Ответ протоиерея Вячеслава Рубского на неумелую статью протоиерея Вадима Леонова

Источник: telegra.ph

От редакции Православия.Ru.
Статья публикуется в рамках полемики "Учение о «богообщении» прот. Вячеслава Рубского" :

​Текст печатается как в источнике, без редакторской правки.

    


«Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет» Блез Паскаль.

Причиной моей статьи стала почти синхронная публикация обличительного ролика против Рубского (не называя имени, но дословно цитируя ролик) руководителя Миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния кандидата богословия протоиерея Димитрия Беженаря на портале «Экзегет» (я появился в комментариях, после чего их блокировали). И статья доцента, заведующего кафедрой богословия Сретенской духовной академии протоиерея Вадима Леонова на портале «Pravoslavie.ru» под названием: «Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» протоиерея Вячеслава Рубского». Содержание и посыл этих двух публикаций совершенно одинаков.

Оба автора приглашены мною лично на видео- аудиодискуссию и оба решительно отказались. Я считаю неспособность объяснить свои сочинения в живой беседе недостатком современной православной церковности в целом и этих протоиереев в частности. Таким же образом ранее отказался от встречи и заместитель председателя миссионерского отдела Казанский епархии свящ. Александр Данилов.

Основной аргумент статьи о.Вадима Леонова в том, что у Рубского в ролике нет Христа, Рубский вынес Бога за скобки. То, что прот. В.Леонову представилось правдоподобным, что тот самый протоиерей Рубский, который предлагает молитвенно обращаться к Господу не менее 2 раз в час и предстоять перед Ним в «постмортальной» молитве каждый вечер хочет, чтобы все убрали Христа, само по себе показательно. Это характеризует уровень анализа. Ну, об этом ниже.

В своём ответе я обращаюсь больше не к самому Вадиму Леонову (он просто инструмент пропаганды официальной РПЦ), а к его семинаристам, академистам и всем мыслящим людям.

Чтобы по возможности немногословно ответить на эту неудачную статью собрата во Христе я могу выбрать три способа:

1) Академическая экспертиза применённого богословско-философского инструментария при написании статьи о.В.Леоновым. Недостаток этого метода в некоторой сложности изложения. Результатом будет очень низкий уровень квалификации заведующего кафедрой богословия Сретенской духовной академии протоиерея Вадима Леонова. Потому я этому посвящу только 1 страницу, sapienti sat.

2) Второй способ – духовная оценка публикации этой статьи. Её я дал в день выхода статьи 20 июля в еженедельном зуме на Закрытом ТГ-канале (есть видеозапись). Там я очень положительно отзываюсь о пастырской задаче о.Вадима и считаю, что он правильно оценил духовную ситуацию для своих пасомых. Но как это нередко бывает с психологами или духовниками средней руки, он применяет это сразу ко всем православным христианам мира. Батюшка Вадим пребывает в благодати в той формуле богообщения, которую знает сам и решительно защищает её. Он понимает, что даже если бы протоиерей Вячеслав Рубский из далёкой Одессы и не сказал чего-то очень уж плохого, но он точно способен сказать. Рубский очевидно мыслит вне правил, в которых мыслит о.Вадим и весь синодальный период РПЦ. Это верно замечено и это тревожит протоиерея Д.Леонова. Такую же оторопь и отторжение вызывало в истории Церкви всякое слово, непохожее на предыдущее, традиционное. Это относится ко всем тем, кто, начиная с ап. Павла и далее продвигал или пытался углубить традицию. Потому с духовной точки зрения я вполне понимаю о.Вадима, и примерно до 2007-9 годов сам бы подписался под его статьей, считая для себя удачей написать такую.

3) Третий способ – построчный комментарий. Это тот способ, по которому написана статья о.Д.Леонова. Это наиболее простой и наименее глубокий анализ публикации. Если я пойду по этому пути, то я приду к тому, что мой оппонент – человек недалёкий и даже вредоносный, т.е. к тому же результату, что и он сам. Но это совсем не так. О.Вадим человек умный, но алгоритмы анализа текстов, которые и не он придумал, уже давно дают системные сбои.

Итак, начнём. Уже в заглавие статьи внесено понятие «эпоха постмодерна». Тут от кандидата богословия ожидалось увидеть хоть какий-нибудь парадигмальный анализ – соотнесение текстов и феноменов через призму эпох «премодерн», «модерн» и «постмодерн» как минимум. Но уровень академизма у о.Вадима плачевен и кроме бичевания постмодерна как источника всего плохого автор ничего представить не смог. Но если заявлено, что Рубский – проповедник постмодерна, то совершенно необходим анализ парадигм, позволяющий понять Рубского, прежде чем его отрицать. Иначе мы окажемся говорящими на разных языках без шанса на взаимопонимание.

О.Вадим свидетельствует, что мы находимся в разных типах мышления. Но вместо анализа дискурсов, он пытается всё поместить в рамки одного своего (эталонного) понимания. Всё, что оказывается непонятным или входит в противоречие объявляется плохим и нехристианским.

Но парадигма по определению – цельный мировоззренческий способ понимания себя и мира. При соотнесении положений из разных парадигм не стоит ждать соответствия. И если Рубский действительно «предлагает слушателям свою постмодернистскую религиозно-философско-психологическую химеру», то как же можно её анализировать наивными инструментами модерна – (соответствует / не соответствует)?

В своей истории христианство существовало в разных парадигмах. У меня есть видео: «Чем ситуация сейчас отличается от времён апостольских». Ранее христианство отличается от Средневековья, а Средневековье – от ХХI века. Я думаю, вам, мои читатели, несложно будет в этом убедиться по книгам медиевистов или религиоведов, демонстрирующих разницу между современным христианством и средневековым. (Например, П.М. Бицилли «Элементы средневековой культуры», А.Я. Гуревич «Категории средневековой культуры», К. Уикхем «Средневековая Европа. От падения Рима до Реформации» и др).

Ещё раз по сути: попытка о.Вадима подчинить все формы богообщения известным ему формам заведомо провальна, так как лекция была о различии форм и проблемах их внутреннего синтеза.

Всё продолжение статьи Леонова сводится к тому, что автор стремится поместить все суждения в одну ему известную систему мысли. Всё, что кажется ему непонятным классифицируется как неприемлемое. Потому автор повсюду видит противоречия, даже в убеждениях своего оппонента.

Таким образом, автор демонстрирует полное непонимание парадигмального анализа и его необходимости в данном случае. А между тем, моё видео «Богообщение», избранное Леоновым и Беженарём в качестве объекта критики было посвящено как раз множественности форм богообщения. Иногда эти формы различны настолько, что не воспринимают друг друга.

Антрополатрия, в которой обвиняет меня о.Вадим происходит от противопоставления любви к братьям как формы богообщения и любви к Богу как отдельному акту. У о.Вадима получилось, что Рубский проповедует любовь братьям вместо любви к Богу. Тогда бы это была действительно антрополатрия, но у меня этого нет. В лекции я об этом говорю прямо: «можно сталкивать разные понятия. Но я не думаю, что широкое понимание богообщения исключает одно другое».

В моём (и библейском) утверждении, что Бог воспринимает любовь к ближнему как любовь к Себе, нет вытеснения одного другим. Наоборот, тут мы видим пример отождествления со стороны Бога любви и действий к человеку и Богу: что сделали ближнему, то сделали Мне (Мф. 25,40).

Выбранный о.Вадимом метод ведёт его к принципиальному противопоставлению общения с Богом и общения с человеком. Такое противопоставление необходимо, чтобы выстроить одну единственную стройную систему богообщения. И даже если их несколько богослов, с такой предпосылкой как у о.Вадима, непременно выделит одну, обесценив другие.

