«Через его стихи открывается душа русского человека»

Светлана Кекова о Пушкине и поэзии

6 июня в России отмечается День рождения Пушкина и День русского языка. Нашу сегодняшнюю собеседницу с полным правом можно отнести к кругу писателей, которые следуют пушкинской традиции в словесности, пробуждая в читателях чувства добрые. Светлана Кекова – доктор филологических наук, поэт и верующий воцерковленный человек. В ее стихах ключевое место занимает православная тема. В 2023 году как самобытный автор она была отмечена Патриаршей литературной премией.

Светлана Кекова, поэт, филолог Светлана Кекова, поэт, филолог

– Светлана Васильевна, у вас есть строки:

«…где сидит богомол за роялем –
и внимают ему муравьи,
тихо Пушкин беседует с Далем
о бессмертье, о тайне Любви».

Что значит для вас Пушкин?

– В разговоре о Пушкине нужно соблюдать, по-моему, особое целомудрие. После речи Достоевского о Пушкине, после работ наших великих религиозных философов – таких, как Владимир Соловьев, Иван Ильин, Семен Франк, после трудов Валентина Непомнящего – говорить о Пушкине нужно со страхом и трепетом. У Арсения Тарковского есть цикл стихотворений «Пушкинские эпиграфы», и в первом стихотворении цикла поэт пишет:

Я не стою ни полслова
Из его черновика.
Что ни слово – для другого,
Через годы и века.

Образ Пушкина, который формировался у учеников советской школы, был искажен в угоду атеистической идеологии

Я думаю, что каждый русский поэт может эти строки отнести и к себе самому. Но могу продолжить эту мысль и по отношению к великим исследователям жизни и творчества Пушкина… И все-таки на ваш вопрос можно попытаться ответить. Есть прописные истины, которые тем не менее не отменимы. Пушкин – великий национальный поэт, воссоздатель русского национального единства, создатель русского литературного языка; человек, который учил любить и уважать нашу историю «такой, какой нам Бог ее дал». Можно продолжать и продолжать ряд подобных определений, каждое из них нужно развернуть и расшифровать. Но вот о чем хочется сказать в первую очередь. Образ Пушкина, который формировался у учеников советской школы, у студентов филологических факультетов, был, конечно, искажен в угоду атеистической идеологии.

На церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2023 года. Фото: patriarchia.ru На церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2023 года. Фото: patriarchia.ru А для меня очень важна мысль Семена Франка о том, что для Пушкина в высшей степени свойственно чистое чувство греха и покаяния. И я очень люблю, например, стихотворения «Два чувства дивно близки нам», «В начале жизни школу помню я», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Странник». И в целом творчество Пушкина дает нам, по точному определению Александра Леонидовича Казина, «поэтический образ православного бытия».

– Что нового вы для себя открываете в Пушкине, когда перечитываете его строки?

– Если сформулировать обобщенно, то мне все больше и больше открывается душа русского человека. Пушкин – это поэт-пророк, именно пророк, не визионер, который знает, что он только некий канал, через который что-то передается в наш мир. Пророк всегда активен, он соучастник, участвующий в сотворчестве земных судеб человечества, соединяющий свою волю с волей Божией, а иногда и противящейся ей, но в итоге его слово всегда открывает людям высшую правду. Слово пророка бесконечно в своей глубине, так как открывает Слово Божие, которое уходит в вечность.

– В день рождения Пушкина празднуется и День русского языка. Что сегодня происходит с нашим языком, речью?

– Более ста лет назад поэт и мыслитель Вячеслав Иванов в статье «Наш язык» писал:

«Что же мы видим ныне, в эти дни буйственной слепоты, одержимости и беспамятства? Язык наш свят: его кощунственно оскверняют богомерзким бесивом – неимоверными, бессмысленными, безликими словообразованиями, почти лишь звучаниями, стоящими на границе членораздельной речи, понятными только как перекличка сообщников, как разинское “сарынь на кичку”. Язык наш богат: уже давно хотят его обеднить, свести к насущному, полезному, механически-целесообразному; уже давно его забывают и растеривают – и на добрую половину перезабыли и порастеряли. Язык наш свободен: его оскопляют и укрощают; чужеземною муштрой ломают его природную осанку, уродуют поступь. Величав и ширококрыл язык наш: как старательно подстригают ему крылья, как шарахаются в сторону от каждого вольного взмаха его памятливых крыл!»

С тех пор, а это написано 1918 году, болезнь зашла дальше, особенно это касается повседневной речи. Что мы слышим в повседневном речевом фоне на улицах градов и весей – сквернословие! Тотальное сквернословие, разъедающее душу нашего народа. Это не ругань, это, страшно сказать, обыденный язык бытового общения и даже язык «нежных» чувств. Это страшно. Человек же, работающий словом и со словом, должен в меру своих сил противостоять этому процессу, я так думаю.

– Вы как поэт делаете много, чтобы показывать красоту русского языка, поддерживать культуру речи. Ощущаете это как свое предназначение?

– Значение и предназначение знает о нас только Господь Бог. Я делаю то, что могу, а уж что из этого получается, судить не мне.

– В вашей поэзии заметное место занимает религиозная тема, ощутима связь с православной традицией. Можно сказать, что это во многом новаторство для русской словесности, где доминирует светское мировосприятие?

