Юлия Назаренко (хор «Древняя Русь»): «Живая традиция создаётся на клиросе» (+ВИДЕО)

Знаменный распев – это как Иисусова молитва

Хор «Древняя Русь» Хор «Древняя Русь»

Хор «Древняя Русь» – единственный в Краснодарском крае, который занимается древнерусским церковным пением – существует уже 15 лет и базируется в станице Новодонецкая. За эти годы благодаря хору старинными распевами прониклись не только прихожане тамошнего Свято-Троицкого храма. Появление этого коллектива – ещё одно подтверждение, что порой и для начала большого дела оказывается достаточно одного энтузиаста. Хор «Древняя Русь» был создан уроженкой Краснодара и выпускницей Санкт-Петербургской консерватории Юлией Назаренко. Главное дело для хора – пение на клиросе в родном храме. Тем не менее участники коллектива выезжают и в другие города нашей страны – так, в нынешнем году хор в рамках II Всероссийского фестиваля православных певческих традиций «Истоки» выступал в Санкт-Петербурге и в Тихвине. Именно в городе на Неве Юлия когда-то и увлеклась древнерусским пением. А мы разговариваем с ней по пути из Тихвина в Петербург.

Рождение хора

– Как вы узнали про древнее пение?

– В 16 лет я воцерковилась в Краснодаре, будучи студенткой музыкального колледжа, – училась я тогда на историко-теоретическом отделении. Сама я из семьи музыкантов – когда-то мой папа закончил дирижёрско-хоровое отделение Санкт-Петербургской консерватории. А древнее пение мне пришлось по сердцу благодаря моему воцерковлению. Правда, в краснодарских храмах пели обычный партес. Но я захотела поступить в регентское училище в Троице-Сергиевой лавре или в Санкт-Петербурге. Когда мои родители об этом узнали, они были категорически против – считали, что мне нужно получить классическое консерваторское образование. И тут я узнаю, что в консерватории есть кафедра «Древнерусское певческое искусство»! Я ухватилась за эту возможность. И, учась там, прониклась древним пением. Мне было очень интересно учиться, заниматься рукописями, петь в вокальных ансамблях. Это отделение уникально тем, что Альбине Никандровне Кручининой, нашей замечательной учительнице, основательнице этого отделения, ревнительнице церковного пения, удалось соединить очень мощную теоретическую базу и вокальную практику. У нас были все обычные для консерватории дисциплины – плюс ещё некоторые предметы, которые больше нигде не изучаются: певческие книги, история и теория древнерусской музыки, строчное многоголосие, разные певческие стили. То есть на этом отделении мне открылся целый мир. Говорят, консерватория повторяет музыкальное училище. Но только не кафедра «Древнерусское певческое искусство» – ни в каких музыкальных училищах этому не учат.

– Пока вы учились, вокруг вас была среда – люди, которых интересует то же, что и вас. Не было ли у вас желания остаться в Петербурге?

Я уезжала из Петербурга, не расставаясь со средой и с пением, я ехала создавать эту среду

– Хороший вопрос. Он был для меня актуален. Когда я училась, много думала о том, что делать дальше, и даже поступила на заочное отделение в аспирантуру, но закончить ее мне не удалось. Все-таки у меня было очень большое желание вернуться на родину – я южная девочка. Несмотря на то, что люблю Петербург, жить в этом городе постоянно для меня было немыслимо. Я была уверена, что когда вернусь домой, то буду продолжать заниматься своим любимым пением, что у меня все получится. То есть я уезжала из Петербурга, не расставаясь со средой и с пением, я ехала создавать эту среду дома по мере своих сил. И буквально через полгода после возвращения домой я набрала людей, которым это было интересно. Так образовался наш хор «Древняя Русь». Это произошло в январе 2006 года. С тех пор мы не прекращали петь. Составы менялись, дети рождались, но хор я никогда не оставляла.

Юлия Назаренко Юлия Назаренко

Семья и клирос

– Многие ли из тех, кто пришёл на ваше объявление, имели хоть какое-то представление о древнем пении?

