«Благодать Божия не выгорает»

Священник Георгий Максимов о модернизме, «пастырском выгорании» и нашем времени

Со священником Георгием Максимовым мы говорим на разные темы: от кризиса веры нашей молодежи до критики Церкви «опытными богословами» и «выгорания священников». В свойственной ему манере, ссылаясь на святоотеческое учение, отец Георгий спокойно и внятно дал ответ на животрепещущий вопрос времени: что же такое церковный модернизм? Правы ли те, кто бескомпромиссно относится к этому явлению, и есть ли возможность примирить модерниста с учением Церкви, допуская критику каких-либо частностей в церковном учении? Но главным лейтмотивом нашей беседы стала, как мне кажется, убежденность в том, что никогда ранее не было стольких благоприятных возможностей для исповедания православной веры, для всей жизни православного человека. Молитвами новомучеников, как считает не только отец Георгий, мы получили это время, и как же важно прожить его благодатно и с благодарностью Богу.

Лучшее время

Священник Георгий Максимов Священник Георгий Максимов – Сейчас и сама Церковь, и люди церковные имеют все возможности для активной проповеднической и миссионерской деятельности. Но эта деятельность подчас вызывает у людей светских раздражение. Мир, окружающий нас, по-прежнему остается «не понимающим» и «не приемлющим» слово спасения. 30 лет церковной свободы все-таки не смягчили нравы наших соотечественников, мы слышим порой, что «Церкви дали слишком большую свободу», «священники обнаглели: смеют нас поучать…» Казалось бы, мы все живем в одном обществе – чего нам делить? Почему бы нам не возвратиться к своим корням, не подумать о своей душе, о настоящей духовности, о чем-то большем, наконец, чем наши обычные повседневные дела и заботы?

– Да, согласен, есть разная реакция у наших современников на весть Христову. Но так было всегда. Еще блаженный Августин говорил об этом в своем труде «О граде Божием». Формулируя концепцию «двух градов», он писал: всегда будет «град Божий», состоящий из людей, взыскующих Господа, и «град земной» – из тех, кто взыскует не Господа, а совсем другого. Конечно же, и сегодня все это проявляется. Но я согласен с вами: сейчас мы переживаем самое благоприятное время для христианской жизни.

По некоторым параметрам – даже лучшее за всю историю нашего народа. Никогда так не было доступно учение христианское, никогда это не было так легко, никогда настолько доступны не были христианские книги… Раньше книги и издавать было труднее, они были довольно дорогими, к тому же не все умели читать. А если посмотреть еще дальше в прошлое, то тогда еще дороже были книги (я не говорю уже про рукописные книги, которые порой стоили, как целые деревни). В те далекие времена нужно было прилагать большие усилия, чтобы научиться вере. А сейчас – пожалуйста: хочешь учиться – учись. Хочешь верить – веруй. Скачивай материалы бесплатно из интернета, читай. Если не хочешь читать – слушай, смотри. Есть все что угодно! Хочешь молиться – молись! Ходить в храм на богослужение? Пожалуйста – ходи на богослужения!

Почему мы получили такое вот время? Честно говоря, не думаю, что это потому, что мы такие хорошие, что наше поколение лучше, чем те поколения, которые жили до нас.

Когда я занимался житиями наших новомучеников, пострадавших в XX веке от безбожной власти, когда читал их, то видел у очень многих из них твердую веру и надежду на то, что гонения завершатся и Церковь возродится. И мне стало очевидно, что Господь дал нам это время не ради нас, не потому, что «мы это заслужили», а ради них, новомучеников! Ради их надежды и веры, чтобы не посрамить их! Он исполнил их чаяния!

– Тем страшнее должно быть нам и тем безответнее мы будем на Суде, что не воспользовались этим благоприятным моментом!

– Да. В Книге Притч, в 14-й главе сказано: «праведность возвышает народ, а беззакония народа – это его беcчестие» (ср.: Притч. 14: 34). У нас мало кто смотрит под таким углом на величие нашего народа. Обычно говорят о материальном достатке, о силе армии, о каких-то внешних политических вопросах, об экономике, о растущем благосостоянии людей… Но никто не думает о том, что величие народа заключается в его праведности, а ведь именно так смотрит на это Господь!

Никто не думает о том, что величие народа – в его праведности, а ведь именно так смотрит на это Господь!

И среди наших современников, увы, мало кто выбирает путь праведности. Очевидно же, что таких людей явно не большинство. Многие, к сожалению, выбирают путь беззакония – я говорю о беззаконии именно с точки зрения Закона Божия. И, конечно же, согласно со словом Божиим, это навлекает на народ несчастья!

А что в результате? Неужели Господь не видит, что мы выбираем этот путь? Не только о внешних сейчас говорю, но и о тех, кто считает себя «людьми Церкви». Неужели, глядя на все это, Господь скажет: «Они заслужили лучшего, надо дать им еще лучшие условия»? Честно говоря, я опасаюсь, что Господь сделает совсем другие выводы!

Поэтому нужно быть благодарным за то время, которое есть сейчас. Нужно благодарить Бога за те возможности христианской жизни, которые у нас есть сейчас. И пользоваться ими, пока это возможно.

О ненависти к Христу и «протестном» христианстве

– Но вот простой пример: в маленьком храме идет всенощное бдение под воскресный день, а рядом с ним – гремит вовсю музыка, слышны крики, дымят кальяны… И часто я думаю: ведь эти молодые люди слышат доносящееся из храма пение, звуки богослужения, колокольный звон. Они ведь не глупые (да и не столь равнодушные, как кажется), они понимают, что идет богослужение совсем рядом – а то, во что они сейчас погружены, никак с ним не совместимо! А если вспомнить время новомучеников? Неужели никто из этих молодых людей не задумается, почему тогда гнали только за веру, арестовывали лишь за посещение храмов, только за ношение крестиков? Зачем сегодня так эпатажно противопоставлять себя Церкви? Ведь если не веришь, можно не выставлять свое неверие настолько подчеркнуто и противоположно Церкви и вере… Налицо демонстративное неприятие святыни! И такое в том или ином виде встречаешь сегодня довольно часто. Вы согласны со мной?

– Конечно! Но причины того, что происходит такое, разные. Во-первых, против Церкви (и христианства в целом) ведется очернительная кампания в СМИ, в интернете. И идет она уже несколько лет. Это, несомненно, сказывается. Вы говорили о России, а что творится, например, в Греции! В Греции, поверьте, общество светское всегда было в большей степени привержено Церкви, чем у нас. Церковь фактически спасла греческую нацию во время турецкой оккупации, и авторитет Церкви там был очень высок – где-то до 90-х годов прошлого века. А потом – осторожно (конечно, так прямо это все не высказывалось) началась и критика, и высмеивание, и шельмование, а потом все больше и больше. И это дало эффект: сегодня греки с большей холодностью стали относиться к Церкви, молодежь греческая в том числе. Это и понятно! Представьте себе, что вам 25 лет подряд про кого-то рассказывают только плохое! Даже если вы противитесь этому, даже если с этим не соглашаетесь, все равно какой-то осадок остается внутри. А ведь многие не противятся, они хотят этому верить!

