Повесть Юлии Кузнецовой «Дом П» Как известно, детское сознание эгоцентрично. А сознание современного ребёнка, которому доступны все мыслимые удовольствия и развлечения, – тем более. Когда-то, в моём детстве, бабушка делала мне пирожное: булка, намазанная сливочным маслом и посыпанная сахаром сверху. Был у него и особенный, праздничный вариант: вместо булки – печенье, вместо сахара – варенье. Сегодня многие дети спокойно и без удивления взирают на торты, увенчанные сложносочинёнными конструкциями из мультяшных героев.
Нет, я не сетую, просто констатирую факт, причём как обычная мама обычных детей: их сытое внимание порой сложно обратить на кого-то, кроме них самих. И здесь далеко не всегда работают образы, на которых воспитывали нас: бедняга Оливер Твист, или девочка со спичками, или даже зайка, которого бросила хозяйка, порой воспринимаются как нечто мифическое, удалённое от реальности на миллионы световых лет.
А вдобавок есть ещё сложные темы. О которых предпочитают не говорить детям. Они и у нас, взрослых, вызывают тревожное, зудящее чувство где-то в груди, а уж малышам… Что вы, что вы, им нужен позитив.
Если человек чуткий, если у него зоркая душа, он и в тяжёлой, «непозитивной» теме увидит красоту и поэзию
Только вот парадокс: если человек чуткий, если он внимательный к чужой боли, если у него зоркая душа, он и в тяжёлой, «непозитивной» теме увидит красоту и поэзию.
Таким талантом обладает писательница Юлия Кузнецова. Она умеет просто и честно, серьёзно, но с доброй улыбкой говорить с детьми на такие темы, к которым страшно подступиться. Например, «Выдуманный жучок» – это повесть о девочке, которая борется с серьёзной болезнью, о дружбе, мечтах и проделках в больничных стенах, о смерти, которую преодолевает сила любви.
Но я хочу рассказать о другой повести Юлии Кузнецовой. Называется она «Дом П». Почему именно о ней? Потому что писательнице удалось обратить взгляд маленького читателя на тех людей, о печалях и проблемах которых он обычно не думает. О пожилых людях.
Да, «Дом П» – это дом престарелых, именно там и разворачивается действие повести. И вообще, главные герои книги – старики и старушки, а вовсе не дети. Только вот написана эта удивительная, добрая, смешная и грустная история для детей.
«Жила-была семья. Мама Таня, папа Серёжа, две дочки, Вика и Тиночка, и бабушка Женя».
Самая обычная, среднестатистическая, что называется, семья. Занятые родители, старшая дочь-подросток, погружённая в свои переживания, обычный шустрый и ласковый дошкольник Тиночка. Ну, и бабушка. А вот о бабушке разговор особый.
«Бабушка Женя была очень скромной и тихой бабушкой и больше всего на свете боялась огорчить сына, то есть папу девочек, невестку, то есть, маму Вики и Тины, и любимых внучек».
Бабушка Женя, с одной стороны, – самая обычная старушка, погружённая в проблемы семьи, она варит борщи и жарит котлеты, вытирает пыль с подоконника, встречает и кормит домочадцев. С другой стороны, у неё есть тайна. Бабушка Женя занимается боксом. Да, именно так, в самом что ни на есть прямом смысле.
Казалось бы, как можно не заметить, что кто-то в квартире лупит грушу? Но семья не замечала. Вечерами мама, папа и девочки «сидели в Интернете» и были уверены, что бабушка смотрит сериалы. Видимо, общения никакого не происходило, бабушкиной жизнью никто не интересовался, принимая от неё, как данность, ежедневную бескорыстную заботу.
А папа Серёжа очень боится постареть. Он посещает спортзал, и мажется омолаживающими кремами, и даже не ходит на встречи с одноклассниками – ведь там он увидит, как изменились они со временем (а значит, изменился и он). А ещё папу очень раздражает то, что его неунывающая, активная и деятельная мама помогает всем вокруг. Ему кажется, что бабушка устанавливает свои порядки, что он уже и не хозяин в своём доме. И возникает парадокс: папе Серёже кажется, что бабушка Женя не заботится о нём, и в его душе поселяется обида. И он не замечает, что самое главное для неё – здоровье и благополучие сына.
И вот он, случай всё изменить. Бабушка падает и травмирует ногу. А одноклассник папы, Миша, предлагает забрать бабушку в санаторий. Что это за «санаторий», все догадываются, но делают вид, что не понимают. Папа уговаривает бабушку, что ей нужно отдохнуть от семьи и подлечиться. А растерянная бабушка готова сделать всё, лишь бы не нервничал и не расстраивался её любимый Серёжа. И только маленькая Тиночка, самый близкий к бабушке человек, чувствует какой-то подвох, не хочет отпускать старушку и плачет в подушку всю ночь. Между прочим, только Тиночка знает о том, что бабушка занимается боксом, но стойко хранит её секрет.
И вот, бабушка Женя прибывает в санаторий. Сразу становится понятно, что место это невесёлое. В кресле перед телевизором сидит злобный старик. В палате, куда поселили бабушку, уже много месяцев лежит, не вставая, старушка, которую все называют «унылая Лида». Уколы ей ставит раздражительная и равнодушная медсестра. Казалось бы, что можно сделать со всем этим? Но не такой человек бабушка Женя, чтобы унывать и мириться с несправедливостью.
