Иерей Сергий Никулин: «Не будем как язычники, которые ищут внешнего»

В начале Рождественского поста мы пообщались с клириком Спасского собора города Кирова иереем Сергием Никулиным. Наш разговор начался с разбора притчи о талантах. Мы поговорили о таких человеческих талантах, как умение слушать и слышать ближнего и умение радоваться. Также наша беседа не могла не коснуться вопроса веры, которая тоже является талантом, даром Божиим. Рассуждения о вере вывели нас к разговору о личном пути отца Сергия к Богу и священству. В заключении нашей беседы отец Сергий дал советы, как подготовиться к встрече праздника Рождества Христова и с пользой для себя прожить время поста.

Притча о талантах

Притча о талантах. Церковь в честь Троицы Живоначальной в селе Красное Сумароково. Фото: братья Носковы Притча о талантах. Церковь в честь Троицы Живоначальной в селе Красное Сумароково. Фото: братья Носковы

– Отец Сергий, в Евангелии есть притча о талантах. Как правильно ее трактовать и что понимать под талантами?

Притчу о талантах можно понимать так. Таланты – это душевные и физические способности и возможности, воля, заложенные Богом в каждом человеке. Все люди разные, и, соответственно, каждому человеку дается по его силам. По мере наших возможностей каждый должен потрудиться над совершенством своего сердца, своей души, употребить свои таланты для угодных Богу дел и тем самым приобрести другие таланты – добродетели. Кто этого не делает, тот зарывает свой талант в землю. Иначе говоря, употребляет все дарованные способности для достижения только лишь земных, временных целей, не заботясь о вечных ценностях. Кто же старается заботиться о едином на потребу, тому Бог являет Свою благодатную помощь и помогает возрастить и приумножить плоды его трудов.

Соответственно, каждого ждет своя участь, по плодам его трудов. Одни наследуют радость вечной жизни с Богом, другие, нерадивые рабы, увы, осуждены будут на вечные муки.

– Слушать и слышать – это, вероятно, один из важнейших талантов в служении священника. Он заложен свыше, или его можно развить?

Слушать и понимать другого – не означает со всем в человеке соглашаться

– Умение слушать и понимать другого заложено в каждом из нас, но это не означает, что данные способности не надо развивать. Человек способен как к развитию, к совершенствованию, так и к деградации – он может скатиться, что называется, по наклонной, попросту утратить данные ему Богом способности, даже растоптать их. Слушать и понимать другого – не означает со всем в человеке соглашаться. Нужно помогать друг другу становиться лучше, молиться друг за друга. Но в первую очередь, к совершенствованию нужно стремиться самому. Апостол Павел пишет: «…доброго держитесь. От всякого рода зла воздерживайтесь» (1 Фес. 5: 21–22). Так и нужно относиться ко всякому человеку, как пишут святые отцы: осуждать зло, но не человека. Поступая так, мы с Божией помощью научимся и слушать, и слышать, тем самым развивая в себе этот дар.

– Каким образом вы развиваете таланты у своих детей?

– К развитию талантов у детей, впрочем, как и к любому важному доброму делу, стараешься подключить все физические и телесные силы. Самое главное – это молитва и надежда на Промысл Божий. Надежда, что Господь направит их на нужный путь, где они смогут себя реализовать. Это также и помощь советом и делами в их учебе, интересах. Где-то приходится пресекать их недобросовестность, наказывать. Все делается для того, чтобы они стали лучше, росли добросовестными христианами. Когда видим, что ребенок особенно к чему-то тяготеет, стараемся дать ему возможность развиваться в данной области. Отдаем в секции и кружки, предварительно обсудив это с ним. Тут нужно, с одной стороны, помогать ребенку не лениться, а с другой – предоставить ему определенную свободу. Главное, конечно, любовь. А для этого существует такой совет: почаще ставить себя на его место и попытаться вспомнить и увидеть себя в этом возрасте, как бы посмотреть на мир глазами самого ребенка. Это помогает быть объективным. Меня это часто оберегает от слишком жесткой критики детей.

