«Христианином я родился, христианином и умру»

Святой праведный исповедник Иоанн Русский (1690–1730)

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(Иак. 4: 6)

Икона святого Иоанна Русского у раки с его мощами. Фото: Светлана Тютина Икона святого Иоанна Русского у раки с его мощами. Фото: Светлана Тютина После завоевания турками-османами Византийской империи (1453 г.) в Греции явилось великое множество новых мучеников за веру Христову. Один из них – святой Иоанн Русский, мощи которого покоятся в местечке Неопрокопион на острове Эвбея в Эгейском море. Иоанн Русский – один из самых почитаемых святых в Греции.

Будущий святой исповедник родился в казацкой семье около 1690 года в Русском царстве, в Малороссии, на землях Войска Запорожского. По достижении зрелого возраста был призван на воинскую службу в армию императора Петра I. Иоанн честно и исправно служил простым солдатом в течение семи лет и участвовал в русско-турецкой войне 1711–1713 годов. Во время неудачного Прутского похода 1711 года (где сам царь чуть не погиб от рук турок) Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, бывшими в то время союзниками турок. Татары переправили юношу в Стамбул и продали в рабство начальнику турецкой конницы. В житии святого Иоанна тот фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание. Рабовладелец привез русского пленника к себе на родину – в Малую Азию, в селение Прокопион (ныне Ургюп, Турция), расположенное недалеко от Кесарии Каппадокийской.

Иоанн Русский – один из самых почитаемых святых в Греции

Пленных воинов-христиан турки старались обратить в ислам, используя для этой цели соблазны, уговоры, а к стойким воинам Христовым применяли пытки, истязания. Вследствие военной неудачи Петра I Турция наполнилась бесчисленным множеством русских пленных, изнывавших под тяжестью турецкого ига. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от Православия и стали мусульманами, но воин Иоанн, воспитанный «в учении и наставлении Господа», отказался принять ислам. Он остался верен Христу и вере отцов, за что был жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он, «кяфиринами», то есть «неверными». Они подвергли Иоанна жестоким побоям, нанося удары прутьями, бросали по ночам в хлев спать вместе с животными, топили его в навозе.

Наконец предали на одно из тягчайших истязаний. Турки разогрели на огне медную тарелку и затем, достав ее из огня клещами, приложили к голове Иоанна. Раскаленное железо прожгло ему кожный покров до самого черепа. «Когда мы снимаем шапочку с головы святого, то видим следы от этой пытки», – рассказывает теперешний настоятель храма в честь Иоанна Русского протопресвитер Иоанн Вернезос.

Однако ничто не могло принудить праведника отречься от Христа. Святой Иоанн мужественно переносил побои и унижения. На уговоры своего господина принять ислам он отвечал:

«Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры»

– Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь, даже если ты лишишь меня жизни. Христианином я родился, христианином и умру.

С течением времени, видя твердость в вере, кротость и трудолюбие святого, турецкий офицер и его домочадцы стали уважать русского пленника и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться на конюшне. Он ухаживал за скотом и жил в стойле рядом с лошадьми; спал на соломе, прикрывшись старым тулупом. Полунагой и босой, в рубище, он безропотно и добросовестно выполнял свои обязанности, даже с усердием, что вызывало насмешки других рабов. Но и это праведник воспринимал без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде других невольников и помогать им. За искреннее добросердечие, честность и благородство святой заслужил доверие Аги, который предложил своему рабу переселиться в небольшое помещение на сеновале, но тот отказался.

Он остался жить в конюшне, где мог беспрепятственно молиться и соблюдать строгий пост. Днем Иоанн трудился, а по ночам тайком уходил к греческому священнику в пещерную церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, недалеко от дома своего хозяина. Здесь, на паперти, коленопреклоненно читал молитвы всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Христовых Таин. В то же время праведный Иоанн по-прежнему продолжал служить своему господину и, несмотря на крайнюю бедность, всегда помогал нуждающимся и больным и делил с ними свою скудную пищу. Видя его незлобие, другие рабы и иноверные перестали издеваться над ним.