Её пребывание в «доме П» оборачивается приключением. Не только для неё – для окружающих. Бабушка Женя играет со своей соседкой в игру, придуманную Тиночкой, она хлопочет, чтобы директор позаботился об освещении тёмного коридора по ночам, чтобы в вазах стояли живые, а не искусственные цветы, и даже пытается сама помыть пол вместо персонала санатория. А потом, когда всё оборачивается против бабушки Жени, и она в отчаянии плачет в подушку, тот свет, который она дарила другим, возвращают ей. И вот уже соседка бабушка Лида встаёт на ноги и предлагает сыграть в свою игру – в ту, в которую играла с внуком.
А дальше начинаются приключения, большинство из которых выдумывает сама неугомонная бабушка Женя. Она лезет на перила балкона за самой большой сосулькой для внучки Тиночки, рисует пальчиковыми красками на дне кровати, выясняет, кто подкинул под дверь бумажную розу, усмиряет злобного старика, который оказывается совсем не злобным, и даже пробирается ночью в тёмный подвал. А во всех этих похождениях героине помогает бабушка Лида – та самая, которая только недавно была «унылой» и «лежачей».
О приключениях старичков и старушек читать увлекательно и весело
О приключениях и проделках старичков и старушек читать увлекательно и весело. Почему? Потому что герои книги Юлии Кузнецовой ведут себя как дети, как «чистые сердцем». Они добрые, наивные, однако готовые постоять за правду. Так, бабушка Женя выгоняет мухобойкой «социального работника», который пришёл продать её соседке некий загадочный прибор «Вихрь».
На контрасте с этими простосердечными старичками, которые и в «доме П» находят для себя уйму интересных дел, папа Серёжа с его маниакальным стремлением к сохранению молодости выглядит гораздо более уныло. Он таит внутри обиду на свою маму, не хочет с ней общаться, не заходит к ней, только подвозит жену и дочек, которые приезжают навестить бабушку Женю. Живёт папа в постоянном раздражении, и это добром не заканчивается. У папы появляется персональный дракончик.
« – Подожди, папа, не убегай, я тебя не обижу, я тебе помогу!
Услышал папа человеческий голос и вконец испугался. От страха к земле словно примёрз. Стоит, дрожит.
– Т-ты кто? – спрашивает.
– Я твой новый друг, – сказал дракончик, – новый и единственный. Вообще, ты сам меня придумал.
– Я? – удивился папа. – Когда это?
– В последнее время ты очень много злился, а когда человек долго сердится, то в конце концов из его злости и сердитости получаются драконы».
Папин дракончик – яркий образ страсти, которая владеет человеком. И избавляется от него папа только с помощью бабушки Жени, её безусловной любви к сыну, терпения и великодушия.
Вообще, бабушка Женя владеет удивительной способностью – она меняет мир вокруг себя. Не принуждением, не властью, не напором – любовью, заботой, оптимизмом. И унылый «санаторий» тоже меняется. Все рисуют пальчиковыми красками, ставят спектакли, кто-то начинает заниматься пением, кто-то шьёт, злобный старик, который, оказывается, добряк, пишет стихи. А бабушка Лида вообще находит своё счастье и выходит замуж за старичка-инженера, с которым долгое время находилась бок о бок, но совсем не замечала его.
Юлия Кузнецова – мастер тонких, необидных, но очень метких шуток, проскальзывающих в повествовании. Они служат индикатором человеческих отношений – душевной близорукости, например, вечно занятого и задёрганного папы Серёжи, лицемерия директора «санатория» Миши, благородства и великодушия самой бабушки Жени. Такие моменты всегда имеют оборотную сторону: это не смех ради смеха. Этот смех нужен, чтобы обратить внимание на что-то совсем невесёлое – и, может быть, найти эти некрасивости и в собственной душе.
Вот, например, мама Таня пугается, что подумают гости о бабушкином неотремонтированном окне: «Ой, – испугалась мама, – ты прав, Серёжа. Это ужасно. Завтра же придут гости! Они решат, что нам квартиру не дизайнер делал, а дворовый пёс Булька».
А вот бывший повар бабушка Наташа возмущается невкусной едой в «санатории»:
« – Что это? – спрашивала она. – Я вас спрашиваю, что это такое?
– Ну, как что? – медсестра говорит. – Котлеты!
– Котлеты! – повторила бабушка Наташа. – Ладно, но почему они лысые?
– Как это лысые? – возмутилась медсестра. – А какие должны быть, волосатые? Лохматые, что ли?
– Да сами вы лохматые, – отмахнулась бабушка Наташа. – Котлеты с корочкой должны быть поджаристой…».
У истории про бабушку Женю и «Дом П» счастливый конец. Кажется, иначе и быть не может: такой светлый человек действительно меняет вокруг себя мир. Света своего совсем не замечает, просто хочет, чтобы окружающим было хорошо. Но этот свет разливается окрест и преображает души тех, кто рядом.
«Дом П» – история о деятельной любви
Юлия Кузнецова сделала очень важное дело. Она обратила внимание своих невзрослых ещё читателей на тех, кто их преданно любит, кто печёт им вкусные рогалики, забирает из школы и садика, утешает и балует. Она открыла простую истину: у бабушек и дедушек есть свои желания, горести, радости, друзья, а иногда случается и любовь. А самое главное – им нужно наше внимание и нежность. Не казённые учреждения, которые называют санаториями, не медицинский уход – а мы сами. Наши объятья, рассказы, тёплые ладошки детей в их натруженных руках, наше «спасибо» за вкусные пирожки, иногда – наше терпение и снисходительность. Потому что без них мы осиротеем, а наши внутренние драконы будут раздуваться и кусать нас всё больнее и больнее.
«Дом П» – история о деятельной любви. Именно о той, формула которой выведена апостолом Павлом в Первом послании к Коринфянам. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 4–8).