Православный календарьПравославный календарь
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.

Художник Филипп Москвитин: «Видеть в глазах свет вечной жизни»

Филипп Москвитин. Автопортрет Филипп Москвитин. Автопортрет Для художника очень важно найти свою тему и узнаваемый авторский стиль. Филиппу Москвитину это удалось: он пишет святителей и христианских подвижников, русских государей и полководцев, а также портреты современников. Однажды увидев его полотна, их запомнишь навсегда – в них хочется подолгу всматриваться, от них делается светлее на душе. Более четверти века Филипп Москвитин трудится в области церковного искусства, пишет иконы для монастырей и храмов. Сегодня мастер делится своими размышлениями о творчестве и духовном пути.

Досье. Филипп Москвитин родился 20 декабря 1974 года в Иркутске. Учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) при Институте имени В.И. Сурикова и в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, в аспирантуре. Преподавал в Православном университете св. апостола Иоанна Богослова, его выпускники стали востребованными иконописцами. Филипп Москвитин автор известных картин: «Рождество Христово. Поклонение волхвов», «Изгнание торгующих из Храма», «Исцеление слепорожденного», «Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский», «Присяга преображенцев императрице Елизавете Петровне», «Прощание с Америкой святителя Тихона», «Святой равноапостольный Николай Японский», «Митрополит Нестор, апостол Камчатки», «Святитель Иннокентий, апостол Сибири и Америки», «Парад Победы 1945 года», ряда других полотен и множества портретов.

– Филипп Александрович, как вы осознали свое жизненное призвание?

– Я родился в семье художника и, сколько себя помню, всегда рисовал. И рисунки получались хорошие. Первые шаги в профессию я сделал в пять лет в студии у иркутского художника Александра Ивановича Шелтунова: он вел занятия для детей. Затем – детская художественная школа, где в это же время этажом выше учился Денис Мацуев. В детстве я любил рисовать битвы, богатырей, мушкетеров, королей. Мне всегда хотелось брать многофигурные композиции, делать сложные сюжетные вещи. Потом очень много мне дали учителя в МСХШ – в знаменитой Суриковской школе, в которую я поступил в одиннадцать лет, в семнадцать закончил. Моей дипломной работой стало полотно «Протопоп Аввакум в Сибири». И тут ощущается влияние одного из моих любимых художников – Василия Ивановича Сурикова, его «Боярыни Морозовой».

Мне всегда хотелось работать в церковно-историческом жанре. Наверное, многое определило в моей судьбе и еще одно обстоятельство: по маминой линии несколько поколений моих предков были иконописцами.

– А что формировало ваше мировоззрение? Ведь вы росли в советское время…

– На меня очень сильно повлияла русская литература. К четырнадцати годам я прочел всего Лескова, к семнадцати – всего Достоевского. В раннем возрасте читал Вальтера Скотта, нравились его герои – рыцари, сражающиеся за Гроб Господень. В доме были книги, живописные альбомы всех великих художников; в нашем доме бывали режиссеры, писатели, художники – с детства я общался с людьми интересных профессий, говорил с ними о законах творчества и задачах русского искусства. Мы с отцом смотрели героическое кино: «Они сражались за Родину», «Спартак», «Семь самураев». Моя бабушка, экономист, была родом из Пскова, очень любила историю и старину, с ней мы объездили всю псковскую землю – и Пушкинские горы, и Изборск; в девять лет я вместе с ней посетил Псково-Печерский монастырь, увидел пещеры. И после этого я уже старался не снимать крест и носить его постоянно.

– А как возникла в вашей жизни царская тема?

– Наши родственники по маминой линии живут в Сан-Франциско. В 1988 году мы всей семьей приехали к ним в гости. И там мы молились в русском храме, который построил и где служил святитель Иоанн Шанхайский. Там мы впервые прочитали об убийстве Царской семьи и были потрясены: таких книг в Советском Союзе не выходило. И это повлияло на мое отношение к Церкви, к вере, к подвигу. Я уже тогда задумался о теме героев и мучеников. И эта тема со мной все эти годы. В семнадцать лет я писал портрет государя Николая II.