В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Став богатым, Ага решил совершить хадж, то есть паломничество в Мекку, полагающееся всякому правоверному мусульманину. Во время его путешествия жена хозяина созвала на обед родных и друзей Ага. Когда подавали любимое блюдо хозяина – плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Святой попросил у нее это блюдо, обещая послать его в Мекку. Услышав это обещание Иоанна, гости рассмеялись, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн сам хочет съесть плов или отдать его бедным грекам. Иоанн вернулся в конюшню и обратился ко Господу с такой молитвой: «Пусть Тот, Кто некогда послал пророка Аввакума в Вавилон, чтобы передать пищу пророку Даниилу в львиный ров (см.: Дан. 14, 34), исполнит и мою молитву и доставит это блюдо моему хозяину!» Когда же Ага вернулся, то рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он, вернувшись из мечети на постоялый двор, обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.

Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Известие о чуде быстро распространилось по селению и окрестностям, и все, даже турки-мусульмане, стали называть Иоанна «вели» – «святой». После этого чуда Ага и его жена решили даровать Иоанну Русскому свободу, но подвижник отказался, ответив: «Покровитель мой – Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения». Он не изменил своего образа жизни, по-прежнему проводя его в тяжелом труде и молитве, неся крест подвижничества. Ночью конюшня наполнялась молитвами святого, и зловоние исчезало, как бы превращаясь в духовное благоухание. Питался он очень скудно, часто только хлебом и водой в ограниченном количестве, отдавая свою пищу бедной христианской семье.

В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой Иоанн тяжко занемог и, чувствуя приближение кончины, послал за священником, чтобы тот причастил его. Священник, опасаясь открыто идти в дом мусульманина, передал Святые Дары, спрятав их в яблоке. Причастившись, праведник в тот же час предал свой дух Господу. Это произошло 27 мая (9 июня) 1730 года.

Ага передал тело святого Иоанна христианам со словами: «Мой раб и ваш человек (т.е. христианин) почил. Придите, возьмите его и похороните по вере его, ибо истинно он был раб Божий!» И когда те пришли, покрыл тело своего слуги дорогим ковром в знак почтения к усопшему. Покойного русского раба Иоанна похоронили с почестями по православному обычаю. Гроб пронесли по Ургюпу все жители селения – греки, турки и армяне – и похоронили при местной церкви, в которой Иоанн молился при жизни. Место захоронения святого сразу стала местом паломничества всей Каппадокии.

Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и мусульмане

Через три с половиной года священник, исповедовавший и причащавший святого, был извещен во сне о том, что мощи святого Иоанна пребывают нетленными. Священник пребывал в сомнении, но после чудесного озарения могилы неземным сиянием местные христиане решили открыть ее. Тело действительно оказалось нетленным и источало аромат. Узнав об этом, турецкие власти пришли в неистовство. Они отобрали у православных тело Иоанна и бросили его в костер. И тут произошло чудо: огонь не тронул нетленные мощи, они лишь почернели от дыма и копоти. Только тогда власть предержащие признали свое поражение и бессилие, а местные жители торжественно отнесли тело Иоанна в церковь и стали воздавать ему почести как мощам святого. Вскоре святые мощи праведника были перенесены в храм св. великомученика Георгия и положены в специально устроенной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известия о которых распространились по отдаленным городам и селениям. У мощей происходили многочисленные исцеления по заступничеству Иоанна Русского: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали. Верующие христиане из разных городов и селений Каппадокии приходили в Прокопион для поклонения мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и мусульмане, обращаясь к нему: «Раб Божий, не обойди нас своею милостью!»

В 1832 году правитель Египта Ибрагим-паша восстал против турецкого султана Махмуда II и атаковал Турцию. Жители Ургюпа, большую часть которых составляли представители янычар, враждебных султану, не хотели пропускать войска султана через селение. Сопротивление было подавлено, Ургюп разграблен, а мощи Иоанна воины решили сжечь, но, к их удивлению, огонь не коснулся святыни. И тут безбожные воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня и угрожавшим им за их дерзость. Турки в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и всё награбленное. На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от гари, но было по-прежнему благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.

