Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.

Каунас: православное просвещение в сердце Литвы

После Божественной литургии с участием молодежного хора Благовещенского собора города Каунас После Божественной литургии с участием молодежного хора Благовещенского собора города Каунас

На литургии в православной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Каунасе (Литва), в тот октябрьский день, когда мне удалось там побывать, прихожан было немало: люди не теснились, но в то же время стояли недалеко друг от друга. Служба шла на церковнославянском языке, без вкраплений литовского; при этом меня, как человека со стороны, удивили две вещи: молитва об упокоении «новопреставленной королевы Елизаветы» (британского монарха) и прошение на ектеньи о Митрополите Онуфрии, Предстоятеле Украинской Православной Церкви, и Митрополите Савве, Предстоятеле Польской Православной Церкви. Как потом выяснилось, Митрополита Онуфрия поминают по указанию правящего архиерея, а Митрополита Савву – по инициативе диакона, который учился в духовных заведениях в Варшаве и лично хорошо знает Предстоятеля Польской Церкви.

В Благовещенской Церкви Каунаса сейчас служат три священника и диакон. Прихожане в основном славянского происхождения; литовцев среди них немного, хотя в целом местные жители к Православию толерантны; некоторые из них, оставаясь католиками, приходят иногда на православные службы, молятся перед Сурдегской иконой Божией Матери, которая находится в храме. Несколько человек сделали свой выбор в пользу Православия: иногда – по семейным обстоятельствам («вторая половинка» – православная), порой – в результате непростых поисков и раздумий. Впрочем, массовых переходов в Православие в Каунасе нет, и, думаю, не будет. Православие в немалой степени воспринимается в Литве как зарубежная, «русская» вера, поэтому обычному литовцу стать православным непросто. Особенно в наши дни, когда конфликты, к сожалению, только разгораются, а не гаснут. Поэтому приход в большей степени работает с теми, кто был в Православии с рождения, в том числе с мигрантами – их за последний год стало намного больше, главным образом с Украины.

Православие воспринимается в Литве как зарубежная, «русская» вера, поэтому литовцу стать православным непросто

Особое место в жизни прихода занимает работа с детьми и подростками – ведь вопросы воспитания, образования и духовного развитии детей никогда не были из категории простых. Не всегда легко убедить подростков оставаться в Церкви: из храма порой уходят даже те, кто воспитывался в воцерковлённых семьях и посещал богослужения почти с самого рождения. Поэтому в Благовещенском соборе основные принципы веры, доброделания, соблюдения заповедей детям объясняют, помогая им расти духовно. Воскресная школа при храме работает давно, для всех возрастов: от самых маленьких (4–5 лет) до подростков 16–17 лет. Руководит школой Галина Ивановская; ей помогают Марина Соболева (преподаватель) и Людмила Сухоницкая (музыкальная часть).

С директором воскресной школы мне удалось поговорить в тот день, когда я был на службе в каунасской церкви.

– Мы традиционно начинаем занятия с сентября (на новолетие), изучаем праздники, – говорит Галина. – Но я вижу, что детям это всё быстро надоедает, особенно если они прошли младший и средний уровни. Поэтому включаю им иногда современные социальные ролики (для старших), а потом мы обсуждаем эти темы, пропускаем через себя. Такой подход тоже неплохо работает, наряду с более традиционным.

По словам Галины Ивановской, материалы для занятий она ищет постоянно в разных источниках, и, как правило, в субботу, накануне учёбы, собирает фрагменты в единое целое. Для каждой возрастной группы есть свои темы. Подходы и методы работы тоже отличаются, так как интересы и способности 5-летнего ребёнка нельзя, конечно, сравнить с 15-летним. Каждый урок зависит даже от настроения детей (состав может меняться по разным причинам, ведь воскресная школа – это свободное посещение).

– На самом деле, с самыми младшими ребятами работать проще всего, – утверждает Галина. – Конечно, они быстро устают, но мы с ними рисуем, разукрашиваем, стараемся многое узнавать в игровой форме. Вот, увидел ребёнок книгу с крестом на обложке: «А я книгу нашла про Боженьку». Это Библия была. Мы всё это проговариваем – например, у нас была тема «Мы – христиане», говорили о Христе, о радости, о том, что у верующего человека всегда есть повод порадоваться – и этим нужно делиться, особенно с теми, кому грустно. К этой теме я включала мультфильм «Просто так». Замечательный мультик, где радостный мальчик вручает букет цветов грустному ослику – ни за что, «просто так». И доброе настроение передаётся всем, кто затем получает этот букет. Мир как бы преображается, становится из чёрно-белого цветным. Хорошие мультфильмы – это база добра; они позволяют говорить о добре не прямо, но через какие-то сюжетные линии, примеры.

– Но затем младшие переходят в группы более старшего возраста, и многое меняется, не так ли?

– Конечно, идёт процесс взросления. Но и в более старших группах мы смотрим мультфильмы, им это интересно. Есть, к примеру, замечательный цикл мультфильмов по Ветхому и Новому Завету – можно прослеживать ключевые моменты во взаимоотношениях людей с их Творцом… Вообще, в воскресной школе нет регулярной посещаемости (дети приходят, а потом могут неделями отсутствовать), но нет и таких строгих рамок, как в общеобразовательной школе. К примеру, когда мы в средней группе изучали церковнославянский язык, я не ставила такой цели, чтобы дети знали его досконально. Главное, что они начинают нормально слышать богослужения. А вообще, это немного неблагодарная вещь – преподавать. Пока дети маленькие, они ещё держатся в каких-то рамках познавания – им всё интересно, но потом, как наступает переходный возраст, каждый (в разной степени) отдаляется от духовной жизни, окружение, мир предлагает другие мировоззрения и ценности; на первом месте – сверстники и всё, что с этим связано, внешнее замещает внутреннее… Иногда даже из храма уходят. Но ты понимаешь, что всё было не зря, когда они снова возвращаются в храм, уже повзрослевшие.