– Реализация таланта подразумевает деятельность, а за каждую работу человек получает «похвалу», которая измеряется в денежном эквиваленте. Можно ли нащупать разумную грань в вопросе получения вознаграждения за свой труд?

– Главное правило, которое нам предлагают святые отцы, – это во всем стараться придерживаться золотой середины. Для каждого человека эта середина будет определяться им самим индивидуально, исходя из его способностей.

Некоторые люди считают, что стремиться все к большему и большему обогащению не плохо, так как чем больше у тебя денег, тем больше возможностей кому-то помогать. Но у некоторых людей такой ход мыслей перерастает в самообман и оправдание своей страсти. К сожалению, чем больше человек стремится к стяжанию, тем черствее и бесчувственнее становится его сердце: появляются жадность, скупость и другие пороки. Человек начинает любить свое богатство и становится его рабом, а до других ему нет дела. Очень сложно устоять в этом искушении.

Важно, чтобы материальное благополучие не затмевало разум и волю человека

Нет ничего плохого в том, что человек зарабатывает тем, что у него лучше всего получается, и тем более когда он при этом заботится об окружающих. Важно, чтобы материальное благополучие не затмевало разум и волю человека, чтобы он мог быть еще и милостивым, отзывчивым, сострадательным. Поэтому, повторюсь, во всем, что мы делаем, должна быть золотая середина.

– Быть счастливым, бодрым духом, радостным в разных обстоятельствах жизни – это тоже талант, которому учатся, или кому-то он дан от природы?

– Это тоже данный Богом талант. Абсолютно каждый человек предуставлен к радости. И каждому этот талант также дается по мере его сил. Есть люди, которые стараются сами оставаться в любой жизненной ситуации невозмутимыми и радостными; есть люди, которые имеют талант поддерживать бодрость духа в друзьях и знакомых; а есть люди, что называется, широкой души, которые, казалось, готовы любить весь мир и делиться с ним своим оптимизмом. Пример подобной любви и утешения мы видим, прежде всего, в самом Богочеловеке Иисусе Христе, потом в Его Пречистой Матери, Богородице Марии, и, наконец, в святых угодниках Божиих, которые молились за весь мир, печалились о нем, которые утешали и ободряли великое множество людей и наставляли их на путь истинный. Вот пример для подражания!

Конечно, этот дар Божий можно и утратить, не использовать, не разглядеть, что неизбежно приведет к печальным последствиям, если его не развивать. В этом смысле надо учиться его сохранять и приумножать.

– А у вас получается ощущать себя счастливым человеком? Какие составляющие, по-вашему, необходимы для этого состояния?

– Думаю, что да. Опять-таки, что понимать под счастьем. Для меня как христианина счастье – быть со Христом, носить Его в своем сердце, видеть Христа в каждом человеке, для начала – хотя бы в своих близких, семье, супруге, детях. В этом смысле семья – это тоже счастье. Быть единым во Христе!

Другое дело, что это дается нелегко, нужно постоянно трудиться над собой, над своими многочисленными недостатками. Это кропотливая ежедневная, ежечасная работа. Бывает, что ты бодр и полон сил, а бывает, что печалишься, и тяжесть какая-то бывает, и усталость, и лень приступают.

Я искренне убежден, что только христианство дает человеку истинную свободу, свободу творить, созидать, любить, а значит – быть счастливым. Для меня составляющие счастья тождественны составляющим православной веры.

– У вас есть домашние животные? Есть ли у них свои дарования?

