Православный календарьПравославный календарь
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.

Хилиазм и николаитство в прошлом и настоящем

Альбрехт Дюрер. Апокалипсис. Фрагмент Альбрехт Дюрер. Апокалипсис. Фрагмент     

Запад, по собственному признанию его идеологов и апологетов, включая рекламную обслугу, вступил в фазу постхристианства. На этот счет сделаны официальные декларации: так, когда в начале 1990-х гг. готовили акт об учреждении Евросоюза, робкие предложения упомянуть в нем христианские корни европейской цивилизации были отвергнуты с порога. Чтобы поставить верный диагноз духовному состоянию современного Запада, требуется адекватный анамнез. Ключевое значение в подходе к нему имеет сама эта характеристика – постхристианство.

Когда готовили акт об учреждении Евросоюза, предложения упомянуть в нем христианские корни европейской цивилизации были отвергнуты с порога

В ней содержится не только указание на хронологическую последовательность исторических фаз – духовный недуг, поразивший Запад, коренится в тех отступлениях от аутентично христианского – или, что то же, – православного вероучения, которые имели место в прошлом, в еретических уклонениях от истины, преподанной в Евангелии. Он восходит к древним ересям: гностицизму, хилиазму, николаитству. Гностицизм – слишком пестрый феномен, чтобы его обсуждать в рамках одной статьи, а вот хилиастические заблуждения и николаитская ересь – темы более узкие и определенные.

Хилиазм – это учение о тысячелетнем земном царстве Христа, которое откроется со Вторым Его пришествием и пребудет тысячу (хилиа) лет, до кончины мира. В основе этого учения лежит превратное толкование одного места из Апокалипсиса: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Откр. 20, 2). Одним из первых хилиастов был гностик Керинф. Хилиастические идеи разделял также и Тертуллиан, в конце жизни впавший в монтанистскую ересь. Их приверженцами были древние святые Иустин Философ, Папий Иерапольский, Ипполит Римский, Мефодий Патарский и даже Ириней Лионский, каталогизатор и обличитель ересей. Суть хилиастической апокалиптики особенно красочно изложена у Папия Иерапольского, писателя II века:

«Придут дни, и уродятся виноградники с десятью тысячами лоз в каждом, и на каждой лозе будет десять тысяч побегов: на каждом побеге будет по десять тысяч гроздей (по десять тысяч виноградин каждая), и каждая даст 25 мер вина».

Святой Ириней Лионский находил это место у Папия достойным восхищения. Но уже в эпоху гонений на христиан учение о земном царстве Христа отвергал Ориген. Святые отцы, и среди них Григорий Богослов, Августин Блаженный, Ефрем Сирин, рассматривали хилиазм как очевидное заблуждение. Согласно православному учению, упомянутое в «Откровении Иоанна Богослова» тысячелетнее царство – это эпоха Нового Завета, от Первого до Второго Пришествия Христа, и число 1000 – условное, символически обозначающее длительный период.

Отвергнутый Церковью хилиазм не угас за бортом церковной ортодоксии, он служил вдохновением для средневековых сект, его отголоски присутствуют в сочинениях западного мистика Иоахима Флорского. Популярная в среде околоцерковных русских мыслителей рубежа XIX и XX столетий, особенно у участников религиозно-философских собраний тех лет, идея Третьего Завета обнаруживает легко узнаваемую связь с древним хилиазмом. В то же время, начиная с эпохи гуманизма и затем – в XVII столетии и в век Просвещения, хилиастические идеи становятся отправной точкой для развития социально-утопических проектов.

Хилиастические идеи становятся отправной точкой для развития социально-утопических проектов

Один из них принадлежит правоверному и даже канонизованному католику Томасу Мору, автору знаменитой «Утопии», а другой – католику, обвиненному в ереси, – Т. Кампанелле, создавшему коммунистический проект под названием «Город солнца». И затем секуляризованный и прямо атеистический и антихристианский утопизм разных оттенков, от умеренно прогрессистского до радикального коммунистического и анархического, доминировал на арене общественной мысли и до известной степени социальной практики в XIX и XX столетиях. Утопические и прогрессистские идеи и прожекты и ныне владеют умами миллионов.