– Нет. До сих пор для меня загадка, почему эти люди пришли. Во-первых, они были намного старше меня, им было за 40. Я была девчонкой – 24 года. Ни у кого из них не было музыкального образования, кроме Ирины Михайловны Поплавской, которая до сих пор со мной (она закончила в детстве музыкальную школу). Мы с ними пели в своё удовольствие древние мелодии, то есть не были ограничены ни временем, ни богослужебными рамками, так как у нас не было своего клироса – мы не были к этому готовы, только учились. И, видимо, когда мы окрепли, Господь дал нам возможность петь на клиросе – в 2009-м году мы стали петь в Свято-Троицком храме станицы Новодонецкая. Мы ездили в эту станицу, которая находится в 100 километрах от Краснодара, регулярно – по субботам, воскресеньям и на двунадесятые праздники. Мы приезжаем, ночуем – на территории храма есть дом. Так мы обрели очень мощную поддержку, в том числе и материальную – хор привозят из Краснодара и увозят обратно, то есть мы не пользуемся общественным транспортом. Мы с мужем ездили на своей машине. Мой муж вынянчил пятерых наших детей, пока я на клиросе. Мне приносили детвору на кормление, но в декрете я не сидела. То есть 40 дней после рождения ребёнка проходит, и я снова на клиросе. Потом наша семья переехала в Новодонецкую. Конечно, всё это возможно благодаря настоятелю храма иерею Александру Ефименко.

– А как ваши дети воспринимают ваше занятие?

– Для детей это родное пение. Старшей дочери 14 лет – к сожалению, она не стала петь у меня в хоре, она рисует. Относится, скажем так, снисходительно к маминому творчеству (улыбается). Старшие мальчишки любят это – им 11 и 9 лет, они пономари в нашем храме, что мне очень радостно. Пятилетний ребёнок пока просто маленький. А самая маленькая, двухлетняя, очень любит пение. Вижу это и даже беру ее на съемки: есть ролики с участием моей доченьки – я ее просто держу на руках, она внимательно слушает, как я пою. Как только замолкаю, она из рук вырывается. Сама она комментирует: «Я маму слушаю». Думаю, когда-нибудь она запоёт.

Люди приходят и уходят

– У вас меняются составы. Почему люди покидают хор?

– Например, студентки музыкального колледжа рано или поздно уезжают учиться дальше, приходят новые и тоже уезжают (улыбается). Надо сказать, что у студенток, которые ко мне приезжают, улучшается успеваемость на уроках сольфеджио, в хоровых коллективах – они себя уже по-другому чувствуют. То есть у меня они проходят серьёзную музыкальную школу. Само пение на службах тоже очень сильно двигает вперёд, потому что нужно быстро соображать: вовремя вступить, вовремя закончить, спеть правильно – с первого «выстрела».

В первые годы у нас все было стабильно. Мы занимались три раза в неделю по вечерам. Но когда стали петь на клиросе, естественно, многое поменялось – появился распорядок, обязательное посещение богослужений, то есть нагрузка увеличилась в разы. И у меня уже не было возможности репетировать с певчими так долго, как раньше, так как я переехала в станицу из города. К тому времени у меня уже было двое детей. Так что до города мне было физически непросто добираться. И мы решили встречаться в Новодонецкой, проводить спевки. А в старом составе были люди семейные. Год они ездили, но потом им стало физически тяжело это делать.

Был мужчина, который 5 лет с нами пропел, но, вероятно, ожидал чего-то большего. Мы поём не по крюкам, а по нотам. А он хотел, чтоб мы пели по крюкам. Но петь по крюкам сложно даже для специалистов. Если петь одно и то же, тогда проще. Люди обычно выучивают наизусть мелодии и подсматривают в крюки. У нас же репертуар постоянно меняется в зависимости от разных богослужебных дней. То есть надо быть высоким профессионалом, чтобы петь по крюкам, – для нашего хора это нереально. Это даже не все преподаватели древнерусского певческого искусства могут.

Вовне и вглубь

– Какой был поначалу репертуар у вашего хора и как он расширяется?

