15 октября 2023 года в Санкт-Петербургской митрополии состоится второй детско-юношеский крестный ход «От Цесаревича к Цесаревичу», посвященный дню тезоименитства Цесаревича Алексия, которое отмечается 18 октября – в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца. Организатором этого и других Свято-Алексиевских крестных ходов является руководитель Общества ревнителей светлой памяти Цесаревича Алексия Владимир Знахур. Ктитор храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия в Знаменской земле Петергофа Юрий Тизяев рассказывает о том, почему Знаменку называют Землей Богородицы и «местом радости», о том, как он пришел к Богу и построил храм страстотерпца Цесаревича Алексия, и о том, как в 2018 году наследник Российского престола побудил оперного певца из Италии Элвиса Фантона и его учеников горячо полюбить святую Царскую семью и через нее – всю Россию.
Храм страстотерпца царевича Алексия в Знаменке
– 12 августа 2024 года мы отметим 120-летие со дня рождения святого Цесаревича Алексия, а 18 октября в честь его именин пройдет третий детско-юношеский крестный ход «От Цесаревича к Цесаревичу». Почему он так называется?
– Крестный ход начинается от нашего храма святого Царевича Алексия в Знаменке, а заканчивается в храме святого Царевича Алексия в деревне Разбегаево, настоятелем которого является иерей Олег Нечаев. Надеюсь, что в нашем детском крестном ходе примут участие и учащиеся воскресной школы Цесаревича Алексия Петропавловского собора Петергофа, прихожанином которого мы с Владимиром Знахуром были ранее. В октябре 2017 года я передал в дар школе стенды с фотографиями Царской семьи, потому что считаю, что дети должны знать о ней и видеть прекрасные лица, глядя на которые не захочется ни выругаться, ни сделать что-то плохое. Летом во время каникул директор школы Елена Владимировна Репина гостеприимно приняла наших крестоходцев на ночлег и выразила готовность сотрудничать с храмом Цесаревича Алексия в Знаменке, ведь у нас со школой один и тот же небесный покровитель.
Храм Петра и Павла в Петергофе
– В ваш храм два года подряд приезжал итальянский оперный певец Элвис Фантон. Как произошло его знакомство с Царской семьей?
– Когда Элвис пел здесь «Боже, Царя храни!» на русском языке, он вряд ли знал о том, что первое публичное слушание Российского государственного гимна-молитвы состоялось почти 190 лет тому назад – 11/24 декабря 1833 года. Исполнение итальянцем русского гимна – настоящий подарок и для нас, и для Царской семьи.
Элвис Фантон рассказывал, что в 2018 году ему приснился мальчик, от которого исходила непередаваемая словами любовь
Маэстро Элвис Фантон рассказывал о том, что в 2018 году ему приснился мальчик, от которого исходила необыкновенная, непередаваемая словами любовь. Проснувшись, певец сразу стал искать в интернете фотографию незнакомого ребенка. Он быстро нашел его фото и узнал, что это наследник русского престола. Итальянца, не говорящего по-русски, так поразила судьба этого необычного подростка и его семьи, что с тех пор он каждый год приезжает в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москву и другие места, связанные с Царской семьей. Он был с нами на литургии в храме, на молебне у Поклонного Креста на Нижней даче, шел крестным ходом к памятнику Царевичу Алексию в парке Александрия, где пел «Ave Maria», участвовал в играх и хороводах у храма святой Анастасии Киевской, где с помощью Божией нами создан духовно-просветительский центр, носящий ее имя.
Юрий Тизяев, ктитор храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия – Как родилась идея построить храмовый комплекс недалеко от места рождения наследника российского престола?
