Аполлинарий Михайлович Васнецов. Портрет работы Н. Д. Кузнецова, 1897 год
Несколько месяцев назад мы семьей покупали в Третьяковке книжечку Аполлинария Васнецова.
– Это не тот Васнецов, – сообщила нам дама на кассе.
Оказалось, что она непросто так: народ покупает книжку, а потом расстраивается – там тебе ни богатырей, ни Ивана Царевича, скачущего на волке с прекрасной дамой, а всякая старинная Москва. И если кто и скачет, то гонцы с какой-то тревожной вестью.
Теперь, когда в Третьяковской галерее проходит масштабная выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», уже никто не спутает Виктора Васнецова с его братом Аполлинарием, а наоборот – все будут знать, насколько прекрасно и глубоко творчество каждого из этих художников.
Художественное пространство, созданное талантами Васнецовых, поражает своей мощью, профессиональной и не только
Художественное пространство, созданное талантами Васнецовых, поражает своей мощью, профессиональной и не только. Восхищало оно и современников.
«Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы», – это слова принадлежат Ф.И. Шаляпину.
«Скифская почва» – словосочетание, понятно, воспринимать и трактовать нужно в контексте эпохи.
А про «массивные духом» – это очень точно, но не сами родились они такими, а впитывали, вбирали в себя с детства то, что видели вокруг. Их отец, священник Михаил Васнецов, по воспоминаниям художников, учил вглядываться в окружающий мир, созданный Богом, восхищаться им, изучать его. А ещё он ввел их в Православие, да так, что выросшие дети не отринули, не искали иного в глобальном смысле...
Вера, история, природа, фольклор – все это было настолько частью самих художников, не чем-то привнесенным извне, что позволило им создать прекрасные работы, в том числе и представленные на выставке. Работы, которые знаешь с детства и не перестаешь восхищаться…
Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет, 1873 г.
Интересно, что от первых работ, близких к передвижникам, Виктор Васнецов ушел в фольклор и историю, видимо, слишком тесно было ему в разговорах о злободневном.
«Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), точно ответить не сумею. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы… Противоположения жанра и истории в душе моей не было, а стало быть, и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило», – слова самого Виктора Михайловича.
Причем так получалось, что через исторические и сказочные образы художник тоже говорит о современности, но не в лоб, не в традициях тех же передвижников, а очень поэтично…
Ковер-самолет. Художник: Виктор Васнецов, 1880 г.
Так, свой «Ковер-самолет» (1880) Виктор Васнецов написал для Управления железной дороги. Ковер-самолёт летит над туманами, вперёд, символизируя собой не только сказочное чудо, но и чудо творческой мысли человека. Мысли, благодаря которой появились и те самые железные дороги. Такой вот прекрасный символический образ движения, скорости…
Три царевны подземного царства. Художник: Виктор Васнецов, 1881 г.
Работа «Три царевны подземного царства» (1881) – тоже сказочная, и тоже – о современности. Работа, по замыслу художника, должна была рассказать о природных богатствах Донецкого края. Две царевны в роскошных древнерусских одеяниях, детально точных, символизируют золото и драгоценные камни. Все это ценно, прекрасно, но это было и в прошлом… А третья царевна изображена в модном современном платье – она символизирует каменный уголь, то природное ископаемое, которое приводило в движение поезда.
Иван-царевич на Сером Волке. Художник: Виктор Васнецов, 1889 г.
В любой работе Виктора Васнецова – сложная, прекрасная живопись, в каждый фрагмент хочется вглядываться, смотреть, как он написан. Платье Елены Прекрасной в картине «Иван-царевич на Сером Волке» (1889) буквально светится. Вообще, фигуры героев на фоне темного леса – как подчеркивание того главного, что выхватывается из тьмы прошлого, исторического и сказочного...
Сочетание высокого мастерства и глубоких смыслов – это как раз про творчество обоих Васнецовых.
После побоища Игоря Святославовича с половцами. Художник: Виктор Васнецов, 1880 г.
Плачем звучит работа «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), написанная на сюжет «Слова о полку Игореве», неслучайно центральный образ молодого погибшего княжича – светел. Важный акцент, привлекающий внимание зрителей, – крест, свисающий с его шеи.
Богатырская тема в творчестве Виктора Васнецова – тоже про историю, не только внешнюю, но и внутреннюю – историю духа.
