Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.

Не от мира

Не так давно я вдруг поняла, чего не хватает мне самой и, не побоюсь столь дерзкого утверждения, многим христианам сегодня. Впрочем, этого не хватало нам всегда, за исключением разве что апостольского века. Не хватало в силу падшей человеческой природы, в силу греха нашего… В достатке это оказывалось у святых, у преподобных – оттого-то и выделяются они так на нашем общем фоне: светлые на полутемном. И мы, подчас безотчетно, как вечерние бабочки, стремимся из своего сумрака на их невечерний свет.

Это свет неотмирности. Той самой, о которой Сам Спаситель сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18, 36). Значит, граждане этого Царства призваны быть «не от мира».

Но что значит быть «не от мира»? Не замечать происходящего в мире, не реагировать на это, будучи во власти иных, «высших», «духовных» процессов? Не чувствовать ответственности за близких, за дом, за быт, потому что это «на самом деле неважно»? Многие ведь так и понимают: не раз приходилось слышать, что религия есть своего рода дезертирство – уход от реальности и ответственности «в иные миры».

Но Христос от современной Ему реальности никуда не уходил и не уводил никого. Он, выражаясь сегодняшним языком, был в курсе всех проблем и бед Своего народа, и ни о чем из происходящего не сказал: «Это неважно» или «это не стоит Моего внимания». Христос сострадал людям, Он приходил им на помощь. Апостолы вслед за Ним учат нас вовремя замечать беду ближнего, сострадать и помогать ему. Они учат нас жить в реальном мире, трудиться в нем, нести в этот помраченный мир свет любви, врачевать, насколько это в наших силах, хотя бы некоторые из его ран.

Быть не от мира – это о другом. Продолжим вышеприведенную цитату:

«…если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда…» (Ин. 18, 36).

Это диалог арестованного, связанного Христа и Понтия Пилата в претории. По сути, это ответ Узника на вопрос прокуратора: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33).

Он Царь, но причина тому, что Он Царь, – не здесь, не на земле. Поэтому Ему нет смысла защищать Свое Царство земными средствами.

Неотмирность вовсе не в том, чтобы отказываться от необходимых действий, перекладывая свою ответственность на Всевышнего

Людям на земле многое приходится защищать этими средствами, вплоть до военных. И неотмирность вовсе не в том, чтобы отказываться от необходимых действий, перекладывая свою ответственность на Всевышнего. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1) – это вовсе не о том, что строители не должны строить; это лишь о том, что они не должны строить без Него. Бог никогда не делает за человека его работу – это нужно знать.

Неотмирность – это свобода. «Мы – не от мира сего» означает, что происходящее с нами в этом мире не имеет над нами решающей власти. Мы учитываем земную реальность, ориентируемся на нее, действуем в ней, но мы ей не принадлежим. Наш внутренний выбор – выбор жизненного пути – определяется не ею. Наша окончательная участь зависит не от нее. Мы – подданные Царства, которое не от мира сего.

«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15, 18–19) ,– говорит Христос ученикам.

Прежде я спотыкалась об эти Его слова: мне хотелось сказать, что меня-то, собственно, никто не ненавидит, хотя веры своей я не скрываю, и споры по этому поводу у меня случались не раз. Неужели мы должны непременно чувствовать чью-то ненависть?..

Но потом я стала понимать, что речь здесь вовсе не о чьей-то эмоциональной реакции на мою личность. Падший мир, возненавидевший прежде Бога, как следствие, не приемлет и человека в его изначальном предназначении, в его глубинной сущности; человека, который интуитивно чувствует Господа, отзывается Ему, предстоит Ему, переживает свою тварность и свое сродство Творцу. Этот наш внутренний человек для мира – ненормален, он неизбежно вступает в конфликт с миром, навязывающим ему совсем другие, «нормальные» ориентиры. При этом внешние проявления традиционной религиозности мир, как правило, охотно принимает, даже видит в них некую социальную или политическую пользу; но вот внутреннюю верность человека Христу мир не принимает никак.

Ведь не только мы живем в падшем мире, но и он в нас

Атаки мира – в таком именно значении этого слова – мы терпим постоянно, они идут и извне, и изнутри: ведь не только мы живем в падшем мире, но и он в нас! Отчего во мне иногда вдруг раздается голос: «Ты ударилась в религию, чтобы компенсировать свою ущербность» – или: «А не смешна ли ты со своими молитвами?» Это голос враждебного мне мира. Он будет смущать, мучить, ослаблять меня – до тех пор, пока я не выясню отношения с ним окончательно, не осознаю до конца: вот мир, который меня ненавидит. Но никакой власти надо мною он не имеет: я избрана от него – я христианка.

Но почему мы так слабо чувствуем ее, эту свою избранность от мира? Почему люди – казалось бы, верующие, воцерковленные, даже облеченные священным саном, – подчас так зависимы от перипетий земной жизни, от порождаемых ею эмоций, так угнетены ими, так нервозны, так… несвободны? А почему я сама так уязвима для внешних обстоятельств, для «человек некоторых» (из молитвы Иоанна Златоуста), для чужих неадекватных эмоций? Почему мне так трудно уговорить самое себя – просто посмотреть на произошедшее со мною из другой точки, просто убрать очередную житейскую драму из центра моего внутреннего мира?