Это один момент. А другой – конечно, духовный. Когда человек выбирает грех, он сам внутри себя ощущает противление святости, святыне. Именно это и вызывает ту реакцию, о которой вы говорите. И часто люди сами этого не понимают.

Когда человек выбирает грех, он ощущает в себе противление святости

Посмотрите на атеистов: с какой ненавистью некоторые из них отзываются о Христе, о Церкви! И ведь это нельзя объяснить просто неверием.

Например, я вот не верю в Будду, но у меня никогда не было желания постоянно издеваться над Буддой и его сторонниками, посвящать этому столько времени, сколько некоторые атеисты посвящают борьбе с христианством. Да и у них, что интересно, нет этого по отношению к Будде! Нет и по отношению к Мухаммеду. Тут, допустим, атеисты просто боятся выразить свое отношение к Мухаммеду. Но Конфуций, Лао-Цзы, другие верования… – все равно вы не найдете у них такой непримиримой одержимости, как ко Христу!

– Почему?

– Потому что именно Христос их «цепляет». Иногда смотришь на их ненависть и думаешь: ну что тебе конкретно такого плохого Христос сделал? Я могу еще понять, что ты ненавидишь попов, допустим, лично меня ненавидишь – я понимаю это. Но Христос-то что тебе сделал? Ненавидят именно Христа, потому что чувствуют Его святыню. Совесть нередко обличает их, и чтобы задавить голос совести, они включают такой механизм духовный, о котором вы сказали.

Не дремлют тут и духи тьмы: если человек еще колеблется, не знает, как правильно к этому относиться, они подталкивают его в определенном направлении. Подкидывают ему определенную информацию.

Конечно, по-человечески жалко, что многие оказываются в этой среде. Но во всем, что Господь нам посылает, есть польза. И в том, что христианство перестает быть модным (особенно в молодежной среде), мне кажется, тоже есть определенная польза. В результате в Церковь будут приходить – и уже приходят – люди, которые идут не ради моды, не ради традиции – они действительно верят в Бога, они действительно убеждены, что все это нужно для их жизни и для их спасения.

Может быть, и какие-то другие плоды будут из всего этого, об этом можно еще думать, но всё, что Господь попускает, Он попускает с определенной целью, в том числе и сегодняшнюю ситуацию.

– Следующий вопрос – о гордыне человеческой. Я могу ошибаться, но кажется, что сегодняшнее государство рассматривает Церковь как нечто славное, великое, торжествующее, как свою опору идеологическую, что ли. В последнее время мы испытываем такое чувство, что Церковь словно призвана поддерживать институт государства: великолепные храмы, торжественные богослужения, на которых подчас присутствуют видные политики и глава государства… Такая Церковь нужна, и главное – она понятна. Но если рассмотреть учение Церкви, ее внутреннюю жизнь, дисциплину, то, по словам Спасителя, это «безумие для мира». А молодежи уж точно не хочется быть в этом мире безумными или юродивыми. Тем более скромными, смиренными, благочестивыми. Не так ли?

– Вообще-то тематика протеста молодежи в принципе близка, и ей бы понравилась концепция протеста против греха, против того пути, которым идет весь мир, этот вот протест Церкви – если бы Церковь не предлагала смирения. Смирение – это очень сложно. Некоторых православных людей настолько занимает обличительство – поиск врагов, увещевание их, обличение, – что это, конечно, превращается в прелесть.

Но даже такая вот «протестная» позиция многих не привлекает, потому что ты ведь не можешь просто так взять и обличить грехи, если ты сам им предан. Ты должен вначале сам от них отказаться, и очень немногие могут это сделать.

Поэтому, даже несмотря на склонность к протестам части молодежи, это не может стать основанием привлекательности христианства для них. Все-таки христианство должно быть привлекательно только из-за Господа Иисуса Христа! Как Его учение, как Его Церковь, как путь спасения и соединения с Ним!

Важно не терять молитву!

– Мне кажется, в последнее время мы забываем о том, что нашим основным христианским деланием должна быть молитва. Но когда мы говорим о молитве, то на самом деле довольно смутно представляем себе, что это такое – молитвенное делание, как можно жить с молитвой, как творить молитву, заниматься молитвой, совершать правило молитвенное… Вот вычитывать молитву – это понятно. Когда мы читаем о древнем монашестве, например о преподобном Сергии, ведь, наверное, с трудом можем себе представить, как жили монахи тех времен, как совершались богослужения. Мы привыкли «бывать» на службе, а как реально проживать богослужение, молитвенно созерцать, молиться Богу – ведь это, наверное, сегодня не каждому дано даже понять?

– Я не могу сказать о себе, что я сам – особо молитвенный человек, честно говоря. Но даже из своего более чем скромного опыта наблюдений могу сказать, что очень важно не терять молитвы. Ведь именно регулярную молитву диавол пытается прежде всего украсть у современных христиан.

Именно регулярную молитву диавол пытается прежде всего украсть

Потому что, когда современные христиане теряют регулярную молитву, все остальное с ними сделать уже намного проще (например вовлечь их в какие-то грехи). И поэтому, конечно, очень важно не терять молитву: чтобы день обязательно начинался с молитвы и завершался молитвой. Правило молитвенное Церковь дала именно ради нашей пользы, чтобы мы учились молитве – тому, о чем говорить Богу, как говорить, о чем молиться. Чтобы учились регулярности молитвы.

Кроме этого, правило, как мне кажется, важно и для того, чтобы человек не забывал что-то и лично добавлять от себя при обращении ко Господу. Это несколько секунд займет, например в конце дня. Если днем было что-то хорошее – поблагодарить Бога своими словами. Если какая-то беда или сложности – попросить Бога о помощи. Если согрешил – покаяться. Понятно, что потом нужно будет еще и на исповедь придти, но и в этот день важно засвидетельствовать перед Господом, что ты не считаешь нормальным то, что ты сделал неправильного. Если за кого-то переживаешь, то о нем помолиться… Это займет несколько секунд, но такое личное призывание Бога, мне кажется, поможет не потерять чувства живого общения с Господом.

