Идти всерьез

Поклонение волхвов. Клеймо иконы Похвала Богоматери (с акафистом). XVI век Поклонение волхвов. Клеймо иконы Похвала Богоматери (с акафистом). XVI век

Как собирались в путь волхвы? Сейчас, накануне Рождественского поста, самое время задать себе этот вопрос.

Конечно, делали они это обстоятельно и заблаговременно. Все же и путь предстоял неблизкий, и важно было идти в хорошем темпе, не отставая от ведущей их звезды.

Мы тоже совсем скоро, в первый день Рождественского поста, выйдем в путь, и разве наш путь приведет нас не к Вифлеемской пещере?

Значит, сейчас самое время собраться с мыслями, загодя обдумать, как тронемся в путь, что необходимо взять с собой, без чего не обойтись в пути и без чего, скорее всего, до цели путешествия нам не добраться.

Во-первых, не добраться без путеводителя. Следовательно, в дорожные рюкзаки надо положить Евангелие. И каждый день во время привала читать: по главе, по церковному зачалу, как получится, но постоянно, ежедневно, иначе как дойти, если не знаешь пути?

Затем нужно ведь, особенно когда путешествуешь зимой, костер разводить, чтобы отогреться. Этим огнем, отгоняющим лед душевный и мрак, будет чтение: кто «Что есть духовная жизнь» святителя Феофана в сумку положит, кто «Наставления» Паисия Святогорца под мышку возьмет, кто «Письма» игумена Никона Воробьева. Всякий найдет себе книгу по вкусу, лишь бы только подкладывать вовремя дров в огонь, лишь бы поддерживать ревность, усердие и бодрость духа.

Обязательно запасемся пищей – молитвенным правилом

Обязательно запасемся пищей – молитвенным правилом. И совершать его приучимся вдумчиво, собранно, сердечно, иначе как дойдешь, если ослабеет от голода душа?

Как было бы хорошо включить в постоянные молитвы тексты, которые исподволь готовили бы к Рождеству, настраивали на праздник. Это могут быть фрагменты Рождественского акафиста или тексты последних перед Рождеством, предпразднественных дней (их можно найти в Минее декабря).

Например, помогают такие тексты:

«Приидите, поклонимся Божественному Младенцу, и дары Ему принесем, веру яко злато, и песнопение, как ливан приятный, и чистую любовь, как смирну, нас ради благоволившему плотью родиться».

«Предпразднуим, людие, Христово Рождество, и, вознесше ум к Вифлеему, вознесёмся мыслию, и усмотрим Деву душевными очесы, идущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего».

«Вот, приблизилось время спасения нашего, готовься, пещера: Дева приближается, чтобы родить. Вифлеем, земля Иудина, красуйся и веселись, ибо из тебя воссиял Господь наш. Услышьте, горы, и холмы, и окрестности Иудеи, ибо грядет Христос, чтобы которого создал, спасти, как Человеколюбец».

Повторяешь их – и веселее, теплее становится на душе, крепче держится в руке посох, быстрее мелькают придорожные деревья.

Не просто так идем, а навстречу Христу, и радуется сердце.

Но вот с чем идем? Только себя несем, или все же и Дары положим к Яслям?

Слышим ли церковный призыв?

«Приидите, поклонимся Божественному Младенцу, и дары Ему принесем, веру яко злато, и песнопение, как ливан приятный, и чистую любовь, как смирну, нас ради благоволившему плотью родиться».

Вера, ливан, смирна.

С верой все более-менее ясно, верою мы и выходим в этот путь, верою и проходим его.

Песнопение как ливан – да, обрадованно закиваем мы, мы же уже даже выбрали молитвенное правило на пост. А теперь, когда нас воодушевляет мысль, что молитвословие в течение поста может стать одним из наших даров Христу, мы приложим все усилия, чтобы ливан наш был чистым, беспримесным и благоуханным.

Остается смирна – любовь. Конечно, не о сентиментальном вздохе при взгляде на рождественскую открытку идет речь. Все слишком серьезно для этого. Ведь мы помним, смирна – это погребальное масло, это то самое миро, которое несли мироносицы.

Какая же связь между ней и любовью?

О. Всеволод Шпиллер писал:

«Мы, настоящие христиане, должны стремиться умереть со Христом, умереть для наших грехов, для того, чтобы с Ним воскреснуть! Наша любовь ко Христу может быть сильнее греха, сильней смерти».

И тут на память приходят слова митрополита Антония Сурожского, может быть, на первый взгляд ошеломляющие, но если вдуматься, то окрыляющие:

«Отцы говорили о том, что, если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать! Если бы мы думали постоянно, трепетно о том, что стоящий рядом с нами человек, которому мы сейчас можем сделать доброе или злое, может умереть, как бы мы спешили о нем позаботиться! Не было бы тогда никакой нужды, ни большой, ни малой, которая превосходила бы нашу способность жизнь посвятить человеку, который вот-вот умрет».

Если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать!

Дальше он рассказывает о своем личном опыте, о своей три года умиравшей матери:

«И когда смерть вошла в нашу жизнь, она жизнь преобразила тем, что каждое мгновение, каждое слово, каждое действие – потому что оно могло быть последним – должно было быть совершенным выражением всей любви, всей ласки, всего благоговения, которые между нами были. И вот три года не было мелочи и не было крупных вещей, а было только торжество трепетной, благоговейной любви, где все сливалось в великое, потому что и в одном слове можно заключить всю любовь, и в одном движении можно выразить всю любовь; и это должно быть так».

После таких слов как-то затихаешь, растерянно оглядываешься на свою такую простенькую, узенькую, скромненькую жизнь.

Это очень высоко. Но, может быть, правильно сказано в одной повести: «Летать высоко легче, чем летать низко».

Мы ведь вышли в путь не к игрушечному вертепу под искусственной елкой, а навстречу Предвечному Младенцу – Живому Богу. Может, попробуем идти всерьез?

Если взять себе за правило в течение (хотя бы) 40 дней поста постараться вот так благоговейно и ласково, трепетно и любовно относиться к нашим близким (хотя бы), то итогом этого периода станет действительное изменение души.

И, когда путь завершится, в Рождественскую ночь у нас наконец-то будет что положить к Яслям.

«“Придите, войдите скорее, – сказала некогда Дева волхвам, – и узрите Невидимого, явившегося видимо и сделавшегося Младенцем”. Они же с усердием вошли, и поклонились, и поднесли дары, пророчество Божественное исполнив».

Анастасия Андреева

24 ноября 2023 г.

Комментарии
Евгений 10 декабря 2023, 20:12
Спасибо, Анастасия, очень полезная статья. Особенно по прошествии двух недель поста,когда заметил,что идешь то,оказывается,не туда и после Вашей статьи можно попытаться сменить направление
Тамара25 ноября 2023, 21:24
Господи, прости нас грешных!! Через пару дней начнется 40- дневный пост , а потом мы придем к Вифлеемской пещере Младенца Христа, будем его встречать!! С любовью ко всем из Белоруссии.
Галина И.24 ноября 2023, 12:38
Человечество скатилось в такую глубину греха, что земля раскололась на зоны комфорта и зоны бедствия, где "кровь, и огонь, и столпы дыма". Идет великая духовная война, и впору ли нам замыкаться только в себе и только на себе? "Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Между притвором и жертвенником да плачут священники и говорят: пощади, Господи, народ Твой, не предай наследие Твое на поругание. И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой" (Иоиль 2)."От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×