Я был потрясен гибелью Царской семьи… И в 17 лет написал портрет государя Николая II

Тогда, в начале 1990-х годов, были только некачественные фотографии Царя-страстотерпца. И все же мне этого хватило: первый мой портрет царя Николая II получился и теперь находится в собрании монастыря в Стрельне. Впоследствии я много раз обращался к теме Царской семьи. На наших глазах гибла советская империя, холодная война была проиграна, наступил 1991 год, и наши взоры были обращены к 1917 году, к гибели Российской империи. Мы искали ответы на вопрос: кто ключевые фигуры того времени? Мне стало ясно: святые Царь Николай и Патриарх Тихон, их я буду писать и посвящать им свои выставки.

– Вы уже в начале творческого пути стали писать святителей?

– Да, во время учебы в академии, в середине 1990-х годов, я задумал картину «Арест Патриарха Тихона». Картина переносит нас в 1920-е годы, когда Патриарха держали под арестом, возили на допросы. На плечи Первосвятителя Тихона лег крест гонений. Это достаточно крупный холст. Картина прозвучала, сейчас она в музее. Для того времени это была совершенно новая тема: исповедничество в эпоху гонений на Церковь.

Арест Патриарха Тихона. Художник: Филипп Москвитин Арест Патриарха Тихона. Художник: Филипп Москвитин

А для диплома я решил написать нашего современника – митрополита Иоанна (Снычева). Мне очень нравились его известные книги «Одоление смуты», «Самодержавие Духа». Владыка Иоанн возвысил свой голос тогда, когда уже готова была разразиться Гражданская война, – в начале 1990-х годов. Авторитет митрополита Иоанна в патриотических кругах всегда был очень высоким. В моей дипломной работе над портретом владыки меня поддержал профессор Николай Николаевич Третьяков. Он помог мне с фотографиями, был моим рецензентом. Я владыку Иоанна видел и его службы посещал. Интересно, что мой дедушка, ветеран войны, тоже очень ценил митрополита Иоанна. Он мне рассказывал: «Нас воспитывали в неуважении к духовенству, но вот этого пастыря я уважаю». Он приходил на его службы, слушал его проповеди и причащался. Все мои темы продиктованы самой жизнью.

Святейший патриарх Тихон. Художник: Филипп Москвитин Святейший патриарх Тихон. Художник: Филипп Москвитин – Вы дружите с духовенством?

– Когда я писал Патриарха Тихона, я посещал службы в Донском монастыре и слушал проповеди архимандрита Даниила (Сарычева). Помню такой эпизод: отец Даниил пригласил на свой день рождения. И мы сидели в Донском, за праздничным столом и пели песни. Это было удивительное время нашего близкого общения: конец 1990-х – начало 2000-х. И он меня благословлял и говорил всегда: «Не скорби, Филипп, у России будет великое будущее. По молитвам новомучеников Церкви Русской».

В 1999 году я сделал следующую работу – изобразил всю Царскую семью: семь фигур в царских облачениях. Подвиг Царственных страстотерпцев стал понятен многим после воцерковления. Для меня царь Николай II – Помазанник Божий. Мое воцерковление связано с уважением к Царю и Царской семье, с их чудесной помощью. Для меня все это неразрывно с юности.

– А как вы определите свое направление?

– Два направления, в которых я работаю для двух столиц, – это имперский стиль храмов Петербурга и каноничная иконопись московской школы. В VI веке иконопись вышла из портрета, древнерусская живопись и была всегда иконой, а затем светская живопись вышла из иконы. И я, в некотором смысле, в живописных работах стараюсь в каких-то моментах вернуть иконичность живописному образу и те мистические сияния, намеченные в эскизах Александра Иванова.

Стараюсь вернуть иконичность живописному образу. Продолжить традицию духовного портрета, портрета на пути к лику

В русском искусстве есть и переходный этап – парсуна: Скопина-Шуйского, царей Иоанна и Феодора, Алексея Михайловича и патриарха Никона. Есть образы, которые имеют плоскостное решение, как в иконе, так и в монументальной живописи. И при этом они наполнены портретностью.

У нас утрачен как таковой духовный портрет. Последний, кто им занимался, был Нестеров. И в какой-то мере Корин. Это уже столетняя давность. А сейчас процветает заказной коммерческий портрет, и я вижу перед собой задачу продолжить традицию духовного портрета. Портрет на пути к лику – так можно сказать; особенно это помогает, когда прежде написания иконы новомученика создается его рисунок или живописный портрет, тогда и каноничный образ несет в себе отпечаток личности святого.

Пресвятая Троица Пресвятая Троица – Икона требует особого настроя при работе?

