В современном российском кинопрокате не так уж много смыслового кино, в том числе документального. Потому эффектная афиша и заставляющее размышлять название привлекает внимание сразу. 27 октября вышел документальный фильм Евгения Григорьева «Руками». Конечно же, вдохновляющий фильм о людях труда, так подумала я – и отправилась на его премьеру в прокате.
Название фильма, премьера которого состоялась в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля, не обмануло. Его героями – во всех смыслах этого слова – являются люди, которые каждый день что-то производят этими самыми руками. Без пафоса, известности, и, увы, зачастую без понимания, что они – эти самые герои повседневного труда и есть.
Фильм снимали несколько режиссеров в разных уголках нашей страны, объединяет их сюжеты лишь общий замысел. И еще периодически появляющаяся в кадре сорежиссер Мария Козлова. Правда, сорежиссером она не выглядит, скорее журналисткой, которую отправили колесить по России с не совсем понятным ей заданием. Оттого мне, как зрителю, не хватило того самого рассказчика, лирического героя, который, задав вопрос в начале, предложил вариант ответа в конце.
Но по мере знакомства, пусть и в жанре «что вижу – о том и пою», с очередным тружеником, у меня зрело ощущение, что в современном мире так и происходит. Люди интеллектуального труда и модных профессий силятся и никак не могут сформулировать в вопрос свое удивление: «Как же вы, работяги, умудряетесь, не понимая ощущения важности своего по-настоящему ценного труда, не чувствуя поддержки от общества, вот так, изо дня в день, к примеру, идти в цех и делать лишь одну деталь самолета, на котором вам никогда не летать? Ведь этот труд не сделает вас известными, богатыми, успешными». А труженики простых профессий не читали так много умных книг и статей, чтобы ответить Марии на абстрактное: «В чем вы видите ценность жизни?» И потому очень часто не складывается пространный диалог.
Сам фильм, снятый и правда непафосно и просто, заставляет задуматься зрителя. В чем ценность этого простого труда (в некоторых случаях, признаюсь, я думала, что его уже давно заменили машины)? Только ли деньгами нужно платить за него? А главное – что должно согревать сердце вот такого труженика? Ведь он же человек, он должен быть важен.
Что должно согревать сердце вот такого труженика? Ведь он же человек, он должен быть важен
Кто-то сам находит ответ на эти вопросы. Как герой новеллы Никиты Добрынина «Перемена участи», превратившийся из пиарщика в создателя авторской мебели: «Там все слова пустые были. Здесь виден результат». Кому-то понятно из опыта: в авиации мелочей нет, винтик не с той резьбой – равно аварии самолета и гибели экипажа. Кто-то стремится делать что-то свое, потому что это свое легче полюбить, а «с завода на завод бегать – смысла нет». Для кого-то труд – средство обеспечивать любимую жену и растить настоящим человеком сына. Но звучит в картине предсказуемое и горькое: «Не ценят сегодня человека труда. Раньше простых рабочих уважали, передовикам почет был». И дело-то ведь не только в деньгах, хотя и в них, конечно, тоже.
Вспоминались мне и совсем другие примеры. Апостол Павел, который мог жить на средства христианских общин, но почему-то делал своими руками палатки. Праведная Тавифа – скромная и добрая, которая свою любовь к ближним выражала в пошиве одежды для нуждающихся и вдовиц. Монах Валаамского монастыря, в одном из документальных фильмов про обитель в нескольких словах обрисовавший, что значит быть монастырским поваром. Иеродиакон Памва – начальник пекарни Киево-Печерской лавры (фильм «Фотография тысячелетия») признается: «Я раньше думал, что это Божие наказание. Я тесто не любил, для меня это что-то страшное было. А потом по молитвам Божией Матери и Киево-Печерских святых мы полюбили друг друга: я – тесто, а тесто меня». Как же много дает человеку понимание того, что труд его – послушание Богу, соработничество Творцу. Каким важным и нужным становится и каждый болтик, и каждый стежок, и каждый пирожок.
Как же много дает человеку понимание того, что труд его – послушание Богу, соработничество Творцу
В фильме эта важность и нужность совсем не очевидна – рыбы дохнут, труд американского фермера в российской глубинке вызывает какой-то нервный смех у него самого, заводы закрывают. Но авторы завершают картину жизнеутверждающими словами: «И вечность встанет с нами рядом». Они были бы далеко не очевидны, если бы не последний герой – священник, он же врач в реанимации. В нем, в его повседневном труде как раз и сходятся вместе помощь временному земному телу и вечной душе. Батюшка несет свой труд, невзирая на странные претензии коллег («священником надо родиться, а не из врача в него превратиться») и пациентов («закройте дверь, невозможно дышать, ладаном пахнет»).
Священнику легче увидеть не только временную, но и вечную ценность своего труда. Но как же хочется, чтобы и все его повседневные герои почувствовали заботу и помощь Небесного Отца. И вечность действительно встала с ними рядом. И важным, ценным стал и каждый гвоздик, и каждый глиняный горшок, и каждая булка хлеба, сделанные с любовью и от полноты сердца.