Сталкиваясь с колоссальными физическими и моральными нагрузками, непредвиденными и стрессовыми ситуациями в зоне боевых действий, наши бойцы нуждаются в поддержке и помощи. Помимо врачей, психологов и волонтеров к воинам стали приезжать священнослужители. Вынуждая пребывать в постоянной опасности, именно зона боевых действий для кого-то становится местом встречи с Богом. Каковы цели и задачи батюшек на фронте? Чем они помогают бойцам? Ответы найдете в этом материале.
«Мы приносим Причастие в самое тяжелое место»
Иерей Павел Князькин, клирик Никольского храма г. Ульяновска, помощник командира по работе с верующими военнослужащими 104-й гвардейской десантно-штурмовой ордена Кутузова дивизии ВДВ ВС РФ:
– В зоне СВО я находился с самого первого дня. Всего у меня было десять командировок. Есть такая поговорка: «На войне атеистов нет». Она соответствует действительности не всегда, но неверующих в зоне проведения СВО крайне мало. Нужда в Боге там ощущается гораздо сильнее из-за того, что люди чувствуют близость к смерти и возможность различных увечий. Каждый воин это ощущает своим сердцем, своей душой и из-за этого тянется к Богу. Главная миссия священника – это «привезти» Бога туда. Как сказал один батюшка: «То, что мы делаем, очень похоже на сошествие Христа во ад». Мы приносим Причастие в самое тяжелое место. Душу, которая голодна до Бога, нужно наполнить благодатью Божией. Мы причащаем солдат, крестим их. Десятки и сотни человек хотят креститься, находясь в зоне СВО. Многие бойцы становятся свидетелями Божьих чудес, происходящих с ними в столь опасных условиях.
Командировки священнослужителей необходимы еще и для того, чтобы помогать солдатам там оставаться людьми. Чтобы ненависть, злоба и прочие негативные чувства, которые наши воины испытывают по отношению к врагу, не переполняли сердце и не становились обычным состоянием. Важно, чтобы солдат не забывал, что это состояние – не родное для его души. И здесь нужны не психологи, не замполиты, а именно представители военного духовенства.
Потому что в столь непростых условиях помогает только Господь, все немощи врачующий.
Нам важно поддержать наших солдат, принести частичку родины вместе с письмами детей или жен, сделать все возможное, чтобы они не унывали и не печалились, потому что оторванность от дома играет свою роль. Священник должен поддержать, отвлечь солдата, чтобы он готов был продолжать свое воинское служение.
«Священники в зоне СВО
совершают тяжелый ежедневный, по сути, апостольский, труд»
Иерей Андрей Козловский, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Ульяновска:
– По благословению митрополита Лонгина я дважды ездил в зону СВО. В мае прошлого года в течение десяти дней мы на двух машинах в сопровождении представителей казачества проехали всю линию боевого соприкосновения: от Сватова до Крыма. Это была благотворительная поездка, мы везли все необходимое для храмов Луганска и Донецка. А главная цель – духовное окормление воинов: исповедь, причащение, совершение молебнов и проведение бесед с бойцами.
Священники, которые попадают в зону СВО, не просто окормляют верующих военнослужащих, а совершают тяжелый ежедневный, по сути, апостольский, труд. Часто приходилось отыскивать подразделения на полигонах, а затем объяснять бойцам, как важно для них принимать участие в том или ином священнодействии. Одно дело – произносить проповедь для воцерковленных людей в храме, и совсем другое – беседовать с теми, кто, возможно, ни разу в жизни не переступал порог храма, был далек от веры, имеет уже сложившееся мировоззрение и свое мнение на все (часто ошибочное)… Переубедить их в чем-то невозможно, да и не нужно, а вот рассказать о «духовных основах» войны – одна из задач священника.
Господь Сам поставит восклицательный знак, когда коснется их сердец. Как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Будем же стараться постоянно прибавлять нули к нулям и просить Христа поставить в начале этого ряда единицу. Так мы станем богатыми. Если же Христос не поставит единицы в начале, то весь наш труд пойдет насмарку».
Во время первой поездки мы крестили всего одного человека – десантника Михаила. Это был небывалый случай. Он подошел ко мне и сказал, что уже месяц ходит к своему начальству и просит, чтобы его покрестили. Михаил рассказал, что ему во сне явился ангел и сказал: «Крестись! Дважды участие в святом Таинстве срывалось ввиду различных обстоятельств. И вот наконец-то крещение бойца состоялось: в небольшой, но глубокой и холодной реке недалеко от их расположения. Михаил вышел из воды не просто радостный, а светлый! Мы его тут же причастили. И здоровый парень, прошедший не одну войну, стоял радостный, как младенец.
