Имя Светланы Васютиной известно всем, кто хоть что-то знает про искусство современной Церкви. Если икону, мозаику, роспись делала Светлана, бригада под ее руководством, – значит, получилось не просто качественно, а уже – явление художественной жизни.
Уметь учиться – особый дар, и у Светланы Васютиной он был с самого детства. Впитывать все, что возможно, вслушиваться, всматриваться в то, что говорят учителя (в самом широком смысле этого слова), чтобы потом эти знания выкристаллизовались, взросли и дали уже новый плод – уникального сильного художника, каким она является. С учителями в профессии Светлане, что называется, везло с самого начала. Первым ее педагогом стал Анатолий Федорович Коломеец – он показал юной ученице художественной студии, что такое по-настоящему быть художником, а его супруга Ольга Леонидовна Голубева привила интерес к композиции. Следующий шаг, который она сделала на пути к профессии, – учеба в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года, и среди педагогов – такие мастера, как Юрий Георгиевич Седов (преподаватель композиции с «большой буквы») и Владимир Александрович Конягин (преподаватель живописи).
И уже потом – поступление в МГАХИ им. В.И. Сурикова, в мастерскую монументального искусства Евгения Николаевича Максимова, с ее замечательными преподавателями – Сергеем Александровичем Гавриляченко, Иваном Леонидовичем Лубенниковым... Не перечисляю регалии этих больших мастеров – это бы заняло половину текста, но все регалии – просто констатация их высочайшего мастерства и места в современном отечественном искусстве.
Знаю немало людей разного возраста, которые пришли в Церковь, именно учась в мастерской Максимова. Светлана Васютина, хоть и была крещена в детстве, как раз пришла к вере именно в период учебы. Возможно, здесь сыграло роль погружение в специальность через изучение и копирование самых высоких образцов церковного древнерусского и византийского искусства
Светлана Васютина, в монашестве Феодосия Студенты третьего курса монументальной мастерской летом ездили на практику в Ростов Великий, копировали фрески XVII века.
– Первая Исповедь у Светланы случилась как раз на такой летней практике в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова Великого, и хотя тогда это не стало каким-то резким, глобальным поворотом, но после нее началось постепенное движение Светланы в сторону церковной жизни, – рассказывает иконописец Лариса Гачева, которая со времени учебы в Суриковском институте и по сей день считает себя подругой и коллегой Светланы. – Света всегда говорила , что хочет иметь «духовного учителя», и в начале 1996 года я привела ее, как помню, в Неделю о Страшном суде к нам в храм Святого благоверного Царевича Димитрия при Первой Градской больнице, и потом весь Великий пост Света регулярно приходила на Исповедь, вспоминая всю свою жизнь.
Еще оканчивая художественное училище, Светлана Васютина хотела сделать как дипломную работу картину, посвящённую Диогену, днем с огнем искавшего человека. Но руководство училища тогда не разрешило писать такую картину, она осталась только в эскизном варианте преддиплома.
– Старец в белом со светильником превратился в «Стрелочника», идущего ночью по путям с фонарем. Но и изначальный замысел, и последующая его реализация во многом раскрывает суть личности Светланы, для которой всегда был важен поиск учителя, в творчестве ли, или в духовной жизни, поиск истины, – говорит Лариса Гачева.
Летом 1996 года Евгений Николаевич Максимов был приглашен в Свято-Введенскую Оптину пустынь, чтобы возглавить росписи Казанского собора возрождающегося монастыря. К этой работе Евгений Николаевич привлек своих учеников и выпускников, для многих из них Оптина стала путем обретения себя, своего пути. Сыграла свою роль она и для Светланы, впервые попавшей туда тем летом 1996 года. Важными оказались духовные беседы с архимандритом Венедиктом (Пеньковым), наместником Оптиной пустыни, знакомство и впоследствии многолетняя дружба с ныне покойным игуменом Иларионом (в прошлом – прекрасным художником Дмитрием Ермолаевым), внесшим большой вклад в художественное возрождение монастыря, поддержавшим и направившим на путь иконописи многих студентов-художников, в том числе и Светлану.