– Начали мы со знаменного распева. Я считаю его самым лучшим для обучения пению, потому что он обладает свойствами, которые очень развивают мышление – такие нейронные связи образуются, что не соскучишься! Никакой квадратности, нестандартный ритм, нет чётких начала и конца, в плане тонической опоры, всегда изменчивая мелодия – конечно, она организована по строгим законам, но тем не менее. То есть постоянно происходит что-то необычное – мозг не может отдохнуть. И сама одноголосная мелодия – идеальная платформа для начинающих, они поют вместе с учителем одно и то же, подстраиваясь под него. Поэтому даже те, у кого слух не скоординирован с голосом, эта координация происходит, и они начинают петь чисто.

Хор «Древняя Русь» Хор «Древняя Русь»

Потом, когда мы уже могли спеть мелодию чисто, стали добавлять исон – как развитие гармонического слуха. Когда я почувствовала, что люди держат исон, мы взяли простое двухголосие – это были или ранний партес, или более мелодичное строчное двухголосие, благо у нас были образцы из книги Николая Дмитриевича Успенского «Древнерусское певческое искусство». То есть репертуар хора расширялся по мере роста нашего профессионализма. Когда ко мне пришли студентки музыкального училища с дирижёрско-хорового отделения, они могли петь любую партию, так как они будущие специалисты. И тогда я взяла строчное многоголосие, выделила партии. Не скажу, что им было очень легко. Было непросто выстроить вертикаль – кварто-квинтово-секундные отношения.

Церковный репертуар очень долго входит в плоть и кровь

Вообще, хочу сказать, что церковный репертуар очень долго входит в плоть и кровь. Если ты много лет его поёшь, с одними и теми же людьми, тогда уже можешь петь с закрытыми глазами. Но стоит появиться кому-то новому, будут и ошибки, долго не получится без ошибок. Надо быть очень талантливым музыкантом, чтобы схватить это на лету.

Сейчас мы увлеклись грузинским пением, его я считаю родственным нашему. Там соблюдаются каноны церковного пения: нет повторов слов, трёхголосие у грузин тоже каноничное, как и строчное, – потому что это символ Святой Троицы. Мелодическое сходство тоже есть. Да, в грузинском пении есть опора на лады, но есть что-то родственное в осмыслении текста, нет любования музыкой – слово на первом месте. Вообще, грузины – уникальный народ. Они сохранили удивительную певческую культуру, там церковное и народное пение очень тесно связаны.

– Можно ли заниматься только русским пением, не переходя к другим традициям?

– Конечно. Это личный выбор каждого. Вот, мы живём на Кубани, совсем недалеко от нас Кавказ. Мы находимся на особой территории, очень космополитичной. Естественно, это отражается и на выборе песнопений. Очень может быть, что если бы мы жили в том же Тихвине, я бы чего-то и не брала из того, что мы поём сейчас. Многое зависит от того, как чувствует регент и как благословляет священник. Есть очень строгие священники, которые благословляют только знаменный распев. Я бы, наверное, так не смогла. То, что я делаю, отражает и меня – чувствую, что так надо делать, и имею на это благословение настоятеля.

Конечно, наше древнерусское пение несёт особую благодать. Знаменный распев – это вообще как Иисусова молитва или «Отче наш».

Наше древнерусское пение несёт особую благодать

Но строчное многоголосие – это как другой уровень ангельских чинов, когда голоса сливаются, образуя невероятные созвучия, – у меня до сих пор это не укладывается в голосе. Особенно когда поёшь на службе «Херувимскую», «Милость мира». Литургия строчная – это что-то невероятное. При этом чувствуется связь с предками, с древней нашей культурой. Но каждая традиция самобытна и интересна. Грузинское пение более энергетически заряженное, что ли. А уж византийская традиция – это совсем особая отрасль. Я не специалист в этом, поэтому стараюсь брать оттуда немного. Хотя у нас есть любимые песнопения, скажем так, в византийском стиле, но русифицированные. Греческий хор, который реконструирует настоящее византийское пение, спел бы их по-другому.

– У вас на родине древнее пение воспринимается как экзотика?

– Прихожане нашего храма древнее пение любят. Многие из них воцерковились, когда уже мы пели на клиросе, то есть они другого пения и не знали раньше – потом, когда приезжали в другие храмы, очень удивлялись и говорили, что у нас лучше (улыбается), что у нас молитва, там как концерт. Живая традиция создается на клиросе. Концерт существует для того, чтобы просто послушать музыку, и для концертов я, как правило, выбираю более доступные, мелодичные песнопения.

