Не спор и не претензии. Только покаяние…

И паки об одном и том же…

Недавно попался рассказ умного и глубокого человека – о том, как он «спорил с Богом по поводу происходящего сейчас». По поводу всего этого кошмара, этой смерти, этого страдания. Как возмущался, предъявлял претензии, негодовал. Как, наконец, насилу успокоился.

И я очередной раз испытал боль и недоумение (хотя давно пора привыкнуть): да как же люди – в том числе и умные, и глубокие – не поймут этой очевидной вещи: не виноват Господь ни в чем из того, что творится с нами, из того, что мы творим друг с другом.

Огромная ошибка – представлять этот мир каким-то аттракционом, на который Создатель усадил нас, раскрутил его, а дальше по собственной прихоти то ускоряет вращение, то замедляет его, то заставляет этот сложный механизм вырисовывать какие-то странные зигзаги. Или – страшные.

Бог – не творец зла. Он создал мир прекрасным и совершенным

Бог – не творец зла. Он создал мир прекрасным и совершенным. И отдал его нам – чтобы мы распорядились им так, как решим сами. Мы распорядились… И продолжаем распоряжаться – каждый так, как ему угодно, как может, как считает правильным. При этом мы не хотим, чтобы Он вмешивался, мы уверены, что сами знаем лучше – что нам нужно.

Да, кто-то в захвате распорядительных функций преуспевает больше, кто-то едва-едва сохраняет их лишь в минимальном объеме – на уровне принятия личных нравственных решений. Или безнравственных. Но в целом мы все настаиваем на том, что наша жизнь – наша.

А Он… Его милость проявляется в том, что Он не лишает нас этой жизни, даже тогда, когда мы о Нем – ее Источнике – забываем. Даже тогда, когда отрицаем Его. И даже тогда, когда, отрицая, мы делаем нечто ужасное и вместе с тем совершенно нелогичное – восстаем против Него. Знаете ведь, как это иногда озвучивается: «Я в Бога не верю, у меня к Нему много претензий»…

И вот стоит очередной раз этой «нашей» жизни зайти в тупик, стоит разразиться очередному кризису, как мы превращаемся из взрослых и самостоятельных людей в детей. Мы не знаем, как выйти из тупика, не понимаем, как преодолеть кризис. И мы ни в коем случае не желаем осознавать очевидного: что текущее положение – результат (опять же) нашей общей деятельности.

Гораздо легче назвать все это «Божиим Промыслом», в крайнем случае – «Божиим попущением», в совсем уж крайнем – «карой Божией». И вроде бы все верно: «Ничего без воли Божией не происходит» – так ведь? И даже благочестиво как будто. Одна только деталь: раз все это Божие, значит… значит, Бог виноват. Если Он это промыслил, попустил, если Он нас таким образом наказывает, то почему не остановит, не прекратит, не помилует, в конце концов? Где Его любовь, милосердие, долготерпение?

Но ни в чем Бог не виноват. А милосердие Его в том, что Он нас, несмотря ни на что, терпит. Несмотря на то, в частности, что мы сначала отталкиваем Его в сторону, гоним прочь из своей жизни, пытаясь буквально вырвать ее из бережных, любящих рук, а после, когда итог оказывается плачевным, бросаем ее Ему же с негодованием:

– Да что с ней, этой жизнью, не так? Почему Ты не мог сделать ее идеальной, устраивающей всех и меня, в частности? Разберись же с ней, наконец!

Точно ребенок, проигнорировавший все попытки папы с мамой объяснить, как работает дорогая игрушка, сломавший ее и закатывающий им же по этому поводу истерику – с криками, катанием по полу, слезами вперемежку с соплями.

Вот только не дети мы. И жизнь – не игрушка. И все много сложнее, драматичнее, трагичнее даже.

Подлинное зло – не бедствия, которые мы сами себе время от времени создаем. Не голод, не безработица, не очередная эпидемия. Не брань, не смерть даже.

Подлинное зло – совершать одни и те же ошибки и не делать никаких выводов

Подлинное зло – совершать одни и те же ошибки и не делать никаких выводов. Оставаться неизменными в своем желании быть самостоятельными и не нести за это ответственности. Слышать, как сквозь все это звучит вопрос, заданный некогда в раю:

– «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть[1]?». Не отступил ты от всех заповедей Моих, от которых только успел отступить?