Самые ранние указания на существование другой – николаитской – ереси содержатся также в «Откровении». Господь устами апостола Иоанна Богослова обличает Пергамскую Церковь в том, что у нее «есть держащиеся учения николаитов» (Откр. 2, 15). Еще одно упоминание о николаитах содержится в «Откровении» в обращении к Ефесской Церкви: «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр. 2, 6). Название учения восходит к Николаю Антиохийцу, одному из семи человек, выбранных апостолами для «служения столам» (Деян. 6, 3–6). Имеются разные суждения о приверженности самого Николая этому учению. Ириней Лионский называет его родоначальником ереси, но, согласно другой версии, он был превратно понят своими мнимыми последователями, впавшими в ересь. Суть николаитства лаконично охарактеризована в творении св. Иринея Лионского «О ересях»:

«Николаиты ... живут развратно. Свойства их вполне обозначены в Апокалипсисе Иоанна, где сказано, что они учат, что ничего нет законопреступного в нецеломудрии и в еде идоложертвенного».

Если по поводу хилиастической идеи в церковной среде возникли недоумения и разногласия, так что до известных пор и верные христиане – мученики, пострадавшие за Христа, – могли, заблуждаясь, это ложное учение разделять, то с николаитством имелась всегда в Церкви полная ясность: приверженцы этой ереси могли лишь по разным соображениям носить маску христиан, образом жизни и апологией его решительно отличаясь от подлинных учеников Спасителя. Николаитство – это прямой вызов евангельскому аскетизму. Отвергая евангельскую этику, николаиты становились откровенными поклонниками противника Христа – сатаны.

Отвергая евангельскую этику, николаиты становились откровенными поклонниками противника Христа – сатаны

Цепочка документально зафиксированных эпизодов существования николаитской ереси тянется от христианской древности чрез Средневековье до нового времени и до наших дней. И ересь эта гнездилась не в социальных низах, а на самом высоком из мыслимых верхов общественной пирамиды. Здесь уместно привести несколько хрестоматийных случаев выявления этой ереси.

Так, в IX столетии в приверженности николаитству был уличен Папа Иоанн XII, последний из чреды Пап эпохи римской порнократии, как ее обозначают историки. Лиутпранд Кремонский писал о выдвинутых против него на Соборе 963 г. обвинениях:

«Иоанн, епископ Нарни, и Иоанн, кардинал-диакон, исповедовались, что они сами видели, как диакон был рукоположен в конюшне. Бенедикт, кардинал-диакон, с другими священниками сказал, что они знали о фактах посвящения Папой епископов за взятки... они свидетельствовали о его прелюбодеяниях: он прелюбодействовал со вдовой Ренье, со служанкой отца Стефана, со вдовой Анной и с его собственной племянницей, и он превратил священный дворец в публичный дом. Они сказали, что он ослепил своего духовника Бенедикта, и после этого Бенедикт умер; что он убил Иоанна, кардинал-иподиакона, после его кастрации... Они сказали, что при игре в кости он взывал к Юпитеру, Венере и другим идолам. Они даже сказали, что он... не делает крестного знамения».