Когда приехала в Оптину пустынь, то думала: ну, что мне стоит взять и написать образ!
– Когда все начиналось, это было время неофитства многих, в том числе моего. Время неофитства – это время большой Божией благодати, – рассказала художница во время беседы с прихожанами в Больничном храме Святого благоверного Царевича Димитрия. – Это было не только время неофитства, но и время воссоздания утраченного. Нашей задачей, как художников, исследователей, было найти утерянные технологии, понять, как все расписывалось, как все создавалось раньше, по какому принципу, по какому канону. Это оказалось так сложно... Я, студентка, тогда была отличницей, все мои работы забирали в фонды и так далее, и потому у меня было большое самомнение. Когда приехала в Оптину пустынь, то думала: ну, что мне стоит взять и написать образ! Для начала мне дали задание нарисовать херувимов в куполе, но мне пришлось столкнуться с тем, что у меня никак не получается. Я не могла понять, почему мне не удается сделать линию, которую я легко делала в светских работах.
Икона «Богородица на троне» Светлана Васютина во время учебы выделялась среди талантливых студентов монументальной мастерской (это был действительно очень сильный курс и сильнейшая мастерская). Возможно, во время учебы она испытывала творческие метания между церковным и светским искусством: у нее были и прекрасные светские проекты, восхищавшие другого преподавателя мастерской – художника-монументалиста Ивана Леонидовича Лубенникова. Но поездки в Оптину расставили все по своим местам. И дипломную работу Светлана уже делала как церковный художник.
– Евгений Николаевич предложил Светлане сделать как дипломный проект мозаику для Никитского собора в Кашире, построенного по проекту архитектора Матвея Казакова. Но в итоге было принято решение, что такую прекрасную мозаику нужно разместить в церкви Царевича Димитрия при Голицынской больнице, прихожанкой которого стала Светлана, – вспоминает Лариса Гачева. – Так мозаика, изображающая Божию Матерь, восседающую в золотых одеждах на троне, была установлена в церкви Царевича Димитрия, тоже постройки Казакова, и, возможно, поэтому идеально по масштабу вписалась в интерьер храма.
– Именно на этой мозаике я поняла, как создается образ. Раньше не понимала, как делается лик, – рассказывает иконописец на вышеназванной встрече. – Тогда же, работая над мозаикой, я научилась молиться: я стала молиться Богородице. И поняла: лик может создаваться независимо от желания художника. Для меня это остается тайной по сей день, и это знание я пытаюсь донести до своих студентов.
Золотой свет иконы
Мозаичное изображение Троицы на фасаде Троицкого собора в Казанской Свято-Амвросиевской пустыни Лариса Гачева считает Светлану Васютину прекрасным живописцем и одним из самых талантливых и оригинальных с точки зрения живописи современных мозаичистов, имеющих свой неповторимый почерк. И с этим трудно не согласиться.
Любая композиция, любой образ, выполненные Васютиной в мозаике, – это произведение искусства, законченное и прекрасное, сложное и красивое по цвету, точно построенное по композиции. Все вместе работает на одну задачу – создание выразительного, богословски глубокого образа. Вот, например, мозаичное изображение Троицы на фасаде Троицкого собора в Казанской Свято-Амвросиевской пустыни. Художник выделяет главное, и мы прежде всего смотрим на лики Ангелов, составляющих композиционный треугольник, а не на что-то иное. Направление ликов, взгляды Ангелов, замыкающиеся в этом треугольнике, создают ощущение целостности и композиции и передают главный смысл иконы. Стол, за которым восседают Ангелы, решается как престол, он выделен цветом. Светлана Васютина грамотно вписывает изображение в пространство стены, делая фон иконы, подставку, на которой расположены ноги двух Ангелов, светлыми, как и стены собора.