И кричать в ответ:

– «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел[2]». Это все жизнь, которую Ты устроил так неудачно, она виной!

Это замкнутый круг, круг не жизни, а смерти – не телесной, а подлинной, той, которая есть бытие без Бога, точнее – небытие. И пребывание в нем страшнее всего того, что может с нами произойти на земле.

Что же тогда такое Промысл Божий? Как соединяется он с тем, что мы видим вокруг, как соотносится тот факт, что ничто не может противиться воле Божией, с происходящим?

«Ничто не может противиться»… Это как раз не факт. Наделив нас свободной волей, Господь дал нам эту возможность – противиться Ему, если мы выберем подобный путь. Создавая человека, Он, по неизреченному смирению Своему, «подвинулся, чтобы уступить ему место», – так говорил об этом уже почивший в Бозе афонский старец Емилиан, игумен монастыря Симонопетра.

А Промысл… Его действие непостижимо и велико. Мы не можем его оценивать, анализировать, объяснять удовлетворительным образом: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так Мои пути выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших[3]».

Мы можем его лишь созерцать. И если у нас есть при этом хоть немного смирения и благоговения, то нечто мы обязательно увидим – самое главное увидим…

Промысл Божий таков, что и совершив бессчетное множество ошибок, грехов и даже преступлений, мы можем всем этим не погубить себя, свою жизнь – вечную, а порой и временную. Мы можем понять, что все плохое, что случалось и случается в ней, не «кто-то сделал с нами», но мы – с собой и с кем-то. Возможно, мы уверены, что конкретно в этом зле, в этой беде, в этой смертоносной вражде мы не виноваты, возможно, мы убеждены, что нас незаслуженно бьют по правой щеке. Но у нас есть наша левая щека – та наша нечистота, посредством которой мы все равно становимся причастными к процессу уничтожения существующего и вовлекаемся в него.

Промысл Божий позволяет нам вырваться из этого гибельного водоворота, ужаснуться от осознания того, где мы оказались. Задуматься, почему это произошло. Увидеть не только то, что привело в эту очередную критическую точку общество, страну, мир, но и то, что привело в нее конкретно нас. Оценить свой личный вклад в общее дело распада и разрушения. И вернуться к началу. Вернуться к Нему.

Вот что нам нужнее всего. Не спор с Богом. Не предъявление Ему претензий. Не обвинение Его в чем-то. А покаяние

Вот что нам нужнее всего. Не спор с Богом. Не предъявление Ему претензий. Не обвинение Его в чем-то. А единственно спасительное – покаяние. Общее могло бы спасти всех. Личное – спасает самого кающегося. И хотя бы немного рассеивает мрак, дает увидеть свет и путь тем, кто рядом, дает шанс.

Я уверен, что ничего важнее сейчас нет и быть не может – дать этот шанс себе и постараться поделиться им с другими…

