«Господь мне помощник, и не убоюсь…»

Памяти лаврского эконома архимандрита Дионисия (Садикова, † 13.09.1968)

Архимандрит Дионисий (Садиков) Архимандрит Дионисий (Садиков) Архимандрит Дионисий (в миру Василий Петрович Садиков) родился в праздник Обрезания Господня – 1/14 января 1909 года – в Санкт-Петербурге. Родители – Петр Платонович и Татьяна Федоровна – воспитывали сына в православной вере и сумели привить ребенку любовь к Церкви: с детства он пономарил в храме, а затем несколько лет был иподиаконом митрополита Алексия (Симанского), будущего Патриарха Московского и всея Руси.

Окончив восьмилетнюю общеобразовательную школу, в возрасте 16 лет Василий устроился мастером по ремонту оборудования на городскую текстильную фабрику, где проработал 10 лет. Затем еще 4 года трудился шлифовщиком в артели «Промволос».

Наградной лист Василия Петровича Садикова на представление к ордену Красной Звезды Наградной лист Василия Петровича Садикова на представление к ордену Красной Звезды В 1939-м году Василий Петрович был мобилизован. До 1940 года воевал на финском фронте. В Великую Отечественную войну сражался в составе 20-й моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады на германском и японском фронтах, был сапером 109-го отдельного мото-штурмового инженерно-саперного батальона. Был награжден Орденом Красной Звезды за то, что

«во время штурма сильноукрепленного узла сопротивления на горе ‟Верблюд” проделал три прохода в проволочных заграждениях противника для пропуска танков и пехоты. Проделыванию проходов мешал пулемет, обстреливающий этот участок. Красноармеец Садиков открыто подполз к деревоземляной огневой точке и броском противотанковой гранаты заставил замолчать пулемет. Пользуясь этим, пехота быстро прошла в проходы и пошла вперед»[1].

Также «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество»[2] Василий Петрович был награжден орденом Славы III степени. Удостоен медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Советского Заполярья».

Приказ о награждении орденом Славы III степени Приказ о награждении орденом Славы III степени

Акт вручения медали «За оборону Советского Заполярья» Акт вручения медали «За оборону Советского Заполярья»

Акт вручения медали «За оборону Ленинграда» Акт вручения медали «За оборону Ленинграда»

Вскоре после окончания войны, в 1946-м году, Василий поступил в только что открывшуюся после многолетнего перерыва монашеской и богослужебной жизни лавру, став одним из первых ее насельников. В 1948-м году был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Дионисия Радонежского. 30 ноября 1949 года рукоположен Святейшим Патриархом Алексием, чьим иподиаконом был до войны, во иеродиакона. Им же 14 декабря того же года хиротонисан во иеромонаха. В 1952-м году отец Дионисий был возведен в сан игумена, в 1961-м году – в сан архимандрита.

В обители отец Дионисий нес послушания ризничного, заведующего иконной лавкой и, наконец, эконома объединенного хозяйства лавры и Московской духовной академии. На этом послушании батюшка трудился вплоть до своей кончины.

Отцу Дионисию выпала нелегкая доля восстанавливать монастырское хозяйство, пришедшее в упадок за годы запустения

Отцу Дионисию выпала нелегкая доля восстанавливать монастырское хозяйство, пришедшее в полнейший упадок за годы запустения. Можно сказать, что на этом поприще батюшка проявил настоящий героизм. Об этом свидетельствует сохранившийся в архиве документ[3], написанный им в октябре 1957 года, – протест против постановления городских властей Загорска о ликвидации хлева на 50 голов домашнего скота на хозяйственном дворе Академии и семинарии. Животные были заведены отцом экономом в 1946–1947-м годах для поддержки голодающих студентов. В протесте отец Дионисий ссылался также и на то, что городские жители, все еще проживавшие в стенах лавры с 1930-х годов, держат разную живность, которая действительно создает непривлекательную для лавры картину. И хотя протест был проигнорирован властями, сам факт его составления свидетельствует о мужестве составителя, не побоявшегося наказания, которое могло его настичь.

Загорский городской Дом культуры в Царских чертогах. Дом культуры выехал из лавры в начале 1950-х годов Загорский городской Дом культуры в Царских чертогах. Дом культуры выехал из лавры в начале 1950-х годов

Об отваге отца Дионисия вспоминал и митрополит Питирим (Нечаев), рассказывая о том, как батюшка защищал трудившихся на кухне послушников. «Я не дам вам распинать рабочий класс!» – бывало даже, кричал он на тех, кто как-то пытался ущемить их права[4].