Христос на престоле с предстоящими свв. Елисаветой Федоровной и Сергием (Сребрянским) То же самое можно сказать и про мозаику «Христос на престоле с предстоящими свв. Елисаветой Федоровной и Сергием (Сребрянским)» Марфо-Мариинской обители, в небольшой церкви во имя Святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Художник сразу выделяет главное – лик Христа, затем лики предстоящих. В этой мозаике, как и во многих других работах, Светлана Васютина использует различное мозаичное золото и серебро, которые здесь изображают мерцание Божественного нетварного света. У мастера золото работает совершенно так же, как это было и в Византии, а не как, увы, его нередко применяют многие современные художники, бездумно вставляя, чтоб блестело.
Работая с камнем и смальтой, художник создает насыщенные по цвету, яркие живописные произведения.
Еще один момент, отличающий творчество Светланы Васютиной, – при крайне грамотном монументальном подходе – внимание к деталям: декоративный, тщательно сделанный орнамент, ювелирная проработка фрагментов изображений – трона, одеяний и так далее. Но эти детали, сияя как драгоценности, не перетягивают на себя внимание, но придают иконе дополнительную изысканность, красоту.
Работая с камнем и смальтой, художник создает насыщенные по цвету, яркие живописные произведения
На самом деле, все то же самое можно сказать и про иконы Васютиной. Причем писать их она начала уже после окончания института, по благословению духовника. В числе первых – иконы, написанные для иконостаса храма Царевича Димитрия: образы святых Царевича Димитрия, Елисаветы Федоровны, Архангелов и Деисиса.
Параллельно с изучением написания икон шла работа над росписями храма Христа Спасителя: под руководством учителя, Евгения Николаевича Максимова, там трудилось много его студентов, как уже окончивших институт, так еще и учившихся в нем. Это была отдельная эпоха, еще один бесценный опыт научения работе в бригаде.
Обещание Богу
– Когда-то, еще будучи нецерковным человеком, при важных в ее жизни обстоятельствах, Светлана пообещала Богу, что она распишет храм, – рассказывает Лариса Гачева. – Господь повел ее по жизни так, что церковное искусство стало главным делом ее жизни.
Христос и Богоматерь с Младенцем. Иконы для иконостаса монастырского храма в селе Клыково
Среди многочисленных проектов Светланы Васютиной – руководство росписями Знаменского храма при 1-й Градской больнице, где, в числе множества образов этой росписи, ей написан и выразительный образ Божией Матери «Знамение» в алтаре; проект, участие и руководство работами по росписи Никольского храма в Егорьевске; работа над проектом росписей и руководство созданием икон для иконостаса монастырского храма в селе Клыково недалеко от Оптиной пустыни; оформление росписями и иконами домового Покровского храма при РДКБ и многие другие. А в названной небольшой церкви в Марфо-Мариинской обители в Москве, кроме запрестольной мозаики «Христос на престоле с предстоящими», она разработала проект росписей – образ Райского сада, в котором пребывают святые. Такой традиционный для византийского искусства мотив, который современный мастер решает, создавая новую, уникальную роспись. Один из многих примеров того, как сегодня идет бережное и вдумчивое продолжение церковной традиции.