– Если не считать аквариумных рыбок, то дома есть кошка. Бесспорно, Бог наделил каждое животное какими-то своими характерными качествами. Как мы знаем, мир до грехопадения – это одно. И совсем другое – мир после грехопадения. На всем видимом творении лежит отпечаток греха, природа исказилась. В том числе это коснулось и животных. Так или иначе, у домашних животных есть и остается чувство привязанности к человеку, они проявляют ласку и любовь к нему. Чем-то они напоминают маленьких детей. Наверное, они могут как-то по-своему обижаться и быть агрессивными, но в этом виноват, как правило, сам человек. Главное качество домашнего питомца (такого, как, например, кошка), на мой взгляд, – это отсутствие злопамятства. Ее можно поругать, в гневе схватить за шкирку, забыть дать ей вовремя поесть, случайно наступить на хвост, запнуться об нее, но при этом она по-прежнему будет проявлять к тебе преданность и ласку, как будто ничего не было! Это удивительно, и этой доброте нам, людям, стоит поучиться у своих домашних питомцев.

Путь к Богу и священству

Иерей Сергий Никулин Иерей Сергий Никулин – Как вы стали верующим человеком? Вера – это ведь тоже дар.

– Мой путь к вере длительный, как, наверное, у большинства верующих людей. Остановлюсь лишь на самом важном. О Боге я слышал давно (наверно, лет с пяти), но тогда я еще мало чего понимал. В этом возрасте так сложилось, что моя двоюродная бабушка периодически водила меня в церковь и там причащала. Сейчас я понимаю, насколько это был смелый поступок с ее стороны, так как это были советские годы, когда в школе учили атеизму, а над верой смеялись и порицали того, кто хоть как-то проявлял к ней не то чтобы интерес, но даже любопытство.

Более осознанные размышления о Боге стали приходить в школьные годы, но это, скорее всего, был праздный интерес, связанный с тем, что в 1990-е годы вдруг то, что было недоступно раньше, волной захлестнуло информационное пространство. В том числе стало появляться много информации на религиозную тему. Бабушки в то время уже не было в живых, и о вере никто из близких и знакомых мне людей не говорил.

На втором году службы ко мне вдруг пришло осознание и чувство того, что Бог есть. Из армии я вернулся уже уверовавшим человеком

Как-то моей сестре приснился сон (это была вторая половина 1990-х), в котором она, по ее рассказу, увидела нашу двоюродную бабушку, которая была очень печальна. Почему-то сестре захотелось поставить за бабушку в храме свечку. Она пригласила меня, и мы поехали в Серафимовскую церковь. И там на меня нахлынули воспоминания того, как, когда я был ребенком, меня сюда приводили. Это было какое-то трепетное чувство чего-то родного. Но тогда я быстро забыл об этом. После этого посещения храма сестра стала туда иногда захаживать, а потом понемногу и воцерковляться. Она рассказывала о храме и мне, когда-то и я заглядывал туда, но особого радения к этому не проявлял.

После школы был призван на срочную службу в армию. На втором году службы под влиянием сестры, ее писем и слов ко мне вдруг пришло осознание и чувство того, что Бог есть, так как я увидел очевидную Его помощь в моей жизни. Из армии я вернулся уже уверовавшим человеком. А потом стал постепенно воцерковляться.

Я согласен, что вера – это дар, данный каждому. Главное – сохранить этот дар, сберечь его и приумножить. Важно, чтобы на начальном этапе нашего воцерковления, а именно – в Таинстве Крещения, мы имели бы рядом опытного в вере наставника, крестного, который бы смог помочь нам прийти к Богу. Для меня моим наставником, а точнее наставницей и молитвенницей, была моя двоюродная бабушка. Царство ей Небесное!

– Почему вы решили стать священником? Близкие вас поддержали?

– Все происходило как бы само собой. Что называется, Бог привел. Когда я уже более-менее воцерковился, встал вопрос о моем духовном образовании. Честно скажу: я не представлял даже, что такое духовное образование, но уже знал, что в Церкви есть такое понятие, как благословение. Однажды настоятель храма, где я помогал в алтаре, сказал мне, что он напишет мне рекомендацию в Духовное училище, и я должен буду поступить туда, чтобы укрепить свои знания. Это для меня было полной неожиданностью. Но я послушался и решил подать документы и готовиться к вступительным экзаменам. Так или иначе, думал я, а образование не помешает.

