Детские беды и радости в рассказах Астрид Линдгрен

«Отважная Кайса и другие дети», сборник рассказов Астрид Линдгрен «Отважная Кайса и другие дети», сборник рассказов Астрид Линдгрен

Детская литература очень разная. В ней столько имён, совершенно разных, неравнозначных величин – часть из них практически сразу забывается, отпадает. Это могут быть самые поучительные истории о самых благонравных детях – неважно, дореволюционных гимназистках, пионерах или современных тинэйджерах, – но отсутствие жизненной правды и художественной достоверности быстро делает самые модные и красивые книги никому не нужными. Время – судья беспристрастный, и из прошлого до нас доходят лучшие образцы. Среди них и книги Астрид Линдгрен.

Да, сколько бы ни возмущались родители проделками Эмиля и Пеппи, сколько бы ни нападали на Карлсона, – дети их любят. Потому что чувствуют в этих образах честность, узнают их. Чем младше ребёнок, тем больше он опирается на свой жизненный опыт, пусть и небольшой. Узнавая в линдгреновских шалунах себя, он радуется и доверяет.

Я писала статью о «Пеппи Длинныйчулок», где постаралась раскрыть важность этой книги и ответить на претензии родителей и к образу героини, и к книге. А сегодня хочу рассказать о сборнике рассказов Линдгрен. Герои их – дети, но здесь уже нет сказки, волшебных человечков с пропеллерами и самых сильных в мире девчонок. Здесь – настоящая жизнь, яркая и прекрасная, неправильная и этим особенно дорогая, радостная и грустная. Книга кажется важной именно этим: достоверностью наблюдений, облечённой в художественную форму.

Хочется показать родителям, которые боятся всего печального в детских книгах, что важно грустить, жалеть и плакать

А ещё мне хочется показать родителям, которые боятся всего печального в детских книгах, что иногда это важно. Важно грустить, жалеть и плакать. Потому что – ну, а как научится ребёнок тому, что сейчас принято называть эмпатией, если ему читают и показывают всё только позитивное и радужное? Да, можно говорить о болезни и смерти, сиротстве и одиночестве, да, даже с дошкольниками. Тем более если мы христиане и хотим воспитать в ребёнке чуткую милосердную душу.

«Отважная Кайса и другие дети» – сборник рассказов, не связанных между собой общими героями и сюжетами. Связывает их Смоланд – провинция на Юге Швеции, в городках и деревеньках которой они растут, где выросла и сама Астрид. Дети эти живые, сообразительные, предприимчивые, большие выдумщики и фантазёры, великодушные и чистые сердцем. И при этом удивительно разные.

Каждый рассказ сборника – повод для разговора с ребёнком. О бескорыстной помощи и искренней вере, дружбе и соперничестве, внимании к животным и людям, любви и одиночестве, сути подвига. Вообще, одно из главных преимуществ семейного чтения, на мой взгляд, – это повод для беседы. А значит – для близости и взаимопонимания с ребёнком.

Об отважной Кайсе

Кайса мне напомнила Поллианну из повестей Элинор Портер – удивительную дочку бедного пастора, которая искала во всём радость. Только Кайса младше, и нет никакой методики, ни грамма сознательного подчинения правилам игры в том, что она чувствует и делает. Делает так, как чувствует: вот бабушка заболела, и девочка решает заменить её во всём.

Шутка ли – заменить! Нужно подготовиться к Рождеству Христову, дом прибрать, приготовить праздничные кушанья, а самое главное – продать леденцы. Но недаром Кайса отважная – она не боится трудностей. Потому что всё покрывает любовь.

В этом рассказе – классическое для литературных сюжетов святочное чудо. Здесь нет волшебства – ни эльфов, ни фей. Есть бедная семья, состоящая из бабушки и подкидыша-внучки, бедный чистый домик, скромные, тяжёлым трудом достающиеся доходы и – счастье. Такое чистое, сияющее, не оглядывающееся на то, а как там у других, довольствующееся малым искренне и радостно.

Кайсе 6 лет. Её отвага – в решимости устроить настоящее Рождество для бабушки

Кайсе 6 лет. Её отвага – в решимости устроить настоящее Рождество для бабушки. В труде, непосильном, кажется, для такой крошки. В долгом стоянии на морозе с мятными леденцами, за которые девочка брала по 50 эре за пакетик – и ни монеткой больше. Ведь так велела бабушка.

«Когда поздно вечером Кайса наконец добралась до своего кухонного диванчика, она была такой уставшей, что готова была тут же и уснуть. Уже сквозь сон она пробормотала свою вечернюю молитву про ангела, который охраняет их дом, и всё же успела бросить беглый взгляд в окно. Там, за окном, падал снег, и всё в саду было таким белоснежным, таким трогательным.

– Бабушка! – воскликнула вдруг Кайса. – А ты знаешь, наш сад полон ангелов!»

