Богородский приход и ассоциация «Сад музыки» уже несколько лет восстанавливают старинный храм Казанской иконы Божией Матери в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области с помощью современного инструмента финансирования проектов – краудфандинга[1].
В ходе четырёх кампаний на площадках «Начинание» и Planeta.ru на благоустройство памятника культуры удалось собрать больше миллиона рублей. Значительная сумма была достигнута благодаря усилиям крауд-продюсера Дарьи Волковой, курировавшей проекты на площадках народного финансирования. Дарья поделилась советами, которые помогут привлекать аудиторию в социальные инициативы, а также рассказала, чем, помимо денег, полезен краудфандинг.
Все началось с «Начинания»
С краудфандингом меня познакомил папа. Он священник, настоятель прихода, и на одной из епархиальных конференций узнал о платформе «Начинание» для народного финансирования социальных инициатив. Именно там он запустил два своих первых небольших приходских проекта – на ремонт печи и на покупку пианино. Оба они оказались успешными благодаря соцсетям и сообществу вокруг прихода. После этого у нас появилась надежда на то, что получится восстановить таким образом и старинный храм в селе. Это памятник архитектуры и истории. Он был основан в 1817-м году в честь 5-летия победы над Наполеоном. В 1930-е годы храм закрыли и использовали как склад. С годами он ветшал и разрушался. В 1990-е годы его вернули церкви. Здание было разоренное, деревянные полы полностью сгнили, а своды могли обрушиться в любой момент.
Так храм выглядел в августе 2017 года. Крыши у трапезной части не было уже несколько десятилетий, на ее сводах выросла целая березовая роща, и каждая зима могла оказаться для них последней.
Мы понимали, что нельзя просто сидеть и ждать, когда деньги соберутся
В середине 1990-х мои родители переехали из Москвы в Воскресенский район, и в 2000-м году стали инициаторами возрождения Богородского прихода. Средств на восстановление старинного приходского храма не было, но благодаря папиным усилиям в селе появилась небольшая деревянная церковь, в которой проходят службы и сейчас. Однако все местные жители были глубоко убеждены, что большой Казанский храм все равно должен быть восстановлен. Собрать необходимые средства на восстановление памятника архитектуры силами одних только местных жителей невозможно – слишком большой была финансовая цель. Мы запустили крауд-кампанию. Продвижение этого проекта мы придумывали на ходу. Мы понимали, что нельзя просто сидеть и ждать, когда деньги соберутся.
Хорошо, что и сами площадки регулярно об этом напоминают. Но мы просто не знали, что еще можно сделать, кроме того, что регулярно писать посты на личных страницах в соцсетях. У нас не было никакой стратегии. При цели в 450 тысяч мы смогли собрать 100 тысяч с копейками, и сбор на какое-то время замер.
Проект как тест идеи
Примерно в это время проводился большой международный форум «Рождественские чтения». Там была целая секция, посвященная привлечению средств на социальные проекты, и среди других спикеров выступала Марина Цолина. У нее был успешный проект, чем-то похожий на наш – тоже восстановление храма, тоже памятник культуры, но в Рязанской области. Она очень заразительно рассказала о своем опыте и дала замечательные советы. Приехав с конференции, я, вдохновившись, начала не просто писать посты с просьбами поддержать, но рассказывать истории. В программе «Планеты» «Краудфандинг с нуля до 100%» целый урок посвящен тому, как продвигать проекты с помощью историй, а тогда я сама об этом додумалась, послушав Марину. Все-таки очень важно учиться, смотреть на другие проекты, перенимать опыт других авторов – это позволяет и на свой проект посмотреть по-другому.
