины души. Гордыня там сквозит, а не любовь к Богу, к созданиям Бога. Я действительно советую всем интересующимся этой темой после прочтения данной статьи прочесть и его опус и сравнить с критическими статьями на тему канонов храмостроительства других, любящих православные храмы и всех в них находящихся архитекторов.
Владислав 6 декабря 2019, 08:42
Все верно. Владыке, который благословляет невразумительные проекты надо отказаться от такого подхода.
Юлия 6 декабря 2019, 06:45
В Митино недавно утвержден новый храм. Я живу рядом и хожу в деревянный храм - никакого обсуждения с прихожанами проекта не было.
Владимир Степанов 6 декабря 2019, 06:27
Как верно! Я был на службах в таких европейских храмах, арендованных клириками РПЦ. Да красивые, и практичные. Но чрезвычайно холодные для духа здания, ни капли Благодати от них. Держаться нужно подальше от этой эгоистичекой закваски Я-архитекторов. Надеюсь, Церковь устоит от таких злоблазнов вхождения в мiр
Ольга 6 декабря 2019, 01:20
Господи, не допусти! Без канонов -пустые в прямом и переносном смысле стены, формы напоминают все, что угодно, только не оплот веры православной. Почему мнение тех, для кого это якобы строится, не учитывается?! Или у нас вместо властей города всевластные Проктор анд Гэмбл всем заправляют? Кто потворствует такому надругательству? Мало гонений вера православная выдержала, теперь вместо бутовских полигонов вот такие капища нам будут как "храмы" предлагать? Кто же заказал это убожество?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×