Тоскующий по светлой тишине

Памяти художника Михаила Нестерова

Михаил Нестеров, автопортрет Михаил Нестеров, автопортрет

Воспоминания современников так и не смогли передать о Михаиле Васильевиче Нестерове то, что неуловимее слов, – его тоску по Святой Руси…

Вымоленное Чудо

Из двенадцати детей, родившихся в благочестивой купеческой семье Нестеровых, в живых остались только двое – Александра и Михаил, да и то жизнь мальчика еле-еле «теплилась в лампадке»: до двухлетнего возраста он был очень слабеньким и болезненным. Лучшие врачи Уфы не могли вылечить ребенка, говорили, что он «не жилец», а мать плакала и молилась…

Когда Михаил Васильевич Нестеров станет известным художником, то часто будет повторять историю своего «воскрешения». По семейной легенде, он выжил благодаря заступничеству почитаемого в семье святого – Тихона Задонского.

«Чего-чего со мной не делали! Чем-чем не поили! И у докторов лечили, и ведунов звали, и в печку меня клали, словно недопеченный каравай, и в снег зарывали – ничего не помогало. Я чах да чах. Наконец совсем зачах. Дышать перестал. Решили: помер. Положили меня на стол, под образа, а на грудь мне положили образок Тихона Задонского. Свечи зажгли, как над покойником. Поехали на кладбище заказывать могилку. А мать так от меня и не отходила – молилась, пока наши были на кладбище. Приезжают с кладбища. А я и вздохнул! И отдышался. И здоровым стал».

Мать вымолила у Бога это Чудо!

В поиске «жизненной ниши»

До 12 лет Михаил, окруженный сердечной заботой родных, жил в Уфе. Учеба в Уфимской мужской гимназии и Московском реальном училище всем показала, что непримиримая его вражда с математикой никогда не даст осуществиться мечте отца, желавшего видеть сына коммерсантом. Творческая природа парня явно тяготела к живописи, а изучение «нудных» предметов, вызывавших откровенную скуку, сподвигло его стать заводилой во всех проказах и «бунтарских выходках». Нестерову дали даже прозвище – «Пугачев».

Василий Иванович Нестеров решил, что не стоит зарывать в землю талант сына и тратить дорогое время на «душные занятия». Московское училище живописи, ваяния и зодчества стало логическим завершением в поиске «жизненной ниши». В книге мемуаров «Давние дни» Михаил Васильевич напишет о своем отце так:

«Я благодарен ему, что он не противился моему поступлению в Училище живописи и дал возможность идти по пути мне любезному, благодаря чему жизнь моя прошла так полно, без насилия над собой, своим призванием, что отец задолго до своего конца мог убедиться, что я не обманул его доверия».

Именно В. Перов научил юного Михаила реалистично, без поэтических прикрас, находить и выражать «душу темы»

За училищем последует Петербургская Академия художеств, в которой Нестеров проведет три учебных года, показавшихся ему вечностью, так как его неудержимо тянуло в Москву к любимому наставнику – художнику В.Г. Перову. Именно он научил Михаила реалистично, без поэтических прикрас, находить и выражать «душу темы». Умение видеть за «внешней оболочкой» внутреннюю драму, кроющуюся в глубинах изображаемого, поможет Нестерову в дальнейшем стать одним из лучших портретистов своего времени.

«Ты прекрасна своей душой»

Портрет жены, Е.П. Нестеровой, 1905 Портрет жены, Е.П. Нестеровой, 1905 До встречи с Марией Мартыновской в набросках, эскизах и этюдах Нестерова никогда не появлялся женский образ. Ольга Михайловна Шретер (урожденная Нестерова), дочь живописца, вспоминала о своей матери:

«Красоты в обычном, трафаретном смысле в ней не было. Была лишь неуловимая прелесть, природная оригинальность (как говорил отец) и удивительная женственность, так привлекавшая не только отца, но и всех знавших ее… Слова отца “Ты прекрасна своей душой” ярко характеризуют весь ее облик. Вот если можно уловить эту неуловимую прелесть, быть может, “не от мира сего” – будет и сходство, и понятно станет ее влияние на творчество отца».

О браке с Мартыновской в родительском доме и слышать не хотели: невеста была без должного образования и состояния, а ее брат сослан в Сибирь по делу о народовольцах. Вступить в брак без благословения родителей Михаил не решался, так как послушание в религиозной семье всегда считалось исполнением заповеди Божией. Все решил случай: когда Нестеров уехал в Петербург зарабатывать звание свободного художника, то тяжело там заболел, а Мария Ивановна в дикую весеннюю распутицу примчалась из Уфы в Москву и выходила жениха. Поступок девушки оказался судьбоносным – молодые обвенчались, решив обойтись без родительского благословения. Но семейное счастье длилось меньше года – Мария умерла от «родовой горячки» и была похоронена в Даниловом монастыре.