В этом суть методологической узости, выбранной прот. Вадимом Леоновым – всё несоответствующее привести в соответствие или отвергнуть на основании самого несоответствия.

На этом можно и закончить мой ответ. Но далее я буду демонстрировать мою позицию на множественном материале статьи о.В.Леонова.

Например, он пишет: «В ситуации антропоцентризма заповедь Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48) – теряет всякий смысл». Примечательно, что цитата взята из контекста, в котором Иисус проповедует, что люди должны быть совершенны в том, как Отец Небесный любит всех. Здесь теоцентризм – равнение на Бога – сведён к отношению к человеку. В контексте Мф. 5,48 «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» разворачивает человека к человеку.

Далее автор пишет: «в этой притче [о Страшном Суде] речь идет не о богообщении в прямом смысле слова, а о принципах Божественного правосудия: Христос принимает доброе дело, совершенное людям, как дело, совершенное для Него, но прямого общения между Христом и людьми здесь нет, поэтому как праведники, так и грешники недоумевают: «Когда мы видели Тебя?» (Мф. 25,37)».

«Не о богообщении в прямом смысле» – верно, и это небогообщение спасает людей к удивлению самих праведников. Здесь автор путает молитву как форму богообщения «в прямом смысле» и другие формы богообщения, которые сближают с Богом, уподобляют Ему и спасают человека.

Тут же о.Вадим продолжает: «Даже если доброе дело, совершенное для ближнего, Бог принимает как дело, совершенное для Него, это совсем не значит, что только в этом должно состоять богообщение, а личная форма взаимодействия с Богом исключается». А разве Рубский говорит: «только в этом должно состоять богообщение»? или Рубский говорит что «личная форма взаимодействия с Богом исключается»? К чему эта подмена? Автор пишет: «нигде в Евангелии не предлагает свести богообщение к доброделанию». Конечно, свести всё к чему-то одному, это предлагает не Евангелие, а методология о.Вадима Леонова, противопоставляющая формы богообщения: молитву и доброделание.

Отвечая на ссылку 1Ин. 4,12, о.Вадим пишет: «превращение богообщения в человекообщение нигде у апостола не предполагается». Я не совсем понимаю, как представляет себе автор тезис о «превращении богообщения в человекообщение», ап. Иоанн говорит другими словами: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь... и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин 4,7-8;16). Здесь нет исключения одного другим, а наоборот – отождествление понятий. Любовь к ближнему = знание Бога, пребывание в любви = пребывание в Боге.

Далее о.В.Леонов: «без реального общения со Христом невозможно никакое единение с Богом... Таким образом, подмена общения со Христом на общение с людьми в рамках христианского учения абсолютно невозможна». Я приводил конкретный пример притчи Иисуса о том, что люди, творившие добрые дела без прямой отсылки ко Христу были в общении со Христом через доброделание. А о.Вадим не видит того, что общение со Христом может быть через доброделание. Это не исключает других видов богообщения. Против кого пишет о.Вадим? я не исключаю общения со Христом, а утверждаю его. Или тут опять под «общением со Христом» имеются ввиду только церковные практики?

Рассуждая о втором типе богообщения – глубоком размышлении с самим собой, о. Вадим заключает: «Здесь имеет место подмена религиозного теоцентризма на эгоцентризм, характерный для восточных учений». Я не буду приводить опыт практик христианской медитации или молчания пред Богом. Когда грешник (как блудный сын из притчи) приходит в себя, рассуждает в себе и оборачивается к Богу, то свв.отцы называют это действием благодати. В августиновской классификации – «призывающая благодать». Заведующему кафедрой богословия должно быть это известно.

О.В.Леонов: «о. Вячеслав, по сути, измазывает грязью Библию, которая переполнена борьбой с язычеством, поскольку называет библейское богообщение языческим. Как и в предыдущих случаях, о. Вячеслав не утруждает себя поиском аргументации». Христос (как и св.отцы в дальнейшем) уравнивал практики иудейского благочестия с языческими: «не так ли творят язычники?». Моё уравнение было объяснено: оно функциональное: по формуле: Бог есть высший Объект, требующий поклонения и жертв. Да и сам о.Вадим писал: «Так устроена религия: находящееся в центре ее внимания становится объектом почитания и поклонения. Христианство здесь не исключение». Здесь под словом «религия» имеется ввиду нехристианская, языческая, т.е. христианство не исключение наряду с язычеством в формуле поклонения. Вот этот религиоведческий тезис я и утверждаю.

Цитируя мои слова: «Библейский тип богообщения обесценивает наше богообщение» о. Вадим умолчал о смысле этого предложения, который тут же раскрывается в следующем предложении. Библейский путь богопознания – это натуральные явления Бога Аврааму, Иакову, Моисею, И. Навину и т.п. Эти явления делают наше посещение Божие на вечерних молитвах мизерными.

Цитируя мои слова: «мы находимся в плену предыдущей парадигмы, не решаясь объявить новую», о.Вадим резюмирует: «о. Вячеслав... объявляет смену парадигм богообщения. Была субъектно-объектная (библейско-языческо-монашеская), а теперь грядет новая – экзистенциальная (антропоцентрично-эгоцентричная), где не будет никаких богоявлений, чудес и знамений». Я не объявляю смену парадигм, а как раз говорю о том, что этого не происходит. Зловещее название новой парадигмы «антропоцентрично-эгоцентричная» придумал сам о.Вадим.

Продолжая сталкивать понятия, о.Вадим пишет: «По мысли о. Вячеслава, усилия монахов направлены не на стяжание благодати, а на то, чтобы «выйти из-под огромного пресса Священного Писания»». Зачем же противопоставлять стяжание благодати и выход из-под пресса Писания? Маркеры богообщения, которые находятся в Священном Писании, делают богообщение очень явным: явления, голоса, чудеса и т.п. Монахи и подвижники также стремятся к богообщению и получают его. Только в обход этих библейских форм.

При попытке дать свою реакцию на мой анализ неофитства о.Вадим опять входит в противопоставление, которого в лекции нет. Более того, в конце лекции я прямо говорю, что может быть и эйфорию Бог принимает на свой счёт, и что неправильно думать, что «секулярно объяснённое отменяет объяснение метафизическое. Можно включить одно в другое, да, я соглашусь. Давайте включим, скажем, что благодать Божья даётся после эндорфинного всплеска, после отложенной эмоции, потом эта отложенная эмоция раз и прорывается» [здесь и далее текст стенограммы моей лекции. Ссылка в конце] . Я намеренно предварил рассуждение о неофитстве словами: «вы меня как-то просили рассказать про неофитство и как неофитство рассматривается с точки зрения психологии». Далее идёт то самое изложение как неофитство рассматривается с точки зрения психологии. Эту важную преамбулу о.Вадим не слышит и не цитирует потому, что в его анализе нет других точек зрения, даже если лектор прямо об этом говорит.

В психологии объяснительная модель «эйфория-дисфория» и «эффект отложенной эмоции» делает объяснение через Духа излишним, но это ничего не говорит о Духе Божьем. Психология вообще не может и не берётся фиксировать бытие или небытие Святого Духа.

О.Вадим мне вменяет, что этот феномен «неоднократно описан у святых отцов как подлинный и благодатный». Да, и я об этом и сам тут же и говорю, и цитату привожу, разве нет? То, что он описан в одной парадигме мышления не делает Его присутствующим во всех остальных. Это не онтология, это эпистемология, брат!