– Наш храмовый комплекс построен напротив парка Александрия, недалеко от дворца «Нижняя дача». Это любимое место святой Царской семьи. Во дворце родился Цесаревич Алексий и три из четырех его сестер – царевны Татиана, Мария и Анастасия. Неподалеку отсюда, в Петергофе, есть храм святых апостолов Петра и Павла. Как и наш храм, он тоже находится в Знаменской земле. Когда-то настоятелем храма был священник Алексий Кольцов. Среди его прихожан были я и активный участник движения памяти Цесаревича Алексия Владимир Васильевич Знахур. Уже 20 лет он организует крестные ходы по царским местам. Когда крестоходцы приходили в храм Петра и Павла, мы присоединялись к ним и следовали к месту рождения Цесаревича Алексия – ко дворцу «Нижняя дача». Это длилось не один год. И каждый раз хотелось помочь людям, которые своим молитвенным деланием стараются приблизиться к Богу, идут к святости. Так получилось, что мы сами предложили Владимиру Васильевичу идею обустроить место, где можно было бы после крестного хода укрыться от дождя, помолиться, пообщаться, попить чаю. На самом деле все созидает Господь, а мы в Его благодати по милости Его к нам созидаем храм своей души. Если Господь благословит, то применяем в наших трудах дарованные от Бога организаторские способности, а если есть возможность, то и финансы. Благодаря всему этому и созидается Церковь Христова на земле.
Не мы, а Господь так рассудил, что нужно построить поближе к месту рождения Цесаревича в парке Александрия Знаменский Свято-Алексиевский церковный комплекс из трех храмов. Чудом Божьим сначала здесь появилась часовня, а позже храм святого Цесаревича Алексия. Верим, что именно по его молитвам было положено начало развитию Духовно-просветительского центра Петергофа на Знаменской земле. Созданный нами Центр посвящен святой преподобной Анастасии Киевской с домо́вым храмом в ее честь. Третий храм-часовня освящен в честь святого Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи.
Храм преподобной Анастасии Киевской
– Как Знаменская земля связана с Киевом?
При центре существует единственный в мире храм в честь святой Анастасии Киевской
– Наш храмовый комплекс мы созидаем в окрестностях Санкт-Петербурга на месте Знаменского имения в Петергофе, которым владела великая княжна Александра Петровна Романова, супруга великого князя Николая Николаевича Романова, брата императора Александра II, будущая святая преподобная Анастасия Киевская. При центре существует единственный в мире храм в честь этой святой. До замужества она была австрийской принцессой, дочерью российского мецената Петра Ольденбургского, памятник которому недавно возрожден в Санкт-Петербурге. Создав в Киеве Покровский монастырь, она приняла там монашество с именем Анастасия, стала инокиней, потом игуменьей монастыря и была прославлена в лике святых как преподобная Анастасия Киевская.
Осознавая свою духовно-просветительскую миссию, мы решили продолжить ее дела благотворительности и милосердия, создав в ее честь Центр. Правда, пока его деятельность находится в зачаточном состоянии. Здесь у нас долгие годы проходят просветительские занятия с детьми из многодетных семей. Пока шло строительство храма св. Цесаревича Алексия, мы молились в храме св. Анастасии Киевской и всегда ощущали и ощущаем небесное заступничество хозяйки Знаменской земли. Она дивным образом почила на Пасхальной неделе. Церковь чтит ее память в Четверг на Светлой Седмице. А мы нашей приходской общиной молитвенно почитаем ее память не только в этот день, но и в день ее рождения 3 июня по новому стилю.
Иерей Павел Яковлев – Как вы смотрите на идею проведения Первых детско-юношеских Свято-Алексиевских чтений и фестиваля-конкурса, посвященного 120-летию со дня рождения святого Цесаревича Алексия?
– Конечно, это нужное дело. Мы для того все и построили, чтобы в нашем храмовом комплексе и духовно-просветительском центре встречались наши дети и внуки, для того, чтобы там звучали молитвы и детские голоса. Когда храм и центр пустуют – это потерянные дни, и я очень переживаю по этому поводу. Храм никогда не должен закрываться и быть безлюдным. Очень надеюсь, что с каждым годом все больше людей будет молиться здесь. В ближайшее время мы обсудим вопрос об организации фестиваля с настоятелем храма иереем Павлом Яковлевым, с Владимиром Знахуром, с другими активными участниками нашего делания. Будет замечательно, если в духовно-просветительском центре через год мы услышим доклады школьников и студентов, посвященные воспитанию детей в Царской семье, образам царских детей и их родителей в литературе и искусстве. В конкурсе смогут принять участие авторы сочинений, стихов, рассказов, песен, рисунков, поделок из разных материалов.
О проповеди Христа вне церковных стен
– А что для вас значит крестный ход?
