«Когда земное просвечивает Небесным»

О светоносной живописи Раисы Флоренской

В Государственном музее «Царскосельская коллекция» (Санкт-Петербург, Пушкинский район, Пушкин, Магазейная ул., 40/27) с 24 августа по 6 октября проходит выставка художницы Раисы Александровны Флоренской, на которой побывала наш постоянный автор Оксана Головко. 24 октября 2024 года выставка переедет в Москву (галерея Île Thélème).

Раиса Флоренская. Автопортрет на коричневом фоне (1920-е г., холст, масло) Раиса Флоренская. Автопортрет на коричневом фоне (1920-е г., холст, масло) На фоне борьбы художественных объединений 1910-х годов, которая стала неким созвучием и борьбы социальной, революционной[1], в 1921 году решили объединиться художники, считавшие, что не надо ничего ломать, «сбрасывать с пароходов современности» и пр. Они не хотели ни с кем спорить, не хотели доказывать верность пути, которым идут представители объединения. Наоборот, они считали, что нужно опираться на опыт предшественников и, что самое важное, в творчестве необходимо говорить о самом главном. Группа называлась «Маковец» – в честь того самого холма, на котором начинал свой духовный подвиг преподобный Сергий Радонежский, где возникла затем Троице-Сергиева лавра. Уже по названию понятно, что художники считали для себя самым значимым, в чем искали опору.

Среди художников «Маковца» была и Раиса Александровна Флоренская (1894–1932), родная сестра священника Павла Флоренского.

«Первым творческим импульсом для Раисы Александровны стала семья, та интеллектуальная и художественная среда, которая окружала ее с детства», – пишет искусствовед Ирина Федотова.

Раиса Флоренская в 1914 году окончила Тифлисские курсы для учителей рисования и живописи, а потом, переехав в Москву, училась у К.Ф. Юона.

В 1921 году священник Павел Флоренский начал преподавать в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), которые были тогда местом разнообразного творческого поиска. Там стала учиться и Раиса Флоренская.

В 1923 году во время учебной практики она копировала фрески церквей Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле в Новгороде, Св. Георгия в Старой Ладоге. Также копировала иконы в Реставрационных мастерских в Кремле и миниатюры Хлудовской псалтыри в Государственном историческом музее.

Раиса Флоренская изучала, осваивала наследие прошлого, чтобы в ХХ веке по возможности высказать художественным языком то, что ей хотелось высказать.

Она делала копии древних фресок, словно пропуская творения древних мастеров через себя. «Девы со свечами» – копия росписи XIV века церкви Успения на Волотовом поле (1923 г., картон, акварель, белила) – ещё и своего рода документ: художница видела утраченные фрески, изучала их с художественной точки зрения. И всё-таки у нее получился свой вариант утраченной композиции, который мы знаем по чёрно-белый фотографиям.

Раиса Флоренская. Девы со свечами» - копия росписи XIV века церкви Успения на Волотовом поле , 1923 г., картон, акварель, белила Раиса Флоренская. Девы со свечами» - копия росписи XIV века церкви Успения на Волотовом поле , 1923 г., картон, акварель, белила

Тот опыт живого творческого проникновения в церковное искусство сказался потом и в художественном творчестве Раисы. Есть в нем и символизм, идущий, в том числе и от ее учителей, среди которых был, к примеру, Павел Кузнецов.

Флоренская училась на отделении монументальной живописи, и ее дипломная работа была выполнена в технике фрески – «Возвращение блудного сына». Художница не раз будет обращаться к этой теме. Например, на выставке представлена акварельная работа «Возвращение блудного сына» (1924). На заднем фоне работы виднеются архитектурные строения, решённые как иконописные палатки. И это, и то, как обозначены фигуры главных героев, сразу уводит зрителя в пространство вечного. Ясно, что перед нами не бытовая история, а рассказ о любви и прощении, о полном приятии в прощении и любви.