В итоге в 2001 году я поступил в Вятское духовное училище. После года обучения стал иподиаконом у владыки Хрисанфа (митрополит Вятский и Слободской Хрисанф, † 2011. – Ред.). Владыка Хрисанф – это тот человек, который во многом повлиял на мое духовное становление. Закончив училище, я уже осознавал, что среди прочих являюсь кандидатом на рукоположение во священный сан. С одной стороны, в училище я свыкся с этой мыслью, с другой стороны, меня она пугала. Я восхищался священническим служением, можно сказать, благоговел перед ним, однако осознавал, что самому стать священнослужителем – это значит сделать очень серьезный шаг, потому что поменяется весь твой образ жизни, весь привычный ее уклад. Это как совершить подвиг. В общем, я старался об этом не думать и решил: пусть все будет как будет.

Я хотел послужить диаконом несколько лет, а прослужил только неделю

Потом произошло знакомство с моей будущей супругой. Мы стали созваниваться, встречаться, и вскоре я понял, что не могу жить без нее. Сделал ей предложение, она согласилась. Мы повенчались в 2006 году. А в 2008-м во время Великого поста владыка Хрисанф подозвал меня и сказал, чтобы я готовился: на предстоящей неделе меня будут рукополагать во диакона. Как-то внутренне я и моя супруга уже это приняли с покорностью. Я хотел послужить диаконом несколько лет, а прослужил только неделю, так как на мое пожелание приобрести опыт, уверенность в диаконском служении владыка Хрисанф категорично сказал: «Я вижу тебя священником, готовься к рукоположению». Так я стал священником. Это произошло 30 марта 2008 года.

Близкие были не против. Кто-то был удивлен, но в целом родители и родственники приняли это хорошо.

– Вы окончили Вятское духовное училище и Нижегородскую духовную семинарию. Можете поделиться открытиями, которые произошли в период обучения?

– Самым главным открытием для меня стало то, что обучение в духовной школе сильно отличается от обучения, скажем, в той же обычной школе. Речь даже не о внешней форме, а о внутренней. Ты оказываешься словно в семье: здесь старшие и более опытные проявляют отеческую, духовную заботу о младших и новоначальных, и наоборот, юные оказывают уважение к старшим товарищам. Как в семье бывает всякое, так и здесь все случается, но самоукорение, исправление, покаяние и даже церковное наказание – эти благодатные средства, о которых знает каждый студент, врачуют любые нестроения. Если у кого-то праздник, именины – все радуются вместе; если кто-то уходит в мир иной – все вместе скорбят и молятся. Вот это самое главное, что мне открылось.

Священническое служение

– Что для вас оказалось достаточно сложным в священническом служении, а что особенно радостным?

– Самым сложным оказалось осознание того, что если до принятия сана ты нес ответственность только за свою душу, то, став священником, пастырем, ты уже в ответе за души всех вверенных тебе людей. Это заставляет о многом задуматься и еще больше обратиться за помощью к Богу.

Именно в Церкви я нашел много единомышленников и друзей, которых не находил нигде

Самым радостным для меня стало служение литургии и регулярное причащение Святых Христовых Таин. А также понимание, что раз ты стал священником, значит, Бог избрал тебя, грешного, на это высокое служение. Осознание этого избранничества приводит в трепет. Еще я радуюсь, что именно в Церкви я нашел много единомышленников и друзей, которых не находил нигде. Также мне радостно от того, что великие люди – одни, на мой взгляд, из самых лучших и авторитетных в истории Вселенской Церкви – избирали священническое служение. И я чувствую свою причастность к этому. Это непередаваемое чувство!

– Как проходит день священника на городском приходе, какие насущные дела включает?

