«История Северного круга» Юлии Кузнецовой: детская фантастика с важными смыслами

Лучшие книги для подростков всегда содержат нравственный посыл. Но не поучение сверху – эта методика никогда особенно не работала: даже когда образная маменька отчитывала образное дитятко в бархатной курточке с кружевным воротничком или в кисейном платьице, дитятко почтительно стояло, а маменькины слова, в одно ухо влетевшие, вылетали из другого. Сейчас ребенок не будет и слушать, и дело не в том, что дети плохие. Слова часто оказываются мертвыми – формальными, плохо применимыми к реальной жизни, а иногда и не подкрепленными примерами старших. Тут уж говори – не говори маменька, а дитятко не поверит.

И нет смысла вздыхать и ругать эпоху. Нужно просто искать другие слова, другие формы убеждения. Лучше всего – художественные примеры, яркие, выпуклые, живые. Их можно примерить на себя, заглянуть себе в душу и честно спросить: а я так смог бы? а я бы предал? а я бы отдал последнее?

Такие примеры есть, и не только в литературе ушедших лет. Вопреки расхожему мнению, сейчас много очень хорошей современной детской и подростковой прозы. Очень христианской прозы по своей сути: каждый поступок каждого героя можно оценить и измерить в соответствии с Евангелием. При этом без назидания: читая, многое поймешь сам. А это важно – развивать свою внутреннюю чуткость и честность, думать и делать выводы.

Я хочу рассказать о новой повести Юлии Кузнецовой «История Северного круга». Я уже писала о ее книге «Дом П». Юлия всегда говорит о таких вещах, мимо которых сложно пройти. То есть можно, конечно, но внутри появляется и точит червячок: подозрение, что такие вещи все равно имеют отношение к тебе самому, даже если ты их предпочитаешь не замечать. Это как, знаете, когда человек проходит мимо лежащего на земле и надеется, что все будет нормально, что найдется кто-то, кто поможет. Но совесть молчать не будет.

«История Северного круга» – об этом. Не только, конечно: в книге спрятано много смыслов, поступков, размышлений. Но центральный посыл, близкий каждому, большому и маленькому, – о тяжести выбора, о голосе совести, о вине, прощении и покаянии.

Действие книги происходит в далеком будущем, после глобальной катастрофы. Мир поделен на круги – в Северном, самом суровом и опасном, живет главный герой – Дин.

Мир, восстающий из пепла, собирающий себя по крупицам, больной, почти уничтоженный, нередко встречается в художественной литературе. Он будоражит воображение читателя, да. Но здесь важны две вещи, отделяющие по-настоящему глубокую книгу от той, где на первом месте стоит щекочущее нервы пресыщенного потребителя приключение. Во-первых – хрупкость, болезненность выжившего мира. Она вынуждает героев заботиться о нем прежде, чем о себе. Залечивать его раны, внимательно наблюдать, чутко слушать, защищать, забывая о собственных нуждах.

Второе – постоянство. Все вокруг может меняться, разрушаться и строиться, но человеческая душа – все та же. Сложная, мятущаяся, стоящая перед нелегким выбором, готовая забыть себя ради другого – или отвернуться от всего важного, если страсти пересиливают.

Вот, например, мама Дина. Она очень любит своего мальчика. Хочет для него самого лучшего – как и любая мама. Только вот под самым лучшим каждый понимает свое. Она мечтает, чтобы сын перешел из рабочего класса в класс ученых – это престижнее. Боится, что он заболеет «лишающей болезнью», хотя та не заразна. Поэтому запрещает Дину дружить с одноглазым пастухом Чойри.

Для мамы важно благополучие мальчика – но не его внутренний мир, не жизнь его души. «Пойми, пойми, пойми, мне очень надо!» – беззвучно обращается Дин к маме. Она любит его – но не слышит этот внутренний крик.

Меня всегда поражал один феномен художественной литературы. Действие может происходить в каких угодно мирах, в прошлом, в будущем; вокруг может расстилаться розовый снег с кипящими едкой кислотой прожилками, а все вещи, дома, еда сделаны из неведомого прозрачного лагриума – все может быть фантазией, но герои живые, настоящие. Ты узнаешь в них себя. Свой сложный выбор.

Мир может быть самым фантастическим – но герои должны быть живые, настоящие. И ты узнаешь в них себя. Свой сложный выбор

Потому что в детстве выбор тоже бывает сложным. Вот есть у тебя, к примеру, друг. А ты мечтаешь дружить с кем-то более крутым и популярным. А потом понимаешь – поздно, слишком поздно! – что не туда тебя занесло. И расхлебывать всю эту кашу тебе – тут уж и мама не поможет.