И снова о масках и пандемии

– Подвиги, которые люди совершали из чувства любви к Богу, из любви ко Христу, из любви к правде, в конце концов, сегодня как-то не на виду. И когда читаешь о подобном, кажется, это было когда-то, не с нами и нам невозможно это воспринять. Сегодня очень много обсуждается проблем, в том числе и церковных, в электронных СМИ – в блогах, видео, чатах. Многие пытаются там получить какие-то наставления, утешения духовные. Особенно в период пандемии мы это испытали. Некоторые пришли к мнению, что даже в храм в принципе приходить необязательно: можно и по телевизору, и по компьютеру приобщаться к духовной жизни. Хотелось бы услышать ваше мнение, отец Георгий, на этот счет.

– Конечно же, то, что произошло в связи с коронавирусом (закрытие храмов, перенос богослужебной жизни в виртуальное пространство), было исключительной мерой, и это никогда не позиционировалось священноначалием как некая новая норма, отнюдь! Это было вызвано известными обстоятельствами.

На самом деле никто не знал, как на всё это реагировать. Это была совершенно новая ситуация для всех: для священноначалия, для властей, для обычных людей, для всех нас. Никто не знал, как правильно поступать. И в этих обстоятельствах, конечно, могли приниматься решения несовершенные. Может быть, те же самые люди сейчас поступили бы совершенно иначе.

Но что было, то было. Здесь надо иметь некую мудрость – понимать, что наше начальство и священноначалие тоже люди и имеют некоторое право на ошибку – если кто-то считает их решения ошибкой. А тут есть разные мнения. Кто-то, наоборот, считает, что никакой ошибки не было. Это отдельная тема, сейчас я не хочу в это углубляться, но хочу ответить тем, кого это смутило. Даже если вы считаете, что это была ошибка, почему бы вам не простить эту ошибку? Почему бы не задуматься о том, что все мы – люди? И вам ведь Господь прощает ваши ошибки. Вы их оплакиваете, приходите к священникам на исповедь и просите Господа простить ваши ошибки, и священник читает разрешительную молитву.

Тут недавно один человек стал буквально заваливать меня письмами, что носить маски – это грех. Я сам не любитель носить маску, но когда начинают говорить, что это грех, то простите: а какая заповедь этим, собственно, нарушена? В чем тут грех? Он пишет: «Грех в том, что мы этим скрываем образ Божий!» Но ведь это же ересь! Разве наше лицо – это образ Божий? Конечно же, нет! Почитайте, что такое образ Божий в человеке, ведь это не наше лицо! Итак, какая заповедь здесь нарушена? Нет такой заповеди: «Не закрывай лица своего»! Нам может не нравиться маска, мы даже можем иногда сделать какой-то другой выбор, но осуждать тех, кто носит маски, как каких-то грешников, я считаю, это некоторая даже прелесть.

– Тем более что каждый человек имеет право беспокоиться о своем здоровье и, в конце концов, имеет право опасаться вируса…

– Конечно-конечно!

– Я надеюсь, что впоследствии мы все как-то иначе будем относиться к ситуации, в которой оказались из-за пандемии, потому что ведь, действительно, человечество подобного еще не переживало. Многими она воспринималась как катастрофа именно потому, что накрыло весь мир одномоментно.

Почему уходят из Церкви священники

– Мне хотелось бы поговорить еще вот о чем. Иногда, к сожалению, происходит с человеком такая ситуация: он уходит из Церкви, оставляет свое монашеское, пастырское служение… В последнее время это происходит публично: нам заявляют очень известные личности, что они, дескать, что-то там поняли для себя, теперь меняют свою жизнь, что-то переосмыслили, а некоторые – разочаровались в учении Церкви. Даже обсуждать такие темы довольно тяжело. Кажется, такие факты свидетельствуют о каком-то глобальном явлении в нашей сегодняшней жизни.

– Примеры того, как священники добровольно оставляли сан, известны и в прошлом. С V века точно известны: есть решения Соборов церковных касательно этих случаев. До революции в России существовали определенные предписанные меры, как нужно относиться к тем, кто не хочет больше быть священником. Так что это не совсем новая проблема, но сейчас, пожалуй, она представлена несколько шире, чем раньше. На мой взгляд, это последствия той несовершенной практики рукоположения, которая была у нас, особенно в 1990-е годы, по понятным причинам. Но, справедливости ради, не только 1990-х годов это касается, где-то это еще и сейчас продолжается. Когда я слушал интервью бывших священников, которые сами лишили себя сана, я видел, что они, строго говоря, не должны были быть рукоположены.

Например, один из них заявлял, что он еще в подростковом возрасте перестал верить в Бога так, как предписано Церковью в так называемом «школьном богословии». Кстати, этот термин современные модернисты ругают и с пренебрежением к нему относятся, но это и есть настоящее богословие – такое, как оно есть. И видишь, что человек с самого начала своей церковной жизни выбирал: вот в это я верю, а вот в это – не верю. Конечно же, человек с таким устроением не готов для священнослужения!

И неудивительно, на самом деле, что такой человек пришел к выводу: ну, если я этому не верил раньше – не верил чему-то из слов Христовых, – то почему бы мне не верить и остальному в словах Христа? Это просто логичное продолжение того неверного направления, которое имела душа этого человека даже до хиротонии! И сколько я ни смотрел, везде я это видел.

Конечно, модернизм, как ржавчина, разъедает веру. И во всех случаях, где я это наблюдал, причина была именно в этом. Мы говорим сейчас о том, когда священник сам с себя снимает сан. Но бывают еще случаи, когда, например, происходит падение. Это может случиться не обязательно с модернистом: падения могут каждого подстерегать, я такие примеры знаю.

Но человек, который, допустим, впал в блудный грех, будучи священнослужителем, и перестал служить из-за этого, этим не козыряет. Он не делает демонстрации из снятия с себя сана. А если говорить о демонстративном снятии с себя сана, то сколько я ни изучал этот вопрос, видел одно: так всегда поступают модернисты. То есть у этих людей было повреждение в вере, их просто не надо было рукополагать. Если же это повреждение в вере они приобрели в своем священническом служении, на это надо было обращать внимание и провести с ними либо разъяснительную беседу, либо как-то отстранять от священнослужения. Не лишать сана, но дать возможность подумать. Если у тебя какой-то духовный кризис, то остановись, изучи, подумай, посоветуйся с людьми сведущими, но в таком состоянии тебе руководить душами верных неправильно!

Но кто этим занимается у нас? Никто же не занимается. Никто даже особого внимания на это не обращает. Можно было бы все списать на обстоятельства 1990-х годов, но ведь уже почти 30 лет прошло с тех пор! Я думаю, если на такие ситуации не обращать внимание и дальше, проблема останется. Люди, рукоположенные с этими взглядами, будут со временем оставлять священнослужение.