[1] Быт. 3:11

[2] Быт. 3:12

[3] Ис. 55:8-9.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пора очнуться Пора очнуться
Марина Бирюкова
Пора очнуться Пора очнуться
Марина Бирюкова
Убегать некуда. Успокоиться и расслабиться невозможно: ты все равно будешь думать, что произойдет завтра.
«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14) «И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)
Андрей Горбачев
«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14) «И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)
О признаках наступления конца света
Андрей Горбачев
Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?
«На Россию с надеждой смотрят те, кому важны христианские ценности» «На Россию с надеждой смотрят те, кому важны христианские ценности»
Наталия Нарочницкая
«На Россию с надеждой смотрят те, кому важны христианские ценности» «На Россию с надеждой смотрят те, кому важны христианские ценности»
Беседа с политологом Натальей Нарочницкой о событиях уходящего года и консервативном движении Запада
О том, что сплачивает нацию, как относятся к России консерваторы Запада и либералы, о греческом законе, легализующем содомию, и либертатистских клише.
Комментарии
И.25 января 2023, 15:14
Галина И.20.01.2023,21:19 Заповедь у нас одна: да любите друг друга... Остальное средства, которые способствуют исполнению этой заповеди, в т.ч. покаяние. А у нас "покайся" превратили именно в "приговор", дежурную фразу без обязательств со стороны говорящего, ширму для нежелания вникать в проблемы другого. Раздавая направо и налево сию "рекомендацию", сами не замечаем, что становимся порой для кого-то препятствием на пути становления личных отношений с Богом. А благодать дана всем,вопрос в том, насколько тот или иной человек готов ее воспринять. И интересно,по каким признакам Вы считываете раздражение с бездушного посредника - экрана. Или не исключено, что это реакция читающего коммент?
Галина И.23 января 2023, 16:38
Мое последнее "простите". Ольга, "все мы много согрешаем". Но пусть центром нашей веры будет не грех, а Иисус Христос и Его "вечное Евангелие", кот. нельзя заменить для верных Ему одними только обличениями и угрозами типа "не греши, а то корова сдохнет". Апостолы называли святыми грешников, последовавшими за Христом. Слово "святой" появилось в X-XIвв от общеславянского из основы "SV". Тогда же возникло слово "свѢтъ". "Святой" в рус. яз. имеет разные значения: совершенный, освященный. И на иврите святой -освященный, совершенный, духовный. Если мы В СВЕТЕ- В БОГЕ И С БОГОМ, причащаемся и стараемся выполнять Божьи заповеди, мы- святые, духовные. Дух Святой нисходит на нас и освящает, слава Ему!
Елена О.23 января 2023, 13:08
Ольга21 января 2023, 23:06 Не в молодости дело. Мария Египетская была достаточно испорчена с молодых лет. Такая, видимо, наследственность была.
Елена О.23 января 2023, 11:52
/Ольга17 января 2023, 19:54 "Уж сколько раз твердили миру..."Простите, но как-то высокопарно-на мой взгляд. А конкретно и простыми словами? Как измениться? Как стать радостным, не унывающим, не раздражающимся и т.д.? Какой смысл в покаянии, если "воз и ныне там"?/ "Душа нуждается в привыкании к некоему изменению – резких перемен она может не выдержать"(О силе воли https://pravoslavie.ru/91795.html Игумен Нектарий (Морозов))
Ольга21 января 2023, 23:06
Дмитрию (21 января 2023, 11:30): Дмитрий, спасибо, конечно, за советы. Но судя по ним, Вы слишком молоды, и жизнь Вас еще не успела испортить. Вот бы лет через 30 услышать от Вас, что Вы стали лучше, безгрешнее, чем сейчас, в Ваши наивные - могу предположить - слегка за 20.
Галина И.21 января 2023, 17:30
Дмитрий, присоединяюсь к вам. Господь смотрит на наши сердца и избавляет нас от греховных помыслов, если только мы сами стараемся очиститься от них и стремимся не совершать преднамеренные злые поступки. Ведь покаяние и Крещение-это наше "обещание (обет) Богу доброй совести"(1Пет.3:21). Но избавляет "мало- помалу", чтобы мы не впали в гордыню (Вт.7:22). "Чем кто согрешает, тем и наказывается". "Посему заблуждающихся Ты мало- помалу обличаешь, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи" (Прем.Сол.11:17,12:2). И да возрадуются все православные христиане, ведь "краеугольный камень" нашей веры- Г-дь Иисус Христос, "Ходатай Нового Завета"!
Дмитрий21 января 2023, 11:30