– Да нет здесь никакого новаторства. Русская поэзия рождается из молитвенного истока. Позволю привести слова о. Александра Шмемана:

Поразительна эта несомненная, очевидная связь русской литературы с Богом, эта пронизывающая ее печаль о Боге и одновременно – хвала Ему

«“О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была” – все помнят, конечно, эту незабываемую строчку из лермонтовского “Ангела”. Вот почти случайно, почти бессознательно возникает она в памяти, а потом внезапно поражает, заставляет задуматься, как если бы услышал ее в первый раз. Ведь написал ее юноша, почти мальчик, ставший автором одного из самых удивительных, самых чистых стихотворений русской поэзии. И вот не преувеличивая можно было бы именно эту строчку поставить эпиграфом ко всей русской литературе. Что бы ни твердили, как бы ни заговаривали нам зубы всевозможные казенные литературоведы, поразительна эта несомненная, очевидная связь русской литературы с Богом, эта пронизывающая ее печаль о Боге и одновременно – хвала Ему».

– Среди ваших произведений много стихов памяти близким людям. Так вы передаете связь живых и мертвых?

– Это молитва, молитва за усопших родных и близких. Есть церковная молитва, а есть келейная. Это моя келейная молитва «своими словами» за всех моих близких, ушедших в «путь всея земли», чтобы Господь принял их в Свои обители. А каждый, кто читает эти стихи, присоединяется к этой молитве, и, таким образом, молитва получается уже не келейной, а соборной.

– Одно из ваших стихотворений «Аксиос» – настоящий гимн жизни и благодарности Богу. Человеку важно культивировать в себе такое чувство?

– Благодарность, благодарение! Давайте переведем это слово на греческий язык и получим: «Евхаристия». Евхаристический этос – вот то, что определяет жизнь христианина, и неважно, чем он занимается в жизни, какова его профессия, каков его социальный статус. Благодарение Господу за все и за вся – истинная сущность человеческой жизни, ибо в Благодарении (Евхаристии) и происходит приобщение ко Христу! В свое время меня пронзило стихотворение Бориса Пастернака «В больнице», которое надо бы знать всем. Вот главные строфы стихотворения:

О Господи, как совершенны
Дела Твои, – думал больной, –
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.

Я принял снотворного дозу
И плачу, платок теребя.
О Боже, волнения слезы
Мешают мне видеть Тебя.

Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным Твоим сознавать…

Сергей Фудель по поводу этого стихотворения говорил, что для него «это звучит так же, как слова умирающего Иоанна Златоуста: “Слава Богу за все ”».

– Сегодня стихи пишут чат-боты, роботы. Например, известен проект Нейропоэт «AI да Пушкин». Вы как автор не боитесь конкуренции с искусственным интеллектом?

У чат-ботов есть душа? Это не стихи. Это версификация на заданную тему. Откровения в таких виршах не свершится

– А у чат-ботов есть душа? Это не стихи. Это версификация на заданную тему. Откровения в таких виршах не свершится. Дьявол – обезьяна Бога, он лишен творческого начала. Это строфы «антихристовых чудес».

– Сегодня столько тревог и потрясений. Что дарит вам надежду?

– Надежду дарит только то, что «Христос воскресе!» Иной надежды и упования у нас нет!

С Светланой Кековой
беседовала Татьяна Медведева

Стихи Светланы Кековой

Аксиос

1.

Лежа в своей кровати, «аксиос» говорю
календарю, заплате, бледному фонарю,
бедной сухарной крошке, бабочке и осе,
кружке, губной гармошке, мухе, поскольку все
эти предметы жизни, мелкие существа
славят в своей отчизне тайный закон родства.
Вот и щадят их войны, пагубы, забытье ,
ибо они достойны в Царство войти Твое .

2.

Лежа в своей постели, «аксиос» я шепчу
мху, соловьиной трели, солнечному лучу,
старому снимку Бреста, трещине на стене,
муке, знакомой с детства, с детства знакомой мне,
лучшей на свете строчке – пропуску в мир иной,
сну в кружевной сорочке с крыльями за спиной,
радуге многослойной, ангелу на пути –
ибо они достойны в Царство Твое войти.

3.

Я не о тех, кто подвиг свой преломил, как хлеб.
Где они – Рюрик, Хлодвиг, братья Борис и Глеб?
Тянутся, словно птицы, в радужные края
братья мои, сестрицы, дочери, сыновья,
пляшут скворцы в скворечнях, плачут отец и мать…
Разве достоин грешник «аксиос» им сказать?

4.

Лежа на нижней полке в поезде «Астана»,
я вспоминаю Волги влажные письмена.
На золотых, песчаных отмелях у воды –
знаки событий тайных, будущего следы.
Вижу я незнакомца с удочкою в руке,
маленького японца с рюмочкою сакэ,
вижу я, как стрекозы воздуха ткут парчу, –
и не таясь, сквозь слезы, «аксиос» – я шепчу.

Лазарева суббота

Смерти просты законы.
Взгляд у нее безгневный.
Смотрит на нас с иконы
Лазарь Четверодневный.

Сердце больное ноет:
нет ему в мире места…
Мама тарелки моет,
бабушка месит тесто.

Ставим на стол бутылки:
в сером пальто из драпа
в дом из бессрочной ссылки
нынче вернулся папа.

Руки и ноги целы,
снова он вместе с нами,
только повито тело
белыми пеленами.

Он головой качает,
спрашивает: не ждали?
Бабушка отвечает:
– Где же твои медали?

Видишь, как покосился,
высох и сполз к оврагу
дом твой, пока ты бился
за Сталинград и Прагу?

– Смерть – не моя забота,
Есть от нее спасенье –
Лазарева суббота,
Вербное воскресенье…

6 июня 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×