Через огромное количество репостов, лайков пост о сборе увидел однокурсник папы по музыкальному училищу. У него была возможность вложить четверть суммы. Он практически закрыл проект, и вскоре сумму удалось собрать в полном объеме. Немалое значение имела репутация: люди, наблюдавшие за деятельностью прихода почти 20 лет, знали, что нам можно доверять, что деньги не будут потрачены впустую. Тогда же я поняла одну вещь, которую нам позже еще раз объяснили на курсе крауд-продюсирования Planeta.ru. Сам крауд-проект может не только собрать деньги, но и помочь выстроить вокруг себя сообщество, найти новых людей, участвующих в проекте не только деньгами, но и как волонтеры (кстати, так же у нас и случилось: мы нашли не только финансовую помощь, но и ресурсную).
Этот проект показал мне всю силу краудфандинга. Она, прежде всего, именно в людях
Проект – это тест идеи. Мы понимали, что если у нас не получится собрать деньги, когда своды храма были уже в критической ситуации, значит, это тоже показатель – не все же сельские храмы получается восстанавливать. Значит, в восстановлении нашего у людей нет нужды. Да, будет грустно, вместо памятника будут развалины, что поделать. Мы были готовы к этому. Но когда эти 450 тысяч были собраны, оказалось, что не только мы наблюдали за происходящим с такими мыслями. У нас появился крупный благотворитель.
Он видел наш храм и приходскую работу и раньше, но благодаря проекту понял, что людям действительно важен этот храм, и стал поддерживать наши восстановительные работы крупными суммами. Вообще, нас поддержали десятки людей со всей России и даже из США и Германии. Так что этот проект показал мне всю силу краудфандинга. Она, прежде всего, именно в людях.
Чем мы особенные?
После нескольких проектов на «Начинании», когда мы точно знали, что идея востребована, мы решили попробовать сделать кампанию на Planeta.ru, крупнейшей в России краудфандинговой площадке. Этим летом мы запустили там сбор на обустройство смотровой площадки на колокольне храма.
Благодаря активному участию неравнодушных людей к моменту запуска проекта на Planeta.ru удалось восстановить утраченную кровлю, спасти от разрушения и укрепить уникальные старинные кирпичные своды трапезной части храма.
Для нас было очень важно, чтобы в проекте захотели поучаствовать не только те, кому в принципе интересны приходские проекты, но и более широкая аудитория. Почему абстрактная девушка Маша из Нижнего Новгорода должна поддержать именно нашу инициативу, а не десятки других проектов по реставрации старых храмов? Чем мы особенные? В ходе таких обсуждений мы решили, что будем водить экскурсии на колокольню. Сделали эти экскурсии вознаграждениями в проекте. За поддержку крауд-проектов людей надо как-то благодарить, предлагать им что-то интересное взамен. На «Начинании» у нас не было особенного разнообразия лотов за поддержку, в основном нематериальные благодарности, а для нового проекта на новой для нас платформе мы придумали массу интересного: открытки, тканевые сумки ручной работы, имбирное печенье от моей сестры и вот эти экскурсии. У нас пока нет своего сайта, и всё лето этот проект на Planeta.ru работал как наш сайт.
За поддержку крауд-проектов людей надо как-то благодарить, предлагать им что-то интересное взамен
При этом неожиданно столкнулись с негативом с о стороны некоторых местных жителей: они были уверены, что к нам понаедут толпы туристов и все испортят, но из своего опыта проведения экскурсий я знаю, что даже люди светские, настроенные враждебно по отношению к церковным институтам, относятся к традициям очень уважительно. Скептикам это, конечно, сложно объяснить, но, к счастью, людей, которые нас поддерживают, было гораздо больше. Думаю, что, каким бы хорошим ни был проект, надо быть готовым и к такому негативу. Потому что краудфандинг действительно про людей, а люди разные, каждый видит свое.