Ольге 18 января 2023, 12:50 Ольга, на сайте появилась статья "Грех начинается с мысли", по моему может дать ответы на Ваши вопросы. А еще я читал, что на Исповеди Господь прощает грехи, но греховные привычки и страсти в нас еще остаются, и могут пройти годы, чтобы нам избавится от них, да мы иногда и не хотим от них избавляться, поэтому и повторяем старые грехи. И не всегда хватает сил для изменения жизни, почему и молимся Богу о даровании сил, о вразумлении чтобы творить волю Божью. Но должна быть и вера с терпением, что Господь нас слышит и изменяет, хотя порой незаметно для нас. Еще хорошо написано об этом в письмах игумена Никона Воробьева.
Галина И.20 января 2023, 21:19
И.20 января. Простите, я немного не поняла ваш несколько раздраженный комментарий. Книга Иова- это самая противоречивая книга в Библии, и на нее есть множество толкований и комментариев. Согласно святоотеч.-му учению, Иов в своих безвинных страданиях и ходатайстве за друзей- прообраз грядущего Христа. Ясно, что споры друзей о причинах его страданий не совпадают с мнением Самого Бога. Ясно и то, что после того, как Бог стал говорить Иову о величии и тайнах сотворенного Им мира, Иов ОСОЗНАЛ СВОЕ НИЧТОЖЕСТВО И РАСКАЯЛСЯ перед Богом (см. мой ком.1-2 от 18.01). А что "Иов покаялся и на ему благодать", претензии не ко мне. Покаяние- не вердикт (приговор). Это заповедь, устав Бога. Но для кого как.
И.20 января 2023, 15:43
Галина И.18.01.2023, 10:06 В чем друзья предлагали покаяться Иову и в чем он, пройдя свой путь поиска ответов, в конечном счете покаялся? Разницы никакой? Что произошедшее с Иовом не "потому что он сам себе устроил бедствия своей предыдущей жизнью" не видно? В том-то и загвоздка, что мы для себя ищем лёгких путей и объяснений (мол, сам накосячил, а спрашиваешь с Бога, Иов покаялся и на ему благодать), и вердикт "покайся" стал просто общим местом без глубокого смысла и ответственности советующего. Бог не нуждается в наших "оправданиях" Его действий. А тот человек, поспорив и примирившись с Богом, свой опыт уже не отдаст просто так в отличие от многих "теоретиков" (никак не об авторе статьи).
Галина И.20 января 2023, 10:19
Вы правы, Иоанна. Сам Господь сказал, что Св. Дух обличит мир "о грехе, что не веруют в Меня". Но что это- истинное смирение? Библейская история смиренных людей, заключивших союз (завет) с Богом- это многотрудный путь. Авраам покинул свою землю по обетованию Бога, и сколько же он претерпел! Моисей стал выводить из Египта свой народ в 80 лет. Старый Илия еле поднялся и пошел по призыву ангела. Безмятежный пастух Давид оставил свое стадо ради своего креста. И сколько скорби в жизни вынесла смиренная Мария! А Апостолы, ученики Христа? Смирение- это путь, как и сама жизнь. В нас генетически засел рабский Египет, и мы на пути к самим себе, к своей нравственной, божественной сути. Вера нам нужна.
Иоанна_ 18 января 2023, 14:32
"Рассказ умного и глубокого человека"... Позвольте, в чём же здесь ум и глубина? Если ты умный и глубокий - тогда поинтересуйся, что Сам Бог о Себе открыл нам, и открыл не просто так, для общего развития, для информации, а именно для того, чтобы мы правильно устраивали свою жизнь и здесь, и в вечности. Подлинное зло, по святым отцам - это неверие, или безверие, или неведение, то есть незнание Бога и нежелание Его знать. Надо поменять свои МНИМЫЕ "ум и глубину" на смирение, то есть задвинуть своё "я" на самую дальнюю полочку - тогда появится шанс что-то понять и о происходящем вокруг, и о себе самом (что более важно).
Ольга18 января 2023, 12:50
Дмитрий(18 января 2023, 10:58): "...изменяет нас Благодать Божья, при нашем содействии, в том числе и покаянии". Да, это известно. Но покаяние - это не только осознание своей греховности, искреннее раскаяние, но и изменение в лучшую сторону, неповторение озвученных на исповеди грехов. Вот в чем вопрос. )
Алексей Л.18 января 2023, 12:27
Алексей 17 янв.09.44. Тема вполне раскрыта,имеющий уши да услышит.Никакого пафоса тут нет,какой может быть вообще пафос в проповеди?Сказано же насколько замысел Божий выше наших мыслей,как небо и земля.Поэтому понять наверно и не получится все до конца что происходит.Надо просто верить Богу и благоговеть перед Его промыслом,хоть и не понимая даже,об этом же в статье и говорится черным по белому.
Алексей Л.18 января 2023, 12:22