Вот и Дин подружился с Крамтом, мальчиком из класса ученых. Вот и мама довольна. Но стоит ли все это той жертвы, которую нужно принести, – жертвы в прямом смысле этого слова?

Дело в том, что у Крамта есть сестра. Девочка больна «лишающей болезнью» – она не может говорить, почти не двигается. Крамт отчаянно мечтает, чтобы Эльна выздоровела, а для этого предлагает Дину вместе с ним принести в жертву живое существо.

Вообще-то Дин – обладатель чуткого, большого и смелого сердца. Он понимает, что Эльне не жертва нужна, а любовь, внимание, участие, общение. Но соблазн дружить с Крамтом велик – и Дин делает свой выбор.

Удивительные образы в этой книге. Неоднозначные, не черно-белые, не поделенные на злодеев и рыцарей добра. И это невероятно важно.

Часто мы думаем, что детям нужны понятные примеры. Но под «понятными» иногда подразумеваются плоские, неживые схемы. А дети видят их неестественность, дети им не верят, ведь и сами они чувствуют в себе кипящую, сложную жизнь.

Крамт вовсе не злой. Просто он запутался в своих чувствах, в сложных семейных перипетиях. К сестре он испытывает любовь и жалость – но и раздражение тоже. Он думает, отчаянно думает – и принимает свое собственное решение.

И Дин принимает решение, которое заставит мучиться от внутренней боли, предать друга, убить живое существо. И понять очень важную штуку: ты ответственен за то, что совершаешь. И никто не исправит ошибку, кроме тебя.

В этой книге Юлия Кузнецова не просто плетет узор из слов, из сюжетных перипетий, из разговоров и чувств. Она виртуозно работает с символической стороной истории. Ветряной старец рассказывает древнюю легенду об охотнике и о сове с золотым пером, в котором вся мудрость Севера. Человек охотится за птицей – и ловит, и вырывает у нее золотое перо. И расплачивается за это. «Коли выдернул ты у совы золотое перо, так и будешь заботиться о ней до конца дней своих».

Здесь можно провести параллель с Древом познания добра и зла, с первым грехом человека на земле. И самое важное – с раскаяньем и прощением, которое дает нам Господь.

Потому что мальчишки – и Дин, и Крамт – раскаиваются в своем проступке. И получают прощение. Дин – от мудрого одноглазого пастуха Чойри, который говорит: «После слова “прости” люди не виноваты». Крамт… он плачет, он раскаивается, и происходит чудо. Земля, отравленная ядовитыми прожилками, очищается, снег становится белым.

Мне кажется, в нас часто не хватает чуткости и внимательности – к миру, к жизни, к собственным детям. А дети, как известно, учатся у нас. «История Северного круга» Юлии Кузнецовой – талантливая и мудрая книжка, которая учит, не поучая, важным вещам. Важным для всех – для больших и для маленьких.

Мария Минаева

23 марта 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Когда любовь рождает чудо Когда любовь рождает чудо
Мария Минаева
Когда любовь рождает чудо Когда любовь рождает чудо
О сказочной повести Свена Нурдквиста «Механический Дед Мороз»
Мария Минаева
Финдус ждет Деда Мороза. И Петсон решается на отчаянное дело: создать этого Деда Мороза – механического. Получится ли?
Чему может научить «Пеппи Длинныйчулок» и почему её не стоит бояться Чему может научить «Пеппи Длинныйчулок» и почему её не стоит бояться
Мария Минаева
Чему может научить «Пеппи Длинныйчулок» и почему её не стоит бояться Чему может научить «Пеппи Длинныйчулок»
и почему её не стоит бояться

Мария Минаева
Пеппи – девчонка что надо. Она всегда выручит из беды, заступится за слабого, развеселит унылого. Такой уж она человек. Настоящий.
«Дом П», <br>или Как говорить с детьми о старости «Дом П»,
или Как говорить с детьми о старости

Мария Минаева
«Дом П», <br>или Как говорить с детьми о старости «Дом П» Юлии Кузнецовой,
или Как говорить с детьми о старости

Мария Минаева
Юлия Кузнецова сделала очень важное дело. Она открыла простую истину: у бабушек и дедушек есть свои желания, горести, радости, друзья, случается и любовь.
Комментарии
Ира24 марта 2021, 18:51
Мария, спасибо за знакомство с интересным произведением!
Екатерина23 марта 2021, 08:56
Мария, а где цитаты? Читаешь и думаешь - это Мария так хорошо пишет или книгу действительно стоит купить? В любом случае спасибо за очередную наводку.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×