Упаковка и продвижение
У каждого автора, решившегося на краудфандинг, есть две основные задачи: оформление и продвижение проекта. По моему опыту, в первую очередь для успеха проекта важно то, какая аудитория уже есть вокруг него, а не то, насколько красиво он упакован. Наши первые проекты на «Начинании» нельзя назвать образцовыми в плане оформления. Но большая часть людей приходит туда не потому, что люди прочитали проект и он им понравился, а потому, что они нас знали, или потому, что их «зацепило» то, как мы рассказали о проекте в соцсетях. Конечно, есть и те, кто приходит с самой крауд-площадки. В последнем проекте у нас было два довольно крупных спонсора, и эти люди пришли просто потому, что увидели наш проект на «Планете». Но все равно личные связи и работа с уже существующей аудиторией очень важны, потому что, как бы ни был красив проект, если на старте о нем будет знать очень мало людей, вам будет тяжело.
В среднем раз в 3 дня кто-то из нашей команды в течение часа-полутора писал посты, письма лидерам мнений, ответы на комментарии, на отзывы об экскурсиях. Кстати, я обращалась и ко многим местным блогерам, но это не возымело почти никакого эффекта. У нас общая аудитория, где-то было довольно много репостов, где-то комментариев, но плюсов к сбору эта реклама почти не дала.
Помимо работы в соцсетях, мы много распространяли информацию на службах и приходских мероприятиях: выставках, субботниках, экскурсиях. Раздавали листовки и даже организовывали концерты в пользу проекта. Офлайн вообще отлично работает с храмовыми проектами. А еще не у всех жителей села есть Интернет, но благодаря таким мероприятиям люди узнавали, что нас поддерживают со всей страны. Это очень вдохновляло и приходское сообщество, и сельчан, далеких от Церкви: мысль о том, что их село небезразлично людям, греет душу.
Если над продвижением не работать, проект не доберется до финансовой цели
Проект не заканчивается после того, как необходимая сумма собрана. В последнем проекте я заложила полтора месяца на посткраудфандинговую работу, в том числе рассылку вознаграждений. Аудитория лояльна, они ждут, мы на связи. Но поставленные сроки очень важно соблюсти. Часть отправлений у нас, скорее всего, задержится, и я буду писать этим людям и предупреждать их. Это важно, когда вы относитесь к человеку не просто как к кому-то, кто дал денег, а как к члену вашей команды, участнику важного вам проекта.
Если над продвижением не работать, проект не доберется до финансовой цели, где бы вы его ни запустили. И все же выбор крауд-площадки тоже имеет значение: у каждой свои правила и свои условия работы с авторами. Например, на «Начинании» благодаря камерной обстановке более гибкие условия. Можно лишний раз продлить проект, можно редактировать, администрация чаще идет навстречу. Но в плане инструментов личного кабинета, доступа к статистике проекта, информационной поддержки и обучающих материалов, конечно, «Планета» очень развита.
Точно крауд-продюсер
У меня два образования. Первое – педагогическое, а второе – консерваторское. Я учитель и при этом имею мощную музыкальную подготовку. Значительная часть моей музыкальной деятельности – это просветительские концерты, которые я веду в качестве лектора, и беседы о классической музыке. Этот лекционный опыт мне очень помог во время ведения краудфандинговых кампаний. Ты как бы ищешь способ объяснить простыми словами то, что изучал на профессиональном языке. У меня сразу была установка – писать все тексты для проектов так, будто рассказываю что-то аудитории, сидящей передо мной. Во-первых, важно, чтобы эти люди меня поняли, а во-вторых, чтобы им не стало скучно меня слушать. Мне помогала вера в то, что я делаю. Если тебя самого проект не зажигает, текст будет фальшивым, а люди это чувствуют. При обилии сборов в Интернете искренность очень важна.
После этих успешных крауд-проектов ко мне довольно часто стали обращаться за консультациями и советами. И когда у меня появилось время на дистанционное обучение, я решила овладеть еще одной профессией – крауд-продюсера. Мне это было важно, чтобы развиваться в этой новой специальности, очень интересной для меня. Краудфандинг меняет мир к лучшему, поэтому так приятно быть частью этого важного процесса и помогать хорошим проектам воплощаться в жизнь.