Жизнь в виртуальном мире

Фото: pexels.com / Ekaterina Bolovtsova Фото: pexels.com / Ekaterina Bolovtsova     

Самоизоляция словно через увеличительное стекло показала проблему наших дней: люди не умеют себя занять. Человек проводит большую часть жизни в виртуальном мире. Когда нужно придумать, как провести свободное время без компьютера, он приходит в растерянность.

Оказалось, что эта проблема актуальна не только для детей и подростков, но и для взрослых людей. Отдохнуть? При этом многие люди представляют, как устраиваются поудобнее на диване, включают любимый фильм или видео популярного блогера. У некоторых отдых ассоциируется с компьютерной игрой или общением в социальных сетях. Люди привыкли использовать виды развлечений, придуманные кем-то, отдыхать, не задействуя при этом творческие способности.

На днях увидел такой вопрос в интернете: человек весь рабочий день проводит за компьютером, вечером, чтобы отдохнуть, садится за ноутбук или берет в руки телефон. От этого стало сильно портиться зрение. Где найти достойную альтернативу виртуальному отдыху? Человек вынужден просить помощи у окружающих.

Заметим, что с этой проблемой сталкиваются люди разного возраста, образа жизни, профессиональной деятельности. Жизнь сконцентрирована в интернет-пространстве: работа, учеба, общение, отдых и др. Слишком многое человек связывает с компьютерными технологиями, в том числе мечты и надежды. Он теряет драгоценные часы жизни на выдумку.

Поиграть с близкими в настольные или словесные игры, собрать мозаику, прочесть книгу, украсить дом, вырастить редкий вид цветов, разучить любимую музыку, освоить новый вид рукоделия, написать маслом картину… Часто встретишь людей, которые так проводят досуг? Чаще человек выбирает из готовых вариантов вид отдыха. Этим он лишает себя впечатлений, которые дарит настоящая жизнь.

Дети привыкают к тому, что близкие люди не отходят от компьютера, и тоже все свободное время проводят в виртуальном пространстве. Что же тогда человек будет вспоминать о детстве, когда вырастет? Вообще, что обычно всплывает в памяти? Что-то неожиданное, незапланированное. Например: «Папа, помнишь, мы плавали с тобой в озере. Наша собака никогда не видела столько воды. Она так разволновалась: жалобно скулила, бегала по берегу, а потом ка-а-ак бросилась в воду и поплыла за тобой — хотела спасать!» Или: «А помнишь, мам, как мы готовили желе, а оно так сильно замерзло, что получилось мороженое?» Все самые яркие воспоминания связаны с ситуациями, которые невозможно предугадать. Такие впечатления появляются, когда родители вместе с детьми придумывают, как проведут свободное время.

Сегодня даже активный отдых приобретает отпечаток «заготовленности». Родители не хотят вместе с ребенком придумать, как в этом году провести праздники: может быть, это будет поездка в зоопарк, отдых на природе, а может быть, сказочный бал? Проще нанять аниматора, который уже продумал программу торжества.

В результате у детей в полной мере не развиваются творческие способности. Ребенок в школе хуже запоминает стихотворения, потому что не связывает слова с образами, не умеет пересказывать содержание сказок, рассказов и других литературных произведений.

Привычка к виртуальным развлечениям приводит к падению читательской активности. Умения придумывать мир, описанный в книге, представлять героев произведения не развиты. Чтение требует от человека осмысления, внутренней работы над собой. Ребенок видит пример родителей, смотрит на окружающих и решает: «Зачем напрягаться? Я же могу воспользоваться готовым». Он садится у экрана ноутбука и в зависимости от настроения смотрит видео. Достаточно одного клика и тебя рассмешат, напугают, удивят. Никаких усилий.

Виртуальные игры, просмотр мультиков, излишняя привычка показывать все наглядно не дает в полной мере развиться фантазии ребенка. За зрителя все уже представили, ему дали готовую картинку, хотя он вполне мог бы сам представить ее в воображении.

Абстрактное мышление не развивается. Человек не может дорасти до уровня воображения, мышления, самоорганизации, который должен быть у взрослого. Он зависает на каком-то промежуточном уровне и не реализует творческий потенциал, который в него заложен.

Чтение — одна из возможных альтернатив нахождения в виртуальном мире. Оно позволяет человеку быть разносторонним и является увлекательным средством времяпрепровождения. Как писал драматург, прозаик и поэт Феликс Лопе де Вега: «Любая книга — умный друг: / Чуть утомит, она смолкает; / Она безмолвно поучает, / С ней назидателен досуг».

Жизнь в виртуальном мире опасна тем, что приучает человека пользоваться всем готовым, следовательно, притупляет творческие способности. Лишает жизнь многоцветия, превращает в рутину.

Увлечение виртуальной реальностью уводит от главной жизненной цели. Драгоценное время, данное Богом для научения добродетелям и обретения вечной жизни, человек растрачивает впустую, подобно блудному сыну, расточившему имение (см. Лк. 15: 11–32). По словам святителя Иоанна Кронштадтского, театр, кино и другие подобные развлечения отвлекают от Христа, отнимают время, которое можно было бы уделить чтению Священного Писания, церковной молитве и другим духовным делам. Это наиболее достойный вариант того, чему можно уделить свободное время.

Есть много способов организовать досуг, чтобы он принес пользу и послужил на радость близким. Стоит только на время отлучиться от компьютера и применить творческие способности.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×