Почему-то вспомнился мне здесь Андерсен и другая отважная девочка – та, сказку про которую мы любим с детства. Герда. Помнится, и там за окном падал белый снег.

О детях и животных

Знаменитый линдгреновский шалопай Эмиль из Лённеберги, ставший впоследствии председателем сельской управы, был вообще-то пареньком по-крестьянски основательным. Другое дело, что порой, как он ни старался, из его благих побуждений выходило невесть что. Но была одна область, в которой он проявлял себя совсем по-другому – серьёзным и умелым, ответственным и предусмотрительным. Это – животные.

Ребятишки в произведениях Линдгрен могут шалить и проворачивать невероятные вещи, неблаговоспитанно вести себя за столом и говорить нелепости. Но к животным они всегда относятся по-особенному. Они не просто добры: понимают, что для них хорошо, а что плохо, никогда не эксплуатируют их ради выгоды или развлечения. Всё может быть игрушкой – но не животное! Оно понимает ласку и доброту и не причиняет вреда, если человек – хоть и не взрослый ещё – со всей ответственностью заботится о нём.

Всё может быть игрушкой – но не животное

Вот и Калле – семилетний мальчуган из рассказа «Укротитель из Смоланда» – делает то, что не под силу взрослому мужчине. Он укрощает разъярённого быка. Причем ничего сверхъестественного не происходит: Калле просто сидит на заборе и говорит быку: «Адам Эгельбрект, иди сюда, я почешу тебя между рогами!»

Нет, это не чудо и не волшебство. Вернее, чудо, конечно, ведь любовь – всегда чудо. Любовь грязного смоландского мальчугана, его спокойная уверенность в том, что доброта побеждает силу и злость, – вот о чём толкует нам Астрид Линдгрен. Она умеет внимательно наблюдать за детьми и видеть лучшее там, где многие взрослые ничего бы не разглядели через свою взрослую оптику.

« – А я привычен к быкам, – объяснил Калле. – Они послушны, если с ними говорить ласково.

И, повернувшись на каблуках, он отправился к себе в Бекторп, с двумя кронами в кармане штанишек да с кульком яиц в руках. И был очень доволен этим пасхальным днём».

О жалости, любви и одиночестве

«Посоветуйте нам почитать что-нибудь позитивное, – нередко говорят мне родители, – чтобы только никто не болел и не умирал. И никаких сирот!»

Никаких сирот. Я тихо удивляюсь в таких случаях, насколько железобетонно люди уверены в том, что их жизнь продлится столько, сколько они запланировали. И даже не в этом дело – не только в этом. Дети ведь учатся, постоянно учатся: не только обращению с гаджетами и быстрому счёту, езде на велосипеде и иностранным языкам. Они учатся чувствовать. Можно, конечно, остановиться на уровне: «Я хочу, мне надо», но вообще-то важно учиться и сопереживанию. Поставить себя на место другого, пожалеть. Чёрствая душа – она потом проедется и по собственным родителям. Ей ведь главное – собственный комфорт.

Поэтому мне кажутся важными произведения, где ребёнку кого-то жалко. Где он чувствует некий дискомфорт внутри, червячок, не дающий покоя. Ты уже маленький – а понимаешь, что вот, девочка из книжки несчастна. Такая же, как ты – но у неё нет того, что есть у тебя.

«Золотая девонька» – рассказ Астрид Линдгрен про девочку, которую не любят. Точнее, её любит мама, но она в больнице, а вот тёти и двоюродная сестра не упускают случая уколоть. Они помыкают девочкой, они ни на миг не задумываются, что ей нужна ласка и участие.

А Ева вспоминает маму. То, как мама целовала её в голову и называла золотой девонькой. К этому воспоминанию Ева возвращается постоянно, цепляется за него да за старую грязную куклу, пока мир вокруг неё рушится от нелюбви.

Но самое важное вот что. Линдгрен подметила одну вещь: ребёнок, которому и так плохо, которому к собственной беде родные люди ещё сверху насыпают презрения и неприязни… нет, не мстит. Он вспоминает лучшее, вспоминает любовь – и отдаёт её тому единственному существу, которое рядом, которое за него, – старой кукле, маминому подарку.

«На дороге, как раз напротив дома тёти Греты, что-то лежит. Это её Фиа Лиса! Ева с плачем бросается к ней. Что они сделали с её дочкой? Её милая маленькая дочка тоже мокла под дождём. Ева обнимает её, прижимает к себе, целует грязный затылок.

– Не плачь, моя маленькая золотая девонька! Не бойся. Мама с тобой».

О дружбе и соперничестве

Линдгрен умеет быть разной. Трогательной, серьёзной, смешливой. Она подмечает важное, показывает причины и следствия – а выводы делает сам читатель. А ещё – Линдгрен не читает нотаций: всё и так понятно из поступков героев.