Во время второй поездки в зону боевых действий я посетил полигоны под Луганском, где были, в основном, добровольческие подразделения. Многих ребят пугала неизвестность: куда они попадут, что им предстоит делать? И как раз они и цеплялись за веру. У них веру рождал страх. Мы говорили об основах веры, о необходимости постоянного общения с Богом. Ведь молитва – это всегда диалог, а не монолог. Мы обращаемся не в пустоту, мы всегда ждем и, можно сказать, тут же получаем ответ. Не важно, с какими просьбами мы обращаемся, тем более, в таких тяжелых, экстремальных условиях, – Господь дает ответ в Своей укрепляющей Божественной силе. Обращал внимание бойцов на то, как бережно стоит относиться к слову, потому что язык дан нам не для того, чтобы мы оскверняли себя и тех людей, которые с нами в одном окопе, а для того, чтобы мы славили Бога, прежде всего. Но, к сожалению, многие на фронте даже не ругаются матом, а разговаривают на нем.
В жизни мелочей не бывает – важно все. В подразделении многое зависит от командира: если у него есть вера, то он распространяет ее на своих бойцов, и те принимают ее с радостью.
Один боец подарил мне свою каску. Во время общей беседы он подошел и сказал: «Батюшка, хочу подарить вам свою каску, она была пробита осколком насквозь. Когда начались прилеты, я зарылся в окоп и забыл все молитвы. Лежу и твержу: "Господи, помилуй!" Один снаряд угодил прямо в окоп, одна половина окопа обрушилась, а вторая вся была в осколках. Когда обстрел закончился, я рванул из этого окопа и только тогда заметил, что каску сбило осколком. Я ее поднял, а она насквозь была пробита. Но я остался жив».
…Мы рассказывали военнослужащим о молитвенном правиле адмирала Феодора Ушакова, или «Основном напутствии адмирала Ушакова перед боем», которое гласит: «Братцы, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!» После каждого псалма читается молитва «Богородице Дево, радуйся…».
В Алчевске встречались с есаулом, который воевал в составе добровольческого батальона с 2014 года, он помощник командира батальона. Это молитвенное правило он давал своим бойцам. И, конечно, при этом следил, чтобы они хранили свой язык, не сквернословили. Даже вешал нагайку на случай, если кто нарушит порядок, но ни разу применить ее не пришлось. Также был запрет на винопитие. Со временем заметили, что в его подразделении было раз в десять меньше раненых, чем в других, а потерь не было вообще.
После поездок в зону боевых действий я стал проще смотреть на жизнь. Почувствовал, что все люди разные и у всех разное мироощущение, духовное воспитание, да и просто воспитание. Бойцы часто воспринимают веру через священника. Если не навязывать им свои религиозные воззрения, а влиться в их жизнь, сочувствуя и сопереживая, начать делать с ними общее дело, тогда у них появляется доверие к священнику, а через него открывается и вера в Бога.
«Для того, кто посетил зону СВО,
жизнь разделяется на до и после»
Протоиерей Сергий Ижуков, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Богдашкино (Цильнинский район Ульяновской области):
– Когда я впервые приехал в зону боевых действий, ребята были на учениях и располагались в глубоком тылу. Там было довольно спокойно. Они нас очень ждали, в первую очередь те, кто меня знает, – мои земляки. Они все исповедовались и причастились Святых Христовых Таин. Кто-то из бойцов был воцерковлен еще до мобилизации, у некоторых есть молитвословы, иконы, святая вода. Один парень из Димитровграда рассказал, что мама, провожая его на фронт, сшила для него специальную сумку и положила в нее Евангелие, святую воду и просфору. «Это мой бронежилет! Когда там по нам работали, я все это перед собой держал и молился», – поделился боец.
К сожалению, времени у нас было очень мало: ребята отпросились ненадолго, а потом практически все ушли на учения, осталось только несколько человек, которые докапывали и обустраивали блиндажи.
За то время, которое нам предоставили, мы успели немного поговорить: земляки делились событиями фронтовой жизни, рассказали, как они обстрелялись, как прошли их первые бои. Когда они впервые находились под Сватово в Луганской области, то вышли оттуда без потерь, только несколько человек получили легкие ранения. И это было настоящим чудом: место, где были расположены их орудия, разбомбили, а они все – живы. Еще узнал от них о случаях Божией помощи на войне.
Я старался поддержать их, как мог: сказал, что мы за них молимся и просим, чтобы они об этом помнили. Когда наших ребят отправили в самую горячую точку, которая является таковой до сих пор, и когда стали сообщать, что там много погибших, мы решили непрестанно молиться за наших воинов. Мы распределили чтение молитв и акафиста Божией Матери перед Казанской иконой таким образом, чтобы у нас была круглосуточная ежечасная молитва.