– День священника включает в себя совершение вечернего и утреннего богослужения, которое венчает литургия. В нашем соборе службы совершаются ежедневно. Перед каждой службой я как священник подготавливаюсь к ней чтением молитвенного правила, в которое входят каноны, иногда акафисты, а также последование ко Причащению. На молитвенную подготовку у меня уходит часа два-три. Служба, как известно, начинается с вечера и длится часа полтора, иногда и дольше. Утром прихожу совершать литургию. Бывает так, что сам и литургию совершаешь, и принимаешь перед Причастием исповедников. А затем совершается молебен – с акафистом и водосвятием или без них. Молебен служится, как правило, в честь того или иного святого или праздника, который совершается в этот день. Обязательно каждый день молитвенно поминаем усопших – служим панихиду. Нередко, помимо всего прочего, в этот день совершается Таинство Крещения, иногда бывает и отпевание усопших.

Кроме этого к батюшке подходят разные люди: и те, кто давно в Церкви, и те, кто, может быть, в первый или второй раз зашли, – чтобы о чем-то спросить, получить совет и благословение. Иногда, если позволяет время, беседуешь с человеком довольно долго, может уйти и час, и больше. У всех свои вопросы, свои проблемы. Пытаешься их ободрить, утешить по силам. Главным в служении священника как пастыря помимо службы являются люди. Ты надеешься, что в общении с ними Бог даст тебе сказать то самое необходимое, в чем больше всего нуждается конкретный человек. И замечаешь, что так оно и происходит.

Помимо храма священника зовут еще к тем людям, которые не могут прийти сами. Как правило, это болящие, которые тоже нуждаются в духовном наставлении. Есть люди, которые хотят освятить свои дома. И к ним священник идет. Это тоже является пастырской заботой.

– Вероятно, у священников большая нагрузка, особенно в пост, когда люди стремятся поисповедоваться. Где священник обретает силы каждого выслушать, дать совет или посочувствовать? Как вы сами восстанавливаетесь от эмоциональной перегрузки?

– Отчасти на этот вопрос я ответил выше. Да, определенная нагрузка есть, и, конечно, священник, как и всякий человек, может уставать как физически, так и эмоционально. Наверное, я бы даже сказал, что такую эмоциональную и психологическую нагрузку, как у священника, мало кто испытывает. В начале моего пути в священном сане я очень тревожился вопросом: хватит ли у меня сил?! Я знал и читал, что священник – только лишь ходатай, посредник между кающимся человеком и Богом. Но опыт осознания того, что это действительно так, пришел с годами служения. Я понял, что если честно нести свое служение, учиться полагаться на Господа, считать себя только слугой у Бога, на себя не надеяться, то Господь дает тебе сказать именно то, что как раз и нужно человеку. Ты веришь в это и замечаешь, что так оно и происходит. А потом видишь, что, несмотря на утомление и усталость, каким-то удивительным образом ты как будто не замечаешь этой усталости, а в душе испытываешь радость. Для меня это настоящее чудо.

Но, несмотря на это, священник, как и всякий человек, нуждается в естественном отдыхе, восстановлении физических сил. От этого никуда не денешься.

– Вам приходилось соприкасаться с чудом в вашей пастырской практике?

– Знаете, если я сейчас начну рассказывать о чудесах, которые случались, то кто-то подумает и скажет, что это вовсе не чудеса. Но я уверен, что для верующего человека чудеса в его жизни происходят постоянно. Надо только уметь их замечать в своей жизни и благодарить за все Бога. Во-первых, если взять мои наблюдения, все события в моей жизни – и печальные и радостные – складывались чудесным образом. Причем у меня обычная жизнь среднестатистического человека. Например, в свое время я после школы, как и все, хотел поступить в вуз, но упустил время, должным образом не подготовился и поэтому, а может быть, и не только поэтому, не сдал вступительные экзамены. В итоге мое вроде бы вполне доброе и естественное желание не сбылось, и меня забрали в армию. Но именно в армии ко мне и пришла настоящая вера. В результате, воцерковившись, я сделал совершенно до этого немыслимый выбор в пользу духовного образования и стал священником. Более того, именно благодаря обучению в духовном училище я нашел свою вторую половинку, и мы стали семьей. Теперь скажите мне, это разве не настоящее чудо?!