«Отец Дионисий сначала заведовал церковной лавкой, первое время торговали в основном погребальными покрывалами, – вспоминал архимандрит Феодор (Андрющенко). – Батюшка сам наладил производство этих покрывал. Лавка тогда находилась в южном приделе Успенского собора – это была одна единственная лавка с одним продавцом на всю лавру.

Отец Дионисий посадил около тысячи деревьев в обители и вокруг нее, большинство – вокруг Успенского собора. Из дореволюционных деревьев сохранилось только несколько лиственниц вдоль Трапезного храма. Все деревья стояли на учете в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. И когда батюшка спилил два ‟заболевших” дерева, его вызвали и заставили заплатить штраф. За два дерева, при нескольких сотнях посаженных новых! В тот же вечер в обители упало дерево и сломало решетку возле Успенского собора, как бы в знак проявленной по отношению к отцу Дионисию несправедливости».

Гульбище Трапезного храма. Фото 1945 года. Такую лавру восстанавливал отец Дионисий Гульбище Трапезного храма. Фото 1945 года. Такую лавру восстанавливал отец Дионисий Игумен Виссарион (Великий-Остапенко) также свидетельствовал о том, что отец Дионисий был великим тружеником и внес неоценимый вклад в дело возрождения лавры:

«Экономом у нас был архимандрит Дионисий – питерский. Толковый был и справедливый. Был хозяином своего слова, если что скажет – так и сделает. Меня послали на послушание в Переделкино. Было это зимой, и мне срочно потребовались валенки. Я знал, если отца Дионисия попрошу, он исполнит. Передал ему свою просьбу, и он сразу же прислал мне из лавры не только валенки, и телогрейку. А сам он зимой и летом был одет почти одинаково, лёгонько – у него такая теплушка была и ряска.

В первое время, как я приехал, он нес послушание в иконной лавке. Там тогда продавались дорогие иконы, с позолотой, и ладан он где-то доставал, и крестики, и цепочки – умел доставать»[5].

Архимандрит Дионисий Архимандрит Дионисий Более двадцати лет отец Дионисий неленостно трудился, делая все возможное и невозможное для восстановления и благоукрашения обители. В эти годы по благословению Святейшего Патриарха в лавре проводились масштабные реставрационные работы, и отец Дионисий прилагал огромные усилия к тому, чтобы храмы, здания духовных школ, а также лаврские жилые и нежилые помещения благоустраивались и ремонтировались. Во многом благодаря отцу Дионисию удалось восстановить и преобразить монастырские сокровища архитектуры. Один из лаврских отцов говорил о батюшке:

«С искренней и глубокой любовью к Церкви, с врожденным трудолюбием и неиссякаемой энергией ревностно трудился в обители отец Дионисий. Человек практического склада, он имел большой жизненный опыт и талант хозяйственника и руководителя. Всем сердцем архимандрит Дионисий любил благолепие и церковную красоту. Оставаясь всегда скромным, умел быстро находить нужные решения и пользовался большим уважением и любовью всех тружеников лавры и Академии. Повседневное сложное послушание эконома, руководителя немалого хозяйственного коллектива, усугублялось в дни подготовки и проведения больших общецерковных торжеств, юбилеев, приемов иностранцев и в лаврские праздники. И всегда отец Дионисий умело и с любовью выполнял свои обязанности»[6].

Архимандрит Тихон (Агриков, в схиме Пантелеимон), архимандрит Дионисий (Садиков) и архимандрит Петр (Семёновых, в схиме Серафим) Архимандрит Тихон (Агриков, в схиме Пантелеимон), архимандрит Дионисий (Садиков) и архимандрит Петр (Семёновых, в схиме Серафим)

Последним большим делом архимандрита Дионисия стала реставрация храма в Радонеже – в том месте, где преподобный Сергий жил в юности. Превозмогая слабость и телесные немощи, батюшка трудился до последнего, и лишь за неделю до кончины он был вынужден слечь.

Превозмогая слабость и телесные немощи, батюшка трудился до последнего, и лишь за неделю до кончины он был вынужден слечь

Проявивший мужество на фронте, а затем в обители на тяжелейшем послушании, отец Дионисий проявил мужество и в свои последние дни. Сильнейшие боли он переносил с удивительной кротостью и смирением. Преставился батюшка 13 сентября 1968 года, незадолго до этого причастившись Святых Христовых Таин.

Накануне погребения наместник лавры архимандрит Платон (Лобанков) в сослужении братии обители и Академии совершил заупокойное всенощное бдение. 15 сентября, по окончании Божественной литургии в Успенском соборе, состоялся чин отпевания, который возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков, будущий Патриарх). В нем приняли участие архиепископ Рижский и Латвийский Леонид (Поляков) с сонмом духовенства.

