История человечества, какой мы ее знаем, началась не с грехопадения, а с того момента, когда человек не захотел попросить прощения у Бога за свою ошибку. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что Господь еще был готов простить людей, и если бы они покаялись в ответ на его призыв, он бы восстановил их в благодатном единении с собой. Но этого не произошло, и за грехом Адама и Евы последовало их изгнание из рая.
Вступая на путь Великого поста, мы вновь и вновь вслушиваемся в историю изгнания первых людей из рая. Мы называем последнее перед постом воскресение Прощеным — днем, когда мы у всех просим прощения. Потому что, вспоминая Адамово изгнание, мы понимаем, что отсутствие покаяния за грех со стороны Адама и Евы повлекло их изгнание из рая, а принесение покаяния, к которому мы призываемся, способно ввести нас обратно в рай.
Каждая подготовительная к Великому посту неделя открывала нам определенные моменты духовной жизни, чтобы настроить нас на правильное прохождение постового подвига. Первая притча о мытаре и фарисее напоминала, каким должно быть внутреннее устроение человека. В притче о блудном сыне рассказывалось о том, что, как только сын решил покаяться, он сразу был принят отцом. Поэтому эту притчу называют еще притчей о милосердном отце, который не стал выговаривать своему сыну, а просто с любовью принял его обратно. Так и Господь ждет возвращения каждого из нас.
Следующая притча — о Страшном суде — говорила нам о том, каким должен быть человек: что он должен делать, чего искать в жизни, за что его будут судить и что с него спрашивать. В этой притче не говорится о том, что нас будут судить за съеденный кусочек колбаски или что-то подобное. Там утверждается, что основным мерилом является наше отношение к другим людям. Если мы проявляем милосердие, заботу, сострадание, если помогаем тем, кто нуждается в нашей помощи, то Господь принимает наши действия по отношению к ближним как сделанные по отношению к самому себе. Соответственно, наше немилосердие, злобу, жестокость и подобное по отношению к ближним он также относит на свой счет.
И наконец, подготовительный период к посту заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. Это название неделя получила не по евангельской притче, а по богослужебным текстам — стихирам, помещенным в Постной Триоди на эту неделю. Там есть очень красивое, богословски глубокое песнопение «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше...».
В Евангелии этого дня говорится и о том, как надо проводить пост, и о том, как его проводить не надо. Господь напоминает, что не надо ходить унылым, как это делают лицемеры. Не надо всем показывать, что ты постишься, как тебе из-за этого тяжко и как ты страдаешь. А напротив, надо быть веселым, радостным, улыбчивым, чтобы явиться постящимся не людям, которые будут тебя за это хвалить, а Отцу своему, втайне: «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 4).
Можно сказать, что вся земная жизнь человека — это дорога домой, в потерянное царство Отца. Мы рождаемся в состоянии отделенности от Бога, начинаем путь возвращения к нему в таинстве Крещения и продолжаем его всю жизнь. А Великий пост — эта та десятина жизни, когда мы особо стараемся подвизаться на этом пути.
Вся жизнь должна быть подвигом возвращения в отчий дом, преодоления своих греховных хотений. Если бы человек каждый день своей жизни жил напряженной духовной жизнью, не было бы нужды в особом времени для этого, в особых церковных установлениях. Но на это способны далеко не все, а лишь святые. Большинство же людей, которые в большей или меньшей степени поглощены житейскими заботами, Церковь призывает хотя бы на некоторый промежуток времени отвлечься от этих забот, отложить житейские попечения и посвятить свои силы жизни духовной. Понятно, что и в Великий пост человеку надо работать, кормить семью, питаться самому, но следует постараться в этот период уделить время и духовным упражнениям.
[Пост — это время, когда мы должны принести жертву Богу, и эта жертва — прощение, говорит митрополит / Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»]
Пост — это время, когда мы должны принести жертву Богу, и эта жертва — прощение, говорит митрополит
ФОТО: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Настоящий пост — лишь тот, который ведет человека к раскаянию. Священная история показывает нам, что все серьезные примеры покаяния сопровождались постом: Давид постился, когда согрешил и каялся, ниневитяне постились, чтобы их миновала кара Божия. Пост — не просто диета, которая нужна для похудения или служит каким-то другим земным целям. Это духовное делание, дающее видение своих грехов и приводящее к покаянию. Что же раскаяние делает с человеком? Оно меняет его, меняет устроение его души. Человек становится способным повернуться к Богу и начать движение к нему. Грех — это отстранение от Бога, это промах, движение в ложном направлении. А покаяние помогает изменить это направление, отвергнуть грех и стать на путь, ведущий к Отцу.
Это движение мы начинаем в последнее воскресенье перед постом, когда просим у всех прощения. Именно тогда, в самом начале Великого поста, мы делаем первый важный шаг — преодолеваем себя, свое смущение, нежелание переступить через свою гордыню и сказать ближним — родным, знакомым и незнакомым: «Прости меня»! Пост — это время, когда мы должны принести жертву Богу. И эта жертва — прощение. Вспомним, что сам Господь говорит в Евангелии: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23–24).
Если Великий пост — это наш дар Богу, Которому мы приносим жертву своим временем, своими силами, интересами, отказом от земных привычек, то, чтобы этот дар был принят Богом, прежде нужно примириться с людьми. Поэтому Прощеное воскресенье предваряет пост. И если мы решим этот вопрос примирения, то пост действительно будет нелицемерным и нам будет легче его проводить.
В начале поста мы примиряемся с людьми, а сам пост — это наше примирение с Богом. Мы примиряемся с людьми, чтобы дальше сосредоточить внимание на отношениях с Богом. А если человек не примирился с людьми, он не сможет и с Богом примириться. Апостол Павел пишет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4, 20–21).
У кого же надо просить прощения? Прежде всего у тех, против кого мы могли согрешить, и самим прощать согрешивших против нас, тех, кто обидел, «зацепил» словом или даже вызвал ссору. Естественно, это должны быть не просто формальные слова «прости меня», а живое обращение от всего сердца и разума с просьбой о прощении, при этом и в своем сердце нужно простить этого человека. Когда мы участвуем в чине прощения в храме, рядом могут быть люди, которых мы мало знаем, и у них нам легко просить прощения. Однако, хоть мы их и не знаем, но могли, например, помешать им в молитве: стоял человек перед иконой, молился, а мы подошли ставить свечку и встали прямо перед ним, а то и оттолкнули его от иконы или прервали его молитву своим вопросом. Может быть, он ничего и не сказал нам, не выразил своего недовольства, но в душе у него осталось что-то против нас. Поэтому лучше попросить прощения.
Если по какой-то причине не получилось попросить у кого-то прощения в воскресенье, можно сделать это в понедельник или, наоборот, заранее, в субботу. Испрашивание прощения — необходимое действие перед началом Великого поста. Церковь предлагает нам сделать его всем вместе в воскресенье. Но если по тем или иным причинам не получается, то лучше сделать это в любой другой день, чем не делать вообще. И тогда, примирившись с другими людьми, мы в полной готовности, с чистой совестью можем вступить на поприще Великого поста.