Для меня крестный ход – это проповедь Христа, которую мы из храма выносим в мир
– Для меня крестный ход – это проповедь Христа, которую мы из храма выносим в мир, это продолжение церковной молитвы, которая идет по всему миру. Крестный ход помогает преобразиться и стать ближе к Богу. Почти всегда крестные ходы, включая и многодневные, начинаются с Божественной литургии в храме. Из него мы выносим благодать, которую с радостью хотим раздать всем людям. Неся по улицам хоругви, иконы, произнося слова молитвы, прошения, молитвенные возгласы, мы проповедуем Господа, несем в мир Христову радость, Христов свет, надеясь на преображение как самих крестоходцев, так и людей, которые со стороны наблюдают, как идет крестный ход. Иногда они останавливаются, крестятся на иконы, как на видимый образ Церкви. Когда мы имеем возможность, поздравляем всех, кого встречаем, с праздником, радуясь духовному единению с ними. Господь преображает мир, и мы верим, что во время крестного хода от наших молитв, возгласов, прошений мы меняемся, что происходит некое преображение, которое трудно объяснить, но появляется ощущение, что ты стал хоть немного ближе к Богу, что Бог и в твоей душе, и в мире занимает все больше и больше места.
– Не каждому выпадает честь строить храм. А вы построили целый храмовый комплекс. Кто вы по специальности?
– Мне немножко легче было начать строительство храма и что-то созидать, так как моя профессия связана со строительной отраслью, и я почти 30 лет что-то строю.
О благодарности Богу
Страстотерпец цесаревич Алексий – Многие из нас пришли в храм взрослыми людьми. А когда вы крестились? Когда началось ваше воцерковление?
– Я крестился в 17 лет, но дорогу в храм сразу забыл. Господь привел меня в храм дивным образом более десяти лет тому назад, вновь поставив на дорогу к Нему. Вот потихонечку двигаюсь. Причем я пришел не в горе, как приходят многие люди, чтобы просить о помощи, а пришел благодарить. Когда мне еще не было сорока лет, я осознал, что все эти годы каким-то чудом меня окружала любовь, меня кто-то растил, воспитывал, давал образование. И я задумался, а в честь чего это все мне дано – и силы, и знания, и здоровье. И я пришел в храм благодарить Бога за все Его благодеяния, которые Он даровал мне непонятно за что. Ведь мы все не праведные люди, мы грешные. Конечно, у меня не безоблачная жизнь, были и горести, и искушения, и печали, как у всех. Но их так мало было по сравнению с безграничной радостью в Господе! Я ничем не отличаюсь от других людей. Но точно помню, что пришел в храм с осознанием того, что надо поблагодарить Бога. Слава Богу за все!
– Не часто услышишь, что человек впервые пришел в храм не просить, а благодарить. Видимо, поэтому Бог и благословил вас строить храмы.
Для меня это милость, которая ни с чем не может быть сравнима. Представляете – Господь вам доверяет строить Ему Дом!
– Господь даровал такую возможность, и мы с Его помощью трудимся тут уже 10 лет! Слава Богу за это. Это настоящее чудо. Не понятно, за что дарована такая честь. Многих состоятельных людей, которых я пытаюсь привлечь к этому делу, всегда спрашиваю: «У вас есть знакомые, которые храмы строят?» – «Нет», – отвечают. – «А вы сами что-то строили в своей жизни?» – «Строили», – говорят. «Ну, а храмы же вы не строили? Давайте вместе строить. Это же необычно!» – говорю им и рассказываю, что сам ни на шаг не могу отойти от этого. Для меня это милость, которая ни с чем не может быть сравнима. Представляете – Господь вам доверяет строить Ему Дом! Как же можно от этого отойти? Как строитель знаю, что люди не каждому доверят строить для себя дом или отремонтировать квартиру. Этот строитель им нравится, другой – не нравится. Этот плохо строит, не достоин строить. А тут Господь доверил мне Дом для Него строить. И хотя я, возможно, строю не идеально, но все эти годы не устаю удивляться, как это все так чудесно получается, и снова и снова благодарю Господа за все. А самая лучшая благодарность – это трудиться во славу Его. В первую очередь нужно трудиться над самим собой, бороться со своими страстями и грехами, и, конечно, необходимо трудиться для ближних. Ведь если задуматься, то и Дом Свой Господь созидает для нас, для молящихся людей, стремящихся в Господе Боге и Спасе нашем Иисусе Христе обрести спасение.