О.В.Леонов: «благодатный опыт неофитов несовместим с декларацией батюшки-психолога об отсутствии реального благодатного опыта богообщения в наше время» Когда я говорю о богообщении в наше время, я говорю о маркерах и формах богообщения. А о.Вадиму представляется, что я благодатный опыт отрицаю. Тогда как же я верующий? Уверен, что о.Вадим со своим уровнем анализа не сможет дать ответ на этот простой вопрос.

Когда в лекции даётся описание эндорфинового голода и его следствий, о.Вадим делает вывод: «Предлагается заместить естественную потребность человека в благодати искусственным созданием эмоциональной эйфории или же общением с ближними. Бог, как источник подлинной благодати, в круг рассмотрения о. Вячеслава не только не входит, но вытесняется». В эффектах эндорфинового голода я вижу проблему, а не рекомендацию. Но о.Вадим предпочитает описание искусственности многих «благодатных» состояний считать за рекомендацию Рубского.

Когда я говорю: «Бог принимает [эйфорию] на свой счет... Давайте скажем, что благодать Божия даётся после эндорфинного всплеска, после отложенной эмоции». О.Вадим даёт вывод, что это «означает, что любой источник эмоциональной эйфории (еда, наркотики, алкоголь, сексуальные отношения, развлечения, хобби, путешествия, загорание на пляже и т. п.) – это «благодать» или причина «благодати», а религия значения не имеет». Это опять подтасовка. Тезис: «благодать Божия даётся после эндорфинного всплеска» не значит, что эндорфинный всплеск и есть благодать Божия.

В § 12. О. Вадим цитирует только часть моего рассуждения. Полностью оно звучит так: «Христос здесь идёт по пути компромисса, Он действует в рамках субъект-объектного мышления. И кажется, что Он снимает Себя вообще, Он говорит, общайтесь между собой, пусть это будет считаться богообщением. А они как филологи грамотные говорят, где же здесь богообщение? Это же получается антропообщение, Бога-то здесь и нету. А Он говорит, где двое или трое, там Я посреди вас, где собраны вы во имя Моё. Но вы собраны кормить друг друга, собраны радовать друг друга, а не собраны, чтобы друг от друга отворачиваться и вспоминать про Меня. Вот это собрание людей, обращённых друг к другу, это и есть богослужение, это и есть богообщение. Поэтому то, что мы сделали одному из малых сих, то мы сделали Богу. Бога нужно убирать как активную фигуру, Бог должен быть вторичной фигурой. Бог это звук благодарности, который мы слышим из уст людей. Это некоторое чувство уюта, которое у нас есть. Сейчас я пытаюсь на этом языке дурацком выражать богословие на секулярном языке. Конечно, вы скажете, уют - это психологический эффект. Благодарность - это элемент коммуникации, элемент культуры. Но тем не менее, если мы с вами действительно христиане, неужели Он нам этим ничего не сказал?». Вот исходя из этой цитаты понятно моё рассуждение. Христос, исходя из центричной системы поклонения, уводит себя из этого центра, чтобы усилить тезис о христианской любви друг ко другу. На секулярном языке это звучит как «снятие» у Гегеля. Я называю секулярный язык в религиозном поле «дурацким», т.к. он порождает смысловые галлюцинации о низвержении Бога (нигилизм, атеизм). О. Вадим пропускает мою методологическую ремарку и делает тот самый неправильный вывод. А я ведь, предупреждал!

О.В.Леонов: «По сути, перед нами адаптация к церковной действительности ницшеанского тезиса о «смерти Бога»». Как раз эту адаптацию теологов смерти Бога я не принимаю. Об этом у меня на ютуб-канале есть отдельные ролики: «Смерть Бога в богословии», «Смерть Бога в философии».

Мысль об опосредованном присутствии Христа встречается и у о.Вадима: «Опосредованное присутствие Христа среди любящих учеников никогда и никак не исключало прямого общения учеников со Христом, как до, так и после Его воскресения». Именно так, когда Бог выступает посредником любви к ближнему, это тоже форма богообщения. Отсюда не следует вывод о.Вадима: «о. Вячеслав радикализирует ситуацию и пытается искоренить любовь к Богу и общение с Ним, а оставить только общение с ближними и считать это богообщением». Это противопоставление является предпосылкой самой статьи о.Вадима. Ведь лекция была о разнообразии форм богообщения, а не выяснении одной правильной.

Курьёзное место, где о.Вадим цитирует лекцию с купюрой: «Путь от себя [внешнего, социального] к себе [внутреннему]… к ‟Яˮ, которое нельзя пересказать… и вот путь к этому ‟Яˮ и есть путь к Богу. Но вы скажете: неужели вы обожествляете часть себя? Нет. Вот этот путь к себе есть то, что Бог воспримет на Свой счет… Он хотел этим сказать, что не вокруг Него вращается богообщение, а вокруг человека богообщение. И в данном случае, познание своего внутреннего ‟Яˮ – тот путь, который открывает Бога». О.Вадим пишет: «Данное индуистско-буддийско-оккультное утверждение о. Вячеслав не может обосновать Священным Писанием». Но в этой цитации изъята именно ссылка на Писание: «...что Бог воспримет потом на свой счёт. Он такой, как плохой счётчик, Он на Свой счёт записывает дела, которые мы сделали по отношению к своим знакомым и соседям. Видите, как Он говорит? Вот помогли вы этому человеку, а это вы Мне помогли на самом деле. Они такие: «Да когда это было?». Да вот было, вот считайте, что было. Получается, что Он хотел этим сказать...»; «Многие люди не имеют к себе интереса. И остаются анонимными праведниками. Так как Бог говорит, что Я алкал, вы дали Мне есть, жаждал, вы дали Мне пить, и они не знают об этом. То есть они в себя не вникали».

О.Вадим цитирует: «первая модель богообщения может поглотить в себе четвертую модель богообщения – монашескую». Но пропускает следующую далее речь с описанием монашеской модели: «эта модель может принять монашество. Модель горизонтальная, как скажем, коммуникационная. Модель, когда два человека общаются, человекообщение. Богообщение есть человекообщение. Вот в этой модели вполне помещается даже монашество, которое может быть воспринято как богообщение». И далее: «Можно сказать, что монах не смеет открыть Богу, который уже стучится. Он говорит, подожди-подожди, еще у меня в этом углу тут то, а в этом углу то. Но можно сказать, что вот это прибирание… Бог стоит и подсматривает в окно, как монах прибирает ради Него. И может Бог и пройдет мимо, и не постучит даже в дверь, монах завоет и заплачет, и умрет в конце концов. Но Бог-то знает, что как он сильно готовился и как он Его хотел принять. Хоть и занимался ерундой, но я не думаю, что кто-то из нас занимается чем-то другим. Мы все занимаемся ерундой. По отношению Богу, разве можно что-то дельное сделать? Мне кажется, все ерунда по отношению к Богу. Так что монах занимается одной ерундой, мы занимаемся другой ерундой. И в этом смысле Он скажет: «Дети мои, вы играли желтыми игрушками, а вы играли прищепками»». Купирование этих высказываний позволяет о.Вадиму сделать вывод: «общение с ближними, которое надо считать богообщением. Вот это и есть решение монашеских духовных проблем, согласно концепции о. Вячеслава!» или ещё жестче: «о. Вячеславом демонстрируется убежденность в безблагодатности монашеской жизни в течение земной жизни». Но, как видим, если прослушать лекцию целиком, то это окажется просто подлогом. Подлог в том, что пропущен именно монашеский сценарий богообщения. Потому совсем несправедливо пишет о.Вадим: «Если же следовать предложению о. Вячеслава, то надо закрыть монастыри полностью, расстричь монахов и монахинь, вернуть их в мир, привлечь к социальной работе, желательно, прокрутив им курс лекций о. Вячеслава».