Росписи Знаменского храма при 1-й Градской больнице
Образ Божией Матери «Знамение» в алтаре Знаменского храма при 1-й Градской больнице
Икона «Взыграние Младенца» Все, что выше говорилось про мозаику художника, можно отнести и к ее иконам. Они не просто красивы, с выразительными образами, а воспринимаются как драгоценности. Например, икона «Богородица на троне» 2022 года: здесь мы видим тщательную проработку одеяний, трона – это все украшает икону, но не просто ради красивости, а чтобы через внешнее дать здешними, художественными средствами представление о красоте Небесной. Ведь здесь, как в любой своей работе, художник, прежде всего, выделяет главное – лик Младенца, Его фигуру, лик Богоматери… Или икона «Взыграние Младенца» – один из вариантов иконографического типа Богоматери «Елеусы» («Умиление») из разработанного и написанного Светланой иконостаса в Покровском храме РДКБ, – здесь показан эмоциональный характер отношений Матери и Сына, когда Младенец прижимается к Ее щеке, касаясь одной ручкой лика Пресвятой Богородицы. При этом Младенец изображен словно в движении, играющий. Одновременно здесь звучит и тема грядущих Страстей Господа. Потому и общий строй этой красивой иконы – трагичен, но в тоже время говорит о другой, небесной, радости нашего спасения, что чувствуется и в цветовом решении – золотая тесьма глубокого синего мафория Богородицы, золотые ассисты в одеяниях Младенца.
Домовый Покровский храм при РДКБ
Вообще, о каждой работе мастера хочется говорить отдельно, подробно, но это – формат большого исследования, а не статьи.
Оформление фасада Свято-Димитриевского детского дома Светлана Васютина работает в разных техниках и всегда создает выразительные работы самого высокого уровня. Так, вместе с группой студентов ПСТГУ под ее руководством было выполнено оформление фасада Свято-Димитриевского детского дома в технике сграффито (техника заключается в том, что кладутся цветные слои штукатурки, а затем рисунок процарапывается специальным металлическим инструментом на необходимую глубину). В названной работе показан святой благоверный Царевич Димитрий в окружении узнаваемых памятников древней Москвы.
Несколько лет жизни Светлана посвятила проекту храму Святого Саввы Сербского в Белграде, благоукрашением которого руководил академик РАХ Н.А. Мухин. Была бригадиром по созданию многометровых мозаик купола (Спаситель во славе из композиции «Вознесение Господне» в куполе, алтаря «Распятие» и «Ангел у гроба Господня»), бригадиром икон иконостасов, написав для главного иконостаса иконы Спасителя и Богородицы, а так же Царские врата, большое Распятие и две большие житийные иконы св. Саввы. За эти работы она получила звание члена-корреспондента Российской академии художеств.
Светлана Васютина работает в разных техниках и всегда создает выразительные работы самого высокого уровня
С 1998 года Светлана Викторовна Васютина преподает в ПСТГУ. Вообще, тот выпуск Евгения Николаевича Максимова в Суриковском институте, в котором была и Светлана, как уже говорилось раньше, был невероятно яркий. Бывшие студенты стали ведущими преподавателями монументальной мастерской ПСТГУ и у них уже самих не одно поколение учеников. Причем каждый из этих преподавателей – уникальный мастер и педагог, со своим преподавательским почерком. Светлана Васютина вдохновляет своих студентов, она – мощный и талантливый педагог, курсовые и дипломные работы, выполненные под ее руководством, – обычно яркие, оригинальные, обращающие на себя внимание. При этом – она чрезвычайно требовательный преподаватель. В церковном искусстве нельзя делать плохо, Светлана Васютина применяет это требование к себе, стремясь делать любую работу по максимуму, и того же ожидает от своих студентов.
– Это тоже ее такой путь, по натуре она все стремится делать по максимуму: если иконы – то шедевры, если духовная жизнь – то необходима какая-то ее высшая степень – монашество, – говорит Лариса Гачева. Два года назад Светлана Васютина приняла монашество, теперь она – монахиня Феодосия.
Я давно планировала сделать со Светланой интервью, мы несколько раз договаривались, но то у нее не получалось, то у меня. Я знала, что оно будет ярким и интересным – художник умеет глубоко мыслить и интересно формулировать. Очень жалею, что тогда не поговорили, а теперь не получается: она считает, что монахине не следует давать интервью.
Но главное, что художник продолжает работать для Церкви, создавая глубокие и прекрасные произведения, по-настоящему обогащая церковное искусство.