Каунас: православное просвещение в сердце Литвы

После Божественной литургии с участием молодежного хора Благовещенского собора города Каунас После Божественной литургии с участием молодежного хора Благовещенского собора города Каунас

На литургии в православной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Каунасе (Литва), в тот октябрьский день, когда мне удалось там побывать, прихожан было немало: люди не теснились, но в то же время стояли недалеко друг от друга. Служба шла на церковнославянском языке, без вкраплений литовского; при этом меня, как человека со стороны, удивили две вещи: молитва об упокоении «новопреставленной королевы Елизаветы» (британского монарха) и прошение на ектеньи о Митрополите Онуфрии, Предстоятеле Украинской Православной Церкви, и Митрополите Савве, Предстоятеле Польской Православной Церкви. Как потом выяснилось, Митрополита Онуфрия поминают по указанию правящего архиерея, а Митрополита Савву – по инициативе диакона, который учился в духовных заведениях в Варшаве и лично хорошо знает Предстоятеля Польской Церкви.

В Благовещенской Церкви Каунаса сейчас служат три священника и диакон. Прихожане в основном славянского происхождения; литовцев среди них немного, хотя в целом местные жители к Православию толерантны; некоторые из них, оставаясь католиками, приходят иногда на православные службы, молятся перед Сурдегской иконой Божией Матери, которая находится в храме. Несколько человек сделали свой выбор в пользу Православия: иногда – по семейным обстоятельствам («вторая половинка» – православная), порой – в результате непростых поисков и раздумий. Впрочем, массовых переходов в Православие в Каунасе нет, и, думаю, не будет. Православие в немалой степени воспринимается в Литве как зарубежная, «русская» вера, поэтому обычному литовцу стать православным непросто. Особенно в наши дни, когда конфликты, к сожалению, только разгораются, а не гаснут. Поэтому приход в большей степени работает с теми, кто был в Православии с рождения, в том числе с мигрантами – их за последний год стало намного больше, главным образом с Украины.

Православие воспринимается в Литве как зарубежная, «русская» вера, поэтому литовцу стать православным непросто

Особое место в жизни прихода занимает работа с детьми и подростками – ведь вопросы воспитания, образования и духовного развитии детей никогда не были из категории простых. Не всегда легко убедить подростков оставаться в Церкви: из храма порой уходят даже те, кто воспитывался в воцерковлённых семьях и посещал богослужения почти с самого рождения. Поэтому в Благовещенском соборе основные принципы веры, доброделания, соблюдения заповедей детям объясняют, помогая им расти духовно. Воскресная школа при храме работает давно, для всех возрастов: от самых маленьких (4–5 лет) до подростков 16–17 лет. Руководит школой Галина Ивановская; ей помогают Марина Соболева (преподаватель) и Людмила Сухоницкая (музыкальная часть).

С директором воскресной школы мне удалось поговорить в тот день, когда я был на службе в каунасской церкви.

– Мы традиционно начинаем занятия с сентября (на новолетие), изучаем праздники, – говорит Галина. – Но я вижу, что детям это всё быстро надоедает, особенно если они прошли младший и средний уровни. Поэтому включаю им иногда современные социальные ролики (для старших), а потом мы обсуждаем эти темы, пропускаем через себя. Такой подход тоже неплохо работает, наряду с более традиционным.

По словам Галины Ивановской, материалы для занятий она ищет постоянно в разных источниках, и, как правило, в субботу, накануне учёбы, собирает фрагменты в единое целое. Для каждой возрастной группы есть свои темы. Подходы и методы работы тоже отличаются, так как интересы и способности 5-летнего ребёнка нельзя, конечно, сравнить с 15-летним. Каждый урок зависит даже от настроения детей (состав может меняться по разным причинам, ведь воскресная школа – это свободное посещение).

– На самом деле, с самыми младшими ребятами работать проще всего, – утверждает Галина. – Конечно, они быстро устают, но мы с ними рисуем, разукрашиваем, стараемся многое узнавать в игровой форме. Вот, увидел ребёнок книгу с крестом на обложке: «А я книгу нашла про Боженьку». Это Библия была. Мы всё это проговариваем – например, у нас была тема «Мы – христиане», говорили о Христе, о радости, о том, что у верующего человека всегда есть повод порадоваться – и этим нужно делиться, особенно с теми, кому грустно. К этой теме я включала мультфильм «Просто так». Замечательный мультик, где радостный мальчик вручает букет цветов грустному ослику – ни за что, «просто так». И доброе настроение передаётся всем, кто затем получает этот букет. Мир как бы преображается, становится из чёрно-белого цветным. Хорошие мультфильмы – это база добра; они позволяют говорить о добре не прямо, но через какие-то сюжетные линии, примеры.

– Но затем младшие переходят в группы более старшего возраста, и многое меняется, не так ли?