В риторике автора совершенно правильный тезис: «реальное единство с Богом посредством Божественной благодати было, есть и будет основой православной духовной жизни» вдруг противопоставляется лекции Рубского так, словно я утверждаю, что нет единства посредством Божественной благодати. Такие частые передёргивания обесценивают анализ о.Вадима в целом.

Вот редкое место где о.Вадим не исказил смысла моей мысли, резюмировав её так: «Другими словами, сакрализировать можно все что угодно, включая мороженое, и получать через это желаемое богообщение, но у нас не хватает веры, поэтому мы идем по проторенным религиозным маршрутам». Тут верно, но далее пишет: «Трудно представить более комфортную религиозную концепцию, чем ту, которую придумал о. Вячеслав. Но если бы это было так, то почему страницы Ветхого и Нового Заветов пропитаны бесконечными призывами избавиться от язычества и идолопоклонства?» и далее о.Вадим называет язычество более удобным, чем монотеизм.

Ну, во-первых, судить об удобстве язычества с его человеческими жертвоприношениями, сотнями накладывающихся мифов и обрядов в сравнении с религией Древнего Израиля – дело сложное.

Во-вторых, зависимость от культурных паттернов не делает религиозную концепцию комфортной или дискомфортной, потому, что любая религиозная культура состоит из этих паттернов.

В Заключении о.Вадим перечисляет свои ложные выводы, обусловленные его методом соотнесения:

  1. «Бога вообще и Христа, в частности, нужно убирать из центра религиозного культа. В этом центре должен находиться человек».

Противопоставленность этих положений, важная для односложной позиции о.Вадима в лекции присутствует, но она нивелирована в ней же.

  1. «Богообщение, описанное в Библии, – это языческое богообщение, которое в реальности недостижимо для людей».

Речь идёт об общей форме богообщения для язычества и Израиля: явления, голоса, чудеса как критерии.

3. «Православное монашество не смогло обеспечить реальное богообщение, поэтому придумало модели оправдания своего духовного бесплодия – учения о бесстрастии, о чистоте души, о загробном воздаянии».

Как показано выше, речь шла об усложнённых формах соотнесения себя с библейскими образцами богообщения, а вовсе не отсутствии «реального богообщения».

4. «Вместо недостижимого библейско-языческого богообщения и нереализуемого монашеского о. Вячеслав предлагает общение с другими людьми или общение со своим внутренним «Я», что является, по его представлению, подлинным богообщением. Другими словами, предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой».

Во-первых, в лекции монашеская практика также спасительна и также является богообщением. Во-вторых, в лекции все типы богообщения являются богообщением, просто они разные. В этом суть лекции.

5. «Божественная благодать, к которой стремятся верующие люди, – это эмоциональная эйфория или эндорфиновый гормональный всплеск в крови человека, что не имеет прямого отношения к религии, ее можно получить в самых разных жизненных ситуациях».

Формула «благодать = эмоциональная эйфория» отрицается в лекции. Во-первых, там специально оговорено, что речь идёт о точке зрения психологии. Во-вторых, нет противопоставления этих понятий в онтологии, а только языке описания.

6. «Религиозные концепции – это мировоззренческие системы, которые можно выбирать по принципу комфорта. Поэтому в определенных ситуациях вполне приемлемым, с точки зрения автора, является выбор язычества (например, поклонение Артемиде). Более того, религии можно создавать самому через сакрализацию любого объекта, включая даже мороженое».

Тут намеренно подставлено слово «комфорт», тогда как речь шла о религиозно-культурных паттернах, которые мы не выбираем.

Далее, наконец, автор обнаруживает своё непонимание лектора. Он пишет: «Мне неизвестны внутренние причины, почему о. Вячеслав столь усердно занимается деконструкцией христианства». И действительно, почему о. Вячеслав столь усердно занимается деконструкцией христианства, всё ж нормально!? У меня есть достаточно роликов по теме деконструкции и радикальной герменевтике. Есть также и прямой ответ на вопрос: почему я православный и почему священник. Эта моя ответная статья и так разрослась в своей третьей части. Ответы уже опубликованы.

«Постмодернизм упражняется в деконструкции ценностных оснований, не предлагая ничего значимого взамен». Тут о.Вадим огульно воспроизводит штамп «Рубский только рушит!». Я внятно предлагаю много положительного содержания: схема духовной жизни, в которой, кстати, есть пункт «анализ своих грехов», пунктирная частая молитва, постмортальная молитва. Есть даже ролики на моём канале: «Положительные стороны православия» и «Положительное изложение Евангелия». Прав был Паскаль: «Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет».

Далее следуют, гадания о.Вадима о моих внутренних мотивах: «по всей видимости, основой для о. Вячеслава стал экзистенциализм, получивший практическое приложение в психологии экзистенциального и гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Дж. Бьюдженталь, Фр. Перлз и др.). Экзистенциализм (как направление в психологии) говорит о первостепенной значимости личности человека, его уникальности, внутреннего мира, эмоций, переживаний, человеческих отношений, а к религии относится как психотерапевтическому средству, которое должно обеспечивать комфортное состояние клиента, что ясно прослеживается в рассуждениях о. Вячеслава, процитированных выше».

Я часто говорю (и в книге тоже), что религия не должна быть психотерапевтическим средством, это одна из основных моих идей. А о. глубине познаний о.Вадима в психологии, о которой он берётся судить, у меня даже ролик на канале есть (https://youtu.be/g8z_v95Yrgk). Вот и тут он экс-фрейдиста, основателя гештальт-терапии Ф.Перлза в экзистенциалисты записал ☺, бывает.

«Если попробовать вписать в религиозную концепцию о. Вячеслава подвиг Христа, то он там окажется абсолютно лишним. Зачем Сыну Божьему воплощаться, страдать, умирать, воскресать и возноситься на небо, если благодать люди могут получить через человекообщение, а такая возможность существовала у человечества всегда... Зачем Христос пришел в мир и умер на Кресте? Эти принципиальные вопросы христианства в рамках концепции о. Вячеслава не только неразрешимы, но даже абсурдны».

Вопрос о крестной жертве Спасителя также поднимался в моих чаёвнях. См.: «Христианство и жертвоприношение», «Распятие». На этом этапе христианской мысли осмысление Крестной жертвы, на мой взгляд, не может идти по лекалам Средневековья. Возможно, о.Вадим нам пояснит как он понимает умилостивление Отца жертвой Сына? Это учение является вполне библейским и святоотеческим.

Далее о. Вадим снова возвращается к анализу моих мотивов. Но без личного общения у него это получается совсем мимо: «Как практикующий психолог, он смотрит на религию как на инструмент психотерапии для своих клиентов и пытается «заточить» ее соответствующим образом». Всё ровно наоборот. В своих лекциях по соотношению христианства и психологии (их несколько на канале) я как раз пытаюсь развести эти понятия в стороны. В книге последняя глава об этом.

«Религиозный шок-контент о. Вячеслава – это неплохая возможность заработать, чем он активно пользуется, всячески монетизируя свои выступления в Интернете». Я удивлён этим замечанием. РПЦ является мастером монетизации. И странно слышать из уст почтенного батюшки (который берёт деньги за таинства и молитвы) обвинение в монетизации своих лекций в интернете.

Прошу прощенья за этот рулон с шалбанами брату-священнику. От беседы, по-настоящему выявляющей наши моральные и богословские предпосылки, мои оппоненты регулярно отказываются.

