- Владыка Феодосий, добрый день. Чуть более года прошло с тех пор, как вы были назначены на Черкасскую кафедру. Как прошло это время, чем запомнился этот период вашей жизни?
- Добрый день. Время не прошло, а пролетело. С первого дня пребывания в Черкассах я окунулся, если можно так сказать, с головой в епархиальную жизнь. Знакомство с городом, регионом, людьми, живущими в этом благодатном крае, сочеталось с повседневной работой по устроению и обустройству епархиальных дел. Дела старался налаживать по тому образцу, который усвоил за все предыдущие годы, наблюдая, как это делали мои наставники: почивший Блаженнейший Митрополит Владимир, ныне здравствующий Блаженнейший Владыка Онуфрий, митрополит Калужский и Боровский Климент и другие заслуженные иерархи нашей Церкви. По милости Божией в Черкассах мне не пришлось начинать все с нуля. Предшественником по кафедре был приснопамятный митрополит Софроний (Дмитрук), который почти 30 лет неутомимо созидал, строил и руководил православной Черкасщиной. Поэтому во многом мне помогает накопленный владыкой Софронием "капитал" в виде замечательных храмов и зданий, созданных его трудами.
Среди запомнившихся событий этого года трудно выделить что-то особенное. Каждое мероприятие, каждое событие, даже просто приезд на сельский приход для меня были важными, поскольку были первыми шагами по черкасской земле. Наверное, это и есть самое сильное впечатление от прошедшего года – все впервые, а поэтому остается в памяти. Возможно, именно эти события первого года станут своего рода "вестовыми столбиками" дальнейшей епархиальной жизни, к которым еще не раз буду возвращаться.
- Владыка, как отображается общая политическая ситуация в Украине на настроения священников и мирян Черкасской епархии? Каковы их настроения?
- Вот уже ряд лет политическая повестка в нашей стране строится на принципах разделения и беспрерывного поиска врагов. И это все на фоне обнищания населения, повышения тарифов, массовой миграции, депрессии и других сопутствующих симптомов тяжелой хронической болезни нашего общества. А в Церкви, в нашей канонической Украинской Православной Церкви, каждая служба начинается словами: "Миром Господу помолимся...". И на каждой службе звучат молитвы о мире, о прекращении войны, о примирении, об исцелении душ и телес. Видите, какая разница? Естественно, общий агрессивный дискурс, манипулятивный подход политиков к своим избирателям – все это негативно влияет на психику людей. Инфекция вражды стремиться поразить душевные и духовные процессы в обществе, в семьях и даже в Церкви. А Церковь ведь, все мы знаем, это срез общества. В ней присутствуют носители и выразители практически всех взглядов нашего заполитизированного населения. Очень трудно, а иногда и невозможно, насмотревшись политических передач и агрессивных ток-шоу, потом в мире и покаянии прочитать вечерние молитвы, исполнять Евангельские заповеди, а тем более заповедь о любви к врагам, например.
И с этими проблемами в людских душах приходится сталкиваться нашим священникам, пастырям, которые принимают исповедь, терпеливо окормляют паству и стараются вести ее ко спасению. Помните слова Спасителя: "Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет "безумный", подлежит геенне огненной" (Мф. 5.22).
- А вверенная вам епархия ощущает прессинг со стороны государственных органов или общественных радикальных организаций? Или в Черкассах все спокойно?
- Черкасская епархия по милости Божией сейчас пребывает в относительном спокойствии. Думаю, что залогом этому служит мирный и дружелюбный, глубоко укорененный в православии темперамент черкащан. В нашем регионе продолжаются традиционно доброжелательные взаимоотношения с областной администрацией. А с многолетним мэром Черкасс А. В. Бондаренко можно говорить об отношениях теплых и дружественных. Анатолий Васильевич – человек верующий, он является не только другом епархии, но и ее помощником в социальном и благотворительном служении.