Ржавчина модернизма

– Модернизм духовно опасен. А многие считают, что мы «придираемся» к модернистам, а это, мол, просто другой, альтернативный взгляд на Православие. А нам, мол, «заскорузлым ортодоксам и консерваторам», не нравится, да и все!..

– Я тоже часто слышу, причем от близких людей: «Подумаешь! Апостолы ведь были людьми, они тоже ошибались! И апостольские послания – это не истина в последней инстанции. И евангелисты ошибались! Поэтому у нас нет так называемого “канонического Евангелия”»… А действительно, если так рассуждать, то все можно подвергнуть сомнению!

– Когда христианин начинает так говорить, когда начинает подвергать сомнению наше Предание и Писание (а тем более – если это священник), это означает, что он уже встал на путь модернизма.

Относительно вопросов, которые вы озвучили… Я на подобные вопросы отвечаю так: «А ты не можешь ошибиться?» И пусть про апостолов редко так говорят, но о святых отцах часто говорят так: «Святые тоже ошибались». Обычно так говорят те, кому что-то не нравится в словах святых отцов. И я спрашиваю: «А если святые ошибались, то ты – не можешь ошибиться? А как ты думаешь, у кого больше шансов ошибиться: у тебя или у святого? У кого больше шансов ошибиться: у тебя или у целого сонма святых?» И, не рассматривая даже конкретные цитаты, вполне очевидно, что скорее ты ошибаешься, а не святые!

Обрезанное Православие, некий его огрызок, который предлагают модернисты, перестраивая его под себя, лишается благодатной силы

Продолжая тему модернизма, хочу еще сказать, почему в этом есть духовная опасность. Потому что обрезанная, искаженная православная вера, некий эрзац или огрызок от православной веры, который предлагают модернисты, перестраивая ее под себя, лишается благодатной силы. Она перестает наполнять человека благодатью, радостью духовной, силами от Господа. Человек перестает все это получать.

Это не значит, что он сразу же почувствует: вот еще вчера у него было все полно, а сейчас вдруг стало пусто, потому что есть такое понятие, как энтузиазм. Кто-то может быть воодушевлен христианством чисто по-человечески. Как можно воодушевиться, например, игрой на укулеле. Вам это понравилось, вас увлекло, и вы с энтузиазмом будете учиться играть целыми днями напролет. Или, допустим, увлечетесь какой-то исторической темой. Например, вас заинтересовало крушение «Титаника», и вот вы сидите целыми днями погруженные в это – вам так интересно! Вам не жалко тратить на это время, силы свои, потому что вам интересно и какое-то время вас это занимает.

Точно так же модерниста какое-то время может интересовать Православие на голом энтузиазме. Но, в отличие от благодати, энтузиазм обязательно заканчивается. Некоторые модернисты называют это «профессиональным выгоранием священника». Но это не «выгорание священника» – это «выгорел» ваш модернизм! Благодать Божия не выгорает. Выгореть может только энтузиазм человеческий, чисто психологический.

Это не «выгорание священника» – это «выгорел» ваш модернизм!

Например, пришел такой молодой человек в семинарию. У него модернистские взгляды, у него каша в голове относительно богословия, он черпает представление о Боге из разных источников. И вот он закончил семинарию, рукоположился. Поначалу ему все нравится: все новое, все воодушевляет, а потом – привыкание. И самое главное – заканчивается энтузиазм! И он начинает задавать себе вопрос: да зачем мне все это надо? Начинает пытаться искать для себя какие-то другие выходы. Многие из священников увлекаются психологией – это понятно, потому что человек пытается чем-то компенсировать, найти что-то новое. Но и это, я думаю, как правило, перегорит. Я общался с профессиональными квалифицированными психологами, получившими профессиональное психологическое образование, и их мнение относительно этих психологических потуг бывших священников было весьма невысоким. Такая история будет повторяться, необязательно с психологией, может быть, с чем-то другим. Но суть в том, что эта ржавчина модернизма лишила веру человека благодатной подпитки от Господа.

– А кто такой модернист?

– Модернист – это тот, кто говорит: «Господь сказал так, а я считаю иначе!» Например, Господь говорит: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5), а модернист: «Я считаю иначе: они войдут, должны войти». Но насколько надо быть гордым человеком, чтобы сознательно противоречить Самому Христу! А мы знаем из Священного Писания, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать!

Насколько же надо быть гордым человеком, чтобы сознательно противоречить Самому Христу!

Так что вопрос модернизма – это не просто вопрос интеллектуальных мнений, это вопрос еще и духовных проблем, духовного поражения человека.

– Странно, что многие у нас, даже люди одаренные, заслуженные и просвещенные, не понимают таких простых вещей…

– Ну, причин этому немало. Одна из них – в том, что сейчас распространяется много литературы модернистских взглядов. Но не только это. Почему популярен модернизм? Потому что тут попытка переделать Евангелие под мир сей, чтобы понравиться миру сему. И поэтому, конечно же, всегда среди христиан найдутся те, кто будет испытывать желание оказаться друзьями и Богу, и миру. Хотя мы знаем: Господь говорит, что это невозможно. «Кто друг миру, тот враг Богу», – как сказано у апостола Иакова (ср.: Иак. 4: 4). Но именно это желание есть.

Учиться, а не учить

– Еще одна причина: человеку, который пришел из мира, очень тяжело смириться. Всем нам тяжело смириться, не только модернистам, но именно к этому нас призывает Господь. Мы должны приходить в Церковь именно как ученики, а не как учителя.

А бывают такие, кто сначала вроде бы учится, но про себя замечает: «Ладно, это я приму, а вот тут – вроде бы ошиблись, с этим я не согласен». А потом смотришь – он уже стал учить других, стал учить Церковь! Вроде бы он сам только что пришел – в грехах, в жизненных тупиках, в которые сам себя завел этими грехами, – пришел, прося у Бога помощи, Бог ему помог, Бог вывел к свету – и вдруг он расправляет плечи и начинает учить Церковь! Какой она должна быть, каким должно быть ее учение, каким должно быть ее богослужение, какой должна быть ее молитва. А не проще ли задать себе вопрос: кто ты, чтобы быть судьей? И даже если ты еще не учил гласно, не писал об этом, не говорил кому-то – а только еще в уме своем ставил себя судьей Церкви, – это уже повод задуматься: «А что со мной происходит?»

Если ты только еще в уме своем ставишь себя судьей Церкви – это уже повод задуматься: «А что со мной происходит?»

И еще почему это сегодня происходит. Современная культура подвигает людей к гордости, к гордыне. Мы индуцируемся, заражаемся гордыней с детства – все. И нам всем поэтому очень сложно смириться. Гордыня была всегда присуща человеческому роду после грехопадения, и в древних поколениях это было, но все-таки не настолько. Древние люди зачастую были более склонны к смирению, к доверию. А нас вся окружающая культура убеждает в том, что ты – пуп земли, центр вселенной, мерило всех вещей; то, как ты считаешь, это и есть самое правильное.