Образ любимой женщины останется на многочисленных нестеровских полотнах: узнаваемы ее тонкие черты и в «Царевне», и в «Христовой невесте»… А в тяжкие минуты переживаний художник подолгу будет молча стоять перед картиной «Больная девушка», в которой современники тоже узнают умирающую Машеньку Мартыновскую.

«…Маши уже не было, не было и недавнего счастья, такого огромного, невероятного счастья. Красавица Маша осталась красавицей, но жизнь ушла. Наступило другое – страшное, непонятное. Как пережил я те дни, недели, месяцы?» – писал Нестеров в своих воспоминаниях.

Память постоянно тревожила и не отпускала те переживания, которыми художник жил когда-то. И из этой щемящей боли рождались новые полотна, наполненные глубоким трагизмом и светом Любви.

Долгое время художнику казалось, что никогда он уже не встретит женщину, близкую его идеалу. Его чувственные увлечения, часто перераставшие в запутанные и болезненные любовные связи, заставляли страдать и тех женщин, которые становились его «музами», и его самого. Обманывать чужих надежд он не хотел, а жить без «тихого света», которым была Машенька, Нестеров не мог.

Но вот однажды, когда художник заканчивал грандиозное полотно «Святая Русь», в дверь мастерской вошла Екатерина Петровна Васильева, 22-летняя «классная дама» Киевского института благородных девиц, в котором училась дочь Нестерова Ольга. Екатерина Петровна пришла взглянуть на картину, о которой так много говорилось в городе, – «это жизненный путь русского странника и его встреча со Христом». Сам художник о работе сказал так:

«Хочу подвести итог моих лучших помыслов, лучшей части самого себя».

Через несколько недель после встречи с Екатериной Васильевой Нестеров уже восторженно писал своему близкому другу Александру Турыгину в Уфу:

«…Я влюбился как мальчишка. Она действительно прекрасна, высока, изящна, очень умна и по общим отзывам дивный, надежный, самоотверженный человек. И если по дурной привычке своей я не выпрыгну в окно, то через месяц наша свадьба».

Нестеров иронично сравнил себя с гоголевским Подколесиным, которого одолевали мысли: мол, и надо бы жениться, да боязно, и хочется сбежать с собственной свадьбы, выпрыгнув в окно. На сей раз «прыгать в окно» не пришлось. Свадьба с Екатериной состоялась. Женщина подарила живописцу 40 лет тихого счастья, воспитав с ним сына и дочь.

Тоска по Святой Руси

«Видение отроку Варфоломею» «Видение отроку Варфоломею»

Картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-й передвижной художественной выставки в Петербурге. Михаил Нестеров прославился в одночасье.

В основу сюжета положен эпизод из «Жития преподобного Сергия», написанного его учеником Епифанием Премудрым: отроку Варфоломею (в монашестве принявшему имя Сергия) не давалась грамота. Однажды, когда отец послал его искать пропавших жеребят, под дубом было ему явление монаха-черноризца, помогшего обрести мальчику дар премудрости через таинство Причастия. По преданию, святой старец, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный».

«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”», – говорил Нестеров о своем знаменитом полотне

Это полотно художник будет считать самым лучшим своим произведением:

«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я».

Образ преподобного Сергия Радонежского был духовно близок Нестерову с раннего детства. Он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, на которой Сергий-пустынножитель с руки кормил огромного медведя хлебом. Тогда-то Михаил сердцем и почувствовал Святую Русь, где человек и природа равно одухотворены Богом.

Профессор А.В. Прахов, пораженный талантом Михаила Нестерова, пригласил его расписывать Владимирский собор в Киеве. Творческий взлет художника только начинался! Ему еще предстояло сложить живописную эпопею в честь князя Владимира, создать целый пантеон подвижников веры, русской культуры и истории, расписать Марфо-Мариинскую обитель и дворцовую церковь св. Александра Невского в Абастумани (Грузия)… Нестеров еще не знал, что все его живописные полотна и церковные росписи соединятся в единый жизненный сюжет – «Путь ко Христу».

