Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Как же мало мы знаем о наших храмах! Я впервые совершаю здесь Божественную литургию, и отчетливо осознаю, что этот храм гениально создан! Какая акустика! Никаких микрофонов, никаких усилителей здесь не нужно. А какая красота, какая гармония! А какое имя этого храма – Никола со Усохи!
Наши предки строили соборы, вдохновлённые своей любовью к Богу. Какое мастерство они являли как дар Господу и Святой Церкви! Этот храм пятнадцатого века по милости Божией сохранился многими поколениями православных людей – священников, архиереев, монахов. Он не разрушен, не взорван. В советское время его убили, он продолжает свою церковную жизнь вплоть до сегодняшнего дня, когда становится – пусть на время, кафедральным собором города Пскова. Когда закроется на ремонт Троицкий собор, молитвенная жизнь кафедры Пскова перенесётся на год-другой сюда, в храм Николы со Усохи, но это останется в истории.
Скажу честно: никогда в жизни я не служил в храме столь поразительно созданном с инженерной точки зрения, с такой удивительной акустикой. Для этого надо было пригласить наш архиерейский хор, чтобы по-настоящему почувствовать, как могли молиться наши предки во Пскове. Хочу поблагодарить прихожан Троицкого собора, этого храма и других храмов, которые благоукрашали соборный храм для архиерейского богослужения.
Святитель Николай – любимый святой : правило веры, образ кротости на все времена. «Бог гордым противится, а кротким и смиренным даёт благодать» (1 Пет.5:5). Почему его молитва так слышна и исполняема Богом? Потому что « на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис.66:2). Именно таким был и остаётся святитель Николай – помощник и покровитель каждого из нас.
В Евангелии сегодня мы слышали бессмертные слова Нагорной проповеди. Это слова утешения и обетования Бога каждому из верующих в Него. Что такое утешение и обетование?
Вот, перед амвоном сейчас стоят дети, им предстоит неведомая пока жизнь – открытие мира, познание добра и зла, освоение множества навыков, учеба, радости, скорби, которые будут формировать их душу, волю, мудрость и опыт. И они ещё не знают, что для того, чтобы стать настоящим человеком, им надо пройти через испытания, трудности, обиды, радости и скорби.
Кода у них произойдет нечто горькое, тяжкое, с их детской точки зрения, родители скажут им,: не плачь; ты ещё утешишься. Будь кротким и незлобливым и за это воздастся тебе наследием мудрости и познания духовно мира. Будь милостив, чист, не отвечай злом на зло, твори мир среди людей вокруг себя и Господь увидит чистоту и красоту твоей души, ты будешь помилован и сам обретешь мир души, дороже которого ничего нет на свете, ты будешь извещен, что Бог видит в тебе Своего Сына.
Тебя оскорбляют за правду; тебя гонят за веру. Будь непоколебим, и радостен: и в этой жизни, и в жизни будущей тебе будет дано ясное и непоколебимое познание Промысла Божиего, того, что на самом деле все в этом мире не случайно, все ведет к Высшему Благу!
То же самое Господь говорит в Нагорной проповеди Своим детям: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:3) Он, как Отец, уготовавший все самое лучшее для своих детей, знает это.
Утешение Божие – это дар силы к жизни. Люди, далекие от православной веры, ничего не понимая в ней повторяют: «религия – опиум для народа» - то есть всего лишь обезболивание на какое-то время от житейских скорбей, забвение их, примирение с действительностью пусть в ложном, но приятном забытьи. Но мыслящие так просто не знают Бога. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13:1). Они никогда не поймут, что отцовское утешение Господа, материнское - Церкви Христовой это не фантазии не временное затишье боли. Но это придание сил не только для этой жизни, но жизни будущего века.
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша» - вот тайна Церкви, которую можно постичь только своим личным опытом, основанном на вере, на Священном Писании , на опыте Святых отцов. А те, кто не пройдет этого опыта – потеряют так много и так безвозвратно, что и жизнь по сути пройдет мимо. С этими несчастными так и не увидевшими в этом мире Бога, и не соединившиеся с Ним, останутся лишь их домыслы о духовной жизни, их представления о Боге или об отсутствии Его в сотворенном Им мире.
Всему этому учил святой Николай, учил словом, делом и молитвой. В этом обучении Христовой вере своею молитвой святитель Николай занимает особое место в Церкви. Недаром в акафисте ему поется: «Радуйся, по Бозе и Богородице, все наше упование». Вселенская Церковь называет его упованием, нашей надеждой – следующим после Бога и Пресвятой Богородицы.
Этот прекрасный храм создан во имя этого великого святого, откликающегося не только на наши молитвы о духовных нуждах и вопросах, , но и на самые что ни на есть житейские просьбы и проблемы. В Церкви рассказывают об одном христианине, почти отчаявшимся от множества проблем и по работе и в семье и в делах. И вот он читает в Евангелии слова Спасителя об Иоанне Крестителе: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11:11). И этот наш бедняга решил молиться именно Иоанну Предтече о всех своих житейских нуждах. Молился настолько усердно, что сам Иоанн Предтеча явился ему и сказал: я отшельник, пустынник; я молюсь за тебя, но не знаю, как решать твои житейские вопросы. У вас есть святитель Никола – обращайся к нему. Он всю жизнь жил в городах, с мирянами, помогал всем, он и теперь вам поможет.
С праздником, дорогие братья и сёстры!