Но когда человек приходит к Богу, он должен все это собрать и выбросить на помойку – все свои представления и убеждения в том, что он – главная ценность и мерило всех вещей. Он должен сесть у ног Христа и учиться! Учиться молчать, учиться слушать и менять свои представления: «Вот, Господь говорит так, а я думал – так. Значит, я неправильно думал!» Нужно с детским доверием относиться к тому, что Господь говорит. И это – очень благодатное дело! Если бы все знали, насколько это благодатное дело! Потому что всякий раз, когда мы так смиряемся, мы очищаем свой ум и сердце. Мы приносим жертву Господу, когда жертвуем своими взглядами и представлениями. И Господь принимает от нас эту жертву и дает нам Свою благодать! Несмотря на то, что мы – такие же слабые и недостойные, как и модернисты. В духовном отношении мы ничем не лучше их, ни в коем случае! Дело в том, как мы относимся к учению Господа и к Самому Господу!

Я лично знаю и знал очень многих людей, которые прошли через кризис, и переживаю за них. Я видел, каким был человек, когда он был только учеником. И каким он стал, когда возомнил себя учителем и судьей Церкви! Это ужасная картина! Очень жалко человека, очень жалко, что он не остался таким горящим и светлым, каким был поначалу! Но, как ни странно, сам человек, с тех пор как он вступил на этот пагубный путь разложения веры, может этого не замечать! Может не замечать в себе этих изменений. И даже замечая, он часто не связывает эти изменения со своим повреждением духовным. А наоборот: тогда он начинает искать, чем Церковь плоха. Но не нужно пытаться переложить проблемы с себя лично на Церковь!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Иван16 февраля 2021, 17:29
Влад13 февраля 2021, 16:08 "О своей комсомольской юности и советской жизни, которая прошла без Бога, хочется только хорошее. Можно даже и приукрасить." Очень верное наблюдение. Но что же поделать? Моисей 40 лет водил людей по пустыне, пока не умерли все познавшие рабскую долю. Они ведь точно так же тосковали по временам своей молодости, прожитой в языческом рабстве. Вспоминали что их там кормили, какие-никакие "социальные гарантии" имели. В нашем случае прошло 30 лет только.
Иван16 февраля 2021, 15:41
Евгения16 февраля 2021, 12:50 "Нужное дело в многоконфессиональной стране!" Это вы про контроль гос.органов атеистического государства за Церковью? Интересная мысль для человека называющего себя православным верующим. Воспитание в СССР подрастающего поколения в духе научного атеизма и марксизма-ленинизма тоже "нужное дело"? А так же различные постановления "О мерах по усилению антирелигиозной работы", закрытие храмов, аресты священников и пр. Я одного не пойму, зачем некоторые коммунисты так настойчиво пытаются доказать нам что советская власть была для верующих "благом"?) Даже когда расстреливала за веру, взрывала храмы, запрещала распространение Слова Божьего. Надейтесь что кто-то поверит?
Виктор16 февраля 2021, 15:07
Евгения16 февраля 2021, 12:50 "Анна, всех ведь религий, а не только православного вероисповедания.". Евгения, был в СССР и надзорный орган созданный специально для контроля над Православной Церковью - Совет по делам Русской Православной Церкви. Просуществовал он аж до 1965 года. Да и через Совет по делам религий прессовали товарищи коммунисты с особеным старанием именно Православную Церковь. Средняя Азия и Кавказ так и остались мусульманскими, а вот русских во многом превратили в иванов не помнящих родства, лишив веры отцов.
Галина И.16 февраля 2021, 13:18
Игорю Ковалеву. Не понимаем мы друг друга через отсутствие живого общения и комментарии. Но слава Богу и за общение в вере на этом Богоданном сайте. "Если же мы ходим во свете,подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" (1 Ин 1,7). Если у св. отцов есть разногласия по различным аспектам веры, то что говорить о нас, младенцах, нуждающихся в словесном молоке! Я нисколько не обижаюсь на вас, это даже смешно, кто я такая? Я говорила вообще ОБ ОСУЖДЕНИИ ВСЕХ. Христос дал уверовавшим власть изгонять бесов, в т.ч. и из себя, а не осуждать. И потом, "всякий поступай по удостоверению своего ума"(Рим 14,5). Мир дому вашему.
Виктор16 февраля 2021, 13:06
Галина И.15 февраля 2021, 17:16 Виктору: "Кто исполняет лишь внешние церковные правила жизни, а внутренней работой над собой не занимается, такой человек стал на путь взращивания в себе тщеславия". Галина, а кто вам не даёт заниматься внутренней работой и заставляет взращивать в себе тщеславие? Или вы не о себе, а о "прочих человецах"?
Евгения16 февраля 2021, 12:50
Анна: "контроль Совета по делам религий при Сов.мин. СССР". Анна, всех ведь религий, а не только православного вероисповедания. Нужное дело в многоконфессиональной стране! И сейчас закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ содержит четкие формулировки. // И отдельное Вам спасибо за цитату "Богу Богово, а кесарю кесарево"! Видите ли, Анна, в синодальный период фактическим главой Церкви был царь. В марте 1917 В.Львов сообщил Синоду о предоставлении Церкви свободы от опеки государства. И немедленно из зала заседаний Синода по инициативе обер-прокурора было вынесено царское кресло, которое в глазах иерархов являлось «символом цезарепапизма в Церкви Русской».
Алексей16 февраля 2021, 12:09
Евгения15 февраля 2021, 16:52 "Да, НН, в РИ Церковь была "государственным институтом". Евгения, а при чём здесь Российская Империя? Это было больше 100 лет назад. Мы же здесь не историю обсуждаем. Или так велико желание кинуть камень в историю России? А если уж историю обсуждать, то исторически ближе нам атеистический СССР, где Церковь гнобили, храмы взрывали, верующих расстреливали. Это вам больше нравится?
Анна15 февраля 2021, 21:36
Пётр13 февраля 2021, 03:39 "Христианин, который тоскует по антихристианскому режиму, это какой-то вывих сознания..." Петр, полностью с Вами согласна. Но думаю дело ещё и в не верном понимании Церкви. Для людей тоскующих по СССР Церковь это в первую очередь государственный институт. По их мнению "неправильно" работающий. И очень интересный момент - дореволюционный синодальный период им категорически не нравится. А в том что в СССР Церковь была под неусыпным контролем Совета по делам религий при Сов.мин. СССР, они ничего плохого не видят:)
Анна15 февраля 2021, 20:52