Когда мы приезжали в зону боевых действий во второй раз, просто передали гуманитарную помощь – туда, где находились бойцы, нас не пустили из-за возможных прилетов. Мы передали военный и санитарный УАЗы. Инициатором этой поездки выступил глава муниципального образования «Цильнинский район» Вячеслав Васильевич Салюкин, который отремонтировал и отдал один автомобиль из своего хозяйства для военнослужащих.
История с гуманитарной помощью бойцам началась с того, что активная прихожанка нашего храма Ольга Николаевна попросила благословить ее на помощь нашим ребятам. Позднее выяснилось, что с начала СВО до марта прошлого года к военнослужащим из нашего района никто не приезжал. Родные старались по возможности отправлять посылки, но по запросам никто с ними не работал.
Мы создали группу «Сердечный зов» в телеграм-канале и открыли в селе Богдашкино пункт по плетению сетей и пункт по сушке овощей. В плетении сетей помог опыт Ольги Николаевны – она была участницей одной из волонтерских групп в Ульяновске. Пока искали поставщиков материалов, необходимых для плетения, советовались с другими волонтерскими организациями по поводу расчетов и самой технологии изготовления сетей. Многие из них на первых порах бесплатно помогли нам с материалами, выражаем большую благодарность им за это!
Постепенно дело набирало обороты: через знакомых про нас стали узнавать люди из других сел. Начали объединяться родные и знакомые воинов по всему Цильнинскому району. Да и запросы от ребят стали поступать все чаще. Им хотелось получить что-то с родной земли, для них было важно, чтобы посылки пришли именно из Цильнинского района.
Сейчас жители нашего района уже сами предлагают свою помощь, в группе появились мужчины, которые теперь тоже отвозят посылки. Очень откликаются на призыв бабушки-пенсионерки, стараются помочь всем, чем только могут.
На сегодняшний день сети плетут в тринадцати пунктах. Летом сушили ягоды, овощи. Многие приносили домашние чаи, а также специи – сушили все, что растет в огороде. Потом женщины готовили из них сухие супы. Сейчас в районе четыре пункта по сушке овощей, наша группа обеспечивает не только военнослужащих из Цильнинского района, но и помогает ребятам из Ульяновска.
Свечи льют в двух пунктах. Для нас этого пока достаточно, потому что там есть специфика технологии. Мы не разрешаем принимать свечи от других организаций, потому что был случай, когда приняли одну партию, при изготовлении которой не была соблюдена технология, и свечи вспыхнули.
Также мы изготавливаем сухой душ. Он нужен в основном только на передовой. Его возят для бойцов далеко не все, поэтому ему всегда рады.
Сейчас стали поступать более серьезные запросы от бойцов. Недавно отправили третий УАЗик. Слава Богу, люди отзываются и получается закрывать такие запросы.
Мы стараемся работать точечно, именно по запросам от ребят. Нам лично говорят, в чем есть потребность. Везти туда все подряд смысла нет. Бойцы часто уезжают на передовую – зачем им большое количество одежды, если нужны рации, оборудование, дроны, антидроны, медицинские расходники – вещи, которые действительно спасут их жизни. Поэтому стараемся объяснять людям, что и почему нам нужно.
В нашей группе в соцсети предоставляем отчеты – люди видят, на что тратятся деньги. В деле помощи нашим воинам задействовано около 300 человек, еще примерно столько же помогают финансово.
А вообще наши ребята очень скромные, мы их каждый раз просим: «Не стесняйтесь, говорите, что вам нужно». А они отвечают, что все нормально, все есть. Приходится узнавать и сообщать о своей готовности помогать через их родственников.
Каждую поездку передаем детские письма и рисунки из всех детских садов и школ нашего района. Нам говорили, что это умиляет ребят до слез, они их ждут. И нас они тоже ждут. В экстремальной ситуации любой человек ищет защиты, поддержки от Бога, а священник как проводник Божией благодати может помочь.
Наши воины воодушевляются, когда видят гостей из родных мест. Им важно знать, что их жизнью интересуются, что тыл вместе с ними, что мы их не оставили, не забыли. А мы всеми силами пытаемся сделать хоть что-то для их комфорта и безопасности.
Для того, кто посетил зону СВО, жизнь разделяется на до и после. Увидев бойцов, которые смотрели смерти в лицо, уже тяжело спать спокойно. Душа начинает постоянно болеть о том, как бы им еще помочь.
В основе материала –
публикация газеты «Православный Симбирск»