Марина Анатольевна 17 янв.10.41. Все церковное предание проникнуто верой о том что Адам и Ева и покаялись и в Раю.А предание чтится так же как и писание в православии. https://foma.ru/chto-my-znaem-o-zhizni-adama-i-evy-posle-izgnanija-iz-raja.html .
Дмитрий18 января 2023, 10:58
Ольге 17 января 2023, 19:54 Как измениться? Как стать радостным, не унывающим, не раздражающимся и т.д.? Читал, что изменяет нас Благодать Божья, при нашем содействии, в том числе и покаянии. А уж как Ее стяжать- написано у Святых отцов, и священники подсказывают.
Галина И.18 января 2023, 10:06
2. Бог не решает спор Иова и его друзей и не отвечает на вопрос, за что Иова постигли такие страшные страдания. Но когда он покаялся: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле», Бог его обильно благословил. Не здесь ли кроется «неизвестность причины, производящей мучение»- необходимость, даже в осознании своей праведности, глубочайшего смирения и раскаяния перед Богом? «Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою- корень бессмертия. Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь», а «страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка» (Прем.Сол.15,16,17). От нашего разума, наших путей и нашего своеволия. О чем и говорит отец Нектарий, спасибо ему.
Галина И.18 января 2023, 09:53
1.Простите. Мы устали стоять у Креста, устали думать: любить нам или ненавидеть? Прощать или не прощать? Быть убийцами или убиенными- физически и морально? Мы каждый день молимся Богу: «да будет воля Твоя», а потом обращаемся к Богородице и ко всем святым с просьбами- требованиями об исполнении нашей воли, насмерть боясь смерти. Мы даже создали реестр услуг святых по нашим нуждам и нашей воле. Да верим ли мы Богу вообще - вот такому трансцендентному, непостижимому и необъяснимому? В 38 гл. кн. Иова Бог Сам отвечает Иову и говорит о Своем могуществе и величии, о взаимосвязанности и взаимообусловленности всего Его творения- мира, в котором мы живем и частичкой которого является каждый из нас.
Ольга17 января 2023, 19:54
"Уж сколько раз твердили миру..."Простите, но как-то высокопарно-на мой взгляд. А конкретно и простыми словами? Как измениться? Как стать радостным, не унывающим, не раздражающимся и т.д.? Какой смысл в покаянии, если "воз и ныне там"? Что можно сделать со своей греховной природой, унаследованной от прародителей?Уже не хочется идти на исповедь-одни и те же грехи. Разве что затем, чтобы получить "пропуск" к Причастию.Может быть,о.Нектарий готов поделиться опытом личного изменения в лучшую сторону, дать практический совет (думаю, что читатели не сочтут это за хвастовство)?А теорию мы знаем.Претензий к Богу нет,но вот процесс совершенствования(на практике так и не случившегося) зашел в тупик.
И.17 января 2023, 15:22
Однако есть ещё Книга Иова. Иногда лучше признать, что не может человеческий разум объяснить происходящее с конкретным человеком, чем всех под одну удобную гребенку стричь. В общем-то Иову друзья тоже предлагали покаяться и не вопрошать...
Дмитрий17 января 2023, 14:02
Хотел бы еще добавить от себя- научиться бы благодарить Бога за каждый день спокойствия, тепла и сытости, если не могу без уныния , ропота и обвинения других переносить малейшее лишение, которое приходит неожиданно и застает врасплох. Дай Господи не привязываться к комфорту и не считать, что я "этого достоин и своими силами заработал"!
Татьяна17 января 2023, 12:20
Спасибо за такую нужную статью. Отдельное большое спасибо Игумену Нектарию. Хотелось бы побольше почитать слов от Батюшки Нектария.
Елена17 января 2023, 10:52
Спасибо, батюшка! Правильные и нужные слова для каждого! Надо их осмыслить и принять.
Марина Анатольевна17 января 2023, 10:41
Спаси Бог Вас, батюшка, что Вы еще не изнемогли, еще призываете покаяться, хотя призыв этот звучит почти 2000 лет. Но как тогда, так и теперь и слышат не многие, а каются еще меньше. И Адам, даже выгнаный из рая, - не покаялся перед Богом, иначе мы об этом узнали бы из писания, как о покаянии благоразумного разбойника, поэтому первенец его и стал Каином, обиженным и не исправляющем души своей.
Алексей17 января 2023, 09:44
Тема не раскрыта. За многословием и пафосом не видно сути проблемы. Всё равно понять почему все это с нами происходит нам наверное не дано. Единственный выход это запретить себе думать на эту тему. Если получится.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×