«Шарлатаны от истории опасны тем, что лишают вас памяти»

Историк Юрий Соколов о «Новой хронологии»

Игра есть игра – даже будучи серьёзным художественным и интеллектуальным произведением, она сама по себе не претендует на то, чтобы подменить собой реальность. Но как только очередной проект альтернативной истории подаётся в качестве попытки открыть нам глаза на то, «как всё было на самом деле», это оказывается чревато как минимум локальными мировоззренческими катастрофами. Символ и следствие одной такой катастрофы – открытие в 2019-м году в центре Ярославля музея «Новой хронологии». Авторы этой концепции Анатолий Фоменко и Глеб Носовский предлагают нам свою версию человеческой истории, объявляя при этом всю классическую историческую науку набором фальсификаций.

«Новая хронология» в изложении Фоменко и Носовского впервые была сформулирована в начале 1980-х годов, большую популярность обрела в 1990-е, с тех пор многим казалась полузабытым курьёзом… Но вот в Ярославле открывается музей. Это значит, что в её популяризации заинтересованы весьма высокопоставленные лица. Не станем пересказывать здесь подробности концепции «Новой хронологии» – в общих чертах она многим известна: человеческая история якобы гораздо короче, чем принято считать, а многие исторические личности и даже целые народы – якобы не те, за кого мы привыкли их считать. Но вот о влиянии теории Фоменко и Носовского на умы наших современников мы решили поговорить с петербургским историком, мыслителем, богословом, старшим преподавателем Санкт-Петербургского Государственного Института культуры Юрием Алексеевичем Соколовым.

В музее новой хронологии В музее новой хронологии

– Можно ли сравнить феномен популярности «Новой хронологии» Фоменко и Носовского с общественной значимостью каких-то других вариантов альтернативной истории?

– Так или иначе, альтернативная история, либо в виде шутки, либо в виде серьёзных заявлений присутствовала всегда – с тех пор, как появилась наука история, то есть приблизительно с XVIII века. Фоменко и Носовский попытались переписать историю. И они в этом не были первыми. То, что делал Михаил Покровский в 1920-е годы прошлого века, появление Института красной профессуры и соответствующей исторической школы под эгидой советской власти – это ведь тоже попытка если не переписать историю, то, во всяком случае, изменить акценты.

«Новая хронология» Фоменко и Носовского стала популярна, когда стал распадаться Советский Союз, то есть в конце 1980-х и в начале 1990-х годов. Научным сообществом это поначалу было воспринято как просто очередная глупость: два математика что-то там решили… А что, если историки начнут заниматься математикой? Но потом у Фоменко и Носовского вышли довольно объёмные книжки, которые заинтересовали огромное количество людей. Почему? Люди разочаровываются в какой-то идеологии и в поисках новой идеологии начинают рьяно читать, например, Свами Вивекананду, Шри Рамакришну, Шри Ауробиндо Гхоша, начинают об этом говорить, обнаруживая начитанность и даже какую-то экстатичность. Это энергия неофита, а ещё форма бегства из скучного реального мира, который не устраивает человека по многим параметрам. Популярность «Новой хронологии» Фоменко – явление такого порядка.

«Новая хронология» – это отголосок Серебряного века. Что-то подобное всегда начинает появляться, когда гибнет та или иная система

А ещё «Новая хронология» – это отголосок Серебряного века. Что-то подобное всегда начинает появляться, когда гибнет та или иная система. Серебряный век как философия, как мировоззрение появился тогда, когда возникло разочарование в том пути, который русская культура прошла в XIX веке: люди думали, что изменят мир – например, появляются картины Репина «Бурлаки на Волге», «Отказ от Исповеди», «Не ждали». Собственно, искусство перестаёт быть искусством, так как берёт на себя слишком много социальных и даже политических функций. И вот, на волне разочарования в этих социальных идеях появляется Серебряный век, когда слабый человек прячется в иллюзорную жизнь.

Когда начались страшные 1990-е годы, люди бросились врассыпную. Многие оказались недовольны не только идеологией, но и страной, её историей. И у кого-то появляется возможность начать новую жизнь, уехав в другую страну, у кого-то – пустившись в духовные поиски, у кого-то – заново формируя прошлое для того, чтобы более оптимистично смотреть в будущее. Для последнего как раз подошла «Новая хронология» Фоменко и Носовского.

– Когда научное сообщество восприняло «Новую хронологию», как серьёзную массовую проблему?

– Научное сообщество довольно долго воспринимало «Новую хронологию» как бред и как коммерческий проект, и только на рубеже 1990-х и нового века, когда была попытка ввести её в школьную программу, отнеслось к этой теме более-менее серьёзно. По счастью, этого не произошло. Но тот факт, что в разных городах проходят вполне официальные мероприятия, посвящённые «Новой хронологии», показывает реальное место исторической науки в этом обществе, в этом государстве. То есть настоящей историей мало кто интересуется. И так обстоит дело не только в России.