– На ваш взгляд, что же нужно делать родителям, чтобы их дети, с самого малого возраста воспитываемые в христианской вере, в период подросткового протеста не уходили из Церкви?

Помимо слов, разговоров, учёбы, важен пример родителей, которые должны жить по вере

– К сожалению, многие дети (в том числе и те, которых водили в храм регулярно) с взрослением всё равно уходят. Соблазн окружающего мира очень велик. Думаю, помимо слов, разговоров, учёбы, важен пример родителей, которые должны жить по вере. А то ведь у нас как бывает: родители привели ребёнка в воскресную школу, а сами даже на службу не остаются – уходят, говорят, что у них какие-то дела. Какой же это пример для ребёнка? Есть, конечно, и другие случаи. Вот, у нас не так давно один мальчик, 15 лет, пошёл в алтарь помогать сам. У него семья церковная, родители стараются молиться, и когда едут в машине, то включают что-нибудь полезное – например, короткие толкования Евангелия... Но даже у этого мальчика, года 3 назад, был непростой период, когда он и учиться не хотел, и в храме не желал появляться.

– Может быть, литовская школа привносит свой негативный эффект? Всё-таки она вынуждена подстраиваться под стандарты Евросоюза, где далеко не всегда заметна благосклонность к христианству.

– Я понимаю, о чём вы говорите. Мне, конечно, рассказывали о программе полового воспитания (явно выходящей за рамки христианской морали), которая навязывается Евросоюзом. Изначально большинство родителей выступали против (традиционно Литва – католическая страна), однако программу всё-таки внедрили в учебный процесс. Это происходит много лет уже, исподволь. Конечно, некоторые учителя на уроках стараются обходить наиболее острые углы, но, в принципе, здесь такая культура, менталитет, что многие будут подчиняться тем правилам, которые существуют, то есть той программе, которая принята в качестве обязательной (хотя бы для того, чтобы избежать конфликтов – как и везде, люди зависимы от обстоятельств)… Но я, слава Богу, в школе не работаю (мне было бы тяжело подстраиваться под противоречащие стандарты), поэтому сужу только по тому, что мне рассказывали. Мне в обычной школе было бы сложно, в рамках жёстких требований программ и учебников. Здесь, в воскресной школе, я стараюсь выбирать из массива информации всё самое ценное, интересное. Но сейчас перед детьми, чтобы привлечь их внимание, нужно чуть ли не «петь и плясать» – это общая тенденция, связанная с гиперактивностью детей, клиповым мышлением и неспособностью надолго сосредоточиваться. Да, об этом много говорят в общественном пространстве. До определённого возраста они ещё слушают, из уважения, а потом – всё. Я вижу, что они не способны концентрироваться. Кроме этого, у нас бывают ученики, которые всё оспаривают, в том числе церковное учение. Например, об однополых «браках» они говорили, что мы (взрослые) этого не понимаем, что это «любовь», а мы здесь такие – «нетолерантные». Кем-то в них это было вложено. И нам, преподавателям, приходится всё это слушать, в надежде, что когда-то у детей такое заблуждение пройдёт.

Когда дети оспаривают христианское вероучение, в этом проглядывают последствия атеизма родителей

По словам Галины Вячеславовны, когда дети оспаривают христианское вероучение, в этом нередко проглядывают последствия атеизма родителей, их духовного равнодушия. В любом случае верующие, церковные родители должны держать руку на пульсе своих детей, интересоваться их жизнью, разговаривать с детьми, мягко убеждать. Это кропотливая работа, нелёгкий труд, который требует времени, знаний и сил. Здесь важно не «передавить», то есть давать ребёнку свободу, и в то же время обучать его рассуждению, размышлению и умению делать логические выводы – так, как заложено в нас Богом: и свобода, и разумение.

Записал Сергей Мудров

20 февраля 2023 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 143 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Свящ. Георгий Сунгайла: «Для проповеди слова Божия в Литве очень хорошие условия» Свящ. Георгий Сунгайла: «Для проповеди слова Божия в Литве очень хорошие условия» Свящ. Георгий Сунгайла: «Для проповеди слова Божия в Литве очень хорошие условия» Священник Георгий Сунгайла: «Для проповеди слова Божия в Литве очень хорошие условия»
Каково положение Православной Церкви в Литве? Много ли православных литовцев в этой католической стране? Какие древние православные святыни почитаются здесь? Об этом – беседа с отцом Георгием.
«Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство» «Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство»
Священник Сергий Нейфах
«Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство» «Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство»
Беседа со священником Сергием Нейфахом
Очень большую роль в духовном росте ребёнка играет семья. Важно, чтобы рядом с детьми были родители, показывающие христианство своей жизнью.
Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути» Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути» Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути» Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути»
Не получается ли так, что в храме я священник, а в миру – простой «дядя»?
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Сергей Мудров

Новые материалы

Выбор читателей

×