Священник Димитрий Шишкин: «Лишнее отпадает от Церкви, как шелуха, а основа ее жизни – неизменна»

Проблема «закона и благодати» волнует христиан с первых веков после Пришествия Спасителя. Как соотносятся строгие религиозные предписания и всепокрывающая любовь Господа? Предание Церкви – человеческий вымысел, от которого нужно избавиться, или Божественное Откровение? И без чего ни одно правило в жизни христианина не будет работать должным образом? Об этом и не только мы поговорили с отцом Димитрием Шишкиным, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Почтовое Бахчисарайского района Симферопольской и Крымской епархии.

– Отец Димитрий, интересная тема – закона и благодати. Наверное, вечная. Что такое «закон» в христианстве, а что – «благодать»?

Закон в христианстве – это правила поведения, помогающие человеку достичь смирения, без которого невозможно приобретение благодати

– Закон в христианстве – это правила поведения (не только внешнего, но и внутреннего), помогающие человеку достичь смирения, без которого невозможно приобретение благодати. Правила, организующие нашу жизнь в соответствии с Законом Божиим, но не являющиеся самоцелью.

Мне хотелось бы поговорить не только о законе в христианстве, то есть о правилах христианской жизни, но и об отношении христиан к закону вообще, к законам природы, социума, например, потому что и это важно. И все это приходится учитывать христианину. И в отношении требований природы… социума… – у христианина должен быть свой ответ, главную руководящую роль в котором, конечно, занимает Закон Божий.

– Казалось бы, а законы природы здесь причем? И какое может быть такое особенное христианское отношение к законам природы?

– На самом деле, от христианина требуется внимательное и вдумчивое отношение ко всему, что так или иначе связано с его жизнью. Помните искушение Христа в пустыне и предложение сатаны низвергнуться с крыла Храма?

– Конечно. «Не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4: 12), – ответил тогда Господь.

– И показал пример христианского отношения к законам природы. В наше время это особенно актуально, потому что вошло в моду, особенно в молодежной среде, безосновательно рисковать жизнью ради «порции адреналина», то есть снова и снова искушать Господа, что заканчивается подчас в самом деле трагически, если задуматься об участи души, пренебрегшей страхом Божиим и благоразумием, в вечности. Или стремление поворачивать реки вспять, выкачивать из земли энергоресурсы до последнего предела; переделывать самого человека в угоду его страстям и похотям – насколько всё это и многое другое сообразно с христианским отношением человека к законам природы?..

– Хорошо, но как сообразуется необходимость соблюдения закона с безусловным приоритетом благодати, то есть тех Божественных энергий, которые всем законам, писанным и неписаным, придают высший, а по сути – единственно правильный смысл? Тем энергиям, без которых закон (даже самый «правильный») может превращаться в страшную, уничтожающую человечность и человека машину.

– Мы видим, что даже внешнее, буквальное понимание Закона Божьего способно привести его хранителей и ревностных исполнителей к тому, что они будут абсолютно уверены, что «по закону» Бог должен умереть на кресте. Именно это произошло однажды с книжниками и фарисеями, и это ведь история не о прошлом только.

– Какая страшная метаморфоза!

– А главная причина ее – отсутствие благодати, главным препятствием обретения которой является гордость человека. И вот мы подходим к важной теме, касающейся уже прямо нас. Каким бы правильным ни был закон, если мы не имеем смирения и веры, если мы не причастны Духу Христову, то мы становимся не исполнителями, а нарушителями закона. Причем можем даже не понимать этого, а мнить о себе, что мы исполняем его со всей необходимой и «правильной» строгостью.

– Глубоко.

– Без действия Божественной благодати по-настоящему правильное понимание и исполнение закона (это относится как к Закону Божию, так и к гражданским законам, если они согласны с ним) невозможно. А на Руси – это вопрос принципиальной важности, потому что наша цивилизация основана на фундаменте православной веры, и правильное понимание и исполнение Закона Божьего и законов светских, влияющих на построение общественной жизни – без осоления благодатью Святого Духа, – невозможно. Значит, нам надо, по крайней мере, понимать, проговаривать это, чтобы как-нибудь незаметно не превратиться в очередную «правовую машину», во что мы, увы, впадаем периодически, как только в общенародном масштабе начинаем утрачивать понятие о благодати и ее важности в частной и общественной жизни.

