Проповедь в храме Святого Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга, произнесенная в четверг Первой седмицы Великого поста, после Великого повечерия.
Наполеон и маршал Лористон - мир во что бы то ни стало. Художник: Василий Верещагин
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В Священном Писании Ветхого Завета, в Книге Бытия, есть такой эпизод. Праотец Авраам, замечательный праведник, отец всех верующих, имел жену Сарру, но Сарра не могла родить ребенка. И хотя Авраам не изнемог в вере, но изнемогла в вере его жена. И она сказала Аврааму: возьми рабыню Агарь и роди от нее на мое лоно ребенка, чтобы я могла радоваться ему и утешиться в старости своей. Авраам послушался жену свою и сделал так. От этого сочетания родился ребенок, которого назвали Измаил. И когда Измаил вырос, он стал презирать тех людей, которые воспитали его. Он стал превозноситься и над уже родившимся младенцем Исааком, а Агарь, видя, что она почти как жена, стала притеснять госпожу свою Сарру.
Мы вместо того, чтобы жить с тою женой, с которой сочетались во Христе, то есть с Церковью, берем себе рабыню из Египта
Этот сюжет вспоминался сегодня в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского. И преподобный отец наш, Андрей Критский, говорит, что Измаил – это презорство, презрение. Он рисует такую картину: мы, люди, вместо того, чтобы жить с тою женой, с которой сочетались во Христе, то есть с Церковью, берем себе рабыню из Египта. Египет – это образ мира. Все мы, придя в Церковь и здесь сочетавшись с Богом, принесли сюда с собой и мир. И вот, от сочетания с миром, с которым мы никак не хотим расставаться, мы рождаем презрение. Именно оттого, что мы не можем вытеснить мир из своего сердца, мы – такие колючие, мы – люди, которые всегда готовы оскорбить, которые никак не могут вынести, что рядом находится столь же значимый человек, столь же достойный, или, может быть, еще более значимый и достойный, чем мы сами. И у нас возникает зависть, ревность. Мы презираем сначала соседа, причем неважно, какой он: хороший или плохой, дорогая у него машина, или он пьяница. Нам это неважно – мы в любом случае ищем основания презреть человека, в любой форме. Мы хотим оказать человеку неуважение. И вот это и есть наследие мира. И сколько не говоришь людям о том, что мы должны любить друг друга, они не могут это вместить. И Христос говорил: «О, род лукавый, прелюбодейный, доколе буду с вами, доколе терплю вас» (ср. Мф. 17, 17) – именно потому, что каждый Его слушатель нес в себе опыт жизни, который он приобрел, живя в мире, до того, как стал верующим во Христа.
Священник Константин Корепанов Когда говоришь человеку о любви, он отвечает: «Да, конечно, хорошо, когда тебя любят, замечательно! Пойду в Церковь, там меня будут любить». Но ведь речь идет о том, чтобы мы стали любить, а мы не хотим, потому что опыт нашей жизни говорит: бей своих, чтобы чужие боялись. Делай всё, чтобы отстоять свое место под солнцем, защищайся, унижай, топчи людей, иначе затопчут тебя. И все мы делаем так, как научил нас этот мир. И когда приходим в Церковь, никак не можем оставить это там, в мире, никак не можем до конца перейти через Чермное море и пройти через пустыню, чтобы войти рекой Иордан в Землю обетованную, не хотим отречься.
И вот наступил Великий пост. И, как часть этого поста, покаянный канон Андрея Критского учит нас тому, чтобы мы оставили мир там, где ему и место, – в миру. В Церкви нет места миру. То, что мы переживаем порой церковные неурядицы, нестроения, не можем обрести мира в общинах наших, в церковном собрании нашем, – это только потому, что мы не оставили мир за порогом храма и Церкви, что мы внесли его в своем сердце. А мы должны переродиться. Мы должны были переродиться в купели Крещения, но мы не сделали этого. Перед тем как войти в крещальные воды, мы не отреклись от мира, хотя священник настойчиво нас спрашивал: «Отрекаешься ли от сатаны и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его?» Мы говорили, что отрекаемся, но сердцем-то мы не отрекались, и вот эта неотреченность приводит к тому, что мы теперь должны творить покаяние.
И Церковь Великим постом напоминает нам о том высочайшем достоинстве христианина, к которому все мы призваны, – быть людьми Нового Завета, не людьми мира сего, а иными по отношению к миру сему. И мы можем такими быть, ибо сила Христа не оскудела, но надо по-прежнему отречься мира, который в нашем сердце. И это отречение, как и этот постный подвиг, начинается не столько с того, что мы отказываем себе в той или иной еде или в том или ином ее количестве, а в том, что мы изменяем отношение к человеку. Ибо главная беда мира не в том, что он ест мясо, а в том, что он презрительно относится к человеку. Проблема в том, что люди, отпав от Бога, разучились любить, разучились видеть в другом образ Божий, у них просто нет такой способности. И Христос дает нам новое сердце, но надо захотеть это новое сердце получить и отречься сознательно от иного, противного Христу образа неуважительного, нелюбовного отношения к человеку.
Проблема в том, что люди, отпав от Бога, разучились любить, разучились видеть в другом образ Божий
И вот, великий пророк Исаия тоже говорит о посте, а точнее, Дух Святый говорит устами пророка Исаии: вы поститесь для распрей, для разногласий, для того, чтобы унижать другого человека. Вы думаете, это пост, который Я избрал? Нет, выпусти измученных на свободу, раздели с голодным хлеб свой, напитай душу страдальца, от единокровного своего не укрывайся. И вот тогда свет твой будет сиять, как солнце, и Бог услышит тебя во всех молитвах твоих (ср. Ис. 58, 7–10).
Много можно говорить о любви. Но мне все время хочется сказать, что прежде чем научиться любить, нужно научиться уважать человека, любого человека. Просто потому, что он – человек. Потому что он создан по образу и подобию Божию. Потому что в нем тоже должна течь или уже течет кровь Иисуса Христа, ибо пролита она и за него. И вот это уважительное отношение будет тем прочным фундаментом, на котором мы сможем построить любовь. Ведь крышу, верхушку дома, не строят на воздухе. Для этого должен быть фундамент, и этот фундамент – уважение ко всякому человеку.
Прежде чем научиться любить, нужно научиться уважать человека, любого человека
Именно из-за презрения возникают революции, из-за презрения люди в конце концов дошли до того, что разрушили все, что было доброго на Святой Руси, попрали и храмы, и алтари, и монастыри, потому что привыкли начинать с малого – презирать все, что их окружает. И мы, если хотим, чтобы продлилась жизнь нашего народа, жизнь нашей Церкви, жизнь наших семей в истории, – мы должны учить наших детей, наших братьев и сестер уважать друг друга, не презирать никого: ни Родину свою, ни других людей, вообще никого никогда не презирать, ибо презрение и рождает в конце концов отчужденность от Бога. Ведь что мы слышим сегодня в покаянном каноне? Висят два разбойника вместе со Христом. Они в одинаковом положении, они братья по разбою, они собратья по несчастью, они все время были вместе, но в этот момент они ведут себя по-разному. Один презирает висящего на Кресте Страдальца, а другой жалеет Его, не презирает. И это чувство уважения к страданию невинного человека делает окаянного разбойника святым, делает его первым, вошедшим в рай.
Вот что может сделать уважение к другому лицу, к другой душе, и тем более – к чужой боли, к чужой неудаче, к чужому страданию. Оно может грешного сделать праведником и возвести в вечные обители. Аминь.