Много было разных моментов, переживаний. И как-то лет пять назад, когда у нас было много разных скорбей, я задумался: «А, может, нет благословения Божия? Может, Господь не благословлял это строительство, а я все пытаюсь что-то делать?» Вот такие мысли посещали меня. Но однажды во время паломнической поездки на Афон я со священником посетил Ильинский скит и спросил одного монаха: «Как вы здесь все построили? Как созидалась ваша обитель?» И монах ответил: «Очень просто: 10 лет трудов, 10 лет искушений и много радости!» Когда я спросил его, есть ли Божие благословение мне строить храм, он ответил: «Если бы не было Божьего благословения, ты бы даже один кирпичик не положил в основание храма!»
О Знаменской земле как «месте радости»
– Кому принадлежит выражение «место радости»?
– В акафисте святому Цесаревичу Алексию, который именуется «защитником теплым целомудрия», в 13-м кондаке говорится о месте радости, о радости Царицы Елены, обретшей Честный Крест, о радости родившей Цесаревича Царицы Александры, его матери. И мы просим, обращаясь к Светлому отроку:
«Помолися Владыце и Богу нашему не лишитеся и нам радости оныя, слезами покаяния даруемой, да будет о нас радость ангелов вящщая неже о девятидесяти и девяти незаблудших овцах, да и о нас ты возможеши пети Богу: Аллилуия!»
Здесь говорится о том, что сам Царевич Алексий и место его рождения станут для нас местом радости. А родилось это словосочетание так. Однажды во время беседы с Владимиром Васильевичем Знахуром и со мной паломники из Екатеринбурга выдвинули идею создать духовный мост между монастырем святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме и нашим храмом на Знаменской земле. Там место скорби, а у нас может быть место радости. Вспоминая это выражение, мы стали периодически использовать его, говоря о нашем храмовом комплексе, а позже я стал смотреть на это шире, потому что для меня местом радости является вся Знаменская земля.
Наш храмовый комплекс задумывался как некий духовный мост между нами и Екатеринбургом
Наш храмовый комплекс задумывался как некий духовный мост между нами и Екатеринбургом, где в Ганиной Яме закончилась земная жизнь святой Царской семьи. А «место радости» – это та самая земля, по которой Царская семья гуляла в свои самые счастливые годы. Я до сих пор не могу осознать то чудо, что четверо из пятерых детей удивительным образом родились именно здесь, на Нижней даче, ведь у них были дворцы в Ливадии, в Царском Селе, а почему-то все дети рождались здесь – царевны Татьяна, Мария, Анастасия и Алексий. Возможно, и старшая дочь Ольга родилась бы здесь, но еще не была построена Нижняя дача, последнее крупное дворцовое сооружение Александрии – четырехэтажный дворец, называвшийся иногда Новым. Он был расположен на берегу Финского залива, в северо-восточном углу парка. Для меня это знак того, что это действительно «место радости», и мы хотим, чтобы оно наполнилось христианской радостью тех людей, которые молитвенно здесь пребывают и участвуют в наших мероприятиях.
– В вашем храме есть несколько уникальных икон. Расскажите, пожалуйста, о них.
– В нашем храме святой преподобной Анастасии Киевской рядом с ее иконой находятся редкая икона Божией Матери в воинском шлеме («Взбранной Воеводе»), иконы Царской семьи и уникальная икона Всех святых земли Знаменской. На ней изображена Знаменская земля как «место радости», все ее святые и святыни, связанные с этой землей. Удивительно то, что на иконе мы видим все 13 святынь, которые в имении святой Анастасии Киевской были в годы его существования. Хотя какие-то из них разрушены из-за ветхости, какие-то утрачены в годы Великой Отечественной войны, в духовном мире, в вечности, в Царстве Божием они есть, поэтому отражены на иконе. Каждый построенный на земле храм вечен, кто бы его ни взрывал, ни сжигал, ни уничтожал, он есть Престол Божий в вечности. Когда люди обретают Царство Небесное, они наверняка видят все храмы, когда-либо построенные человечеством на Земле.