Евгения, если уж о страстности и беспрепристрастности, то Вы с НН во всех темах занимаетесь одним и тем же. А именно, страстно выискиваете недочёты в жизнеустройстве исторической православной России до 1917-го года, и страстно нахваливаете атеистический СССР. Вот и возникает вопрос: это такая страстная неприязнь к России, или страстная любовь к атеистическому СССР? В любом случае беспристрастностью тут и не пахнет. А по поводу Церкви вам уже напомнили, что она прежде всего Тело Христово. А уж как она значилась в каких-то бюрократических документах в ту или иную эпоху, не суть важно. "Богу Богово, а кесарю кесарево".
Игорь Ковалев15 февраля 2021, 19:59
Галина И.И вас с Праздником! Как вы сами написали,Бог может любого привести в Церковь.Бог приводит к Себе через Церковь.Вот именно такой приоритет для всех,и кто отпал и кто нет.А "кому Церковь не мать,тому Бог не Отец".И кто матери Церкви не оказывает послушание,тот отпадает от неё и одновременно от Христа.Про Благодать,которая разгорается,говорил в общем,а не про себя.Слова Макария Великого здесь не в тему,никто не утверждал,что "Благодать делает волю зависимой".Оспаривая ваши слова,я "не возвышаю себя и не уничижаю вас".Странная реакция на критику.Или вы считаете,что вы ошибаться не можете?Если даже св. Отцы иногда ошибались, нам ли обижаться на критику?
Галина И.15 февраля 2021, 17:16
Виктору, 15 февраля 2021.Церковь- Божье домостроительство на земле, Его духовное здание. Христос- глава Церкви, Он ее созидает Духом Святым и огнем, по Евангелию. Господь (Духом)- в Своих учениках, следующих за Ним. Сам Он вознесся. Но: «Кто исполняет лишь внешние церковные правила жизни, а внутренней работой над собой не занимается, такой человек стал на путь взращивания в себе тщеславия, самомнения и гордыни, из которых и рождается фанатизм. Без понуждения к исполнению заповедей, без покаяния никакой духовной жизни нет. Дьявол все богословия знает лучше всех богословов мира и остается дьяволом. Можно сорок лет ходить в церковь и оставаться сатаной» (засл.проф Осипов А.И.).С праздником вас!
Евгения15 февраля 2021, 16:52
Да, НН, в РИ Церковь была "государственным институтом". Во внутренних правительственных документах совокупность органов церковного управления, находящихся в ведении российского Святейшего Правительствующего Синода, именовалась "ведомством православного исповедания". Что касается вопросов свободы и не совсем свободы: в РИ государственные служащие, в т.ч. военнослужащие, обязаны были хотя бы один раз в год предоставить справку по месту службы о том, что они говели, исповедовались и причастились. Вы, НН, не в первый раз пишете об объективной реальности. Во многих областях. Но Ваши оппоненты страстны.
Виктор15 февраля 2021, 16:02
Галина И.11 февраля 2021, 17:30 "Правильный приоритет- это человек и Христос, а не человек и Церковь." Очень странное суждение. Церковь это и есть Христос,Тело Христово. "Без Церкви нет спасения".
Елена15 февраля 2021, 10:50
Продолжая тему обличения молодых людей отмечу, что эта тема стала трендом у многих медийных проповедников, а это означает, что такие проповеди пользуются спросом. Но обличение без любви не приносит пользы ни обличаемым людям, потому что отталкивает их, ни самим обличающим, потому что дает повод гордиться собой.
Игорь Ковалев15 февраля 2021, 10:40
***15 февраля 2021, 00:58 В чём я ошибаюсь? Где отсебятина конкретно? Уточните, сверим это с Писанием и св. Отцами. Если мои слова противоречат им , я признаю, что ошибался. Кого это я поучаю??? Я оспариваю чужие слова. Не заметили, что этим здесь почти все занимаются и вы в том числе, по вашим словам, меня получаете. Для этого комментарии и созданы, либо поддержать, либо покритиковать чужие мнения. Не знали об этом?А иметь любовь-это не значит соглашаться с любым чужим мнением.
Галина И.15 февраля 2021, 05:35
Игорю Ковалеву. С праздником Сретения Господня! Я высоко ценю Церковь, ее сущность и великую роль в деле спасения людей. Но я высказала свое мнение не о всех, а о тех, кто отпал от Церкви, о ком говорит, в 1-ю очередь, отец Георгий. Видимо, вы небрежно прошлись по моему пред-му комментарию. Повторяю: благодать Божия не выгорает, но не делает волю человека зависимой.Так считает прп Макарий Великий. Я рада, что вы горите огнем Божьей благодати. Но крайне сомнительно, возвышая себя и уничижая других, не имея на то ни откровения, ни власти от Бога, быть подобно Неопалимой Купине. А Христос может коснуться человека хоть где и привести в Церковь. И первые могут оказаться последними. Это Бог.
***15 февраля 2021, 00:58
Игорь Ковалёв, а вы не ошибаетесь? Может хватит всех поучать. В ваших комментариях много отсебятины. Много на себя берёте. Любви к ближнему у многих дефицит.
Алла15 февраля 2021, 00:44
НН, а что плохого, если христианство - государственная религия? Напомню вам, что именно таким образом и завершились века гонений на нашу веру - Константин Великий своим Миланским эдиктом объяснил сначала веротерпимость, а очень скоро христианство стало государственной религией, и было ей большую часть истории европейских народов. Несомненно, духовные плюсы есть и во времена гонений, но всё же, если бы не поддержка религии государством, никогда бы христиан не стало в мире 2,3 миллиарда! При внешне благоприятных условиях спасенных всегда будет больше.
Игорь Ковалев14 февраля 2021, 17:33
Галина И."Правильный приоритет- это человек и Христос, а не человек и Церковь"/-Ошибаетесь,сначала Церковь,которая "есть столп и утверждение истины".Она хранит правильное учение,проводит таинства.Только если придерживаться учения Церкви можно прийти ко Христу. Мы это видим на примере католиков,протестантов и других еретиков,которые тоже считают себя христианами, но Церковь Православную отвергают. В итоге не имеют правильной духовной жизни и Благодати.А еретик,т.е. богохульник не может иметь Христа в сердце.И правильно говорит о. Георгий,при правильной духовной жизни, Благодать не выгорает, а может только разгораться.
Галина И.14 февраля 2021, 13:21