Линдгрен умеет быть разной. Трогательной, серьёзной, смешливой

Рассказ «Кто выше?» – о соперничестве двух деревенских пареньков. Началось оно, вообще-то, с матерей, которые хвастались друг перед другом успехами своих карапузов (ещё один урок взрослым о том, что дети наблюдает за ними гораздо внимательнее, чем им кажется). Альбин и Стиг живут в этом состоянии с младенчества. Их постоянно терзает стремление быть лучше соперника, оно точит, не даёт наслаждаться жизнью, летом, играми, дружбой. И это глупое соперничество приводит их на крышу хлева, откуда они вместе шагают в пустоту.

А потом – нет, не наказание и не нотации, ведь мальчуганы и так уже наказаны, лежат оба в больнице на соседних койках со сломанными ногами. Потом – дружба. Ребята сами всё поняли. И маленький читатель понимает тоже: для этого ему не нужны пояснения и поучения. Достаточно художественной достоверности и доброй улыбки, что сквозит в тексте.

О принцессе Мэрит

А вот ещё один рассказ-триггер для родителей. Родители боятся говорить о смерти с детьми – да, сложно это, по себе знаю. Но дети не дураки: они многое видят, и им очень, иногда позарез нужны объяснения.

«Принцесса Мэрит» – рассказ скорее для взрослых: нет в нём очевидного, выпуклого послания, как в других рассказах сборника. Но есть важное: разговор о смерти и сути подвига. Мэрит погибла, защищая одноклассника от огромного камня, что на него катился. Отдала душу за друга. И всё это очень грустно, конечно.

Мэрит погибла, защищая одноклассника. Отдала душу за друга

Самое грустное, что Мэрит все забыли. Не из злобы или равнодушия – просто потому, что жизнь течёт, и весна пришла, и нужно поглядеть на птичье гнёздышко со штабелями дров. И всё равно чувство остаётся светлое: Мэрит ушла в жизнь иную, сохранив эту для Юнаса Петтера.

Иногда нам хочется объяснить ребёнку всё раз и навсегда. Чтоб усвоил и больше с этим не приставал. Может быть, есть такие книги – я их не знаю. Знаю другие: они говорят важное о боли, смерти, одиночестве, дружбе, любви и самопожертвовании. Показывают, как это бывает в жизни. По-разному бывает.

Но главное у Линдгрен всегда остаётся неизменным. Она может быть ироничной или серьёзной, рассказывать о боли или о самых счастливых, звёздных просто моментах жизни. И обстоятельства бывают разные, и люди в этих обстоятельствах. Но почему-то и большим, и маленьким становится ясно, какими надо быть: видеть чужую боль, отзываться, деятельно, не на словах любить. Не всегда получается, конечно, – но стараться нужно.

Мария Минаева

13 июля 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
То, что невозможно делегировать То, что невозможно делегировать
Мария Минаева
То, что невозможно делегировать То, что невозможно делегировать
Заметки о детском чтении
Мария Минаева
Чтение для ребенка – непривычный труд. Но можно сделать так, чтобы он превратился в удовольствие. Это реально, причем для любого родителя. Главное – желание. Вот несколько советов.
«Мим» Лилли Таль: шутовство и подвиг в книге для подростков «Мим» Лилли Таль: шутовство и подвиг в книге для подростков
Мария Минаева
«Мим» Лилли Таль: шутовство и подвиг в книге для подростков «Мим» Лилли Таль: шутовство и подвиг в книге для подростков
Мария Минаева
Здесь есть вещи, важные для христианина: нравственный выбор, честность и предательство, вера и доверие Богу в самых тяжёлых обстоятельствах.
Чему может научить «Пеппи Длинныйчулок» и почему её не стоит бояться Чему может научить «Пеппи Длинныйчулок» и почему её не стоит бояться
Мария Минаева
Чему может научить «Пеппи Длинныйчулок» и почему её не стоит бояться Чему может научить «Пеппи Длинныйчулок»
и почему её не стоит бояться

Мария Минаева
Пеппи – девчонка что надо. Она всегда выручит из беды, заступится за слабого, развеселит унылого. Такой уж она человек. Настоящий.
Комментарии
Наталия25 июля 2021, 18:45
А я очень люблю Астрид Линдгрен - особенно её Эмиля! И эти рассказы обязательно прочитаем! Правда, очень уж жаль девочку с куклой... автор могла бы и добавить немножко оптимизма и надежды в эту историю...))
Павел К.21 июля 2021, 10:33
Дети ,конечно , любят динамичные истории , приключения ,но настораживает бесконечное поощрение шалостей и опасных экспериментов в книгах Линдгрен . Воспитательное значение книг весьма сомнительно . Много эгоизма в поисках острых ощущений . На мой взгляд "употреблять" такое чтение только для преодоления уныния и в малых дозах .
Антоний14 июля 2021, 17:03
С учётом резко негативного отношения госпожи Линдгрен к России, выраженном в ее дневниках времён Второй мировой войны, считаю своим долгом не допускать в своем доме появления ее книг.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×