Но то, что на Черкасщине практически нет проявлений агрессии по отношению к Церкви, не дает мне, как епископу, в полной мере этому порадоваться. Ведь апостол Павел пишет: "Страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12. 26). Поэтому, говоря о давлении или агрессии со стороны госорганов или СМИ, или радикалов на верующих людей в разных регионах нашей страны, мы, священнослужители и верующие Черкасской епархии, воспринимаем это все и как свою беду. В такой ситуации разве можно беспокоиться только лишь о своей епархии, своей "хате", которая "с краю"? Конечно, нет. Конечно, болит душа за всю Церковь. Каждый случай рейдерского захвата наших храмов, поджога, незаслуженного обвинения или дискриминации наших верующих болью отзывается в сердце.
Сейчас в основном под ударом наши епархии, находящиеся на западе страны. Это Тернопольская, Львовская, Ровненская, Сарненская, Луцкая, Винницкая и Могилев-Подольская епархии. К слову, в Винницкой области сейчас т. н. черными регистраторами незаконно переписывается в "ПЦУ" целый ряд православных приходов. Прихожане вместе с архиереями и духовенством Винничины массово выступают с протестами возле Винницкой ОДА. Но, к сожалению, в большинстве случаев сегодня это вопль вопиющего в пустыне. На протяжении ряда лет идет планомерная дискриминационная и клеветническая кампания против Украинской православной церкви, против миллионов верующих – начиная с Блаженнейшего митрополита Онуфрия, архиереев, священников, монахов и до простой сельской прихожанки, которая не хочет в конце жизни предавать свою веру. И в этой кампании, к сожалению, задействованы не только СМИ и радикальные общественные организации, но зачастую и госслужбы.
- Не могу не спросить вашего мнения о церковной ситуации в мировом православии. Каковы, на ваш взгляд, перспективы преодоления существующего кризиса межправославных отношений с учетом действий патриарха Варфоломея?
- Вы знаете, относительно перспектив уврачевания новейшего раскола в мировом православии я являюсь одновременно и пессимистом, и оптимистом. Естественный пессимизм мой основан на том, что я смотрю на возникшую проблему, как на проблему очень серьезную, запущенную, имеющую глубокие и мощные корни. Думаю, что было бы наивно и легкомысленно полагать, что болезненное противоречие, возникшее в межправославных взаимоотношениях, имеет лишь поверхностную, сиюминутную природу. Наивно думать, что проблема родилась вследствие личностных конфликтов либо, как следствие, неучастия делегации нашей Церкви в Критском собрании, либо что во всем виновато влияние внешних сил или соответствующий политический контекст. Все это, конечно, катализировало процесс, ускорило конечный результат, сделало бросок Варфоломея откровенно агрессивным и вероломным. Но не более того. Ведь корень проблемы этого раскола – это не просто личная позиция патриарха Варфоломея: надменная восточно-папистская позиция, подтасовывание под нее древних канонов. Это не просто лично его ложный взгляд на Церковь. Нет, это давно сформировавшаяся каноническая, а, точнее сказать, лжеканоническая позиция большей части Константинопольской иерархии. Она озвучивается и продвигается на всех уровнях богословами и духовенством этой Церкви уже очень давно. И было бы легкомысленно полагать, что с естественной ротацией руководящего состава на Фанаре изменится их отношение к канонам. Может быть, изменится краткосрочная тактика поведения Фанара для достижения своих целей в дальней перспективе. Ими могут быть предложены некие незначительные компромиссные модели для снятия напряжения. Но этим не будет решена сама суть проявившейся проблемы. Она останется прежней, нанося единству Православия все новые и новые, еще более болезненные раны.
Как решить этот вопрос человеческими усилиями – не представляю, к сожалению. Но как бы противоречиво это не звучало, именно на этом основан и мой оптимизм. "Невозможное человекам, возможно Богу", - сказал Господь (Лк. 18.27). В происходящем усматривается некое попущение Божие. В свое время, накануне страшных разрушительных событий ХХ века, святитель Игнатий (Брянчанинов) с грустью, пророчески всматриваясь в неизбежную будущую реальность, написал такие слова: "Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам – и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его". Многие святые, жившие в то время, предчувствовали грядущие потрясения и пророчествовали о них, пытаясь повлиять на общество, разбудить его от греховной спячки. Но при этом они смиренно склонялись перед волей Божией, видя и понимая, каким образом Господь ведет ко спасению Свой народ.