Простите. С грустью еще раз приходится констатировать, что вера у нас на интеллектуальном уровне, слабая. Слово Божие, Его заповеди и установления мы нарушаем, а порой просто не знаем; не умеем выполнять их в той или иной конкретной ситуации. Оттого имеем столько печалей и неурядиц в жизни и не являемся, увы, светом Христовым. Постоянно ропщем, в суждении осуждаем, не любим. А все ведь по воле Божией совершается, по Его допущению."От Меня это было". "..не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою" (Евр 4,2). "Сеем рожь, а косим лебеду, Непрестанно ищем виноватых. Строим рай, а вертимся в аду, Узнавая в ближнем супостата" (иеромонах Роман). Иисусе, гряди в сретение души моея!
Влад13 февраля 2021, 16:08
И.В.13 февраля 2021, 00:28 "Может пора уже на себя обратиться? Поискать свои язвы в СВОЁМ (а не предков) прошлом? А наше (и ваше я подозреваю) прошлое, это как раз таки советская эпоха." А вот этого как раз и не хочется - трезво посмотреть на свою прошедшую жизнь, без самолюбования. О своей комсомольской юности и советской жизни, которая прошла без Бога, хочется только хорошее. Можно даже и приукрасить. А вот Россию до 17-го года измазать грязью, чтобы на этом фоне нам самим, вчерашним коммунистам, выглядеть белыми и пушистыми.
Галина И.13 февраля 2021, 10:14
НН12 февраля 2021, 12:26/ А "мы" всё виновных ищем, словно Св. Писание не читали."/ Но как же нам не искать виновных? С кем тогда сравнивать себя? Ну не с Христом же и не со святыми. А любителей читать Св. Писание среди нас мм... мало. И в своей самоправедности мы ногами попираем свой пьедестал из трех китов- Рос. Империи, сов.общества (то бишь власти) и этих,тьфу... протестантов. Да ну их в болото. А нам летать охота. Но как же полетишь, если, отрываясь, не пнешь хорошенько хоть одного кита? Только вот опасность сорваться и упасть: скользко,не камень. Так что лучше языком. Но о таких, как мы, сказано: "Поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле"(Пс.72,9).Господи, прости.
Пётр13 февраля 2021, 03:39
НН11 февраля 2021, 22:10 "в РИ Церковь была "государственным институтом". НН, Вам, как христианке, хорошо бы усвоить, что Церковь это прежде всего Тело Христово. Это во-первых. А во-вторых, очень странно что называя себя христианкой Вы нахваливаете советский атеистической режим, который открыто стремился к искоренению религии. Христианин, который тоскует по антихристианскому режиму, это какой-то вывих сознания...
И.В.13 февраля 2021, 00:28
НН, Елена написала пару строк о том, что советская система воспитывала материалистов. Всё. Вообще-то очевидный факт. В ответ вы разразились обличением всех язв исторической России (любимая ваша тема), от восстания Болотникова до декабристов)). Вот я и спрашиваю - не надоело вам выискивать изъяны в нашей истории? Может пора уже на себя обратиться? Поискать свои язвы в СВОЁМ (а не предков) прошлом? А наше (и ваше я подозреваю) прошлое, это как раз таки советская эпоха. Не так ли? Или приятнее мазать грязью свои далёких предков, что бы наша (ваша) комсомольская юность выглядела на их фоне чуть пристойнее?
lyudmila toll12 февраля 2021, 22:27
Низко кланяюсь св отче Георгие очень полезно и все это со всеми нами происходит я думаю чем больше народа прочитает и перешлет своим близким а лучше бы напечатать ваше повествование для широкой аудитории . каждый православный и все мы вместе отражены здесь я переслала своим и сама еще буду перечитывать
Виктор12 февраля 2021, 15:02
Вдумчиво , взвешенно рассуждает свящ. Георгий . Очень понравилось .
Екатерина12 февраля 2021, 13:16
Спаси вас Господи, отец Георгий, многая вам лета и помощи Божией в трудах!
НН12 февраля 2021, 12:26
И.В.11 февраля НН, Если Вы не поняли, то мой ответ Елене вот на эти её слова:/ Молодые люди - вчерашние дети - они плод материалистической системы ценностей, которая была создана в советское и постсоветское время, и ждать от них массового ухода в монастырь довольно наивно/. Старайтесь понимать текст который комментируете. С моими предками всё в порядке, они у меня замечательные, все и всегда правильные, я ими горжусь. А по поводу массового ухода молодых в монастыри да и просто в религию - я с ЕЛЕНОЙ согласна, только так всегда бывает. Господь избирает нас, а не мы Его, в Св. Писании об этом сказано.
Аnna 12 февраля 2021, 11:30
Спаси Господи всех! Может быть именно внутрицерковные разногласия, обострившиеся из-за ковида, во многом и явились причиной ухода из храмов молодежи, и не только ее..? и если уж прощать одних, то почему бы не простить и других тоже ??
Ilya12 февраля 2021, 11:17
"И мне стало очевидно, что Господь дал нам это время не ради нас, не потому, что «мы это заслужили», а ради них, новомучеников! Ради их надежды и веры, чтобы не посрамить их! Он исполнил их чаяния!" А разве не потому что Бог нас любит и "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2.4)?
Сергец12 февраля 2021, 09:22
Аминь.
Галина И.12 февраля 2021, 08:44
Анна Резе11 февраля 2021, 21:17. Слава Богу за матерей, стоящих в проломе за всех детей,- в насмешках, болезнях и насмерть всегда. Но! Уповающим на Бога не будет стыда! "...в уповании крепость ваша,..блаженны все, уповающие на Него" (Ис. 30:15,18). "Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние" (Евр 10,35). Всех благ вам! Простите.
Катерина 12 февраля 2021, 03:21
На редкость разумное интервью. Спасибо редакции и всем участникам.
Ирина11 февраля 2021, 23:57
Спаси Господи, о. Георгий! Чудесные слова об ученичестве! Действительно, кто пребывает в состоянии ученика и внимает словам Христа - тот чувствует великую благодать и полноту!
НН11 февраля 2021, 22:10
И.В.11 фев, Не попали, мимо! У меня все и всегда предки правильные, как и моя страна с многовековой историей. Даже если страна не права - она всё равно права, потому, что это моя страна, моя Родина. "Мы" пишу из вежливости, чтоб не называть имён. И потом, современные ЕГЭшники могут и не знать, что в РИ Церковь была "государственным институтом"; что только в СССР её отделили от государства, и в храм люди ходили исключительно по своей вере и по своей воле. И сейчас тоже ходят по своей воле, никто никого обязать не может. Иисус Христос жил на земле, проповедовал, исцелял людей на глазах у всех - но ходило за Ним и верило Ему малое стадо! А "мы" всё виновных ищем, словно Св. Писание не читали.
Пётр11 февраля 2021, 21:30