Настоящей историей мало кто интересуется. И так обстоит дело не только в России

Ведь «Новая хронология» – это фэнтэзи. Не случайно история Средних Веков в Гарвардском и Принстонском университетах, по сути дела, свёрнута. Зато в Гарвардском университете есть курс, растянутый на целый год, в котором изучается «Игра престолов». Попробуйте разобраться во всех этих хронологиях и королевствах! Да, это целый мир, вызывающий ассоциации с каким-то Средневековьем, но каждый может в этот мир встроить самого себя, и эта история никого не обижает – ни Францию, ни Англию, так как здесь нет Столетней войны, нет Трафальгара, нет и самих Франции и Англии.

– Легко понять, чем опасны шарлатаны от медицины. А чем опасны шарлатаны от истории?

– Шарлатаны от истории опасны тем, что лишают вас памяти. Человек рождается, он – индивидуальность. У него есть цвет глаз, цвет волос, врождённые заболевания, то, что вложено в его геном. Всё остальное происходит в результате встречи. В жизни вы с кем-то встречаетесь, вольно или невольно. Сначала, естественно, невольно потому, что вы – маленький человек, несамостоятельный. Потом становится всё больше и больше вашего волевого начала. Вы реагируете, рефлексируете, что-то остаётся в памяти, происходит какой-то отбор и синтез. Так формируется человеческая личность. Если лишить человека личности, то человека как такового не будет. И если лишить народ истории, этот народ становится этносом, то есть возвращается в самое начало своего существования, когда ещё только предстоит что-то написать. То есть упраздняется понятие нации. Разница между этносом и нацией – это как разница между человеком 5 лет и человеком 65 лет: между этими возрастами – жизнь, в процессе которой осуществились встречи, сформировались идейные доминаты и стереотипы, представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». У нации эти понятия выражены в мелосе, в эпосе, в этосе и так далее.

«Новая хронология» – вроде бы работа научного характера, там есть много ссылок. И вот, ради хохмы я и некоторые мои коллеги, университетские преподаватели, на практических занятиях по той же историографии давали студентам определённое количество страниц из «Новой хронологии» и просили проверить сноски. Так вот, процентов 85 этих сносок – или фикция, или неправильное толкование фактов. То есть это подлог. Если бы возник серьёзный и нелицеприятный разговор, то всё это было бы решено довольно быстро. Но «Новая хронология» кому-то из влиятельных людей очень интересна. Ведь если у вас нет прошлого, у вас оборваны корни, и тогда вы – никто.

Ведь если у вас нет прошлого, у вас оборваны корни, и тогда вы – никто

Что значит лишить Россию Киевской Руси (а именно это происходит у Фоменко и Носовского)? По сути дела, это разрушение связей между Россией, Белоруссией и Украиной.

– Для верующих опасность «новой хронологии» – в искажении смыслов?

– Ни одна религия в мире не придаёт истории столь большое значение, как христианство. Христианин должен понимать, что Иисус Христос осуществлял Своё земное служение в конкретный исторический период. Если вы задаёте человеку вопрос: «Ты веришь, что Иисус Христос осуществлял Своё земное служение в Иерусалиме в конкретный период времени, 2000 лет назад?», а он отвечает неопределённо: «Может быть…», это значит, что он не христианин.

– В чём отличие «новой хронологии» от спорных вопросов о хронологии, существующих в рамках официальной исторической науки?

– Существуют отработанные методики определения времени. Если их дезавуировать – то можно дезавуировать вообще всё. Существуют источники. Говорить о том, что эти источники подложные, – значит, возникает картина заговора людей определённой профессии, которые сознательно путают человечество и которые при этом жили в разные времена. То есть историки XII века должны договориться с историками XIX века и, например, с нами. Вот такая должна быть тайная организация.

– Фоменко и Носовский часто говорят о тотальной фальсификации истории человечества. Возможно ли полностью сфальсифицировать историю хотя бы одного народа, имеющего письменность и поддерживавшего связи с соседями, также имевшими письменность?

– Невозможно. Я тогда должен поверить, что Фоменко и Носовский более моральны, чем Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Александр Михайлович Панченко, Лев Николаевич Гумилёв (которого я лично знал), Василий Осипович Ключевский, Сергей Михайлович Соловьёв и Михаил Васильевич Ломоносов. То есть я должен поверить, что огромное количество людей, которые являются для всех нас не только научными, но и нравственными авторитетами, занимались подлогом.

– Как способны повлиять на нашу жизнь люди, увлёкшиеся «Новой хронологией»?