– Есть мнение, что Христос Своим пришествием и утверждением Церкви закон упразднил, принеся благодать. Тем не менее, закон как свод множества правил из христианства никуда не ушел. Наоборот, если подумать, «духовных регламентов» в Православной Церкви хватает. Насколько это правильно? Я, конечно, еще не перешел к вопросу о том, что существуют предложения об упразднении многих «сложных напластований», «традиций» и возвращении церковной жизни к «истокам» по примеру первых христианских общин…

Высшая цель Закона – это спасение человека. Правила, в том числе и в церковной жизни, неизбежны

– Конечно, Господь не упразднил закон. Он сам об этом говорит: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17). В высшем смысле это означает отдать себя в жертву любви за погибающий род человеческий, за каждого из нас. То есть высшая цель и исполнение Закона – это спасение человека. Правила, в том числе и в церковной жизни, неизбежны. Это опыт жизни Церкви, явленный в опыте практической святости, если можно так сказать. Другое дело, что никакие правила сами по себе ничего не решают, если не достигают своей цели – приобщения человека Божественной благодати.

Господь Сам исполнял множество предписаний и правил, отделяя в то же время необходимое от избыточного: «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мк. 7: 7), – говорил Он. Так что и нам не престало пренебрегать исполнением законов, в том числе и гражданских, но притом, несомненно, должно быть больше доверия Богу. Это важно. Мы слишком в последнее время стали доверять правилам, регламенту, особой роли администрирования и безмерно преувеличиваем значение технических средств в решении самых сложных вопросов. Порядок важен, спору нет, но «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3: 8) и мы должны понимать, что подлинно христианская жизнь хоть и не отвергает форм, правил и порядка организации (в том числе и в церковной жизни), но осуществляется все-таки Духом Святым и Его благодатью движется к единой для всех нас цели – жизни в Боге и с Богом.

– Чем все-таки принципиально отличается закон ветхозаветный от новозаветного?

– Ветхозаветный закон был дан человеку, находящемуся «под клятвой», отлученному от полноты благодатного общения с Богом. И сердце такого человека, даже при сохранении веры и благих намерений, оставалось ожесточенным. Ветхозаветный закон был приспособлен, если можно так сказать, к этой ожесточенности. Это был закон справедливости: Помните: «Око за око, зуб за зуб» (Исх. 21: 24)?

– Да-да.

– Новый Завет возник, когда «клятва законная» была разрушена Крестной жертвой Иисуса Христа, и человек снова стал способен воспринимать во всей полноте Божественную благодать. И действием благодати он познал, что Бог есть Любовь. Причем Любовь жертвенная.

С приходом в мир Христа сама природа человеческая изменилась: у нас появилась возможность примирения с Богом, приобщения Его естеству. Человек стал способен к общению с Отцом Небесным в Духе и Истине. То есть во Христе, содействием Святого Духа. Это настоящее счастье, милость и дар неизреченной Жизни, победившей смерть!

– А все же, в каких случаях христианин должен действовать в жизни – и в отношении ближнего, и в отношении себя – по всей строгости закона и по принципам милосердия Божия?

– Если говорить в общем, то закон строже относится к тем, кто впадает в тяжкие грехи и преступления, а особенно к тем, кто ожесточился и закоренел во зле, и мягче к тем, кто совершает грехи «не к смерти», а также искренне кается и желает исправиться.

Но «прописать» все невозможно, да и не нужно. Сердце христианина должно быть обучено к распознанию веяния Духа Святаго. И именно Духом Святым «всяка душа живится», то есть предписания закона, необходимые как основание повседневной жизни, могут правильно пониматься и исполняться, только когда человек действительно живет духовной жизнью. И строгость здесь бывает так же важна, как и милосердие, больше того – как ни странно, в иных случаях именно строгость может быть проявлением высшей любви и милосердия, малыми скорбями избавляя человека от больших бед.

– Например?

– Самый простой пример – это случай, когда один из заключенных в колонии признался, что благодарит Бога за то, что его посадили за кражу, в то время как он замышлял убийство.