Бог не создал нас бесчувственными. Но речь и не о бесчувствии. Речь о способности к чувствам иного порядка. Сколько раз я в бессилии зависала над житиями святых, над книгами об оптинских старцах и афонских подвижниках – и задавала себе беспомощный вопрос: почему я не такая, как они? Дело не в том, что я не совершала их подвигов, – это понятно! – дело в том, что я и не пошла бы никогда на такие подвиги, не сделала бы и первого шага, не решилась бы вовек на такое самоотвержение. Многие из них уходили в Оптину или уезжали на Афон – в юности, иные и в отрочестве, не задавшись даже вопросом, ждут их там или нет. Они уже тогда были не от мира: их вела любовь ко Христу и жажда пребывать в Его любви. За Его живую воду они отдавали разом всё – всё, что было у них в прежней жизни. А что отдала – отдаю – отдам – я? Ничего. Я крепко держусь за то, что у меня есть, боясь пожертвовать чем-либо не только ради Бога, но и ради близких…

Мы знаем, Кто Он и зачем Он пришел к нам

Но не будем путать бесплодное самобичевание с истинным покаянием: повода отчаиваться у нас нет. «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8, 23), – говорит Господь людям, которые в Него не верят и поэтому Его не понимают. Неверующих и потому непонимающих сегодня не меньше, чем тогда. Но это не про нас с вами. Мы верим и понимаем! Мы знаем, Кто Он и зачем Он пришел к нам. Это наше невероятное счастье, это ключ к нашему спасению… но только ключ. Надо еще открыть дверь. Надо еще войти. Да, у многих из нас, точно, мало уже – а у кого-то, может быть, и совсем нет – земного времени. Но речь и не о том, чтобы надеяться на свое преображение и спасение в далеком будущем. Наше будущее – это следующий час, следующий день, неделя, месяц, это то время, которое Промыслом Божиим нам уже дано, уже отведено, хоть мы и не ведаем его протяженности. Живешь – значит, дано тебе еще жить. Дано жить телесно – значит, дано жить и душе твоей. Да, мы несовершенны, грешны, мы сами – часть падшего мира; но в нас есть то, что позволило Ему избрать нас от мира и «сопричислить овцам избранного Своего стада». Мы не будем избраны когда-то потом, а уже избраны от мира.

Свет неотмирности, которым лучатся глаза святых, – это ведь, по сути, свет Самого Бога, Фаворский свет. И к святым, и к древним обителям, где неотмирность была просто каждодневной жизнью, мы тянемся именно потому, что чувствуем: вот оно, то «единое на потребу» (Лк. 10, 42), что нам надо.

Марина Бирюкова

1 апреля 2024 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 517 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Галина И. 2 апреля 2024, 13:37
"Но что значит быть «не от мира»? /Прп. Макарий Египетский: "Князь мира сего волнует всякую душу, не рожденную от Бога,.. человеческие помыслы, всех приводя в колебание и уловляя мирскими обольщениями, плотскими удовольствиями, страхованиями, смущениями. В этом-то истинные христиане отличаются от всего рода человеческого. Иное- христиане, иное-любящие мир сей". Христос никогда не призывал к бегству от мира, от жизни. Христиане имеют двойное гражданство: в своем земном Отечестве и в Небесном. Бог избирает, кого хочет, а осознание своей богоизбранности может стать трад. привычкой, и тогда оно приводит к превозношению и падению. Напр: Люцифер со своими подданными, Самсон, царь Саул и- Израиль.
Павел К. 2 апреля 2024, 09:53
Спасибо, Марина ! Читая жития, мы видим уже конечный результат большого количества усилий и малых побед над собой . Дела малые ,растворенные смирением ,послушанием -именно они складываясь ,образуют постепенно коралловый риф бесстрастности, неотмирности . Мудрые наставники советуют не мечтать о святости и подвигах ,не ждать "праведности" ,как выпечки. Как говаривал схиепископ Петр Ладыгин -подвижник тот ,кто п о т и х о н ь к у двигается .Прыжки в духовной жизни бывают только вниз. Все от благодати .Если Господь видит нас старающимися ,то и жизни нам прибавит для нашего улучшения. Спешка и отчаяние -дьявольское извращение правильного настроя .
Георгий 1 апреля 2024, 07:59
Спасибо за статью! Марина, многие Вы здесь вопросы поднимаете. Веры у нас нет.Серьезности перехода в уготованное нам Отечество. Видимо, что точку этого перехода, мы уже должны пройти в этом мире.И понять, что Суд нам нелицеприятен будет.Страшно!!! И уже по этому здесь ответственно. И повернуть нельзя будет НИКУДА.
Василий 1 апреля 2024, 07:53
Очень утешительно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Марина Бирюкова

Новые материалы

Выбор читателей

×