Как проще всего ответить на вопрос «зачем?», когда что-то сделано бездумно, просто так, подчиняясь дыханию моды, окружению, рекламе? Каким словом описать всю ту отнюдь не забавную, не наделенную смыслом, не глубокую и такую пошлую пустоту, в которой выросло, пожалуй, уже целое поколение, и теперь оно уже растит своих детей? Как одним словом ответить так, чтобы и все было ясно, и ничего не было понятно, но чтобы от тебя отстали? Правильно. Это слово – «прикольно». Легкое, прыгающее, как мячик, так просто срывающееся с уст словечко. Словцо. Но если мы, христиане, знаем, что грех – это то, что отрезает нас от Творца, то едва ли что-нибудь делает это так же филигранно, изящно и незаметно, с самых пеленок, как это пресловутое «прикольно». И я сейчас расскажу, почему.
Надо признаться, что сама я в раннем школьном возрасте притащила эту гадость из школы вместе с ветрянкой, нелюбовью к отжиманиям, а также словами «круто» и «фигня». И если со всем остальным я как-то справилась сама, то «прикольно» еще тогда, в мои 8–9 лет, было выжжено из моего лексикона каленым железом остроумных доводов мамы и бабушки. Так, Господь хранил меня от целой череды несчастий, к которым ведет это самое «прикольно».
«Прикольно» – своего рода индульгенция для души, успокоение для собственной совести, оправдание, почему можно не задавать самому себе такие занудные и такие «ну что ты как старая бабка» вопросы «зачем?», «почему?», «какова твоя цель?». Все эти вопросы необходимы нам как воздух, они превращают маленького несмышленого младенца в личность: с целями, со смыслом в каждом действии, в каждом дне, в жизни. Для христианина существование без этих вопросов буквально немыслимо. «Прикольно» же оккупирует все больше и больше пространства нашей жизни, огораживая территорию, на которой эти вопросы, простите, табуированы.
«Прикольно» – своего рода оправдание, почему можно не задавать самому себе такие занудные вопросы, как «зачем?», «почему?», «какова твоя цель?»
И вот вам первый пример. Детская площадка. Вы когда-нибудь обращали внимание, что написано на детских футболках? На маленьких, очаровательных маечках с рюшами и крылышками, в которые одеты и ваши дети? Нередко можно увидеть летящую с горки девочку лет семи, на майке которой будет написано (в переводе с английского): «Хочешь меня?». У другой – «Королева вселенной». Еще один парнишка, не старше 5–6 лет, щеголяет в футболке «мастер-киллер», его коллега по катанию на качелях – с надписью «просто дьявол». На шортах очаровательной пятилетней пампушки, сидящей в песочнице, красуется «сладкая попка». Хочется подойти и спросить у одной из мамочек, с самодовольным видом курирующих каждый шаг уже вполне взрослого чада: «Прошу прощения, а какова была ваша мысль, когда вы надевали это на любимого ребенка?». Боюсь, однако, что ответом будет… Что бы вы думали? Да! «А что? Прикольно…». Так отвечают почти на все мои провокационные (а в особо острых ситуациях, касающихся знакомых, я не всегда могу молчать) вопросы.
Вполне нейтрально спрашиваю знакомую, маму двух милых девочек, снаряжающую чад на «Хэллоуин» к друзьям, не смущает ли ее, что она одевает дочь помладше ведьмой, а старшая изображает вампира с окровавленной пастью. Иногда эти милые девочки появляются в храме и даже захаживают в воскресную школу. Мама пожимает плечами и задумчиво протягивает: «А что, прикольно же…». То есть их ничего не смущает, этих милых взрослых мам. Тем более не будет смущать самих детей.
Или вот еще, например. У нас тут в каждом супермаркете можно за большие деньги купить настоящего монстра – ядовитого цвета, с оскаленной пастью, с отвратительной мордой, которого детки, согласно настоящей моде, надевают себе на шею, подобно шарфику. На детской площадке таких можно увидеть изрядное количество.
Диалог:
– Послушай-ка, а кто это у тебя?
– Ну, это такой монстр. Он мой друг.
– Ой, знаете, они сейчас все таких себе клянчат, – встревает в нашу беседу бдительная мать.
– Но ведь он же… страшный? И отвратительный…
– Ну, не знаю, по-моему, прикольно…
Дети, милые, маленькие, чистые, бегают с исчадиями ада на шее. Потому что «прикольно»
Вот и весь сказ. Дети, милые, маленькие, чистые, бегают с исчадиями ада на шее. Прикольно. На фоне этой «моды» даже пресловутые «спиннеры» и прочая феерическая дребедень, которую почему-то каждый родитель обязан купить своему чаду (хотя я не понимаю, почему с собственным ребенком не может состояться беседа, в ходе которой будет разъяснено, что не все, что модно и прикольно, – на самом деле интересно, нужно и полезно) меркнут и теряют свою фееричность.
