Заза Шатиришвили – видный грузинский философ, филолог, лауреат литературной премии Сабати в номинации «Лучший критик года» (2005). В связи со скандалом в Грузии, вызванным требованиями США и Евросоюза провести там парад ЛГБТ-сообществ, сайт «For.ge» взял интервью у Зазы Шатиришвили.
– Т. н. «марш достоинства» не состоится. В общем, о каком достоинстве мы говорим, или о каком насилии, против которого они якобы протестуют? Большинство населения протестует против послов США, Евросоюза и Германии, которые призывают правительство Грузии провести в Грузии «неделю прайда». Поскольку это говорит посол другой страны, я должен это принять, и эта просьба не подлежит рассмотрению?
– Давайте посмотрим на это иначе: данная проблема касается не только Грузии, но это глобальная проблема. Дело касается так называемой гендерной идентичности, и надо сказать, что это новая антропология.
Данная проблема касается не только Грузии, это глобальная проблема
– Что означает «новая антропология»?
– Это значит – нет ничего естественного, все зависит от выбора человека. Человек выбирает рождение, контроль рождаемости, семью и управление смертью и т. д., то, что в классические эпохи считалось прерогативой Господа Бога, или в конечном счете это была данность. Сегодня, в преддверии этой новой антропологии, человек должен не только контролировать, но и фактически создавать нового человека. Проще говоря, мы говорим о том, что происходит – о конструировании нового человека.
– Часть этого – т.н. гендерная идентичность?
– Конечно, это я называю ложным сознанием. Ложное сознание – это когда человеческая идентичность конструируется искусственно, без каких-либо вечных ценностей. Например, в классической христианской, и не только христианской, но и в любой классической цивилизации человек есть сочетание материального и духовного, – западную цивилизацию нового времени можно назвать цивилизацией гностического материализма.
– Почему гностического?
– Гностицизм – это тип религии, которая говорит нам, что мир несовершенен, и человек должен его изменить. За этим стоит очень старое представление о том, что мир не хорош, и человек должен занять место Бога и построить новую жизнь.
Мир не хорош, и человек должен занять место Бога и построить новую жизнь
Насколько возможно, как и каким образом – важный вопрос. Само собой разумеется, что это невозможно с современными технологиями, и, как бы эти технологии ни развивались, человек не может создать жизнь. Это невозможно не только с метафизической, но и с чисто физической точки зрения. Но здесь важно кое-что еще. Современные технологии дали нам иллюзию, что мы можем вмешиваться, изменять гены, делать те же аборты, и все это позволяет нам поверить в то, что мы можем повлиять на то, что было бы невозможно без технологического развития. Но все же в действительности человек не может создать ничего нового. Он может лишь испортить.
– С чем мы имеем дело здесь и сейчас?
– Это сочетание определенных технологических возможностей и определенных этических «идей», когда свобода означает, что я должен создавать себя. То есть я могу сконструировать то, что раньше считалось естественным. То есть ничего естественного не существует, все рукотворно. Это абсолютно неверно, с научной точки зрения это совершенно неправильное представление. Одним из проявлений этого айсберга являются так называемые гендерные представления, когда человек думает, что он или она может что-то создать.
– К сожалению, мы видим распространение этих ложных идентичностей...
– Я согласен, что это так. Как печатаются фальшивые деньги, именно так тиражируются совершенно ложные идеи и, к сожалению, совершенно ложные представления о себе. Мы имеем дело с этим в целом. «Марш достоинства» и все это – личное дело нашей страны, как и других стран. Главный вопрос – проникнуто ли такими представлениями само общество, или же преобладают традиционные представления: в результате естественного отбора мы получили эту человеческую популяцию, у нас есть пол, есть разница между мужчинами и женщинами, это ведь не религия? Это традиционное эволюционное понятие.
Все это искусственно. За исключением того, что создаются ложные идентичности, ничего нового с принципиальной точки зрения не создается. Это самое главное.
За исключением того, что создаются ложные идентичности, ничего нового с принципиальной точки зрения не создается
В обществах, где существуют традиционные представления, эта новая антропология совершенно непостижима. Я имею в виду не только мусульманский Восток, но и Индию, Китай и многие другие страны. Даже на самом Западе очень большая часть общества придерживается традиционных ценностей, многие из которых христианские. Есть столкновение культур и на Западе. С одной стороны – классическая традиционная культура, во многих случаях христианское мировоззрение, с другой – новая антропология.