Что касается чудес в пастырском служении, то ты их видишь постоянно. Для меня особенным чудом является преображение души человека. Я постоянно сталкиваюсь с людьми, которые только приходят к Богу, которых в храм привело, как правило, какое-то горе. Видеть, как они меняются после беседы, исповеди, Причастия, – это тоже настоящее чудо!

Когда я во второй раз приехал ее причащать, то она стояла и ждала меня на улице, хотя до этого была лежачей больной!

Если кто-то хочет услышать о явных чудесах, приведу один пример. Меня пригласили к одной болящей бабушке пособоровать ее и причастить. Бабушка была невоцерковленной. Она была лежачей, не вставала и нуждалась в посторонней помощи. Я совершил над ней Таинства и объяснил ей основы веры. Прошло какое-то время, месяц или два, и эта бабушка сама позвонила мне и попросила причастить ее вновь. Причем она сказала, что сама встретит меня у подъезда. Я подумал, что ослышался. Но когда я к ней приехал, то она стояла и ждала меня на улице, хотя до этого была лежачей больной! Бабушка рассказала, что после Соборования и Причастия она почувствовала себя гораздо лучше и даже смогла ходить и сама себя обслуживать!

Это ни в коем случае не моя заслуга. Это Господь подал ей такое утешение для укрепления ее веры!

Еще я замечал, что, когда очень ищешь ответ на какой-нибудь важный духовный вопрос, открываешь Священное Писание, и тебе удивительным образом попадается такое место, которое буквально один в один описывает твою проблему и дает на нее ответ. Для меня это тоже чудо.

Еще приведу такой пример. Мне как священнику приходилось часто готовиться к проповеди. Для меня это было нелегким делом. Больше всего я волновался из-за того, что что-то забуду и попаду в неловкую ситуацию. Поэтому я старался выучить текст проповеди почти наизусть, но при этом терялась часть того, что называется «от своей души». И вот на одном праздничном богослужении службу возглавлял наш владыка Марк. И когда он говорил слово к пастве, то сказал такие слова, которые мне запали в душу: «Надо говорить от сердца к сердцу». И чувствовалось, что сам владыка говорит свое слово именно так. Я знал это выражение и раньше, но личный пример владыки и сказанные им слова очень мне помогли в дальнейшем и помогают сейчас. Я стараюсь применять их на практике. И для меня это тоже маленькое чудо!

Подготовка к Рождеству Христову

– В чем заключается подготовка к встрече праздника Рождества Христова для верующего человека? В дни поста на участие в каких Таинствах вы обратили бы внимание?

– Пост – это время, прежде всего, покаяния. В пост можно заниматься делами и работой, но при этом всегда, и особенно постом, нам надо научиться уходить от суеты и многоделания. Надо сосредоточиться на важном – на семье, например. Ведь нам правда часто бывает «некогда», и если мы и бываем рядом с близкими или даже куда-то с ними ходим, то это порой происходит для галочки. Мы куда-то все время спешим, несемся, хотим совершить массу, казалось бы, важных дел, но именно эти дела и делают нас нечувствительными, грубыми, черствыми, хотя мы и оправдываемся, говоря себе, что это не так. Раз мы веселы и всем улыбаемся, острим, шутим, то это признак радости и счастья. Это далеко не так. Святые отцы говорят, что одни из самых главных признаков уныния – это суета и многоделание.