Источник: telegra.ph

31 июля 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ответ простака Павла Симплинского на умелое плутовство протоиерея Вячеслава Рубского Ответ простака Павла Симплинского на умелое плутовство протоиерея Вячеслава Рубского Ответ простака Павла Симплинского на умелое плутовство протоиерея Вячеслава Рубского Ответ простака Павла Симплинского на умелое плутовство протоиерея Вячеслава Рубского
Павел Симплинский
Признаюсь: плутовство это – мастерское, отменное. Только заправский жулик способен так играть словами.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля» Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля» Ответ протоиерею Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Протоиерей Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского Антрополатрия в эпоху постмодерна,
или О «богообщении» протоиерея Вячеслава Рубского

Протоиерей Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Комментарии
Андрей13 августа 2023, 10:41
От ответа веет неприкрытой гордыней. Особенно резанули слова "официальная РПЦ". Все это уже мы проходили в 90-е и пораньше. Утвердиться хочется соколу ясному на православном поприще, на богословском. Только и всего.
Лев11 августа 2023, 21:39
Попалось мне как-то видео где «новый аскет» Вячеслав Рубский с бутылочкой пивка, в футболочке и трениках отвечает на духовные вопросы молодого человека-блогера. Как вспомню, а уж больше года прошло, тошно и по сей день. В тот день вопрос с этой «новой звездой богословия» закрылся окончательно. Книги этого человека считаю необходимым изъять из продажи в церковных структурах, как душевредные. За чтение такого «творчества» и нас Господь попалит.
Игорь10 августа 2023, 23:47
Статья оставляет горький осадок, - попытка самоутвердиться за счет иронии и осуждения ближнего, а ведь по существу ни на один аргумент отца Вадима, внятного ответа, или хотя бы пояснения так и не прозвучало. Как иногда говорят "путаетесь в показаниях". Но автор статьи этого не видит. Жаль о. Вячеслава, искренне жаль.
Игорь Яринских 7 августа 2023, 07:10
От. Вячеслав идет под горочку. Плохо, что и людей ведет под склон. Это опасно!... И больно!
ЛАРИСА 6 августа 2023, 18:31
Отец Вадим, низкий Вам поклон! Благодарим Бога за достойного пастыря нашей Церкви!
Татьяна В. 5 августа 2023, 13:06
Как мыслящий человек, меня сразу резануло в статье "пропаганда официальной РПЦ". Хотелось бы спросить, а есть какая ...неофициальнвя РПЦ? В каждой деревне своя? Я не собираюсь построчно анализировать сие творение письменности, но фраза "психологами или духовниками средней руки" - уравнивание психологов с духовниками уже само по себе говорит о посмодернизме автора И вишенка на торте "В своей истории христианство существовало в разных парадигмах" Нет дорогой Рубский из Одессы, и из какой то "другой Церкви" Христианство всегда одно и тоже-Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13) Для этого не надо читать эту писанину Важно понять, что именно вот с таких закидонов и начинается раскол
Татьяна С 4 августа 2023, 15:52
Господь наш говорит: " Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду".( Мф ,12:33 ). О. Вячеслав - горький симптом современности. Эта статья- наглядное подтверждение, к чему может привести священника преклонение перед психологией, необдуманное "блогерство", помноженное на завышенное, кичливое мнение о себе, и непомерное тщеславие. А отцу Вадиму - низкий поклон за терпение, мужество и блестящий разбор лжеучения.
Марина 4 августа 2023, 11:23
Слава Богу за все! Низкий поклон о.Вадиму и всем истинным пастырям, защищающим нашу веру и паству от расхищения.
Армен 3 августа 2023, 21:32
"Бога надо удалить из центра религиозной жизни", "Христоцентричность - это языческая ересь !" Ну что тут скажешь? Искренно жаль отца Вячеслава, сам запутался, и других вводит в смущение.
Тарас 2 августа 2023, 21:12
Рубский на своей странице пишет еще не такое, еще не так поносит РПЦ и Патриарха - теперь на сайте Православие.ру нужно публиковать и такие его выпады, ради "дискуссии" и "обсуждения"? Зачем давать голос раскольнической демагогии?
НН 2 августа 2023, 18:09
Иоанна_:/Православие.ру,не опускайтесь до подобного рода публикаций../- Тоже так думаю. Но нам проще,а о.Вадим- пастырь. Пастырь добрый, который не может не попробовать спасти хотя бы одну из пропавших овец. Вот и приходится отвечать на такие опусы. Студенты шустрыми не в меру оказались, шарятся в инете где ни попадя. Мне эта история нашу кочетковскую напомнила. Не применили власть вовремя- он расширился, столько людей соблазнил. Украинцы, будьте бдительны, вам ПЦУ мало? Не успеете оглянуться- как ещё какая-нибудь ЦУ образуется, а епископом Рубальский будет, если во время не остановите. И самое ужасное- православным будет себя называть.
Андрей Рст 2 августа 2023, 18:03
Сергей 2 августа 2023, 00:02: "Все обновленцы хотят по названию оставаться православными, используя институт церкви, для продвижения своих новшеств" >> Рубский не обновленец, а создатель полностью новой религии. Попросите его кратко сформулировать ключевые положения его христианства: суть грехопадения, Воскресения Христа, Спасения, смысл жертвы Христовой, назначение молитвы, назначение Литургии. Без отсылок к десяти своим роликам или книжонке, а кратко, четко, тезисно. Удивитесь насколько это далеко от всех христианских конфессий вместе взятых. Недавно у Рубского вышел ролик c исследованием, что Бог христиан на самом деле не первоначало всему, а гностик-like творец из ранее бывшей материи.
Сергей 2 августа 2023, 15:08
Даже если бы о. Вадим Леонов не писал своих комментариев, а просто дал цитаты из "лекции" о. Вячеслава Рубского - думаю, этого уже более чем достаточно, чтоб за голову схватиться. Как может в публичном поле из уст православного священника звучать такая пантеистически-секулярная каша?
Екатерина 2 августа 2023, 14:54
Дискуссия, которую портал имеет мужество печатать здесь крайне важна, чтобы те, кто думают, что они в церкви в безопасности - не расслаблялись. Духовное зрение надо тренировать. Сам Господь нас призывает во всем разбираться, особенно в нашей вере. Как ободряет, что церковная традиция в лице отца Вадима не прерывается. Господь Иисус Христос - Глава нашей Церкви «юже стяжал еси Своею честною Кровию». Люди, предлагающие оторвать Христа от Его же Церкви - где же вы будете, когда Он придет судить вас? Какой психолог вам тогда поможет?
НН 2 августа 2023, 14:17
4482 1ав: Не надо передёргивать. У о.Вадима чётко написано:/Меня побудили ознакомиться с его творчеством студенты, которым я преподаю. После просмотров нескольких лекций они были в сильном недоумении и попросили меня просмотреть некоторые видео из его огромного контента и дать комментарии. Так появилась данная статья/- т.е студенты не просили о.Вадима дать ответы, а лишь прокомментировать и высказать мнение. И обратились, да, к своему академику, которого уважают и ценят. Не обижайтесь, но у о.Вячеслва - типичная секта, со всеми признаками; так во всех сектах: манипуляции, эмоции, превосходство, неточность и поверхностность(необыкновенная широта взглядов), и ещё и агрессия с оголтелостью.
Сергей 2 августа 2023, 00:02
Очень важные вопросы поднимает о.Вадим. Все обновленцы хотят по названию оставаться православными, используя институт церкви, для продвижения своих новшеств. Отсутствие преемственности и духовного наставничества приводит к созданию интеллектуально-метафизических построений,которые обязательно должны быть ими оглашены. Всё-таки необходимо благословение на высказывания в публичном пространстве о вероучительных вопросах.
Владимир 1 августа 2023, 20:59
Сколько гордыни и тщеславия!!!
4482 1 августа 2023, 17:17