– Смотря кто. Если это кто-то из олигархов, то он не будет спонсировать реальные научные разработки, а будет спонсировать Фоменко и Носовского, добиваться включения «Новой хронологии» в школьную программу. Академия наук сейчас не имеет таких возможностей, как какой-нибудь олигарх. А если такая программа будет «продавлена», то для всех историков возникнет запрет на профессию. Результат – огромная страна будет лишена своей истории и, естественно, станет лёгкой жертвой для любой внешней экспансии.

– Как вам кажется, повлияла ли уже «Новая хронология» на наше общество в целом?

– История для большинства наших сограждан – это исторические романы, художественные фильмы. Что такое Отечественная война 1812 года? Фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука и фильм «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова. Искусство гораздо сильнее влияет на мироощущение людей, чем наука. Сколько было замечательных античных историков! А большинство знает из античности «Илиаду» Гомера, трагедии Эсхила, комедии Аристофана и мраморные скульптуры. Надо сказать, что эта ситуация характерна не только для России. Почему мы читаем Платона? Потому, что «Диалоги» изложены в художественной форме. Это ведь не стенограмма речей Сократа, мы воспринимаем образ. И Сократ, возможно, на самом деле был совсем другим, а в «Диалогах» изложены мысли самого Платона. Но Сократ, как художественный образ, является самым живым философом, гораздо более актуальным, чем, например, Иммануил Кант. Если бы кто-то написал роман о Канте такой же силы, как «Война и мир» Льва Толстого, то и Кант был бы для нас живым философом. Не случайно Господь Иисус Христос в Своей проповеди обращается к одной из художественных форм – притче: художественная форма в состоянии преодолеть тысячелетия и остаться актуальной. Именно поэтому и «Новая хронология», при всех усилиях некоторых людей по её популяризации, всё-таки остаётся маргинальным явлением. Так что можно сказать: в чём-то даже хорошо, что основной массе людей безразлична история, как таковая, не особенно важно, «чем там эти очкарики занимаются».

С историком Юрием Соколовым
беседовал Игорь Лунев

19 июня 2024 г.

Смотри также
О патологической лжехронологии академика А.Т. Фоменко О патологической лжехронологии академика А.Т. Фоменко
Юрий Ефремов
О патологической лжехронологии академика А.Т. Фоменко О патологической лжехронологии академика А.Т. Фоменко
Доклад на конференции «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»
Юрий Ефремов
Ныне же А.Т. Фоменко уличен в операциях, эквивалентных подтасовке исходных данных. И что же? он по-прежнему заседает в Академии Наук и воспитывает студентов МГУ. А один из его начальников был даже разочарован, узнав, что лжехронология противоречит астрономическим данным...
«Ложь в истории — страшная по своему гибельному воздействию сила» «Ложь в истории — страшная по своему гибельному воздействию сила»
Павел Кузенков
«Ложь в истории — страшная по своему гибельному воздействию сила» «Ложь в истории — страшная по своему гибельному воздействию сила»
Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом исторических наук, доцентом Павлом Кузенковым
В свое время Эдуард Гиббон создал книгу «История упадка и падения Римской империи», где в шести томах описал трагический закат великого Рима, вызванный, по его мнению, триумфом варварства и религии. Английский историк (большой поклонник Вольтера и убежденный антиклерикал) не озадачился тем обстоятельством, что упадок, длившийся тысячу лет, выглядит довольно странно: многие блистательные цивилизации сгинули, не протянув и малой части этого срока.
Как Ярослав Мудрый стал ханом Батыем Как Ярослав Мудрый стал ханом Батыем
Александр Портнов
Как Ярослав Мудрый стал ханом Батыем Как Ярослав Мудрый стал ханом Батыем
Александр Портнов
Эпохи смут, распадов государств и страшных бедствий народных — лучшее время для процветания воров, предателей и бесчисленных шарлатанов.
Комментарии
Дмитрий23 июня 2024, 15:07
Я мало разбираюсь в истории и психологии, но по моему в этой "новой хронологии" присутствует характерный для тех лет (90-е годы) дух недоверия авторитетам и обиды младшего поколения на старшее и на родителей. Как поет Игорь Растеряев в одной из своих песен- "поломали идеалы, а кто прав сказать забыли". На такую почву и ложились подобные теории.
НН21 июня 2024, 11:35
"Новая хронология" извращает историю? Если честно, не очень интересно. Куда интересней и злободневней извращение истории СССР, тиражирование мифов этого периода и упорная осознанная клевета на наших предков. А теперь удивляемся и возмущаемся, откуда и почему в мире такая русофобия "образовалась". Сами и в первую очередь недобросовестные историки её породили, с помощью Сороса и внутренних врагов-реформаторов образования внедрили в неокрепшие умы своих соотечественников(разного уровня), а теперь "выражаем недоумение"... Было бы смешно, если бы не так грустно. Как всегда, исправлять ситуацию начинать надо каждому человеку с себя, историки не исключение. Простите.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×