Телеграмма Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) с соболезнованиями Телеграмма Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) с соболезнованиями

Могилка отца Дионисия в Переделкино Могилка отца Дионисия в Переделкино В эти скорбные дни из Одессы в лавру поступила от Его Святейшества телеграмма, в которой говорилось:

«С чувством глубокой скорби воспринята весть о кончине приснопамятного архимандрита Дионисия, на протяжении более двадцати лет усердно, с любовью трудившегося в лавре и Академии, отдавая этому труду свой талантливый природный ум до последних дней своей жизни. Да упокоит Господь в селении праведных душу верного Своего раба, о чем наши совместные усердные молитвы. Погребение почившего возглавит митрополит Пимен, о чем ему сообщается отдельно. Патриарх Алексий»[7].

После отпевания тело архимандрита Дионисия было перевезено в храм лаврского Троицкого подворья в Переделкино. Проститься с почившим на подворье прибыл епископ Волоколамский Питирим (Нечаев, будущий митрополит), а также лаврская братия, профессора, преподаватели, сотрудники лавры и Академии, работники Патриархии… Архимандрит Платон совершил литию, затем останки почившего были погребены у алтаря Преображенского храма.

Иеромонах Пафнутий (Фокин)

13 сентября 2024 г.

[1] Формулировка из наградного листа на представление В. П. Садикова к Ордену Красной Звезды.

[2] Формулировка из приказа о награждении В. П. Садикова Орденом Славы III степени.

[3] ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 5. Д. 26. Л. 87–88.

[4] См.: Русь уходящая: рассказы митрополита Питирима / Сост. Т. Л. Александрова, Т. В. Суздальцева. Санкт-Петербург: [б. и.], 2007. 639 с.

[5] См.: Лаврский печальник. Игумен Виссарион (Великий-Остапенко). Жизнеописание. Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 101–102.

[6] Архимандрит Дионисий (Садиков). Некролог // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1968. № 11. С. 27–28.

[7] Телеграмма хранится в архиве Троице-Сергиевой лавры.

Смотри также
«Прыгай веселее…» «Прыгай веселее…»
К 100-летию со дня рождения схиархим. Михаила (Балаева)
«Прыгай веселее…» «Прыгай веселее…»
К 100-летию со дня рождения схиархимандрита Михаила (Балаева)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Когда врачи выразили надежду, что отец Михаил доживет до ста лет, он незамедлительно бодро ответил: «А это меня не устраивает! Я желаю жизни вечной!»
Лаврский звонарь игумен Михей и его мама: несвятые святые Лаврский звонарь игумен Михей и его мама: несвятые святые
Свящ. Валерий Духанин
Лаврский звонарь игумен Михей и его мама: несвятые святые Лаврский звонарь игумен Михей и его мама: несвятые святые
Священник Валерий Духанин
Колокольный звон отца Михея был выражением его сердечной молитвы, которая восходила к небесам, преображая всех, кто слышал звон его колоколов.
Скорый помощник Скорый помощник
Памяти иерод. Алексия (Писанюка)
Скорый помощник Скорый помощник
Памяти иеродиакона Троице-Сергиевой лавры Алексия (Писанюка)
Лариса Узлова
Его просили, и он помогал, как скорый помощник, отзываясь на людские горе и скорбь.
Комментарии
Татьяна15 сентября 2024, 18:32
Царствие Небесное отцу Дионисию!
Игумен Всеволод14 сентября 2024, 20:52
Сохранилось благоговение и благодарность почившей уже братии пред памятью отца Дионисия. Все понимали, что ежедневный и ежеминутный труд отца Дионисия и его помощника о. Виталия обеспечивали МОЛИТВЕННУЮ жизнь братии. Но получалось так, что "трудники" милостью Божией оказывались и молитвенниками за всю братию. До сих пор с благоговением вспоминаю о. Виталия (о. Дионисия не застал), ежеминутно заботившегося о живой и ПОЧИВШЕЙ братии лавры, на всех кладбищах СергПосада.
Игумен Всеволод14 сентября 2024, 16:45
Не застал о. Дионисия но помню великое благоговение и памяти о нем у простой братии Лавры. Во многих Келлиях и, особенно, в административных помещениях были его портреты
Надежда13 сентября 2024, 14:32
Благодарю о. Пафнутия за статью.
Антоний 13 сентября 2024, 13:31
«Я не дам вам распинать рабочий класс!» - дай, Господи, Руси больше таких Пастырей! Человек Труда - главный человек страны.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×