Раиса Флоренская. Возвращение блудного сына, акварель, бумага, 1924 г Раиса Флоренская. Возвращение блудного сына, акварель, бумага, 1924 г

Все работы Раисы Александровны наполнены особой трепетностью. Те же «Подснежники» (холст, масло, 1920-е гг.) словно проявляются, проступают на холсте.

Раиса Флоренская. Подснежники холст, масло 1920-е годы Раиса Флоренская. Подснежники холст, масло 1920-е годы

Всякий раз специально приходится обозначать и технику, в которой выполнена работа, поскольку, когда смотришь на произведения художника, не всегда сразу понятно, где акварель, а где живопись маслом, – везде присутствует трепетность, прозрачность письма...

Художница много раз обращалась к евангельским сюжетам, что вполне логично, поскольку для художника это свой, визуальный вариант осмысления Священной истории. Вот, например, «Притча о милосердном самаритянине» (бумага, акварель, карандаш, 1920-е гг.). Герои зрительно оказываются как бы в некоей сфере: справа и слева полукружья силуэтов деревьев – некий круг любви и защиты, которую эта любовь даёт. Кажется, работа создана лёгким касанием, намеком, что усиливает впечатление притчивости изображаемого.

Раиса Флоренская. Притча о милосердном самаритянине бумага, акварель, карандаш, 1920-е Раиса Флоренская. Притча о милосердном самаритянине бумага, акварель, карандаш, 1920-е

Автопортреты – это всегда пример саморефлексии художника. Выразителен «Автопортрет на коричневом фоне» (1920-е гг., холст, масло): в нем угадывается традиции фаюмских портретов, раннехристианского искусства. Но древнее искусство показывало (пусть и с разных точек зрения) другой мир, а здесь – образ человека из нашего, профанного мира. Художница словно нащупывала ту грань между здешним и тамошним мирами, которую однажды переступит каждый из живущих на земле.

«Автопортрет у входа» (1924 г., холст, масло) – совсем иной, но созвучен тому, о котором говорилось выше. Здесь уже несколько человеческих фигур, но композиционно выделяется именно фигура героини: она здесь главная, на нее сделан акцент. Она стоит у входа, но что за ним скрывается, Раиса Флоренская не уточняет. Решение форм не детализировано – детали не важны художнице, она стремится уловить и показать общее ощущение…

Раиса Флоренская. Автопортрет у входа 1924 г., холст, масло Раиса Флоренская. Автопортрет у входа 1924 г., холст, масло

Здесь я коснулась лишь малой части наследия художницы, которое представлено на выставке. Экспозиция позволяет проследить, как развивалось ее творчество. Там есть натюрморты, портреты, натюрморты, копии, раскрывающие яркий и трепетный мир (понимаю, что повторяюсь, но это слово кажется наиболее точным) замечательной художницы, пытавшейся за реалиями здешнего мира разглядеть что-то большее, о котором она точно знала, поскольку смотрела на все именно с точки зрения христианки. С творчеством Раисы Флоренской, которое, увы, было забыто, несомненно стоит познакомиться.

«Все земное она видела и писала озаренным Небесным светом».

Мы попросили рассказать о художнице и её творчестве Марию Сергеевну Трубачеву – искусствоведа, научного сотрудника Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, которая приходится внучатой племянницей Раисе Александровне Флоренской.

– Имя Раисы Александровны в нашей семье всегда произносилось с большой любовью. Я слышала его с самого детства, хотя родилась намного позднее, чем она скончалась. Чаще звучало даже не имя Раиса, а «Гося» – детское имя, которое закрепилось за ней и во взрослой жизни.

Помню, как нас, детей, взрослые отправляли на Кукуевское кладбище в Сергиевом Посаде, где она была похоронена: «Навестите Госю». К сожалению, кладбище превратилось затем в березовую рощу, но мы все равно часто ходили туда на прогулки примерно к тому месту, где была похоронена Раиса Александровна. Сейчас на этом месте поставлен памятный крест, на котором указано, что он установлен в память о художнице Раисе Александровне Флоренской.