Через несколько лет христианские жители Прокопиона выстроили большую церковь в честь свт. Василия Великого. В 1845 году они перенесли туда мощи Иоанна Русского, но мощи дважды исчезали из нового храма и оказывались в церкви вмч. Георгия. На третий раз прихожане отслужили молебен и совершили всенощное бдение перед перенесением, обращаясь с молитвой к Иоанну Русскому. После этого мощи святого обрели покой в церкви в честь свт. Василия Великого.

Храм Святого Иоанна Русского в Нео Прокопионе на острове Эвбея Храм Святого Иоанна Русского в Нео Прокопионе на острове Эвбея

В 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу греческой сельской школы. На следующий день, после Божественной литургии, она рассказала об этом односельчанам. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула. Люди кинулись туда, где были все дети села! Вне себя они начали поднимать обвалившуюся кровлю, и – о чудо! – все дети выбрались из-под обломков живыми. Оказалось, что дети, услышав страшный треск над собой и поняв, что происходит, успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка.

Несмотря на многократные попытки, Иоанн Русский чудесным образом не допускал, чтобы его мощи делились на части

Несмотря на многократные попытки, Иоанн Русский чудесным образом не допускал, чтобы его мощи делились на части. Исключением является перенесение в 1880 году десницы святого в Русский монастырь св. великомученика Пантелеимона иноками Святой Афонской горы, до этого чудесно спасенными угодником Божиим во время опасного путешествия. На средства этого монастыря и жителей Прокопиона в 1886–1892 гг. был возведен храм во имя Иоанна Русского. В 1898 году 15 августа новый храм был освящен Кесарийским митрополитом Иоанном по благословению Вселенского патриарха Константина V. В этот храм были перенесены мощи св. Иоанна Русского из церкви свт. Василия Великого.

В 1924 году, во время изгнания греков из Малой Азии, жители Прокопиона, переселяясь на греческий остров Эвбею, перенесли с собой, как самое драгоценное сокровище, мощи святого Иоанна Русского. Место нового поселения они назвали Новый Прокопион (ныне Прокопи). Мощи святого были помещены в храм святых равноапостольных Константина и Елены. В 1930 году было начато строительство величественного храма во имя Иоанна Русского, которое продолжалось в течение 20 лет. Во время гражданской войны в Греции в 1947 году Эвбея избежала кровопролития, как и предсказывал Иоанн Русский, являясь местным жителям и обещая свое покровительство. Так, один пастух видел тогда на небе образ святого Иоанна и слышал громкий голос: «Не бойтесь! Не бойтесь!».

В 1951 году церковь во имя святого Иоанна Русского начала действовать, и останки святого были торжественно перенесены туда. Иконостас храма изготовлен из белого мрамора с тонкой резьбой. На стенах – фрески с изображением издевательств и пыток, через которые прошел многострадальный Иоанн Русский. Тело святого угодника Божия покоится в открытой серебряной раке под стеклом. В храме хранится солдатский пояс Иоанна Русского, на пряжке которого изображен двуглавый орел. Ежедневно к храму стекаются сотни православных паломников со всех уголков Греции, особенно в день его памяти, 27 мая. В дни Великого поста храм посещают 6–7 тысяч паломников. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой горе Афон, особенно в русском Пантелеимоновом монастыре.

Мощи святого Иоана Русского Мощи святого Иоана Русского

По молитвам святого Иоанна Русского совершалось и совершается множество чудес и исцелений: он помогает больным раком, парализованным, бесноватым и вообще всем больным. Он вразумляет заблудших, укрепляет слабых духом, спасает моряков, помогает в решении судебных дел и др. У бездетных супружеских пар по молитвам к святому рождаются дети. Паломники со слезами припадают к его мощам, как к неиссякаемому источнику исцелений и благословения для всех, кто обращается к нему с искренней верой. Паломники натирают больные места освященным лампадным маслом из чаши.