НН31 июля 2023, 15:50 Справедливости ради, конгресс никто не собирал и туда самовольно никто не являлся. Семинаристы не к своим конспектам лекций обратились, и не в библиотеку за трудами святых отцов побежали, а в интернете искали, так из преамбулы первой статьи следует. Но этого в упор никто не хочет замечать. Чего им в семинарии не хватило? академики не хотят разобраться? К тому же студенты сами не смогли разобраться и дать ответ или отпор, если хотите, тяжеловеса для какой-то "гретытумберг" пригласили.
Антоний 1 августа 2023, 15:53
В целом неприятие учения прот. Вячеслава, отвергающего Святых Отцов золотого века расцвета Православия и ищущего некий новый образ жизни для христианина XXI века, показывает: большинство из Православных жителей Святой Руси чутко различают, где истинное Учение, строго согласующееся с Христом и Святыми, а где - либеральный новодел. И это не может не радовать: трезвое мышление и регулярная сверка услышанного со Священным Писанием и Преданием - неотъемлемоая часть сознания Христианина, не дающая отклониться от раз и навсегда установленного пути, с которого не сойдём, "даже если ангел с неба будет благовествовать" нам не то, что Бог и Святые отцы благовествовали.
Елена О. 1 августа 2023, 15:32
Роман 1 августа 2023, 12:29 Вот спасибо Вам, Роман! Никак раньше у меня образ широкого и узкого пути в голове не укладывался хорошенько.
Галина 1 августа 2023, 14:53
Павел Т. 1 августа 2023, 11:15. ответ "удался", и о.В.Леонов отмечает в следующем своем ответе простую тенденцию : "Он пытается унизить их и возвыситься над ними, разговаривая в презрительно-менторском тоне так, что воцерковленные христиане дистанцируются от него, чтобы не оказаться измазанными грязью..." О.В.Леонов дал развернутый ответ вполне, что было ожидаемо и уже по первой его статье и по форме ответной статьи о.Вячеслава
Ирина 1 августа 2023, 14:52
Мне не жаль автора. Мне жаль рядом стоящую молодежь. И рада, что Православие ру в виде дискуссий дает возможность многим разобраться, насколько богопротивно Богу все новые церковные веяния, выступающие порой против учения святых Отцов, как и Отцов Вселенских соборов.Нет для них, как правило, в богатом наследии церкви, авторитетов. Таких, новоявленных горе-православных, к сожалению, мы наблюдаем и у себя. В Сибири.
Галина 1 августа 2023, 14:36
Роман 1 августа 2023, 12:29. Заявляемой четкости выражения позиции совершенно нет: вопросы на вопрос, отсылки по смыслу "поищи сам- там точно есть ответ", подмена понятий. Про "Чем шире кругозор человека, тем меньше понимающих то, что он пытается донести" вывод четкий: несогласие и возможное сомнение и критика приравнивается к непониманию с применением удобной логики "сам дурак".
Кира 1 августа 2023, 12:52
Я лично, хоть и прочла раньше ответ отца Вячеслава в его телеграмме, считаю правильным появление его и здесь. Считаю, что на портале должны быть и богословские диспуты. Мне лично богословские дискуссии интересны, кстати, и святые отцы не во всем были между собой согласны, бывало, и спорили друг с другом. В выраженной здесь позиции отца Вячеслава, на мой грешный взгляд, антиправославного нет. Общение с Богом вполне может быть разным для разных людей, да и для одного и того же человека в разные моменты. У каждого свой опыт и духовное состояние.
Роман 1 августа 2023, 12:29
Чем шире кругозор человека, тем меньше понимающих то, что он пытается донести. Пытается, пытается, а люди видят только что-то свое, мелочное. Отец Вячеслав, открыт для общения, четко излагает свою позицию, но те кто хотят с ним спорить, к сожалению, в лицо посмотреть ему не могут. Ну это даже не их вина, "маленьким" людям, нужна маленькая вера.
Петр Д. 1 августа 2023, 12:29
В интернете появился великолепный разбор лукавства Рубского в использовани понятия "постмодерн". Название статьи: "Ответ простака Павла Симплинского на умелое плутовство протоиерея Вячеслава Рубского". Найдете через поисковик. Это блеск!
Антоний 1 августа 2023, 12:01
Есть спрос на лайт-версию Христианства, будет и предложение.
Читательница (Подмосковье) 1 августа 2023, 11:43
Ольга 1 августа 2023, 00:19: "Но, по моему мнению, эта статья - индикатор следующих опасных тенденций..." А я увидела еще одну "тенденцию" - это кадровый дефицит в Церкви. Это плачевнее, чем замешанные на гордыне бредовые высказывания на богословские темы отдельно взятого клирика. Если такие "богословы" продолжают служить и их некем заменить, - это страшно. Не уверена, что эту статью нужно было публиковать на портале. Наверное, такие вопросы нужно решать на другом уровне. Много ли читателей раньше знали о прот. В. Рубском? Лично я не слышала. Теперь узнали все и задумались: неужели такая безвыходная ситуация в "Датским королевстве"?
Павел Т. 1 августа 2023, 11:15
Судя по тому, что ни один из комментариев пока не касается содержательной сути статьи, ответ отца Вячеслава вполне удался. Ибо даже справедливое замечание о грамматической небрежности (что делать, насколько мне известно, штата редакторов и корректоров у Рубского нет) и ошибки в инициале оппонента (Д.вместо В. пару раз) содержания всё-таки не касается. Многая лета обеим оппонентам. Может, как писал уже здесь комментатор, вот именно таким образом, "сквозь волчицы и терние", всё-таки прорастёт в нашей Церкви культура богословского диспута. Вполне в соответствии с известной цитатой Апостола про "разномыслия", кстати
Сергей 1 августа 2023, 11:04
Многие сейчас увлекаются психологией. Это очень опасно. Надо поменьше изучать психологию и побольше аскетику.
Alexei 1 августа 2023, 10:38
К сожалению, о. Рубский - жертва сегодняшнего запроса на Церковь и на священников-врачей, священников-искусствоведов,священников-психологов, священников-блогеров, священников-артистов. НО! Это запрос общества и большой части верующих. О таких пишут и говорят с уважением. Вот такая беда общества Церкви и священников, "стремящихся ответить на запрос". Мне лично знаком тоже священник-психолог, почти одноклассник. Он оставил священство по-тихому: ни запрещен, ни ущемлен. Может вернуться, примут. Но что-то не пускает. Может, дьявол не пускает? Истинно сказано: Не можете двум господам служить.
Петр К. 1 августа 2023, 10:03
Итак, академическую экспертизу Рубский так и не сделал, но свой вывод негативный огласил. Это означает, что даже если бы он нечто такое породил, то это была бы подгонка под необходимый ему результат. Впрочем, судя по безграмотности текста, он на это не способен. С духовной точки зрения, по признаю самого Рубского, о. Вадим прав, с чем мы его и поздравляем. А в аспекте построчных комментариев Рубский пытается опровергать о. Вадима путем подмены смыслов. Антрополатрия - это уже не человекопоклонничество, а противопоставление любви; монашеский путь был бегом за "морковкой", а теперь стал спасительным через делание "ерунды". Изворотливость Рубского впечатляет, но шито все белыми нитками.
Владимир 1 августа 2023, 09:37
К сожалению, не оставляло ощущение тонкого светского манипулятивного передёргивания. И как-то совсем не понравилось, что автор пишет о себе от третьего лица. Это, на мой взгляд, просто моветон. Возможно, о. Вячеслав не хотел часто использовать местоимение «я», но это не очень правильные благие намерения.
и.Александр 1 августа 2023, 09:14
Вот интересно. Почему люди занятые точными науками часто являются адекватными верующими. А увлеченные психологией начинают изобретать бредовые альтернативные учения? Если посмотреть, психология наукой является весьма условно, из математики здесь лишь статистика (и то лишь в самых научных школах), аксиоматики верифицируемой и фальсифицируемой по сути нет и т.д. Напротив, Догматическое Богословие является точной наукой, правда в описательном языке оставшейся в среднивековом состоянии. До Галилея и физика описывалась аналогично - словесными формулами. А теперь смотрим, сколько клириков изучающих "современную психологию и философию" либо сняли с себя себя сан, либо, что хуже, придумали ересь.