Живопись ее хранилась частично в семье Анны Михайловны Флоренской, супруги отца Павла Флоренского, а большую ее часть сберегла у себя подруга Раисы Александровны – художница Екатерина Михайловна Белякова. Она очень заботилась о картинах, когда было возможно, отдавала их в реставрацию. Приглашала к себе тех, кому могло оказаться близким творчество Раисы Александровны.

Я попала к Екатерине Михайловне уже взрослым человеком, и живопись Раисы Александровны показалась мне необычной. Но чем больше я на нее смотрела, тем больше она проникала в душу, раскрывая мир художницы, мир тишины и созерцания. Все это было присуще и отцу Павлу – своим душевным складом Раиса Александровна была близка к душевному складу своего старшего брата. Недаром он был еще и ее крестным отцом: когда родилась Гося, ему было 12 лет.

«Единство творческих установок Флоренской и отца Павла состоит в реализме. Символический реализм ее живописи соотносится с конкретным реализмом, чертами конкретной метафизики Флоренского», – эти слова принадлежат игумену Андронику (Трубачеву), внуку отца Павла, одному из исследователей и его творчества, и творчества Раисы Александровны.

Раиса Александровна скончалась в очень молодом возрасте, в 36 лет, от туберкулёза. Ранее от той же болезни скончалась ее сестра. Отец Павел называл эту болезнь «родовым роком». Игумен Андроник пишет так:

«Творчество Флоренской было направлено на преодоление родового Сапаровского рока (Сапаровы – предки по материнской линии). Сохраняя двойственность настроения, она смогла преодолеть трагическое восприятие бытия. Все земное она видела и писала озаренным Небесным светом. Все земное просвечивает Небесным. Земное живет иной жизнью».

Учась во ВХУТЕМАСе, Раиса Александровна пробовала себя в самых разных направлениях, но по-настоящему она проявила себя именно в своей светоносной живописи, которую можно отнести к живописи религиозной.

Оксана Головко

5 сентября 2024 г.

[1] Об этом можно прочесть в книге В.Б. Мириманова «Искусство и миф. Центральный образ картины мира», М., 1997. С. 22.

Смотри также
Такие «простые» работы художника Валентина Сидорова Такие «простые» работы художника Валентина Сидорова
Оксана Головко
Такие «простые» работы художника Валентина Сидорова Такие «простые» работы художника Валентина Сидорова
Оксана Головко
Дар творчества, правильно принятый, понятый художником, – дар Творца.
«По выражению деда, “он стоял за семью в алтаре”» «По выражению деда, “он стоял за семью в алтаре”»
Памяти игумена Андроника (Трубачева)
«По выражению деда, “он стоял за семью в алтаре”» «По выражению деда, “он стоял за семью в алтаре”»
Памяти игумена Андроника (Трубачева), внука священника Павла Флоренского
Павел Васильевич Флоренский
Он обладал прозорливостью, а когда я ему это сказал, ответил: «Павел, я же священник, а тому, кто стоит в алтаре пред престолом, дан дар прозорливости».
"Иконостас" о. Павла Флоренского как опыт православного осмысления искусства
Священник Олег Корытко
"Иконостас" о. Павла Флоренского как опыт православного осмысления искусства
Священник Олег Корытко
20-е годы XX века - эпоха, мягко говоря, не самая лучшая не только для Церкви, но и для всей страны. Развертывалась ужасающая компания по вскрытию мощей, изъятию и уничтожению икон, и в самый разгар этого атеистического террора Флоренский пишет труд, основная задача которого - показать духовную связь между святым и его мощами, иконой и лицом, на ней изображенным. Подобный поступок не может быть назван иначе, как духовным подвигом, подъятым во имя торжества православной веры.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×