Вернуть католикам веру предков

Доклад Александра Щипкова по папской энциклике «Все – братья» (Fratelli tutti) дает обзор этого нового «программного документа» Ватикана и наводит на вполне однозначные выводы, которыми не могу не поделиться.

Этот католицизм – уже совсем не тот, который критиковали святые отцы и апологеты прошлого. Это уже даже не католицизм, по слову Достоевского, принявший все три искушения, которыми диавол искушал Господа в пустыне…

Пока мы думали, что нас разделяют с католиками догматы Filioque и Ex cathedra, primatus Papae, вера в Чистилище, учение о непорочном зачатии Девы Марии, у нас были еще шансы на успех диалога. Доказать ошибочность их трактовок Писания и интерпретаций ранних отцов в диалоге – есть шансы. Есть надежда в беседе с тем, с кем вас объединяет вера в Христа.

Но католическое учение о развивающейся догматике лишило нас шансов на сближение окончательно. Пока мы пытались найти точки нашего расхождения с католиками в истории, вернуться в XI век и ранее, чтобы устранить причины, породившие заблуждения и разделения, сам католицизм продолжал уходить все дальше и дальше от православных истоков.

Нет, конечно, еще до формулировки «о развивающейся догматике» началось это движение. Более того, началось оно еще до разделения 1054 года. Скорее этот значимый год закрепил и формализовал то, что вызревало несколько столетий. Но еще в XIX веке шансы на успех диалога были. Несмотря на все гонения католиков против Православия, несмотря на все ложные догматы, несмотря на унию, несмотря на все отличие духовных практик… Просто за девять столетий каждый век поводов для оптимизма становилось все меньше. И все более эти поводы были основаны не на реальных предпосылках, а на христианской вере в чудо, на надежде сердца, на любви к врагам.

Но пока мы искали, как доказать ошибочность Filioque, католицизм все далее уходил от Символа веры. Причем не терминологически, а содержательно, вкладывая в прежние формулы абсолютно новые и чуждые смыслы. А наши богословы во всевозможных совместных с католиками комиссиях все пытались догнать давно ушедший поезд… Пока одни догоняли поезд, другие пытались использовать это стремление к диалогу как повод для контактов, для втягивания в процесс навязывания своей актуальной повестки.

Апостол писал: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). И католицизм давно хочет не просто дружить с миром, но и управлять им. Сегодня для этого используют термин «влиять».

И на самом деле мы видим, что папская энциклика не несет в мир неких новых, неведомых ему ценностей. Как и не становится на страже ценностей, известных миру, но отвергнутых им. Она всего лишь отражает, впитывает в себя то, чем наполнен мир, – леволиберальную идеологию.

Не найти нам в папских воззваниях духа апостольской проповеди: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1: 22–24). Сегодняшний католицизм уже не хочет выглядеть ни соблазном, ни безумием. Он хочет выглядеть актуальным и популярным. Собственно, так же было и столетия назад. Но зеркально отражая ценности мира несколько столетий назад, еще не нужно было так разительно растворять христианство в мире. Сам мир тогда еще был более христианским.

Сегодня пришло время переосмыслить свои отношения с католицизмом. Да, еще есть позиции, которые нас сближают, но с каждым годом их все меньше. Еще неделю назад было относительно уместно говорить, что нас сближают, например, семейные ценности. И вот папа обесценил и этот тезис…

Вероятно, то же самое ожидает и отношение к абортам, наркомании и прочим вопросам, ответы на которые ранее были одинаковыми и у православных, и у католиков. Теперь же мы на глазах утрачиваем общность и этих позиций, как некогда утратили общность догматики.

С кем же нам нужен диалог, если либеральное «постхристианское» крыло Римско-католической церкви сегодня становится главным в ней, ведущим и определяющим ее учение? Вероятно, с теми, кто по зову христианской совести не может принять дехристианизацию католицизма. С католиками-консерваторами. Вчера мы не смогли обратить их в Православие. Но сегодня на глазах растут шансы, что это сделает Ватикан, отвращая их от себя. Потому что «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27).