Александр 1 августа 2023, 08:11
Не дает покоя, что можно взять так и написать с умным видом: "Православное монашество не смогло обеспечить реальное богообщение, поэтому придумало модели оправдания своего духовного бесплодия – учения о бесстрастии, о чистоте души, о загробном воздаянии". И не было у нас ни Паисия Святогорца, ни оптинских старцев. Поразительно.
Вадим Борисов 1 августа 2023, 07:33
Зачем публиковать такие скандальные выходки как гордые безумные речи В. Рубского? Нужно ограждать и защищать от этого людей. А такая полемика опасна. Это похоже на безобразный проект телеканала "Спас" "Не верю!", когда давали трибуну матерым безбожникам и хулителям.
Владимир 1 августа 2023, 05:03
Протоиерей Вячеслав Рубский, поругаемый многими в церкви, является примером трудолюбия, любви к Богу и честности в своих взглядах. Он не боится видоизменять звучание православных концепций, православной духовности, приводя в гармонию с днём сегодняшним. И там, где батюшки, запрещающие своей пастве мыслить, указывают на развращенность нашего века и говорят, что нынче сатана правит, отец Вячеслав находить духа святого, и помогает найти радость молитвы. Он учит радости, как говорил апостол: постоянно радуйтесь, за все благодарите. Он учит почитать святых отцов не бездумно, а указывая на из смелость в их времени не плыть по течению, а мыслить не так как все, а как дух внутри говорит.
Владимир 1 августа 2023, 04:17
Отец Вячеслав, мы вас любим. Независимо от того, кто что напишет. И очень ценим ваш труд.
Ольга 1 августа 2023, 00:44
Спасибо о.Вячеславу за достойный ответ. Мне были нужны дополнительные объяснения и разъяснения , т.к. высказывается о. Вячеслав смело и даже дерзко, что вызывает сначала удивление и неприятие, но это только первое впечатление.Когда ты начинаешь спокойно размышлять над смыслом сказанного, то обнаруживаешь настоящую глубину и нестандартность мысли автора.
Андрей 1 августа 2023, 00:42
Это так прекрасно, что даже не верится. Два прекрасных великих церковных спикера публично дискутируют на острые и давно назревшие вопросы поставленные современным миром. Да - остро, да - где-то амбициозно с обеих сторон. Но сам факт такой публичной дискуссии - это очень замечательно. Живая церковь, с разномыслием искусных! Чаю видеть продолжение с ответами и особенно на прó‎клятые вопросы. И желательно в ключе братолюбия. Но очень удивляют некоторые желчные, бессодержательные и неконструктивные комментарии. Мне кажется не стоит так остро реагировать на то,что кажется странным и непонятным. Думаю о.Вадим с легкостью парирует и мы увидим торжество православного богословия и многому научимся.
Ольга 1 августа 2023, 00:19
Здравствуйте, братья и сестры! Простите, если невольно кого-то обидела. Но, по моему мнению, эта статья - индикатор следующих опасных тенденций: 1. Священник, получивший психологическое образование, не боится публично интерпретировать положения Библии, исходя из уровня своего образования и опыта. Результат не очень. В нашей традиции такое под силу было только людям святой жизни (например, Св. Игнатию (Брянчанинову)). 2. Статья слабая и тема скользкая. Вопрос: "Почему напечатали на портале с хорошей репутацией? Чтобы ... что?" С уважением, Ольга.
Николай31 июля 2023, 23:59
После прочтения хаотичного, неаргументированного, самодовольного ответа прот. В. Рубского сердечно благодарю о. Вадима за то, что он грамотно, спокойно, академично вывел на свет страшные ошибки этого одесского священника-психолога-философа.
Максим Матвеев31 июля 2023, 23:12
Чувствуется, что данная статья это все-таки приглашение к диалогу. То, что о.Вячеслав изложил свои тезисы на фоне иронии и подчас обвинения, то он сделал это дабы соответствовать духу о.Вадима, который был первым не лестным в оценках. Как говорится, с эллином по-эллински. Но все-таки, это диалог. Можно искать внешние и внутренние поводы для разделения верующих, как это и делают учёные, вводя различные шкалы религиозных ориентаций. Но не будем упрощать и загонять оппонентов в удобные нам рамки, которым они всяко не соответствуют. Они оба радеют за веру, функция которой заключается в обеспечении устойчивости личности. Для меня актуализированность взглядов Рубского - это крепкий фундамент.
Иоанна_ 31 июля 2023, 23:10
Православие.ру, не опускайтесь до подобного рода публикаций! Это не ваш уровень и не ваш автор! Буду удивлена, если отец Вадим решит ответить на эту несуразицу (начиная с хамского и безграмотного заголовка).
Елена31 июля 2023, 23:06
Странная статья.. Будто о Боге, но на первое место вываливается желчь и плохо скрываемое желание унизить оппонента. Понятно, почему с ним нет смысла говорить очно. Хочется пожелать автору успокоиться- нет смысла рассуждать об общении с Богом, имея иного духа. Жаль, также, что статью разместили на таком уважаемом ресурсе..
м. А31 июля 2023, 21:58
Не хотя никого осуждать, но скажу, что о. Вячеслав, производит впечатления человека находящегося в глубокой прелести. Одесский кочетковец. На лицо огромная гордыня, подстрекающая его постоянно принижать богословский уровень о. Вадима, мол ниже плинтуса, мои студенты и то лучше пишут, причём 3 или 4 раза за беседу это повторяется.
Алексей31 июля 2023, 20:39
Отец Вячеслав красавчик!
Татьяна31 июля 2023, 20:18
От избытка сердца глаголют уста.. Один сарказм и помои хлещут, потому что сказать нечего на свое а-ля богословие. Может теперь есть все основания отправить под запрет насовсем такого священника.
Zloy31 июля 2023, 19:36
Вот теперь мне понятно, к чему приведёт эта публикация. В своём тексте Рубский неизвестно зачем трижды в пренебрежительном тоне, причём никак это не аргументируя, упоминает РПЦ. Это заметила уже и одна из комментировавших. И теперь Рубского просто затопчут - но не за то, в чём обличал его о. Вадим Леонов в своей безукоризненной статье, а просто за то, что он с Украины - а что хорошего может быть там, где не поминают патриарха? Его-то затопчут - и таким образом сделают из автора "православия-Light" псевдоисповедника. Очень прошу всех не идти по этому пути! Обличайте его опасные заблуждения, а не то, поминает ли он Патриарха! Занимайтесь главным, а не второстепенной в данном случае деталью!
Николай31 июля 2023, 18:35
Прекрасный ответ. Было очень интересно прочитать. Очень рад начатой дискуссии. Надеюсь на её продолжение.
Евгений 622231 июля 2023, 18:21
Отец Вадим уже не один год борется с засильем психологии в Академии и Семинарии Москвы.Очередная волна поднимается. Отцу Вадиму- терпения,сил,здоровья. Храни вас,Господь,батюшка.
Анна31 июля 2023, 17:38
Совсем не нужно публиковать такие статьи на портале Православие.ру, только сеет рознь.
А.В31 июля 2023, 16:52
Те, кто с умилением внимали обновленческому таланту митрополита Введенского, готовы были простить ему троежёнство за его красноречие. Но здесь как-то даже не зацепило. Имеет место просто подмена постепенного, выверенного многими трудами и подвигами святых подвижников, духовного возрастания- некими духовными сливками, которые запросто можно слизнуть, не прилагая труда. К большому сожалению ушло наверное то время, когда словосочетание « украинский Батюшка» было символом молитвенности и церковности.
Андрей31 июля 2023, 16:44
Дискутируя с Рубским необходимо знать, что вы спорите с некой публичной версией его идей, которые отличаются от тех идей, которые он высказывает на самом деле. Цитата его слов, обращенная к группе (не личка): "Мне сообщили - некто хочет выдавать то, что я говорю вам за то, что я хочу сказать всему свету. Это разные вещи. Поэтому не надо говорить то, что я говорю вам, кому-либо еще" (пруф: cloud. mail. ru/public/iEz5/wfgrqZ3fk)