– Написание иконы – это трудный подвиг. И когда ты пишешь, ты впечатляешься не живой натурой, а теми произведениями искусства, которые были до тебя. У таких иконописцев, как Андрей Рублев, было духовное зрение. Мы его почитаем в лике святых и преподобных. И мы знаем, что он святой монах. Мы понимаем, что такие вещи, как «Троица», и такие образы, как «Звенигородский Чин», – писаны Духом Святым. Это мог делать человек только при соучастии Божием. У Андрея Рублева подвиг монашеский соединялся с подвигом иконописца. Он видел эти образы внутренним взором.

Я часто пишу списки с древних икон. И смотрю: чем же наполнен образ Одигитрии Дионисия; постоянно свою кисть возвращаю к золотому веку иконописи и сверяю свой творческий путь с выверенными, отточенными веками изводами и плавями.

– А искусство религиозно по своему глубинному порыву?

– Если мы смотрим живопись XIX века в Третьяковской галерее, центральным полотном будет «Явление Христа народу». Если мы зайдем в зал икон, там центральное место занимает «Троица» Рублева и «Звенигородский чин». И мы понимаем, что русская культура – христоцентрична. И Достоевский христоцентричен, и Василий Шукшин, и Валентин Распутин, и Лесков. И другие наши великие художники: Суриков, Васнецов, Нестеров.

Русская культура – христоцентрична. И Святая Русь – это не явление прошлого. Святая Русь – жива!

Иногда говорят, что нельзя идти в Святую Русь с повернутой назад головой. Говорящие это совершенно не понимают, что такое Святая Русь. Святая Русь – это не явление прошлого. Это понятие «совечное», вневременное, как напоминал преподобный Иустин (Попович). И Святая Русь жива. Как отец Николай Гурьянов говорил, что она никогда и не умирала. Пока последний храм стоит на нашей земле и служится Литургия, значит, Святая Русь жива. И художники, и писатели, трудившиеся в категориях Святой Руси, в эту вечность всегда стремились. И стремились, чтобы центром жизни был Христос. И стремились к Троице. Как говорил Георгий Свиридов, Россия – страна Христа, страна минора, страна печали.

Святитель Лука, исповедник Святитель Лука, исповедник – Вы держитесь этого пути?

– Я стараюсь держаться этого направления, данного нашими великими предками в иконописи золотого века и в живописи золотого века. Чаще пишу для монастырей: иконостасы, иконы крупного размера. Творчески решаю сложнейшие задачи создания образов тех святых, которых Русская Церковь прославляет. Мне довелось написать иконы новопрославленных святых: святителей Луки Крымского и Иоанна Шанхайского, адмирала Феодора Ушакова, святой Матроны Московской, Царственных страстотерпцев и Патриарха Тихона.

– Вы успеваете создавать портреты современников?

– Один мудрый человек мне посоветовал писать тех, кто уходит. Я успел написать и духовников-старцев, и профессуру, и ветеранов. У меня есть портреты композитора Георгия Свиридова, писателей Василия Белова и Валерия Ганичева. Духовники отмечали, что нужно видеть свет вечной жизни в глазах верующих людей. И я ищу свет вечной жизни в очах портретируемых. Сколько было удивительных встреч! Я писал Владимира Крупина, замечательного прозаика. Он у меня изображен странником. Помню, как он пришел в мою мастерскую в весенней куртке, было тепло… У меня в студии есть верхние окна и очень хороший свет. И я на полотне поместил Владимира Крупина в те земли, где проходит Вятский крестный ход. И он у меня получился как крестоходец. Он пожелал быть таким путником. Мы все – странники в этом мире. Александр Иванов на картине «Явление Христа народу» себя изобразил как путника, в шляпе и с посохом.

– У вас есть цикл работ, посвященных святителям, которые несли свет христианской веры на Дальний Восток, на Камчатку, в Китай, в Америку, в Японию… Вас вдохновлял их подвиг?

– Вспомним подвиги святителя Иннокентия, апостола Сибири и Америки. Это были беспрерывные путешествия, иногда длиною в десять тысяч километров, ночевки под открытым небом, иногда в сугробах в лютый мороз. Он ехал на собаках, на оленях, на упряжках, сплавлялся по рекам на байдарках. А вокруг была дикая природа, где бродят медведи, где опасности подстерегают, бурные потоки, лавины снежные. И этот подвиг сейчас недооценен.