Еще пример: мы только что всей семьей вернулись с детской площадки, располагающейся у нас в самом центре Риги. Рядом – наш любимый монастырь, собор, кругом бегают дети, благодать… И что бы вы думали? Один из центральных элементов площадки (ну, знаете, такой, где тело нарисовано, а ребенок может вставить свою голову) представляет собой дьявола с рогами, трезубцем и прочими атрибутами. Интересно, что бы мне ответили те, кто это задумал установить на городской игровой площадке, кто рисовал, кто устанавливал, а также восторженные мамы и папы, фотографирующие своих чад в этом образе? Что это красиво? Это некрасиво. Здорово? Отнюдь. Весело? Едва ли. Это именно что… прикольно.
И так, дорогие друзья, со всем. Дети и подростки слушают моргенштернов, читают примитивнейшие комиксы, надевают на себя (впрочем, не только они, но и гораздо более взрослые люди) в буквальном смысле «вырвиглазные» вещи, но, если попросить объяснить, открестятся пресловутым «прикольно». Прикольно – и нет вопроса, нет необходимости задумываться.
Я вам расскажу еще вот какую страшную вещь. У нас тут в нашей многострадальной Риге недавно проходил недельный шабаш, «ЛГБТ-прайд». И заканчивал эту бесконечную Вальпургиеву ночь целый парад сами понимаете кого. И на это действо с, простите, неопределимого пола субъектами, нагими, расписанными под хохлому уродцами, пернатыми инопланетными паршивцами и чудовищами с половыми органами, торчащими из лба, пришли посмотреть… множество семей с детьми. Семьи. С детьми. С маленькими, милыми детьми, которые сидят в колясках. Которые должны смотреть «Мойдодыра» и петь «Вместе весело шагать по просторам», которые так умилительно могут креститься на Господскую икону и которые так нежно обнимают нас своими ручками… Вот такие же дети были там. Пишу это и буквально ком подступает к горлу. И когда я спрашивала у своих знакомых, которые были там с малышами: «ЗАЧЕМ?! Как вообще пришло в голову – не затворить наглухо окна и двери и переждать это безумие дома, а прийти туда со своими маленькими чудесными детьми?» – знаете, что мне ответили почти все из них (кроме одной семьи, в которой родители – идейные борцы за права всего и вся)? Догадываетесь? Верно догадываетесь.
«Прикольно» – это такой «фаст-фуд» для души. Если приучить к нему сердце, то уже ничто другое не будет ни усваиваться, ни желаться…
И растет себе, подрастает целое поколение «прикольных». И каково им будет жить?.. Подумалось, что «прикольно» – это такой «фаст-фуд» для души. Если приучить к нему сердце, то уже ничто другое не будет ни усваиваться, ни желаться… Попробуйте привести хотя бы один абзац из Достоевского, который можно назвать «прикольным». А из Гюго? Из Чехова? Забавные? Да! Увлекательные? Безусловно! Трогательные, резкие, мощные, острые фрагменты? Да не вопрос! Но прикольных… увы.
И вот чем мне бы хотелось завершить. Так сказать, личный маленький рецепт, которым пользуюсь сама. В моменты, когда в очередной раз слышу или вижу «прикольное», когда хочется разрушить этот примитивный зачарованный круг, на помощь приходит… Пастернак! Вы помните: «Жить, думать, чувствовать, любить, совершать открытия»?
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.
По-моему, мало какие светской рукой написанные строки могут более точно охарактеризовать мышление христианина в обстоятельствах повышенной «прикольности» окружающего реального и виртуального миров. Достаточно попытаться проделывать это самому и заразить детей этим «все время схватывая нить судеб, событий…» – и сразу захочется заглянуть вглубь, почувствовать, замереть, задуматься. «В работе, в поисках пути, в сердечной смуте» – мы начнем «доходить до самой сути» и обращаться взором к цели, к тому, ради чего мы проживаем каждый Божий день, мы будем учиться видеть мелочи и придавать им значение. «До сущности протекших дней, до их причины, до оснований, до корней, до сердцевины…», «Все время схватывая нить судеб, событий»…
Стихотворение Пастернака «Во всем мне хочется дойти…» всегда являлось для меня некой флягой с живительной водой, омывающей «прикольную» пыль
Я призываю перечитать эти гениальные строки. Эти стихи всегда являлись для меня некой флягой с живительной водой, омывающей сухую, горячую, «прикольную» пыль. Соприкасаешься с очередной «плоскостью», предлагаемой миром, читаешь про себя: «Я вывел бы ее закон, ее начало, и повторял ее имен инициалы…» – и пространство из двухмерного снова приобретает свою законную трехмерность. И появляется острое желание если не дойти, то уж во всяком случае быть в пути до этой самой «сути». Приходишь домой, открываешь Евангелие. Или просто закрываешь глаза и читаешь Иисусову молитву. И идешь, идешь, идешь – «до самой сути».