Как правило публичные версии менее провокационны и более сдержаны в словах и оценках, но это не более чем витрина.
Елена31 июля 2023, 16:25
Полемика с оппонентом в стиле «сам дурак» не делает чести Рубскому. Как и все остальное, что от него исходит.
Александр31 июля 2023, 16:11
Уважаемая редакция, зачем вы размещаете такого рода материалы на портале. Вы добавили ложку дегтя к замечательным статьям, ради которых тысячи людей приходят к вам. Не надо уподобляться второсортным телеграмм-каналам.
Галина И.31 июля 2023, 16:06
Не брату. Если Екатерина Островского, "луч света в темном царстве", запуталась в темном царстве лабиринта своих страстей,отступив от Бога ради своих ложных любовных устремлений и погибла, то,по аналогии,что ожидать от о.Вячеслава? Дай Бог ему выбраться из темных лабиринтов человеческих мудрствований и анти евангельского вольнолюбия, вместе с его ликующей самонадеянной паствой, чтобы не погибнуть окончательно духовно.Евангелие вечное во все времена (Откр) и пересмотру не подлежит.Это как дважды два, без всякой философии."По лукавству человеческому и по хитрому искусству обольщения" путь ведёт в лучшем случае в небытие, и Бог тут ни при чем. Кто что выбирает, тот и получает.Спаси, Господи!
Олег31 июля 2023, 16:02
Екатерина, чтобы определить соответствие учения о.Вячеслава православию, это учение нужно хотя бы понять. Полемика может помочь пониманию.
НН31 июля 2023, 15:50
И.: /И вот чтобы у академика в доме приборы работали, т.е. для подготовки этого самого электрика, помимо науки с ее светилами нужны были рядовые преподаватели физики техники безопасности, инженеры опытные электрики-практики/- Всё верно. Но вот для того, чтоб напр., Конгресс учёных-экологов обозначил проблемы экологии и предложил решения этих самых проблем, не надо на конгресс приглашать Грету Тунберг, давать ей слово и, тем более, присушиваться к её бреду. Приглашение на конгресс подобной участницы дискредитирует учёных и возвышает не совсем здорового человека, во вред ему же самому; там и так самомнения выше крыши и бредовых идей хоть отбавляй. Её лечить надо, а не выставлять на посмешище.
Ольга31 июля 2023, 15:43
Дошла до слов "современная православная церковность" и дальше читать не стала. При всем уважении к магу, а уважение действительно есть, ну не надо каждому батюшке блогничать. Не регулирует эти вещи никто ни в патриархии, ни в епархиях. И вот - результат. Непрофессионально как-то. Вот у отца Вадима Леонова профессионально, а здесь - нет. Надеюсь, батюшку отпустит блогосфера
Алексей31 июля 2023, 15:05
Чуждым веет... Не смог дочитать до конца
Екатрина31 июля 2023, 14:53
Вероятно, не стоило это публиковать здесь. К поиску истины публичная полемика не приводит обычно. Есть, наверное, специально обученные люди в Церкви, занимающие соответствующие должности, которые должны определить, соответствует ли поведение и учение о. Вячеслава православию или нет.
И.31 июля 2023, 14:22
Андерей Николаевич31.07.2023, 10:51 Наука делится на фундаментальную и прикладную. На практике плодами и той и другой пользуются все, от академиков до сантехников, в меру своих способностей. Например, жена лауреата Нобелевской премии Л.Д.Ландау вызывала простого электрика, чтобы починить розетку в доме, академик не способен был это сделать, она об этом в воспоминаниях писала. И вот чтобы у академика в доме приборы работали, т.е. для подготовки этого самого электрика, помимо науки с ее светилами нужны были рядовые преподаватели физики, техники безопасности, инженеры, опытные электрики-практики. Академик при этом не обесценивал промежуточные звенья от себя до электрика.
Алексей 31 июля 2023, 14:20
Дорогие комментаторы, попробуйте возразить отцу Вячеславу по существу вместо обвинений его в неуважении к оппоненту, в не том (а точнее в непривычном для вас) стиле изложения и прочее. А вообще хотелось бы всем напомнить, что "надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" Апостол при этом "не искусных" в ад не посылает, так что желаю всем нам мира, любви, и хорошей дискуссии на разные важные темы.
Александр31 июля 2023, 14:11
"Библейский тип богообщения обесценивает наше богообщение... Библейский путь богопознания – это натуральные явления Бога Аврааму, Иакову, Моисею, И. Навину и т.п. Эти явления делают наше посещение Божие на вечерних молитвах мизерными." Т.е., к примеру, явление св.Троицы Александру Свирскому или Богородицы преподобному Сергию обесценивает современное богообщение. Стесняюсь спросить, следовательно и иконы, как например, Троица Рублева, наносят господину с Украины не меньший вред?
Наталья31 июля 2023, 13:57
"Вопрос о крестной жертве Спасителя также поднимался в моих чаёвнях. См.: «Христианство и жертвоприношение», «Распятие». На этом этапе христианской мысли осмысление Крестной жертвы, на мой взгляд, не может идти по лекалам Средневековья." Этой фразой всё сказано!
Анна31 июля 2023, 13:44
Уже по названию статьи-ответа всё понятно. Отцу Вадиму - сил, тепнения и пастырской мудрости.
Арсений31 июля 2023, 13:14
Статья - и смех и грех.
Андрей31 июля 2023, 13:03
> Я считаю неспособность объяснить свои сочинения в живой беседе недостатком современной православной церковности Эти дни разные люди объясняли о.Вячеславу почему письменный диалог в данном случае чище и корректнее. Но Рубскому важнее шоу для своих подписчиков, а не получение продуманных ответов. Поэтому о.Вячеслав навязывает жанр в котором победит тот кто быстрее и ярче сумеет задавить оппонента базаром, а не обоснованностью правоты. Недавно сам о.Вячеслав стал жертвой похожей техники, пригласив на стрим Джастаса Уолкера. У Джастаса язык подвешен хорошо, и он умеет "переть базаром". И давил он Рубского как котенка, явно не правотой, а именно техникой забалтывания и сбивания разговора.
Елена31 июля 2023, 12:57
"РПЦ является мастером монетизации". Ах во-оот оно что. "РПЦ". А Патриарха Кирилла отец протоиерей поминает?
Н31 июля 2023, 12:25
Где Дух Святый, там нет желчи и самооправдания, там святое молчание.
Андерей Николаевич31 июля 2023, 10:51
Автор этой статьи пытается позиционировать себя как знающего и образованного, но не способен даже запомнить имя своего оппонента, не знаком с элементарными нормами русского языка, а наука здесь даже рядом на стояла.
Комментирование завершено

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×