Продолжение следует всегда

«Из этого разговора Егорушка понял, что у всех его новых знакомых, несмотря на разницу лет и характеров, было одно общее, делавшее их похожими друг на друга: все они были люди с прекрасным прошлым и с очень нехорошим настоящим; о своем прошлом они, все до одного, говорили с восторгом, к настоящему же относились почти с презрением. Русский человек любит вспоминать, но не любит жить. Егорушка еще не знал этого, и, прежде чем каша была съедена, он уж глубоко верил, что вокруг котла сидят люди, оскорбленные и обиженные судьбой» (А.П. Чехов «Степь»).

Конечно, это наблюдение писателя относится не ко всем русским людям. Притом оно вполне относимо ко многим нерусским. Лично я полагаю, что привычка убегать от «плохого» сегодняшнего дня в «хороший» вчерашний ни с какими национальными особенностями вообще не связана. Потому будем говорить не о русском именно человеке, а просто о человеке, который живет с неудобно вывернутой шеей – все время смотрит назад, в прошлое, ища там невозвратно утраченное счастье.

Для кого-то это счастье – в детстве. Для кого-то – в юности: студенчество, романтика, костры, гитары, первая любовь… Чье-то потерянное счастье – там, где дети были еще маленькими, а муж еще любил и даже иногда жалел. А чей-то тоскующий взор хронически устремлен туда, где мы все вместе, дружной и веселой командой делали замечательное дело…

Время, когда у меня были возможности, впоследствии отнятые; когда плескались еще на утреннем ветру знамена, лежащие ныне в пыльных шкафах; когда согревал еще нас огонь, от которого остались только угли; когда рядом был человек, которого уже нет… Когда в руках у нас было всё то, о чем теперь остается только спрашивать в теплой и грустной компании старых друзей: «Помнишь?..»

Речь пойдет о весьма распространенной ситуации, когда человек только в прошлом своем и видит настоящую жизнь

Нет, конечно, не о том речь, что нельзя человеку вспоминать прошлое. Напротив, добрая, благодарная память каждому из нас необходима. Речь о весьма распространенной ситуации, когда человек только в прошлом своем и видит настоящую жизнь; только вспоминая, и загорается… чтоб через минуту погаснуть.

Наши лишения – это реальность. Судьба многое отнимает у нас, и то, что она нам дарит, – не навсегда. Это надо знать, и это необходимо принять – лучше уже заранее, хоть и не хочется… Но что значит – судьба?..

Для верующего христианина судьбы как рока, как непреодолимой иррациональной силы, определяющей наш земной путь, – нет. Есть другое: Промысл Божий, да, непостижимый для нас, таинственный, но раскрывающийся нам – по Его к нам любви и по мере того, как мы сами навстречу этой любви раскрываемся.

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф.10: 29–31).

Бог создал каждого из нас – не для того, чтобы последовательно обирать его, лишая радостей и возможностей, а напротив – для того, чтобы человек возрастал, с каждым днем своим становясь свободнее и богаче. Христос заповедал нам обретать, а не терять: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25: 29).

Ничто не расслабляет волю человека так, как бессильное оплакивание безвозвратно минувшего

Вывернув голову назад, невозможно идти вперед. Все время глядя в прошлое и не доверяя настоящему, человек и впрямь не увидит в настоящем ничего доброго и не найдет в себе сил хотя бы что-то в нем изменить к лучшему. Ничто не расслабляет волю человека так, как бессильное оплакивание безвозвратно минувшего; как привычка объяснять все свои несчастья (или – всю свою несчастность) тем, что времена изменились; а вот если бы они такими же и остались, эти самые времена, – тогда бы я сейчас просто орлом парил и соловьем пел…

В один прекрасный момент у меня появилась простая формула, помогающая лично мне и способная, полагаю, помочь другим – именно идти вперед, а не застревать в прошлом; расти, а не останавливать свой рост искусственно созданным потолком «изменившихся обстоятельств». Переписываясь с одним священником, пережившим скорби и тяжелые перемены в жизни, я вдруг спонтанно набрала:

«Поймите, что ничто не закончилось, ничто не оборвалось и не пропало. Всё, что было, продолжается, хотя и в других условиях, и в другом виде».

Впрямь, ведь не прерывается же само время. Время, которое, как известно, было создано вместе с миром, в котором только и может существовать непрерывно изменяющийся мир; время, в котором реализуется Промысл Божий о мире и о каждом из нас. Промысл есть действие непрерывное, как само время: остановки, тупики и аварии происходят лишь в нашем ограниченном и болезненном представлении о самих себе.

Время есть неразрываемая цепочка причин и следствий, тут же становящихся причинами. Всякое доброе событие порождает добрые последствия – наше дело не потерять их, сохранить в сердце, продолжить. Всякое горькое, тяжелое событие рождает последствия, которые мы должны обернуть себе во благо, хотя это и кажется подчас невозможным: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9: 23).