– Конечно, идёт процесс взросления. Но и в более старших группах мы смотрим мультфильмы, им это интересно. Есть, к примеру, замечательный цикл мультфильмов по Ветхому и Новому Завету – можно прослеживать ключевые моменты во взаимоотношениях людей с их Творцом… Вообще, в воскресной школе нет регулярной посещаемости (дети приходят, а потом могут неделями отсутствовать), но нет и таких строгих рамок, как в общеобразовательной школе. К примеру, когда мы в средней группе изучали церковнославянский язык, я не ставила такой цели, чтобы дети знали его досконально. Главное, что они начинают нормально слышать богослужения. А вообще, это немного неблагодарная вещь – преподавать. Пока дети маленькие, они ещё держатся в каких-то рамках познавания – им всё интересно, но потом, как наступает переходный возраст, каждый (в разной степени) отдаляется от духовной жизни, окружение, мир предлагает другие мировоззрения и ценности; на первом месте – сверстники и всё, что с этим связано, внешнее замещает внутреннее… Иногда даже из храма уходят. Но ты понимаешь, что всё было не зря, когда они снова возвращаются в храм, уже повзрослевшие.

– На ваш взгляд, что же нужно делать родителям, чтобы их дети, с самого малого возраста воспитываемые в христианской вере, в период подросткового протеста не уходили из Церкви?

Помимо слов, разговоров, учёбы, важен пример родителей, которые должны жить по вере

– К сожалению, многие дети (в том числе и те, которых водили в храм регулярно) с взрослением всё равно уходят. Соблазн окружающего мира очень велик. Думаю, помимо слов, разговоров, учёбы, важен пример родителей, которые должны жить по вере. А то ведь у нас как бывает: родители привели ребёнка в воскресную школу, а сами даже на службу не остаются – уходят, говорят, что у них какие-то дела. Какой же это пример для ребёнка? Есть, конечно, и другие случаи. Вот, у нас не так давно один мальчик, 15 лет, пошёл в алтарь помогать сам. У него семья церковная, родители стараются молиться, и когда едут в машине, то включают что-нибудь полезное – например, короткие толкования Евангелия... Но даже у этого мальчика, года 3 назад, был непростой период, когда он и учиться не хотел, и в храме не желал появляться.

– Может быть, литовская школа привносит свой негативный эффект? Всё-таки она вынуждена подстраиваться под стандарты Евросоюза, где далеко не всегда заметна благосклонность к христианству.

– Я понимаю, о чём вы говорите. Мне, конечно, рассказывали о программе полового воспитания (явно выходящей за рамки христианской морали), которая навязывается Евросоюзом. Изначально большинство родителей выступали против (традиционно Литва – католическая страна), однако программу всё-таки внедрили в учебный процесс. Это происходит много лет уже, исподволь. Конечно, некоторые учителя на уроках стараются обходить наиболее острые углы, но, в принципе, здесь такая культура, менталитет, что многие будут подчиняться тем правилам, которые существуют, то есть той программе, которая принята в качестве обязательной (хотя бы для того, чтобы избежать конфликтов – как и везде, люди зависимы от обстоятельств)… Но я, слава Богу, в школе не работаю (мне было бы тяжело подстраиваться под противоречащие стандарты), поэтому сужу только по тому, что мне рассказывали. Мне в обычной школе было бы сложно, в рамках жёстких требований программ и учебников. Здесь, в воскресной школе, я стараюсь выбирать из массива информации всё самое ценное, интересное. Но сейчас перед детьми, чтобы привлечь их внимание, нужно чуть ли не «петь и плясать» – это общая тенденция, связанная с гиперактивностью детей, клиповым мышлением и неспособностью надолго сосредоточиваться. Да, об этом много говорят в общественном пространстве. До определённого возраста они ещё слушают, из уважения, а потом – всё. Я вижу, что они не способны концентрироваться. Кроме этого, у нас бывают ученики, которые всё оспаривают, в том числе церковное учение. Например, об однополых «браках» они говорили, что мы (взрослые) этого не понимаем, что это «любовь», а мы здесь такие – «нетолерантные». Кем-то в них это было вложено. И нам, преподавателям, приходится всё это слушать, в надежде, что когда-то у детей такое заблуждение пройдёт.

Когда дети оспаривают христианское вероучение, в этом проглядывают последствия атеизма родителей

По словам Галины Вячеславовны, когда дети оспаривают христианское вероучение, в этом нередко проглядывают последствия атеизма родителей, их духовного равнодушия. В любом случае верующие, церковные родители должны держать руку на пульсе своих детей, интересоваться их жизнью, разговаривать с детьми, мягко убеждать. Это кропотливая работа, нелёгкий труд, который требует времени, знаний и сил. Здесь важно не «передавить», то есть давать ребёнку свободу, и в то же время обучать его рассуждению, размышлению и умению делать логические выводы – так, как заложено в нас Богом: и свобода, и разумение.

Записал Сергей Мудров

20 февраля 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Свящ. Георгий Сунгайла: «Для проповеди слова Божия в Литве очень хорошие условия» Свящ. Георгий Сунгайла: «Для проповеди слова Божия в Литве очень хорошие условия» Свящ. Георгий Сунгайла: «Для проповеди слова Божия в Литве очень хорошие условия» Священник Георгий Сунгайла: «Для проповеди слова Божия в Литве очень хорошие условия»
Каково положение Православной Церкви в Литве? Много ли православных литовцев в этой католической стране? Какие древние православные святыни почитаются здесь? Об этом – беседа с отцом Георгием.
«Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство» «Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство»
Священник Сергий Нейфах
«Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство» «Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство»
Беседа со священником Сергием Нейфахом
Очень большую роль в духовном росте ребёнка играет семья. Важно, чтобы рядом с детьми были родители, показывающие христианство своей жизнью.
Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути» Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути» Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути» Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути»
Не получается ли так, что в храме я священник, а в миру – простой «дядя»?
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×