Диалог возможен только с теми, кто не может принять дехристианизацию католицизма, – с католиками-консерваторами

Пока еще консерваторы сильны в католицизме. Но уже гораздо более слабы, чем пять или десять лет назад. И процесс утраты их влияния нарастает. Когда неолиберальная идеология окончательно победит в Ватикане, где они будут искать Христа и подлинно Христову Церковь? Только в Православии.

Уже сегодня нашим ответом на либерализацию католицизма должен стать призыв к тем, о ком эти столетия болело наше сердце: «Вернитесь к вере предков!»

Нам нужна сегодня не погоня за бегущим от Христа католицизмом. Нам нужно, чтобы ищущие нас, нашу Церковь, неизменные христианские ценности могли найти нас там, где и будут искать, – рядом с нашим Господом и Спасителем.

Павел Даровский,
администратор телеграм-канала «Лабарум»

5 ноября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О новой энциклике Папы Римского Франциска «Все — братья» (Fratelli tutti) О новой энциклике Папы Римского Франциска «Все — братья» (Fratelli tutti)
Доклад Научно-аналитического центра ВРНС
О новой энциклике Папы Римского Франциска «Все — братья» (Fratelli tutti) О новой энциклике Папы Римского Франциска «Все — братья» (Fratelli tutti)
Доклад Научно-аналитического центра ВРНС
Со второй половины XX века энциклики стали адресоваться не только католической пастве, но и представителям других конфессий, религий, мировоззрений. Превратив этот церковный документ в глобальную общественно-политическую декларацию, Папа претендует на роль мирового лидера мнения.
Пьер Хааб: «Жизнь каждого человека есть дар Божий» Пьер Хааб: «Жизнь каждого человека есть дар Божий»
Долгий путь швейцарского католика в Православие
Пьер Хааб: «Жизнь каждого человека есть дар Божий» «Жизнь каждого человека есть дар Божий»: долгий путь швейцарского католика в Православие
Божия Благодать решительно вмешалась в происходящее, чтобы заставить меня перейти от мира идей к реальности, что было не только вопросом выбора ума, но конкретной направленности всего бытия.
«Я выбежал из костела, сказав, что никогда не вернусь» (+ВИДЕО) «Я выбежал из костела, сказав, что никогда не вернусь» (+ВИДЕО)
Беседа с иереем Сергием Лабунским, бывшим католиком
«Я выбежал из костела, сказав, что никогда не вернусь» (+ВИДЕО) «Я выбежал из костела, сказав, что никогда не вернусь» (+ВИДЕО)
Беседа с иереем Сергием Лабунским, бывшим католиком
А после мессы начиналась т.н. рекреация: лавочки в костеле сдвигались в сторону, включалась попсовенькая музыка, батюшки с паломниками начинали пританцовывать… Особенно невыносимо стало, когда эти «танцы» пошли в храме XII века.
Комментарии
Илья 6 января 2021, 02:25
Это глубоко, мне кажется, неверный подход - "давайте займемся своими проблемами, а не католическими". Нужно свидетельствовать об Истине везде, и среди соотечественников, и среди католиков, и среди мусульман, и так далее. И православного римского епископа нужно поставить, наконец, который имел бы первенство чести вперед Варфоломея с его претензиями
Natalie24 ноября 2020, 20:40
На всё Воля Божия!!!
Георгий11 ноября 2020, 17:06
Католиков не исправить....
Дмитрий 9 ноября 2020, 00:21
Согласен с комментариями, что у православных хватает своих проблем. При православном президенте, в России до сих пор аборты мало того, что разрешены, так ещё и за счёт государства (то есть, за счёт всех, кто платит налоги). А аборт это куда как хуже всех тех догматических разногласий, что у нас имеются с католиками. Ну а по федеральным телеканалам зачастую обыдляют всю Россию. Так что, может займёмся своими проблемами, а не католическими?
Алла 7 ноября 2020, 01:12