В 1962 году по решению Элладской Православной Церкви и Греческого государства был принят закон, на основании которого было создано Общество во имя святого Иоанна, были построены два пансионата: один для приема паломников, другой – для нужд Общества. Созданы два приюта для сирот, одна богадельня в Халкиде и одна в Нео-Артаки, студенческое общежитие, детский лагерь на тысячу мест и другие учреждения.

В 1962 году имя Иоанна Русского было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. Он был прославлен в лике праведных, тогда как Греческой Церковью Иоанн Русский чтится как преподобный. В России первый храм в честь святого исповедника построили в 2003 году в Москве. Строительство благословил Патриарх Алексий II. В настоящее время храмы в честь святого стоят в разных городах России. На иконе стойкого исповедника христианской веры изображают с крестом в руке.

Своей жизнью он явил величие православной веры и прославил свое Отечество

Святой Иоанн является прекрасным примером смирения, терпения и верности Православию. Именно за выбор исповеднического пути и русские, и греки, и даже мусульмане любят и почитают святого Иоанна Русского. Своей жизнью он явил величие православной веры и прославил свое Отечество.

Приведем лишь два случая исцеления по молитвам к святому Иоанну Русскому.

Исцеление трехмесячного ребенка 27 июля 1981 г.

В одной из детских больниц Афин умирал от тяжелой формы белокровия трехмесячный ребенок. Его как безнадежного выписали домой умирать. В доме собрались родственники семьи, чтобы поддержать несчастных родителей. И вот в минуту скорби отец ребенка обратился к святому Иоанну: «Святый Иоанне! Нет сил видеть, как мой первенец уходит из жизни. Вспомни, святый, как мы привезли его в храм, носящий твое имя, и крестили малыша. Помоги мне».

И в это же мгновение присутствующие увидели, как малютка неожиданно открыл глаза и посмотрел на стену. На виду у всех, как сияющая молния, появился и исчез образ святого Иоанна. Ребенок выздоровел. Да славится Имя Господне и святых Его!

Исцеление русской девочки в 1998 г.

В молодой семье православных москвичей родилась долгожданная дочь. Но спустя несколько месяцев радость родителей сменилась болью и великой скорбью: у девочки обнаружили рак крови. Три года мать с ребенком почти не выходили из больниц. Были испытаны все доступные в России способы лечения, но всё без пользы – девочка умирала. Тогда родителям посоветовали как последнее средство сделать операцию по пересадке костного мозга. Операция стоила несколько десятков тысяч долларов. За год удалось собрать лишь двадцатую часть нужной суммы. Стало ясно, что деньги собрать не получится. За советом родители отправились в Свято-Троицкую Сергиеву лавру к архимандриту Кириллу (Павлову). Батюшка благословил супругов ехать с больной дочерью на остров Эвбея, чтобы помолиться там святому Иоанну Русскому, благословил использовать на поездку деньги, собранные для операции.

Родители с девочкой пробыли на острове Эвбея несколько дней, заказывали молебны о здравии дочери. По их просьбе священник открыл раку, и больную девочку положили прямо на мощи святого Иоанна. И совершилось чудо! Ребенку стало значительно лучше. Ликованию родителей не было предела, когда по возвращении на Родину анализы показали, что девочка полностью исцелилась от болезни.

Святой Иоанне Русский, моли Бога о нас!

Мария Тоболова

6 июня 2024 г.

Комментарии
Дмитрий18 июня 2024, 08:22
Новые исследования показывают, что запорожские казаки не состояли в войске в Прутском походе. Более того, запорожцы тогда воевали на стороне турок. Есть мнение, что св.Иоанн Русский был преображенцем. В пользу того, что он не был запорожцем говорит и ремень, что примеривают у храма на Эвбее, и верность царю. Ну, и на фресках тоже изображен совсем не казак.
РАБ БОЖИЙ александр13 июня 2024, 17:30
Святой Иоанн Русский, благословенно имя твое, моли Бога о нас!
Тамара 6 июня 2024, 21:42
Святой Иоанне Русский, моли Бога о нас грешных!! Помогай нам!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×