Наш епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан недавно сказал, что долго привыкал к нашему пению, но пение наше ему нравится. В самом Краснодаре мы, к сожалению, мало участвуем в фестивалях и других концертах, но я хочу эту ситуацию исправить.

В последнее время я активно выкладываю видеозаписи в TikTok, в Instagram, в Youtube и получаю отзывы, комментарии. И вот, наибольшее количество просмотров, как ни странно, в TikTok. До этого я относилась к этой социальной сети, как к чему-то не очень серьёзному, но увидела такую поддержку! Может быть, эти люди даже не ходят в храм, но им нравится. И я стараюсь не акцентировать внимание на том, что это наша история и так далее, подаю это просто как церковное пение. Эта платформа – тоже поле для проповеди. И здесь можно вспомнить слова Христа: «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие» (Мф. 9, 17).

С Юлией Назаренко
беседовал Игорь Лунев

8 декабря 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Как только я увидела детские глаза, пришло вдохновение» «Как только я увидела детские глаза, пришло вдохновение»
Регент Ирина Болдышева
«Как только я увидела детские глаза, пришло вдохновение» «Как только я увидела детские глаза, вся неуверенность пропала и пришло вдохновение»
Беседа с Ириной Болдышевой, регентом хора имени преподобного Иоанна Дамаскина
Вошедшая в храм женщина сказала нам: «Если бы я была некрещеная, я бы сразу крестилась, услышав такое пение».
«Настроить нас на покаяние» «Настроить нас на покаяние»
Николай Георгиевский
«Настроить нас на покаяние» «Настроить нас на покаяние»
Николай Сергеевич Георгиевский о великопостном пении в храмах
Проникновенность музыки и церковнославянского текста богослужения дает молящемуся большой импульс к покаянию – с оставлением всех тех мирских моментов, что мешают нам правильно смотреть на наши грехи.
«Петь знаменное надо так, чтобы людям захотелось его слышать» «Петь знаменное надо так, чтобы людям захотелось его слышать»
Андрей Котов, ансамбль «Сирин»
«Петь знаменное надо так, чтобы людям захотелось его слышать» «Петь знаменное надо так, чтобы людям захотелось его слышать»
Беседа с Андреем Котовым, руководителем ансамбля «Сирин»
Когда я пою по знаменам, я присутствую в слове молитвы, ощущаю себя тварью Божией. Ценность и смысл слова начинают пониматься иначе. Почему запрещены интонации в церковном чтении? Чтобы я своими страстями не наполнял смысл.
Комментарии
Галина 9 декабря 2021, 23:49
Все таки в храме хочеться слышать мужские голоса, женские тяжело воспринимаются, или же петь в низкой тональности, с хорошими альтами.
Тамара 9 декабря 2021, 00:42
СпасиБогтза такой интересный рассказ!! Юлия умница , везде успевает , образованная , развитая, душевное, и семья настоящая семь я!!!
Владимир Григорьевич 8 декабря 2021, 19:04
Благодарю автора за статью. Слава Богу, что есть такие необыкновенные и образованные люди как Юлия Назаренко! Молитвенное пение в храмах - это то, чего нам не хватает, как воздуха. Спешка и небрежное или концертное пение рассеивают внимание и отвлекают от молитвы, что не допустимо. Я просто восхищён прочитанным и желаю Божьей помощи в служении Богу и людям, а также приобщения прихожан к пению, храм должен петь. К сожалению через социальные сети сложно воспроизвести хоровое пение, нужно делать хорошие записи на CD и давать концерты. В Москве древне русским распевом занимается Анатолий Гринденко. Юлия! Так держать! Да хранит Вас всех Господь!
Василий 8 декабря 2021, 17:16
Одноголосное - это традиция, едиными усты и единым сердцем! А строчное - это какофония, оно подобно иконам Симона Ушакова, чувствуется западное влияние.
Дмитрий Бобров 8 декабря 2021, 09:06
Какое пение, хочется молиться!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×