В XI столетии в принадлежности к секте николаитов был уличен римской курией Император Генрих IV – тот самый, кого Папа Григорий VII унизил в Каноссе. Второй женой Генриха была дочь Киевского князя Всеволода Евпраксия, в Германии присоединенная к Католической церкви и переименованная в Адельгейду. Несмотря на юный возраст, это был уже ее второй брак. Выходя замуж за Императора, она не подозревала о том, что в его дворце совершаются черные мессы. Ранее, не выдержав его кощунств и издевательств, от него ушли его мать Агнесса, скрывшаяся в монастыре, и сын от первого брака Конрад. Из хроник Бруно и Ламберта известно, что совершаемые для Генриха IV черные мессы сопровождались неслыханным развратом. Император принуждал участвовать в нем свою первую супругу и родную сестру Адельгейму, «которую он своими руками держал в то время, когда другой ее насиловал». И сам он, совершая насилие, вступал в кровосмесительную связь с сестрой. Вторую жену Евпраксию-Адельгейду Генрих принуждением вовлек в оргии, которыми сопровождались тайные черные мессы придворных николаитов. По словам немецкого хрониста, Евпраксия, «испытав на себе этот культ нечестия, первое время молчала по женской стыдливости, а когда величина преступлений победила женское терпение, она раскрыла это дело священникам и епископам». Муж переправил взбунтовавшуюся супругу в Верону, где держал ее в заточении в своем замке. Сына Конрада Генрих тщетно призывал вступить в любовную связь с мачехой. Конрад помог ей вырваться из заточения и бежать в Каноссу, где тогда в папской резиденции пребывал Урбан II. Папа Урбан с доверием отнесся к ее жалобам на мужа и дал ход церковному процессу против Императора. На Соборе в Констанце, состоявшемся в 1094-м г., была оглашена грамота Евпраксии с жалобами на мужа и с обвинениями его в чудовищных кощунствах. В следующем году на Соборе в Пьяченце еще раз заслушано было дело по обвинению Генриха в вероотступничестве. Ссылаясь на судебный приговор Собора, папа анафематствовал его. Относительно самой Евпраксии Собор постановил освободить ее от наказания, ибо «к греху, в котором она покаялась добровольно и публично, ее принуждали тяжелейшим насилием». К мужу, продолжавшему царствовать, Евпраксия уже не вернулась, прожив несколько лет в Италии и в Венгрии и возвратившись, наконец, на Родину, в Киев, где она приняла постриг в Андреевском монастыре.

Самая громкая и хорошо документированная история, связанная с выявлением приверженцев николаитства, относится к началу XIV века, когда обвинение в ереси и вероотступничестве пало на духовно-рыцарский орден тамплиеров, изгнанный из Святой Земли и нашедший приют в католической Франции. Дело возбуждено было поступившим на имя короля Филиппа IV Красивого доносом двух тамплиеров – Скина де Флориана и Ноффо Деи. В доносе говорилось о черных мессах в ордене и приверженности тамплиеров николаитской ереси и сатанизму. Делу был дан ход, и оно велось параллельно королевским правительством Франции и папской курией. Несмотря на острые противоречия между Филиппом IV и Папой Климентом V, королевские следователи и инквизиция пришли к общему заключению о виновности тамплиеров1.

Королевские следователи и инквизиция пришли к заключению о виновности тамплиеров

Им предъявлены были обвинения в содомии, богохульстве, отречении от Христа, оплевывании Распятия, культе дьявола, поклонении идолу Бафомету на тайных черных мессах. В соответствии с нравами эпохи, допросы велись «с пристрастием». Но пытки применялись тогда на Западе едва ли не по всем уголовным делам, и все же немногие готовы были хотя бы и под пытками признаться в не совершенных ими преступлениях. А тут люди явно не робкого десятка, в том числе великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле и Гуго де Пейро, генеральный визитатор, признали себя виновными. Свое признание де Моле публично повторил по всем статьям обвинения перед ученым собранием теологов Сорбонны. В октябре 1311 состоялся Вьеннский Собор, подтвердивший справедливость обвинений, выдвинутых против тамплиеров. Изданной на основании соборных решений буллой Климент упразднил их орден, передав его имущество другому рыцарскому ордену – госпитальеров. В разных городах Франции и за ее пределами около сотни тамплиеров, включая и Жака де Моле, были по приговорам светских судов казнены чрез сожжение.