Чем более оскудевает в жизни каждого человека и в обществе любовь, тем более требуется «контроля»

Так что страшна не строгость даже, а именно безблагодатность. И чем более оскудевают в жизни каждого человека и в обществе любовь, сострадание и милосердие, тем более требуется «контроля», и «четкости», и «уточнений», и «определений», а также «поправок к ним»… Конца и края этому техническому процессу нет. Но результата он не достигает – то есть улучшение жизни людей не происходит и благоденствие не наступает, потому что благополучие человека подразумевает не только материальную составляющую, но и то, что называют эмпатией. То есть общую атмосферу отношений между людьми, которая в идеале должна быть доброжелательной, исполненной взаимопомощи, сострадания и милосердия. В этом суть, к этому должны приводить нас законы и к этому мы должны стремиться, а это, опять же, не достигается одними только «техническими» средствами, но живою верою, живым общением людей с Живым Богом в Духе Святом. А также подлинно христианским воспитанием и образованием. Об этом нам надо помнить, напоминать друг другу и стремиться к этому во всех сферах жизни.

– А вот коварный и провокационный вопрос: а Богу – Творцу Вселенной, находящемуся вне времени, – нужны все эти наши человеческие придумки в виде огромного количества религиозных предписаний? Может, мы лишнего себе придумали и только усложнили жизнь…

Закон Божий и правила, помогающие его правильно понимать и исполнять, – это и есть то, что составляет образ христианской жизни

– Никакого «коварства» и провокации в вашем вопросе нет! И он важен, потому что задают его многие. Закон Божий и правила, помогающие его правильно понимать и исполнять, – это и есть то, что составляет образ христианской жизни. И этот образ жизни, конечно, нужен не Богу, а нам самим, чтобы достичь единства с Богом. Просто потому, что природа наша крайне повреждена грехом, и возможность ее преображения связана с подражанием Христу, стяжанием Его Духа, что возможно только при условии соблюдения правил христианской жизни.

Насчет того, что мы много «лишнего» себе напридумывали, – и это, конечно, есть, и было всегда, и будет. Но лишнее в конечном итоге отпадает от Церкви, как шелуха, а то, что составляет основу ее жизни, – неизменно, и об этом образе жизни мы можем узнать из Предания Церкви, из житий святых, которые стремились быть «не слушателями только, но и исполнителями Слова» (Иак. 1: 22).

Религиозные предписания – по факту – это одежды благодати, и нам надо это понимать ясно. Кто будет спорить с тем, что одежды нужны, но глупо думать, что одежда – это главное в человеке и в человеческих отношениях. Но, увы, именно это и бывает у нас. Когда закон, пронизывая собою общественную жизнь, слабо связан с реальными нуждами человека и превращается в одежды не только без души, но и без тела, условно говоря, – это пугает и настораживает. Когда буквальное понимание и исполнение, применение закона и его правил не только не служит во благо человеку и людям, но, напротив, – безжалостно разрушает их жизнь и, что страшнее всего, даже не замечает этого, мня, что творит добро и приносит пользу, – это страшно.

Так что снова и снова надо нам, христианам, напоминать друг другу слова великого подвижника Православной Церкви преподобного Иоанна Лествичника:

«Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Почему мы не преуспеваем? Почему мы не преуспеваем?
Игумен Нектарий (Морозов)
Почему мы не преуспеваем? Почему мы не преуспеваем?
Игумен Нектарий (Морозов)
Христианину необходима система жизни. Система, в которой существуют определенные настройки на внешние раздражители – оскорбления, житейские неурядицы. Система, в которой человек предупреждает свои греховные ошибки.
Запреты Запреты
Протоиерей Андрей Ткачев
Запреты Запреты
Протоиерей Андрей Ткачев
Чтобы уничтожить человека, его надо развратить. Чтобы развратить – обмануть. А чтобы обмануть, нужно нарисовать перед ним фантастическую картину, в которую он якобы вступит тотчас, как только откажется от всяких запретов.
«Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО) «Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО)
Схиархим. Илий (Ноздрин)
«Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО) «Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО)
Беседа со схиархимандритом Илием (Ноздриным) о духовных законах
Как проявляются духовные законы в нашей жизни? Как сказывается грех отдельного человека на состоянии общества, в котором он живет? Почему страдают праведники и благоденствуют нечестивцы? Ответственны ли дети за грехи родителей?
Комментарии
Андрей12 января 2022, 12:10
И снова повторю, лишнее в Церкви небывает. Церковь - частичка Господа. Если что отпадает это не шелуха, это трагедия отдельной души в рамках бесконечности. Где любовь? Какая шелуха если часть твоей семьи отпадает? Где тут может быть: нучтож, лишнее отпадает? Это обида? Или гордыня? Но не любовь.
Галина И.26 декабря 2021, 10:51
Отцу Димитрию. Спасибо Вам большое, отец Димитрий, за ответ. Было бы, конечно, нелепо нам утверждать, что великие и малые пророки Ветхого Завета, к примеру, Моисей- такой духовный гигант, какого больше нет и не будет в истории,- были лишены Духа Господня и полноты общения с Богом. И понятна роль и величие искупительной жертвы Иисуса Христа. Просто я однажды спросила об этом одного священника, и он ответил, что на ветхозав. пророков сходил не Дух Христов. Это и повергло меня в недоумение. Бог творит все, что хочет, на земле и на небесах. Троица единосущная и нераздельная. Насчет ада: я читала, что там были разные места для грешников и праведников по притче о богаче и Лазаре. "Лоно Авраамово".
священник Димитрий25 декабря 2021, 21:46
Ответ Галине: Конечно, и Саул и многие другие Ветхозаветные личности так или иначе, в те или иные периоды своей жизни приобщались Божественной благодати. Но спасение, как полнота Боговселения и приобщения Божественной благодати в вечности была для них невозможна, пока Господь, сойдя во ад, не вывел оттуда тех, кто способен был к этому приобщению.
священник Димитрий25 декабря 2021, 21:23
Ответ Андрею: "Что-то" - это, явно, не люди, а ложные суждения и мнения, высказываемые людьми. Лжеучения, попросту говоря. Вот они-то и отпадают от Церкви, как шелуха. А люди, носители этих ложных идей - или, отвергнув ложь, примиряются с Церковью или, увы... "Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин. 15, 6). Где любовь? Очевидно, в Боге и с Богом.
Галина И.25 декабря 2021, 17:12
Андрею, 24 декабря 2021. Любовь- нелюбовь здесь ни при чем. О. Димитрий говорит на духовные темы, и не просто так, от себя, а по Свящ. Писанию. Пр. Иоанн Креститель сказал об Иисусе Христе: "Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым" (Лк. 3,17; Мф 3,12). "И сказал Господь: Симон, Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя" (Лк 22,31-32). Сырые зерна пшеницы покрыты шелухой, и при встряхивании она отпадает. По толкованию св. отцов это означает, что при прохождении трудных испытаний и искушений вера у многих ослабевает, или ее вообще теряют и отходят от Церкви.
НН25 декабря 2021, 14:10
Андрей, Очень много хороших людей отпадают от Церкви, и вовсе не потому, что их Кто/кто-то не любит: просто этим людям не подходят условия и правила- и они уходят. Кстати, это гораздо честнее, чем некоторые напоказ верующие всеми силами пытаются приспособить Церковь под свои понятия о ней. Куда страшнее, когда в теле самой Церкви происходит замещение Её сути и традиций, устраивания "флешмобов" с крещением, приравнивание православия с диссидентством и тп. И вот такое становится нормальным, и такие люди постепенно занимают всё больше места в Церкви. А через какое-то время шелухой окажутся традиционные православные. Защиту и любовь почему-то получают предатели, а верные в сторонке постоят?...
Галина И.25 декабря 2021, 10:54
Спасибо! "Ветхозаветный закон был дан человеку, находящемуся «под клятвой», отлученному от полноты благодатного общения с Богом". Вопрос: приобщился ли Саул благодати Божией и общению с Богом, ведь Сам Бог избрал его. Пророк Самуил сказал: "И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком. Когда эти знамения сбудутся с тобой, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог". И "Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день"(1Цар 9,16-17; 6-7,9). Ясно, что Саул ожесточился, но ведь и в новозаветные времена столько избранных ожесточались! А разве у пророка Самуила не было полноты общения с Богом? Ведь Христос-"Сущий от начала".
Андрей24 декабря 2021, 17:46
Если что-то отпадает от церкви это не шелуха, это люди... Где любовь...
Михаил24 декабря 2021, 13:34
Всякий рождающийся на земле человек наследует злую волю первородного греха. Воля должна нуждается в воспитании, в том и состоит суть и цель образования и воспитания.Праздник введения во Храм Пресвятой Богородицы и Благовещения нам об этом напоминают, без воспитания невозможно предуготовить волю к принятию Благодати, волеизъявлению и согласию.Всякого рода сюсюкания и компромисы от врага человеков, Любовь же под час строга нам бы только не предавать Ее.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×