– Мне непонятно, почему они связывают этот вопрос с религией, причем они сами нападают на религию, и это происходит организованно. Примером этого является призыв Давида Бердзенишвили и Гиги Угулава «наказать Грузинский Патриархат». Вопрос очень простой – за что и почему Патриархат должен быть наказан?
– Это то, что мы называем т.н. современным либерализмом, – это гностический материализм, это сама религия. Фактически, именно поэтому он борется против христианства, классических религий, поскольку сам по себе является религией, которая хочет занять их место.
То есть этот т.н. современный либерализм – это определенная форма религии, в которой человек занял место Бога, и во всех естественных процессах, исходящих от Бога, он должен отныне занимать центральное место. То есть представить дело так, что то, что естественно, на самом деле является вопросом выбора. Я бы сказал, что это неправильно понимаемая свобода.
– То есть современный либерализм – это неправильно понимаемая свобода?
– Да, убеждение, что все что угодно может быть предметом человеческого выбора. Поэтому, с одной стороны, он хочет представить себя нам Богом, но, с другой стороны, он находится в постоянном страхе и трепете из-за себя.
Далай-лама прекрасно заметил: «Современный человек живет так, как будто нет смерти, и умирает, как если бы он не жил». На самом деле, это проблема смысла. Когда вы не понимаете значения смерти, вы пытаетесь обрести полную власть за счет развития современных технологий. Перед нами религиозная последовательность, имеющая абсолютно материалистический оттенок, для которой нет духовности, но она стремится занять место других религий, и мы должны это знать. Это не система нейтральных ценностей – это религия, которая борется против других религий.
– Насколько современный либерализм вредит сознанию следующего поколения?
– К сожалению, у нас нет другого термина. «Современный либерализм» оказался более приемлемым для широкой аудитории. Но я бы не назвал это либерализмом, я бы назвал это цивилизацией гностического материализма. Если взять современную западную цивилизацию, это довольно сложный феномен. С одной стороны, в ней есть классические христианские элементы, есть прогрессивные концепции XIX и XX веков, и есть такая вещь – то, что мы называем антропологией, у которой есть цель.
Я бы не назвал это либерализмом, я бы назвал это цивилизацией гностического материализма
Повторяюсь, мы должны точно описать предмет; когда мы сможем точно описать предмет, тогда мы больше не будем удивляться определенным событиям. Ни демонстрациям, ни шествиям, ни каким-то выступлениям. Когда мы видим, что это один из типов религии (кстати, довольно агрессивный), замаскированный под знак прогресса. Фактически, это абсолютно фундаменталистская религия, которая противостоит природе. Задача в следующем: во имя материализма уничтожить материю. Но на самом деле они рубят то дерево, на котором сидят.
Обратная реакция, которая сейчас зарождается во всем мире, является реакцией обычного человека, кем бы он ни был, черным, белым, африканцем или азиатом. Это реакция обычного, нормального человека на новую агрессивную фундаменталистскую религию.
– Категорическое требование аккредитованных в Грузии дипломатов, чтобы так называемый «марш достоинства» был проведен, – считаете ли вы, что это злоупотребление властью, которое еще больше отдаляет грузинское общество от Запада и делает его уязвимым для оккупантов?
– Оставьте в покое оккупантов. Нормальные люди есть везде. Во времена Дональда Трампа такой ситуации не было. Именно по этим причинам, а не по другим, Трамп пришел к власти в Америке. Традиционная Америка выбрала Дональда Трампа. Теперь случилось то, что случилось. Нам нужно знать, что это противоречие существует на самом Западе. Джо Байден – католик и ходит в церковь, он считает, что это неправильно, но нам, людям, нужно дать свободу. То есть хоть он и католик, но совершенно не понимает, что такое христианство и в чем долг религиозного человека. Оставим все как есть. Есть два Запада – Байдена и Трампа. Запад Трампа – это нормальное, обычное классическое представление о природе и культуре. Байден принадлежит к группе, которая считает, что можно создать нового человека. К сожалению, это необольшевистское мышление. Нас ничто не должно удивлять, так думали большевики. Когда Михаил Булгаков написал «Собачье сердце», он показал там, чем заканчиваются подобные эксперименты.