– Слышала, что от этой иконы произошло чудо с исцелением больного ребенка из Москвы…
– Да, ему поставили диагноз – злокачественная опухоль головного мозга. Родители позвонили знакомому батюшке, который тогда служил в Санкт-Петербурге, просили молитв и духовного совета. Священник посоветовал молиться святому Цесаревичу Алексию. Во время молитвы они увидели темный храм и икону Цесаревича, вокруг которого было изображено множество святых и множество храмов. Через несколько дней они позвонили батюшке и рассказали о своем видении и о молитве, после которой диагноз не подтвердился. Через какое-то время священник вспомнил, что видел нашу икону в деревянном храме святой Анастасии Киевской, в котором бревна покрашены в темный цвет, и в темное время суток создается впечатление, что храм очень темный. И он понял, что эта семья видела во время молитвы именно наш храм и нашу икону.
Подобных икон нет. Мы ее задумали, а написал иконописец из Санкт-Петербурга. На иконе изображен не существующий ныне самый первый храм Знаменской земли. Когда Петр I вернул эти владения России, здесь начали строить кирпичные заводы, и через дорогу от Петергофского шоссе и был построен небольшой деревянный храм иконы Божией Матери «Знамение» для рабочих завода. Сейчас есть проектное решение построить часовню «Знамение». Поэтому она также изображена на иконе.
Следующий храм, построенный на этом же месте, – деревянная церковь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Название храму дал владелец имения Петр Разумовский. По-моему, в 1780 году в Петергофе был построен каменный храм святых апостолов Петра и Павла – один из старейших храмов Санкт-Петербурга, прихожанином которого я и был до строительства нашего комплекса.
Вы видите на иконе и наш храм преподобной Анастасии Киевской, и храм-часовню св. Иоанна Предтечи, и храм Цесаревича Алексия, и часовни в честь Георгия Победоносца как покровителя всего нашего Отечества, великомученицы Екатерины, Иосифа Песнописца как покровителя семейных традиций. Изображены тут и сгоревший во время войны храм святителя Николая Чудотворца на территории Шуваловского кладбища, и современный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Шуваловском комплексе, что по пути к нам. Это самая восточная точка Знаменского имения, где построен коммерческий развлекательный комплекс. К счастью, его строитель построил этот храм и стал его ктитором.
– А почему помимо перечисленных вами святых и Царской семьи на иконе изображены Адам и Ева?
– С одним из настоятелей нашего храма пришло много прихожан, и один из них имел прадеда, прославленного в лике святых. Помню, как все с неким благоговением смотрели на него. Именно это обстоятельство дало повод задуматься, а есть ли в моем роде святые. Адам и Ева – наши прародители, святые в роду каждого из рода человеческого. А еще они духовные покровители семьи – как родители, воспитавшие более 30 детей, из которых двое причислены Православной Церковью к лику святых. Пример семейного благополучия для всех нас. А еще на иконе изображены святой благоверный князь Александр Невский и врач Царской семьи Евгений Боткин, не так давно причисленный к лику святых. Князь Александр Невский был первым владельцем этой земли, которая в XII веке называлась Ижоры и входила в состав Новгородского княжества. Он наш первый владелец. А Евгений Боткин на самом деле был прославлен в вечности у Бога одновременно с Царской семьей.
– Как вам удается справляться со всеми организационными вопросами, связанными с деятельностью Центра?
Меня переполняет радость, когда в нашем центре звучат детские голоса, радует какая-то суета, общение детей и взрослых
– Меня переполняет радость, когда в нашем центре звучат детские голоса, радует какая-то суета, общение детей и взрослых. Но еще больше радует присутствие детей в храме. Помню слова одного монаха о том, что везде все хорошо: и кружки, и футбол, и занятия, только молитвы нет у них. Поэтому мы можем проводить конкурсы и праздники, которые должны начинаться молебном на начало доброго дела и сопровождаться молитвой. Я всегда за добрые начинания. Но, конечно, у меня не хватает сил и времени на все, поэтому вопрос только в организаторах. У нас была хорошая традиция проводить Рождественские чтения, а во время поста – духовные чтения. Но нужны активные инициативные церковные люди, чтобы по благословению отца Павла организовать фестиваль, конкурс и другие мероприятия к 120-летию со дня рождения Цесаревича Алексия. Даже финансами мы сможем помочь, если найдутся такие люди.
Святый цесаревич Алексий, святая преподобная Анастасия Киевская молите Бога о нас!