Один в поле воин. Художник: Виктор Васнецов, 1914 г.
Динамичная небольшая работа «Один в поле воин» (1914). Противников богатыря не видно, они за рамками изобразительного пространства, только богатырь, огромный, занимающий почти все пространство работы, скачет (почти летит) вперед, туда, откуда в него летит град стрел.
Знаменитые масштабные «Богатыри» (1881–1898), несмотря на тиражирование, цитирование и прочее, не потеряли своей мощи. Работа, когда смотришь на нее в оригинале, воспринимается с таким же восторгом, как и всегда, так же ты застываешь у нее и всматриваешься в то, как она прекрасно, живописно написана, и буквально физически ощущаешь мощь и величие, которые исходят от картины.
Богатыри. Художник: Виктор Васнецов, 1881–1898 гг.
В экспозиции выставки – и церковное творчество Виктора Васнецова, эскизы росписей Владимирского собора. О церковных росписях художника можно спорить, но одно очевидно: это работы верующего художника, знавшего и понимавшего иконографию и богословие восточно-христианского искусства (он учился в Вятском духовном училище, а затем – в Вятской духовной семинарии), бережно к ним относящегося и стремящегося передать это на близком ему художественном языке.
В старую Москву
Московский Кремль. Соборы. Художник: Аполлинарий Васнецов, 1894 г.
Московский Кремль. Художник: Аполлинарий Васнецов, 1897 г.
Связь времён очевидна и у Аполлинария Васнецова. Прошлое – это не что-то далекое и чуждое, а неотделимое от сегодня, тесно связанное с ним. Вот древние соборы Московского Кремля, а внизу, под стенами, – течет, движется современная жизнь. «Московский Кремль. Соборы». (1894), «Московский Кремль» (1897). И эти «тогда» и «сейчас» даются не в диссонансе, не в противопоставлении, а в единстве. И потому естественен переход от современности – в прошлое, кажется, будто Аполлинарий Васнецов писал с натуры, писал то, что видел собственными глазами, – настолько он чувствовал родную историю, причем без идеализации, касаясь и печальных ее страниц, например, Смутного времени.
Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века. Художник: Аполлинарий Васнецов, 1900 г.
Московский Кремль при Иване Калите. Художник: Аполлинарий Васнецов, 1921 г.
Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот. Художник: Аполлинарий Васнецов, 1900 г.
В разные годы он пишет Москву разных времен, воссоздаёт, угадывает столицу прошлого, воссоздавая нюансы, детали старой Москвы с любовью и вниманием. А через это транслирует ощущение крепости: вот, стояла Москва тогда – выстоит и теперь, что бы ни происходило... «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века» (1900), «Московский Кремль при Иване Калите» (1921), «Деревянный город, Москва XIV века» (1917). Москва разных времен проступает, проявляется на картинах Васнецова, как выступает она из мрака ночи в работе «Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот» (1900).
Кама. Художник: Аполлинарий Васнецов, 1895 г.
Надвигающаяся на Феодосию лунная тень. Художник: Аполлинарий Васнецов, 1914 г.
Оренбургские степи. Художник: Аполлинарий Васнецов, 1893 г.
Сумрачный день, Урал. Художник: Аполлинарий Васнецов, 1919 г.
Мысль про связь современности и прошлого в творчестве Аполлинария Васнецова на выставке подтверждают и пейзажи художника. Он творчески изучал, осмыслял природу России в разных уголках страны – «Кама» (1895), «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень» (1914), «Оренбургские степи» (1893), «Сумрачный день, Урал» (1919).
Когда выставка только планировалась, я почему-то думала, что там будет представлено творчество еще одного брата – Аркадия Васнецова, который был замечательным столяром-резчиком, мебельщиком, его изделия – настоящие произведения искусства.
Но оказалось, что в рамках выставки показано творчество Андрея Васнецова – внука Виктора Михайловича. Если смотреть его отдельно, экспозиция была бы интересной – яркий представитель «сурового стиля», художник, который оставил свой след в истории отечественного искусства, его находки транслируют художники последующего поколения. Но в контексте выставки в целом работы Андрея Владимировича лично для меня – не читались, выглядели диссонансом...
Слишком высокий уровень – и мастерства, и смыслов, и высокий уровень духа – задали Виктор и Аполлинарий Васнецовы.
Выставка работает до 4 ноября 2024 по адресу: г. Москва, Крымский Вал, 10.