Так и сейчас можно осторожно предположить, что Господь Ему одному ведомыми судьбами сможет разрешить эту проблему раскола православной Церкви. Да и не только эту, но и многие другие проблемы, которые люди своими действиями сделали "нерешаемыми", загнали в глухой угол. Как это будет – Бог весть. У нас перед глазами вся история ХХ века с его гражданскими катаклизмами, которая одновременно является и трагической историей нашей Церкви. Но только через трудности, скорби и лишения у многих миллионов людей смогла спасть с глаз злокачественная короста богоборчества. Когда люди уже бессильны себя исправить, когда они становятся неспособными к критической самооценке и деятельному покаянию, то вмешивается Господь.
- Но если говорить о нашей стране и нашем обществе, то что же делать нам, гражданам Украины, чтобы избежать грозных Божиих вразумлений и вернуться к мирной и спокойной жизни?
- Лучшим ответом на этот вопрос будут прекрасные слова святителя Гурия Таврического, сказанные им еще в 1864 году: "Раздор и неурядицы есть неизбежное следствие противления воле Божией. Никакая политическая мудрость, никакая человеческая предусмотрительность и опытность без помощи свыше не дадут и не упрочат мира среди людей. Благословение Божие, привлекаемое исполнением воли Его, есть единственный, надежный и верный путь к временному и вечному миру, так горячо нами желаемому".
- Дай бог, Владыка, чтобы это поняли не только наши правители, но и простые люди. И в завершение вопрос, который сегодня стоит перед многими людьми – и верующими, и неверующими. Как вы относитесь к методам преодоления пандемии Covid-19, к вакцинации? Как к ней относится духовенство и миряне в Черкасской епархии? Ваш совет людям?
- Духовенство и верующие у нас относятся по-разному. И имеют на это право и основания. Конечно, нельзя отрицать смертельной опасности вируса Covid-19 и его последствий для людей из медицинских групп риска, в том числе и среди наших верующих. И нужно делать все необходимое, чтобы защитить здоровье и жизнь каждого человека от опасной инфекции. Но при этом верующих людей не может не беспокоить тот факт, что под прикрытием заботы о здоровье граждан нарушаются основополагающие права и свободы человека. Прежде всего это касается обязательной вакцинации, которая внедряется сегодня во многих странах. Люди, естественно, этому сопротивляются. Не столько даже самим прививкам сопротивляются, хотя и к ним есть много вопросов, сколько брутальному попранию свободы. А самое страшное, что граждан потом начинают делить на вакцинированных и невакцинированных. И происходит это зачастую в худших традициях тоталитарных режимов, с поражением в гражданских правах. Сегодня "забота о здоровье человека" даже у нас в стране дошла до абсурда: наших невакцинированных сограждан отстраняют от работы и лишают их средств к существованию, обрекая тем самым на нищету. Ко мне, как к Черкасскому архиерею, обращается множество людей, в первую очередь педагогов и людей других профессий, которые уже потеряли работу или стоят на этой грани из-за такой дискриминации. Что это, если не попрание Богом данного дара свободы? "Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства", - заповедует нам Апостол (Гал. 5:1).
Глубоко убежден, что вакцинация должна быть делом абсолютно добровольным и что поражение в гражданских правах отказавшихся от нее совершенно неприемлемо. Каждый человек сам должен решать, вакцинироваться ему или нет. Благо, что для принятия взвешенного и ответственного решения сегодня достаточно информации о вакцинировании – как комплиментарной, так и критической. Всякий желающий может из открытых источников узнать все как о самих вакцинах и их последствиях, так и о реальной опасности вируса Covid -19. Что же касается принятия такого решения верующим человеком, то он прежде всего должен искать Божию волю о себе, то есть Божий ответ на свой вопрос о прививке. Молиться, просить у Бога вразумления, внимательно и беспристрастно изучить эту тему, быть чутким к обстоятельствам, посылаемым от Господа, к совету духовника, быть готовым понять и принять волю Божию. И такой ответ Господа конкретному верующему человеку, вполне возможно, не всегда будет совпадать с мнением соседа по подъезду или с рекомендацией ВОЗ. Волю Божию о себе надо искать, и она откроется. И так следует поступать не только в этом вопросе, но и в любом своем недоумении, во всех жизненных обстоятельствах и сложных вопросах.