Если в нашей жизни был человек, много нам давший, значит, этот человек продолжается теперь в нас, и уже от нас зависит, как мы его продолжим, что из его богатств сумеем передать другим людям. Живой пример для меня – монахиня Евфимия (Аксаментова) и ее книга об архимандрите Кирилле (Павлове), рядом с которым прошло более двадцати лет жизни инокини Натальи, в монашеском постриге Евфимии. С духовным отцом пришлось расстаться до Страшного суда; невероятная, трудная и радостная эпоха в жизни… закончилась? Нет, она продолжается: скольких людей поддерживают, согревают, вдохновляют и вразумляют рассказы матушки Евфимии о жизни рядом с лаврским старцем! И каждый из этих людей способен передать огонь дальше.

…Ну а если мы делали в свое время интересное и нужное дело – значит, оно многому нас научило, раздвинуло наш горизонт, дало нам опыт, короче говоря, оно изменило нас самих. И пусть возможности продолжать именно это дело у нас теперь нет, наши приобретения с нами. Они помогут нам в других делах, которые, поверьте, найдутся всегда. Конкретное дело может пресечься в материальном плане, но в духовном, в ментальном оно всегда может и должно получить продолжение.

В самом этом утверждении – «Лучшие годы моей жизни уже позади» – заключается грех уныния как отказа Богу в доверии

Воспринимая жизнь как непрерывно продолжающуюся дорогу, человек выходит из мучительной зависимости от внешних обстоятельств, от результатов, от оценок его персоны и его деятельности; он постигает призыв Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Царство – цель, а на дороге, по которой ведет нас Промысл Божий, есть всё: и зеленые плодоносные долины, и раскаленные пустыни, и вязкие болота, и короткие отрезки гладкой автострады. Мне кажется, что в самом этом утверждении – «Лучшие годы моей жизни уже позади» – заключается грех уныния как отказа Богу в доверии. Мы крутимся на месте и смотрим назад – вместо того, чтобы идти вперед, слыша при этом голос Христа: «Не бойтесь же»…

…И точно тот же грех, как мне представляется – в меланхолическом вздохе: «Я сам уже не тот, что был». Это ведь не раскаяние, нет, не стремление измениться: это, наоборот, согласие быть «не тем». Помните, конечно, песню Градского? – «Как молоды мы были, как искренно любили, как верили в себя». Я услышала ее впервые как раз в молодости, и у меня сразу возник вопрос: а что ж вам сейчас-то мешает быть искренними, любить и в себя верить?.. Лирический герой понимает: «Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять». Однако не терять – это ведь не значит положить себя в некое хранилище. Единственный способ не потерять себя – продолжать и продолжаться.

Единственный способ не потерять себя – продолжать и продолжаться

Да, о возрасте здесь не сказать нельзя. Наша от него зависимость, краткосрочность и невозвратность молодости, неизбежность старения – тяжкое последствие грехопадения человека; отсутствие земного будущего – обстоятельство весьма болезненное для всякого, кто дожил. Однако старость – тоже продолжение: какой она будет – зависит от всей предыдущей жизни. Вот что пишет архимандрит Иов (Гумеров) в своей замечательной книге «Тихие воды последней пристани»:

«На старость сетуют обычно люди, которые в эту пору вступили с пустыми руками, не собрав духовных богатств. <…> В старости приходит то спокойствие, какое известно человеку, совершившему нелегкий труд. Жизнь – особый труд, который возлагает на каждого Бог. Желать поменять старость на молодость – значит уподобиться царю Коринфа Сизифу, который почти уже поднял на вершину горы тяжелый камень, а он сорвался. Надо спуститься вниз и начинать все заново».

Да, когда тебе 25–30 – это приятнее, чем когда 55–60: но насколько же ты был беднее тогда, в 25, сколько всего открылось тебе за долгие нелегкие годы!

Сколько бы ни было нам лет, на вопрос о самом счастливом дне нашей жизни мы в идеале призваны ответить «Сегодняшний». Почему? Потому что сегодня я богаче, чем вчера и позавчера; сегодня со мною уже произошло то, чего вчера еще не происходило. Сегодня я что-то еще для себя открыла, нашла, что-то еще поняла, почувствовала… значит, стала ближе ко Христу. Это не самообольщение, нет, напротив: чем человек к Нему ближе, тем лучше он понимает, насколько от Него далек; и тем более благодарен человек за то, что при всем своем несовершенстве движется-таки в единственно верном направлении.

Завтрашний день даст тебе то, чего не дал сегодняшний. Продолжение следует. Оно следует всегда.

Марина Бирюкова

25 мая 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Леонид 25 мая 2022, 14:46
Вдохновляющая статья, очень актуально!
вадим25 мая 2022, 09:49
Да будет воля Твоя. Слава Богу за Всё!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×