Дарья11 февраля 2021, 16:03 "имеют права высказать свое мнение и пусть даже иногда покритиковать...Церковь-это прежде всего люди,прихожане,а не бездумная масса." Да нет, Дарья, Церковь - это Тело Христово. Если вам что-то конкретное не нравится в церковной жизни - критикуйте это конкретное явление. Считаете неверными действия какого-то конкретного епископа или патриарха - критикуйте конкретные действия. Главное чтобы это не превращалось в популярную нынче абстрактную "критику Церкви" которая легко переходит в хулу. Вот это может принести большой вред, и прежде всего нашей душе. Я так думаю.
Анна Резе11 февраля 2021, 21:17
Слава Богу за всё. Болею и знаю,что уже никогда не буду здоровой. Потому стала потихонечку готовиться. Детям не нравится,когда при встречах я пытаюсь поговорить с ними хотя бы о том,как я желаю быть соборованной. Машут руками,отворачиваются. И я решила оставить им небольшие памятки. От себя. Из этого интервью я выписала отрывок о пути праведности с точки зрения Закона Божия. Мне многое понятно, и я тоже тревожусь за близких,потому что мир их привлекает больше своими соблазнами. Я не ругаю своих сыновей за то,что очень редко бывают в церкви. Прошу сноху,чтоб зашли в храм. Всё это ведомо Господу моему. Я догадываюсь- мои дети уверены, что достаточно моей материнской молитвы. Мир вам.
Галина И.11 февраля 2021, 17:57
Продолжение/"Благодать Божья не выгорает", но не делает волю человека зависимой. Прп. Макарий Великий разъясняет действие благодати в нас:"Как бесовская сила, так и благодать Божия оказываются побуждающими,а не принуждающими поступать так или иначе, чтобы вполне сохранились в нас свобода и произвол. Ибо много таких,в которых два духа-дух света и дух тьмы действуют в одном и том же сердце.Сначала надо пройти через многие испытания и скорби; и так человек вступает в покой благодатной полноты". А если нам, желторотым, выдадут сразу: "Вы- царственное священство, избранные",то мы, цари, далекие от Христа, быстро возомним о себе и испытания можем не пройти. Забуксовать в пути. И кто виноват здесь?
Галина И.11 февраля 2021, 17:30
"Модернист-это тот, кто говорит: «Господь сказал так, а я считаю иначе!» По-моему, это не лукаво-гламурное "модернист", а прямой отступник, предатель Христа. Правильный приоритет- это человек и Христос, а не человек и Церковь.Если человек рожден свыше и в сердце у него Христос, он физически не сможет оставить Церковь или хулить ее. Дух Святой будет направлять его и учить. Церковь созидается Христом вплоть до восхищения, ее домостроительство в процессе, и мертвые камни и осколки будут отлетать. И дело тут не в погонах православных и уж тем более не в современной культуре. Дело в сердце: Бог там или диавол поселился. Образованный ап. Иуда не был рожден свыше, на него не сходил огонь Св.Духа.
Наталья11 февраля 2021, 17:29
Спасибо отец Георгий!
И.В.11 февраля 2021, 16:37
НН11 февраля 2021, 13:10 "Когда же мы перестанем перекладывать ответственность за свою настоящую жизнь на своих неправильных предков?" НН, ну так и не перекладывайте! А то уже 100 с лишним лет прошло, а вам всё Российская Империя покоя не даёт. Может хватит уже перекладывать ответственность на своих "неправильных предков"?
Дарья11 февраля 2021, 16:03
"А не проще ли задать себе вопрос: кто ты, чтобы быть судьей? И даже если ты еще не учил гласно, не писал об этом, не говорил кому-то – а только еще в уме своем ставил себя судьей Церкви, – это уже повод задуматься: «А что со мной происходит?»" Хочется спросить: а Церковь, она для кого???Что будет с ней, если туда не будут приходить люди и почему они не имеют права высказать свое мнение и пусть даже иногда покритиковать? Или Церковь и священники-это отдельно,а паства-отдельно? Мы наделены способностью размышлять и анализировать, в том числе и то, что и как происходит в Церкви. Церковь-это прежде всего люди,прихожане,а не бездумная масса.
Инна11 февраля 2021, 16:03
Замечательные темы подняты в статье!Если Вы посмотрите многие видео о.Георгия,почитаете его статьи ,Вы отметите его прекрасное образование,блестящую логику,неравнодушие,отсутствие лукавства и большую любовь к своей стране!Во многом разберетесь!Хорошо бы таких священнослужителей приглашать на работу в Патриархию!
НН11 февраля 2021, 13:32
Интервью мне понравилось, соласна с тем, что"выгорает модернизм". Но есть священники, котор не порвали с Церковью, они не согласны как раз с модернистами, прекрасно существующими и воспитывающие свою немалочисленную паству в том же духе. И не согласны с мнением даже не архиерея, а его помошников, мирских; и несогласие это не с учением Церкви, а с мирской политикой. И, кстати, выражали эти бывшие священники не только свою точку зрения, но и других людей, которые не пишут комменты на этом сайте. Между прочим, как модернистов, так и снявших сан, кто-то рукополагал. Не понятно, почему если одни честно уходят-они безблагодатные,а продолжающие модерниствовать-благодатные? Это как-то определяется?
НН11 февраля 2021, 13:10
Елена,а кто воспитал декабристов,революционеров,студентов в РИ;христиан,поддержавших Болотникова,Пугачева и др? В РИ Церковь не была отделена от государства,Закон Божий учили в гимназиях,говение и причащение были обязательными.Один Владыка говорил,что Иисус Христос пришел на землю спасать не страны и народы,а конкретного человека.И стучится Он в сердце человека,а не народа.Когда же мы перестанем перекладывать ответственность за свою настоящую жизнь на своих неправильных предков?Храмы открыты мин.35 лет,практич 2поколения выросли!Никогда не было и не будет поголовно праведного народа.Благодать Божия касается души человека невзирая на обществ-политический строй,не надо политику в храмы тащить.
Вероника11 февраля 2021, 12:20
Спаси, Господь! Просто, мудро и о главном.
Елена11 февраля 2021, 10:17
Обличение молодых людей - это как хороший тон современных проповедников. Молодые люди - вчерашние дети - они плод материалистической системы ценностей, которая была создана в советское и постсоветское время, и ждать от них массового ухода в монастырь довольно наивно.
Пётр11 февраля 2021, 01:07
"У нас мало кто смотрит под таким углом на величие нашего народа. Обычно говорят о материальном достатке, о силе армии, о каких-то внешних политических вопросах, об экономике, о растущем благосостоянии людей… Но никто не думает о том, что величие народа заключается в его праведности, а ведь именно так смотрит на это Господь!" До чего же актуально! Спасибо, прекрасное интервью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×