Чтобы глубже понять духовный мир русских монастырей, художник отправился в Соловецкую обитель на Белом море. Своих монахов-простецов он выведет из монастырских стен и оставит в лесной глуши – одних, с молитвой… Оставит в той светлой тишине, по которой так тосковала его душа. «С топором да пилой в лесу Богу молимся», – говорила о себе братия монастыря. Вся природа была для них святым храмом, где звери и птицы не боялись человека.

«Уходящая Россия»

«На Руси. Душа народа» «На Руси. Душа народа»

Нестеров работал над монументальной картиной «Христиане» (позже получившей название «На Руси. Душа народа»), когда разразилась Февральская революция, а вслед за ней прогремела Октябрьская, которая и подвела черту под всем, что делал художник: больше не могло быть и речи ни о храмовой росписи, ни о картинах, наполненных молитвенным светом. Нестеров пришел к трагическому выводу:

«России – великой, дорогой, родной и понятной, больше нет, вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены…».

Из лирических нестеровских пейзажей исчезнут святые лики, таящие в себе безмолвную печаль русской души…

«Философы» «Философы»

«Уходящую Россию» художник успеет запечатлеть на полотне «Философы», где на фоне Сергиева Посада ведут неспешную беседу два выдающихся религиозных мыслителя своего времени – священник Павел Александрович Флоренский и профессор Сергей Николаевич Булгаков. Это 1917 год! Пройдет совсем немного времени, и Булгакова вышлют из России на «философском пароходе», а отца Павла, не только религиозного философа, но и блестящего инженера, математика, химика, естествоиспытателя, отправят в ГУЛАГ, где он пройдет свой крестный путь до страшного финала, когда в 1937 году «тройка» НКВД приговорит его к расстрелу…

Последние годы жизни

Портрет дочери, 1906 Портрет дочери, 1906 Подлинным шедевром портретного искусства кисти Нестерова считается «Амазонка» – портрет дочери Ольги. И трудно себе представить, что девушка, которую современники назвали идеалом женственности и «воплощением хрупкости светлых романтических грез Серебряного века», окажется в Акмолинском лагере, откуда вернется в 1941 году инвалидом на костылях, а ее муж, известный юрист и профессор Виктор Шретер, будет расстрелян по обвинению в «шпионаже» (посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления).

Сам Михаил Васильевич, отсидевший в Бутырской тюрьме несколько недель, не побоится хлопотать за второго своего зятя (мужа младшей дочери Наташи) – Михаила Дмитриевича Беляева, литературоведа-пушкиниста, основавшего музей-квартиру Пушкина на Мойке. Нестеров писал и писал письма Сталину… Расстрел заменят Беляеву лагерем.

Круг близких людей становился все уже и уже – кто-то вынужден был отправиться в эмиграцию, кто-то был арестован, кто-то «ликвидирован»… Судьба России отзывалась в сердце острой болью. Война стала тем последним ударом, который художник не выдержал. В 1942 году в Москве, в Боткинской больнице, Нестеров скончался от инсульта. Ему было 80 лет.

Монархисту по убеждениям, Михаилу Васильевичу Нестерову пришлось жить в иной России – не царской. И хотя советская страна отметила талант великого художника высокими регалиями и званиями, он до самой своей смерти так и не перестал тосковать по той светлой тишине, которой была наполнена Святая Русь на его лирических полотнах.

Ольга Майер

18 октября 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Молитвенная тишина и святые в работах Михаила Нестерова Молитвенная тишина и святые в работах Михаила Нестерова
Оксана Головко
Молитвенная тишина и святые в работах Михаила Нестерова Молитвенная тишина и святые в работах Михаила Нестерова
Оксана Головко
Михаил Нестеров всю жизнь писал людей Церкви. Исторические личности и современники, прославленные и безвестные, иноки, странники… Даже после революции 1917 года он не отказался от любимых образов.
«Самый мудрый мастер русского пейзажа» «Самый мудрый мастер русского пейзажа»
К 160-летию Исаака Левитана
«Самый мудрый мастер русского пейзажа» «Самый мудрый мастер русского пейзажа»
К 160-летию со дня рождения русского живописца Исаака Левитана
Станислав Минаков, Анна Минакова
«Никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем… Оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник», – признавался Исаак Левитан.
Тяжелые думы Михаила Нестерова Тяжелые думы Михаила Нестерова
К 100-летию Русской смуты
Тяжелые думы Михаила Нестерова Тяжелые думы Михаила Нестерова
К 100-летию Русской смуты
Олег Лазарев
23 ноября 1917 года художник с горечью писал: «Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев… Все провалилось в тартарары…»
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×