Философ Александр Панарин писал: наша страна не должна стягиваться вокруг Москвы, превращаться в большое Московское княжество. Нужно делать все, чтобы развивались регионы, создавать новые духовные центры страны. И там, где люди живут на Дальнем Востоке и в Сибири, необходимо, чтобы было почитание святителей Иннокентия (Вениаминова), Николая Японского, Нестора Камчатского. Такое же по значимости, как в средней полосе почитание святой Матронушки, Ксении Блаженной и преподобного Серафима.

Нужно создавать новые духовные центры – на Дальнем Востоке и в Сибири – с почитанием святых, принесших свет Христов в эти места

В нашей Церкви не так много равноапостольных святых: княгиня Ольга, князь Владимир, Мария Магдалина, Нина Грузинская. Святой архиепископ Николай Японский встает в этот ряд. Нужно, чтобы Москва передавала сибирским городам мощи тех святых, которые там потрудились. Там нужно воцерковление, там нужна мощь, сила благодатная русских апостолов.

– У вас есть картина «Перенесение мощей святителя Тихона». Она отразила историческую веху в жизни современной Церкви. Как она создавалась?

– После того, как я написал святых Царственных мучеников, я написал под руководством Ильи Глазунова картину «Перенесение мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского». На ней изобразил духовников нашей Церкви – архимандритов Кирилла, Наума и Даниила. Когда работал над полотном, смотрел такие картины, как «Погребение графа Оргаса» Эль Греко. Мои любимые художники – Веласкес, Сурбаран, Рибера: ценю испанцев и с удовольствием посещаю Испанию. Моя картина «Перенесение мощей святителя Тихона» – это гимн Патриаршеству. Многие люди, которые на ней изображены, уже отошли к Богу: Святейший Патриарх Алексий, старцы Кирилл, Наум и Даниил, архимандрит Спиридон, протодиакон отец Матфей. «Перенесение мощей святителя Тихона» высоко оценивал профессор Николай Николаевич Третьяков, говорил, что эта картина еще прозвучит. Многих людей уже нет, но мы о них молимся, и они о нас в Царствии Небесном.

Перенесение мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России в Донском монастыре. Художник: Филипп Москвитин Перенесение мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России в Донском монастыре. Художник: Филипп Москвитин

– Как вы проводили карантин-самоизоляцию?

– У меня иконописная студия в Подмосковье. В ней я нахожусь в некотором затворе, тружусь для города Дмитрова, делаю три иконостаса, идет работа над праздничным рядом – Крещение, Преображение, Сошествие во ад. Пребываю в праздничном настроении. Чтобы в глубине храма иконы контрастировали, у меня они не на золотом фоне – золота хватает на резьбе иконостаса, они – на зеленоватом фоне. Это излюбленный фон московской школы XVI века. В Музее Андрея Рублева много икон именно с таким фоном.

Мой излюбленный цветовой контраст – холодноватые зеленые, глубокие синие и красный пасхальный цвет. И когда я вставляю каждую икону в иконостас, иконостас становится все торжественнее и пасхальнее. У меня настроение радостное, притом что этот вынужденный затвор заставляет еще больше трудиться. Еще больше думать, что все мы в этом мире тленны.

Кто-то рядом испытывает страдания, и людей нужно радовать. А чем может художник радовать? Обратиться к источнику жизни, ко Христу. И если человек рядом с этим Источником, он пьет живую воду.

В дни карантина мы с моей семьей Литургию слушали и смотрели по трансляции из Святогорской лавры, с Донбасса. Получается – молимся с женой и дочерью, стоя перед иконостасом, над которым работаю.

– А какие у вас творческие замыслы?

– Я работаю над большой выставкой «Великий князь Александр Невский – святой защитник Руси». Она намечена на 2021 год, когда будет праздноваться 800-летие святого великого князя. И у меня готовится большая персональная выставка, центральная часть которой будет посвящена самому князю и его подвигам, а по сторонам от центра портреты наших великих полководцев. Месяц я прожил на родине князя в Переславле и написал там пейзажи, монастыри, написал улицу, на которой родился Александр Невский. Не раз уже обращаюсь к этой теме. У меня есть полотно, написанное для Александро-Невской лавры по заказу ее наместника архимандрита, а ныне владыки Назария, где изображено, как император Петр I переносит мощи князя Александра Невского в Петербург. В русской живописи много изображений Петра Великого: как он строит корабли, как он сражается в Полтавской битве, есть его парадные портреты. А на своей картине я изобразил церковную миссию Петра Великого.