В эпоху гуманизма подозрение в приверженности сатанизму падало на разных известных деятелей: на Н. Макиавелли и его кумира кардинала Цезаря Борджиа, сына Папы Александра VI, в эпоху Просвещения – в сатанизме и вероотступничестве был уличен знаменитый авантюрист Калиостро. В идеологии масонских лож можно обнаружить следы влияния разных древних ересей, более всего, вероятно, гностических, но в политическом масонстве, ориентированном на то, чтобы «посвященные братья» навязывали свою волю непосвященным профанам и господствовали над ними и над целыми народами под предлогом воспитания темных масс, отчетливо проступает николаитская закваска. Маркерами сатанизма, в свое время особенно тесно связанного с ересью николаитов, служат радикальный разрыв с традиционной моралью, культ сверхчеловека, отвергающего дюжинную мораль толпы, – отсюда и сатанинский окрас расизма в нацистском стиле, ином, чем традиционное предубеждение западных европейцев относительно мнимой «дикости» и варварства «отставших» в своем развитии народов других континентов.

Суть этих сверхценностей – во взращивании противоестественных страстей и вожделений

Маргинально присутствовавшие в основном в декадентском искусстве и декадентской философии XIX столетия идеи разрыва с традиционной моралью, не только в ее высшей форме, преподанной в Нагорной проповеди, но и в тех ее вариантах, на которых держалось общество в прошлом, вторглись в XX веке и в политическую сферу, а ныне, в XXI веке, рекламируются и доминируют на Западе, диктуют стиль жизни, служат основанием для преследования несогласных с помощью вводимых в разных государствах статей Уголовного кодекса, предусматривающих кары для защитников традиционных нравственных норм. Хотя даже на Западе большей частью общества отвергаются «николаитские» сверхценности, но в том, утверждают, и заключается тайна демократии, чтобы передовое меньшинство с помощью электоральных технологий навязывало свою волю большинству. А суть этих сверхценностей – не в апологии так называемых естественных грехов, которые во все времена после грехопадения прародителей служили искушением для их потомков, а во взращивании противоестественных, монструозных страстей и вожделений. В этом, собственно, и заключается конечная цель пропаганды однополых браков, гендерного многообразия и смены пола, хотя бы и в самом нежном возрасте. «Добрый» католик Джо Байден изящно пошутил на днях, заявив, что трансгендеры созданы по образу и подобию Творца. Учитывая должность шутника, приходится осознать, что мир стоит ныне перед угрозой затеянной и планируемой на Западе планетарной антропологической катастрофы.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 323 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пастыри о «невинном» увлечении сатанинскими символами Пастыри о «невинном» увлечении сатанинскими символами Пастыри о «невинном» увлечении сатанинскими символами Пастыри о «невинном» увлечении сатанинскими символами
Невозможно попробовать наркотик и остаться прежним. Невозможно рисовать, хранить, изучать сатанинские знаки и символы — и остаться свободным от них.
Секуляризм превращается в сатанизм Секуляризм превращается в сатанизм
Ибен Транхольм
Секуляризм превращается в сатанизм Секуляризм превращается в сатанизм
Ибен Транхольм
Организация «Храм сатаны» ставит целью «протолкнуть» Люцифера в школу, и прежде всего туда, где уже действуют детские христианские клубы. «Наша цель — научить детей не бояться ада», — заявляют сатанисты.
По поводу Сен-Готардского зрелища По поводу Сен-Готардского зрелища
Прот. Владислав Цыпин
По поводу Сен-Готардского зрелища По поводу Сен-Готардского зрелища
Протоиерей Владислав Цыпин
Еще вопрос, что хуже: Европа Вальпургиевых ночей и черных месс или ислам в Европе. Уроком и примером Западу мог бы послужить опыт, почерпнутый Россией в XX веке, опыт ее провалов в бездну и ее отрезвления.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Владислав Цыпин

Новые материалы

Выбор читателей

×