Отец Антоний: "Так плебс в Риме обоготворил Цезаря, и затем при утрате императора перенес этот культ на своего епископа." Можно подумать, аналогов культа императора не было у других народов. Не забываем, что именно римского кесаря Константина мы должны благодарить и за легализацию христианства, и за Первый Никейский Собор. И ещё не забываем, что основоположником идеи о примате римского епископа является святой защитник православной веры Папа Лев Великий. Не нужно клеймить Рим, его императоров, его народ и епископов.
Константин 6 ноября 2020, 11:02
Игорь Александрович - Браво! Самый короткий и самый православный комментарий!
Павел К. 6 ноября 2020, 09:37
Католики знают о существовании православия , как и мы о существовании католичества .Интернет есть -читайте , приобщайтесь . Хорошие православные сайты на разных языках -добрая сеть для вылавливания душ,православные храмы (пусть "дотационные") в Европе и Америке-это все эффективно работает. В России процентов 90 не обращенных к вере -духовно придушенных дарвинизмом -эгоизмом.Поле непаханое .
Игорь Александрович 6 ноября 2020, 03:34
Не стоит мудрить, но "покажите в вере вашей добродетель..." и многие вернуться в лоно.
Константин 5 ноября 2020, 22:30
Большая ошибка - думать, что нас с католиками разделяют догматы. Первичен дух, форма - вторична. В 1054 году отпадение Рима не началось, а закончилось. Извращение духа вышло в открытую фазу, прорвался давно зревший нарыв. По-моему, не обратится Рим до конца света. Как никогда исламский мир не примет Православие. Надо трезво смотреть на вещи, а не жить иллюзиями и заниматься бесперспективными прожектами. Борьба может вестись за отдельные души, а не за народы и цивилизации. Чудо превращения античных языческих империй в православные видимо больше невозможно. Да и такими ли уж православными они были?..
Отец Антоний 5 ноября 2020, 20:32
Папство - явление глубоко антропологическое, основанное на стремлении обезбоженного человека найти себе удобного спасителя - племенного вождя. "Человек ищет кому поклониться". Так плебс в Риме обоготворил Цезаря, и затем при утрате императора перенес этот культ на своего епископа. Как-то беседовали кардинал и православный архимандрит. Кардинал согласился с правотой православных и по филиокве, и по папству, и по Божественным энергиям свт.Григория Паламы, что вызвало большое недоумение у архимандрита, о чем он и просил разъяснений у кардинала. Кардинал ответил православному архимандриту потрясающе правдиво: "У вас - истина, у нас - власть". Религия Вечного города и Евангелие не совместимы.
Тина 5 ноября 2020, 20:18
"Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится..." А нам хранить чистоту Русской Православной Церкви, а спасает только Господь
Алексей 5 ноября 2020, 16:36
А православным кто возвращать веру будет? Разве она сейчас есть у основной части населения? Всё тянет помочь "партнёрам". Апостол же призывает в первую очередь забоиться о своих. Будут пребывать православные в свете Христовом, то и без "круглых столов" искренне желающие спасить будут привлечены этим светом.
Наталия 5 ноября 2020, 14:59
Прошу прощения, зачем нам, православным озадачивать себя проблемами католиков. И зачем такие статьи на этом сайте.
Вадим Борисов 5 ноября 2020, 12:32
Да наше, как это ни страшно, православное "либеральное крыло" нас тащит в это же обмирщение... А мир стремительно развращается, что же будет скоро с нашей Церковью? Поэтому и нужно сторониться католицизма, но либерализм - более глобальная проблема.
Олег 5 ноября 2020, 08:19
Ту западную церковь уже не вернуть, учение уже не исправить. Там всё напрочь уже искажено.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×