Гибельная страсть

И вопроси Его (Иисуса Христа) некий князь,
глаголя: Учителю  благий!  что сотворив
                                         жи­вот вечный наследствую? Лк. 18, 18

Этот весьма важный жизненный вопрос, предложенный Иисусу Христу одним из начальников иудейских, разре­шен впоследствии времени, на пространстве веков, святыми угодниками Божиими самым положительным, решительным и достойным общего подражания способом: усердным испол­нением заповедей Христовых, презрением к здешней суетной жизни и к многострастной плоти, крайним прилежанием о ду­ше, существе бессмертном, и безвозвратным стремлением к жизни вечной. Примеров тому - неисчетное число и в древние, и средние, и новые времена.

 Но послушаем, какой ответ дал Иисус Христос князю, или начальнику  иудейскому на вопрос его: Что сотворив живот вечный наследствую? Господь отве­чал ему: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего и мать свою». Он же сказал: «Все это сохранил я от юности моей». Ус­лышав сие, Иисус сказал ему: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим и будешь иметь сокрови­ще на небесах, и приходи, и следуй за Мной». Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Слышавшие это сказали: «Кто же может спастись?» Но Он сказал: «Невозможное людям возможно Богу» (Лк. 18, 20-27).

На этих словах оканчивается нынешнее   Евангелие.  Из сказан­ного видно, что всякий, кто хочет наследовать жизнь вечную, должен соблюсти заповеди, которых существо есть любовь к Богу и ближнему. Иудейский начальник, по-видимому, со­блюдал их и недалек был от Царствия Божия, но на поверку оказалось, что ему недоставало одного, и весьма важного, по­двига, а именно оставить пристрастие к богатству, которое бы­ло идолом его сердца, удаляло от Бога и делало его жестоко­сердым к нищим и из-за которого он не мог искренне любить ни Бога, ни ближнего. Вот что значит страсть к богатству! Она глубоко коренится в сердце человека и неприметно подтачива­ет духовную жизнь его, как червь древесный - дерево. Чело­век, преданный страсти к любостяжанию, бывает, по-видимо­му, благочестив, молится всегда Богу, хотя поверхностно, со­блюдает наружное целомудрие, честность в сношениях и делах с соседями и согражданами, отвращается лжи и клеветы; не прочь он и от милостыни, хотя по своему взгляду на нее, по своему понятию и вкусу или из тщеславия; когда же потребу­ется от него жертва большая, требующая его самоотвержения и лишения некоторого, когда небесная правда потребует от не­го, чтобы он сокрушил кумир, которому он усердно служил, который лелеял всегда, может быть сам того не замечая, - тог­да оказывается, что он находится весь во власти этого кумира, т. е. любостяжания.

 Тогда он вдруг охладевает к Богу и ближ­ним; тогда не столь дорога ему и вечная жизнь, о которой он прежде помышлял и которой желал; тогда страсть к богатству оказывается у него как бы раком - известной болезнью в те­ле, который глубоко врезался своими корнями смертоносны­ми в сердце его и губит его. Все добродетели, которые он преж­де делал, заглушаются и как бы умирают, подобно семенам хлебным, заглушаемым дурной травой. Вот что называется, по известному народному присловию, «бочка меда, да ложка дег­тя», как заражает одна страсть все добрые дела и разрушает их! А когда такая опасность душе бессмертной от любостяжа­ния, то явно, что надо искоренять его усердной милостыней, презрением к роскоши, умеренностью во всем, постом и мо­литвой, убеждением себя в суете и тленности всего земного, в несравненном превосходстве благ вечных, непреходящих, пред благами тленными, грубыми, как дым исчезающими.

 По­этому, братья мои, мы должны исполнять не одну, не две или три только добродетели, а все по возможности, чтобы нам быть совершенными и не иметь недостатка ни в какой добродетели. Да будете совершенни и всецелы, ни в чемже лишены, - говорит святой апостол Иаков (Иак. 1, 4). Будите убо совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть, - говорит Господь в Евангелии (Мф. 5, 48).

Когда богатый юноша-начальник уда­лился от Господа с печалью и Господь сказал, что трудно вой­ти уповающим на богатство в Царство Небесное, то ученики Господни спросили с удивлением своего Учителя: «Кто же мо­жет спастись?» Он сказал: «невозможное человекам возможно Богу». Это значит, что Бог может благодатью Своей смягчить и уврачевать и сердце любостяжательного богатого, просветить очи сердечные, ослепленные корыстью, убедительно предста­вить его уму и сердцу тленность и ничтожность земного богат­ства и вечность, несравненную красоту и сладость благ Небес­ного Царствия, которые он может получить взамен земных благ, - и невозможное сделается для него возможным, он бу­дет щедро подавать милостыню нищим, коими прежде прене­брегал, будет преуспевать во всякой добродетели, восходить от силы в силу и таким образом удостоится жизни вечной.

Апостольское чтение нынешнего дня служит как бы про­должением и пояснением, развитием Евангелия, оно излагает пред нами целый лик добродетелей христианских: милосер­дие, благость, смиренномудрие, кротость, мир, долготерпение, снисхождение и   всепрощение и главу и корень всех доброде­телей - любовь. Оно читается так:  Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, сми­ренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто имеет на кого жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, ко­торая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляй­те друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 12-16).

Итак, если желаем живота вечного, будем отрешаться от при­страстия к жизни временной и к благам временным, доколе не пришло время по необходимости оставить их, и облечемся в любовь к Богу и ближнему, которая есть совокупность совер­шенства; будем держаться мира со всеми, без которого никто не узрит Бога (Евр. 12, 14), и поучаться непрестанно в славо­словии в храме и дома. Аминь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×