В русской живописи Петр I строит корабли, сражается… А я изобразил церковную миссию Петра Великого

Царь знал: когда строишь империю и новую столицу – Санкт-Петербург, нужно закладывать духовный фундамент.

– Кого из современников хотите написать?

– Хочу написать отца Александра Шаргунова, известного богослова. И отца Владислава Цыпина, церковного историка – он мне с юности привил любовь к истории Церкви, многое поведал о новейшем периоде истории нашей Церкви, о Патриархе Тихоне, о гонениях, о наших новомучениках. Посещение служб Донского монастыря и лекции отца Владислава на меня сильно повлияли. Хочется написать портреты этих двух замечательных пастырей, буду думать, как это осуществить.

Давно замыслил портрет профессора МГУ и Духовной академии Валерия Яковлевича Саврея – ярчайшего мыслителя нашего времени. Он читает лекции для разных аудиторий по всей стране: священников, монашествующих и студентов. Его любимая цитата: «Если хочешь познавать Православие, познавай монашество. Если хочешь познать монашество, познай старчество». Он всегда напоминает, как важно быть ближе к источнику жизни – ко Христу.

С Филиппом Москвитиным
беседовала Татьяна Медведева

11 июня 2020 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 392 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Легко ли быть художником? Легко ли быть художником?
Антон Овсяников
Легко ли быть художником? Легко ли быть художником?
Беседа с Антоном Овсяниковым
Настоящий художник должен идти в русле сотворчества, следовать за Богом, видеть мир во всех его проявлениях в Божьих лучах и пытаться передать эту красоту другим людям.
«Моя задача – сохранить в памяти образ нашей святой Родины» «Моя задача – сохранить в памяти образ нашей святой Родины»
Художник Василий Куракса
«Моя задача – сохранить в памяти образ нашей святой Родины» «Моя задача – сохранить в памяти образ нашей святой Родины»
Беседа с художником Василием Кураксой
Я хочу, чтобы человек смотрел на картину, и у него пробуждались настоящие чувства. Чтобы грязь, омрачившая душу, слетала с неё.
«Подлинность искусства проявляется в его благотворном влиянии на душу» «Подлинность искусства проявляется в его благотворном влиянии на душу»
Дмитрий Нечитайло
«Подлинность искусства проявляется в его благотворном влиянии на душу» «Подлинность искусства проявляется в его благотворном влиянии на душу»
Беседа с художником Дмитрием Нечитайло
Новаторство – это когда с обоймой настоящего искусства, в контексте набранного опыта, с беседой прожитого сердца – идешь вперед, захватывая побольше света.
Комментарии
Svetllana 6 июля 2024, 21:19
Спасибо. Хочу больше узнать о художнике
Напара Дмитрий14 июня 2020, 17:32
“У нас утрачен как таковой духовный портрет”. При всем уважении к автору не могу согласиться с таким категоричным утверждением. Если автору неизвестны художники, творящие духовные портреты, это не значит, что в России таких художников нет.
Natalie13 июня 2020, 00:21
Великий талант! Слава Богу! Многая и благая лета Филиппу и его близким!
Читательница (Подмосковье)12 июня 2020, 13:41
Посмотрела в интернете и другие работы Филиппа Москвитина. Что тут скажешь? Талантище. А Патриарх Тихон словно живой. Помощи Божией Филиппу в его светлом творчестве! Спасибо.
Денис12 июня 2020, 08:49
«Не скорби, Филипп, у России будет великое будущее. По молитвам новомучеников Церкви Русской», говорит Филипп Москвитин. Однако называемые новомучениками жили век, единицы полвека тому назад. Да и принадлежали к классам ныне малочисленным (вроде духовенства) или вовсе исчезнувшим (вроде дворянства). Кого они могут вдохновить из числа современных верующих РПЦ? По коронокризису видно, что почти никого. В волонтёры пошли единицы, а остальные вроде меня спрятались в страхе перед вирусами по домам, либо вовсе ходили в храмы вопреки запретам священноначалия по принципу "назло бабушке отморожу уши" в страхе перед Антихристом. Где канонизация постсоветских святых вроде солдата Евгения Радионова?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×