Святые отцы говорят, что одни из самых главных признаков уныния – это суета и многоделание

Поэтому в пост важно по возможности ходить в храм и не спешить быстрее оттуда уйти. Наоборот, остаться хотя бы на минутку в храме в тишине и помолиться Богу, Божией Матери и святым угодникам. Почитать что-то из духовной литературы тоже полезно во время поста.

Неизменными спутниками поста являются Таинства Покаяния и Причащения. Хотя бы раз в пост, а лучше несколько раз важно прибегнуть к их врачующей Божественной благодати.

– Остается месяц до наступления Нового года. Что бы вы сами хотели успеть сделать за это время? И что бы рекомендовали людям, чтобы завершить год достойно или попросту без сожаления об упущенном времени?

– Само слово «успеть» несет в себе оттенок некоторой спешки и даже, может быть, суеверия. Как, к сожалению, у нас много с этим связывают. Спешить в этой жизни нужно только в одном случае – чтобы послужить Богу и людям.

У нас традиционно перед наступлением Нового года люди начинают спешить: спешат купить подарки, спешат купить украшения, наряды, еду, спиртные напитки, спешат посетить множество бутиков и салонов красоты и так далее. Все это само по себе неплохо. Плохо то, что, думая об украшении своих домов, мы забываем об украшении своей души. В Евангелии говорится, что всего внешнего ищут язычники, а вы не будьте как язычники. Пусть эта забота будет обычной повседневной заботой. Не надо придавать внешнему такого большого значения.

Поэтому я пожелал бы всем людям не предаваться суетной спешке, остановиться, задуматься, поблагодарить Бога за ушедший год и попросить помощи, смирения в грядущем. Недаром в начале гражданского Нового года во всех храмах традиционно служится благодарственный молебен. Хорошо было бы сходить, помолиться, и Господь обязательно коснется вашего сердца и подаст вам все полезное ко спасению!

– Что посоветуете почитать или, может быть, посмотреть в предрождественское время?

Конечно, необходимо повнимательнее читать Священное Писание: можно по главе, можно небольшими отрывками (зачалами). Размышлять над прочитанным, вдумываться. Духовная литература тоже очень важна. В наше время в условиях сильной нехватки времени, когда не получается читать большие книги, удобно читать краткие изречения святых отцов. Я сам люблю их. Эти мудрые и исполненные Святого Духа наставления очень ободряют тоскующую и подавленную душу, благотворно влияют на наши сердца, умиротворяя их. Внимательно прочесть всего несколько строчек, а часто и одну-две, не составит труда, но зато сколько в ней содержится любви, надежды, веры и упования на Бога.

Касательно фильмов не могу что-то определенное посоветовать, так как сам мало их смотрю. Но люблю смотреть кино, в котором так или иначе отражены вечные непреходящие ценности человечества: вера, любовь к ближнему и к Родине, самопожертвование и другие. В этом отношении примечательна серия отечественных патриотичных фильмов, которые вышли за последние пять-шесть лет: про известных людей, которые были выдающимися руководителями, космонавтами, спортсменами, летчиками, деятелями искусств и так далее, где показаны их разные, порой трагические, судьбы. Главное, что отражают эти фильмы, – это целеустремленность, сила духа, несгибаемая воля, самопожертвование людей, которые вошли в историю нашей страны как выдающиеся личности. Я считаю, что помимо духовных фильмов можно посмотреть и по-настоящему добрый патриотичный фильм, который тоже заставляет задуматься о многом.

С иереем Сергием Никулиным
беседовала Лада Баева

30 ноября 2023 г.

Комментарии
р.Б.Сергий30 ноября 2023, 14:02
Хорошая,на мой взгляд,поручилась беседа со священником.Миссионерская,по существу,без всякого слащавого сюсюкания.Многие и благая лета,как самому батюшке Сергию,так и всем причастным к данной публикации.
Наталья М. 30 ноября 2023, 05:18
Помощи Божьей во всем добром автору и Батюшке! И хотелось бы пожелать всем:Благодатного поста!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×