Архимандрит Дионисий (Садиков) Архимандрит Дионисий (в миру Василий Петрович Садиков) родился в праздник Обрезания Господня – 1/14 января 1909 года – в Санкт-Петербурге. Родители – Петр Платонович и Татьяна Федоровна – воспитывали сына в православной вере и сумели привить ребенку любовь к Церкви: с детства он пономарил в храме, а затем несколько лет был иподиаконом митрополита Алексия (Симанского), будущего Патриарха Московского и всея Руси.
Окончив восьмилетнюю общеобразовательную школу, в возрасте 16 лет Василий устроился мастером по ремонту оборудования на городскую текстильную фабрику, где проработал 10 лет. Затем еще 4 года трудился шлифовщиком в артели «Промволос».
Наградной лист Василия Петровича Садикова на представление к ордену Красной Звезды В 1939-м году Василий Петрович был мобилизован. До 1940 года воевал на финском фронте. В Великую Отечественную войну сражался в составе 20-й моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады на германском и японском фронтах, был сапером 109-го отдельного мото-штурмового инженерно-саперного батальона. Был награжден Орденом Красной Звезды за то, что
«во время штурма сильноукрепленного узла сопротивления на горе ‟Верблюд” проделал три прохода в проволочных заграждениях противника для пропуска танков и пехоты. Проделыванию проходов мешал пулемет, обстреливающий этот участок. Красноармеец Садиков открыто подполз к деревоземляной огневой точке и броском противотанковой гранаты заставил замолчать пулемет. Пользуясь этим, пехота быстро прошла в проходы и пошла вперед»[1].
Также «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество»[2] Василий Петрович был награжден орденом Славы III степени. Удостоен медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Советского Заполярья».
Приказ о награждении орденом Славы III степени
Акт вручения медали «За оборону Советского Заполярья»
Акт вручения медали «За оборону Ленинграда»
Вскоре после окончания войны, в 1946-м году, Василий поступил в только что открывшуюся после многолетнего перерыва монашеской и богослужебной жизни лавру, став одним из первых ее насельников. В 1948-м году был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Дионисия Радонежского. 30 ноября 1949 года рукоположен Святейшим Патриархом Алексием, чьим иподиаконом был до войны, во иеродиакона. Им же 14 декабря того же года хиротонисан во иеромонаха. В 1952-м году отец Дионисий был возведен в сан игумена, в 1961-м году – в сан архимандрита.
В обители отец Дионисий нес послушания ризничного, заведующего иконной лавкой и, наконец, эконома объединенного хозяйства лавры и Московской духовной академии. На этом послушании батюшка трудился вплоть до своей кончины.
Отцу Дионисию выпала нелегкая доля восстанавливать монастырское хозяйство, пришедшее в упадок за годы запустения
Отцу Дионисию выпала нелегкая доля восстанавливать монастырское хозяйство, пришедшее в полнейший упадок за годы запустения. Можно сказать, что на этом поприще батюшка проявил настоящий героизм. Об этом свидетельствует сохранившийся в архиве документ[3], написанный им в октябре 1957 года, – протест против постановления городских властей Загорска о ликвидации хлева на 50 голов домашнего скота на хозяйственном дворе Академии и семинарии. Животные были заведены отцом экономом в 1946–1947-м годах для поддержки голодающих студентов. В протесте отец Дионисий ссылался также и на то, что городские жители, все еще проживавшие в стенах лавры с 1930-х годов, держат разную живность, которая действительно создает непривлекательную для лавры картину. И хотя протест был проигнорирован властями, сам факт его составления свидетельствует о мужестве составителя, не побоявшегося наказания, которое могло его настичь.
Загорский городской Дом культуры в Царских чертогах. Дом культуры выехал из лавры в начале 1950-х годов
Об отваге отца Дионисия вспоминал и митрополит Питирим (Нечаев), рассказывая о том, как батюшка защищал трудившихся на кухне послушников. «Я не дам вам распинать рабочий класс!» – бывало даже, кричал он на тех, кто как-то пытался ущемить их права[4].
«Отец Дионисий сначала заведовал церковной лавкой, первое время торговали в основном погребальными покрывалами, – вспоминал архимандрит Феодор (Андрющенко). – Батюшка сам наладил производство этих покрывал. Лавка тогда находилась в южном приделе Успенского собора – это была одна единственная лавка с одним продавцом на всю лавру.
Отец Дионисий посадил около тысячи деревьев в обители и вокруг нее, большинство – вокруг Успенского собора. Из дореволюционных деревьев сохранилось только несколько лиственниц вдоль Трапезного храма. Все деревья стояли на учете в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. И когда батюшка спилил два ‟заболевших” дерева, его вызвали и заставили заплатить штраф. За два дерева, при нескольких сотнях посаженных новых! В тот же вечер в обители упало дерево и сломало решетку возле Успенского собора, как бы в знак проявленной по отношению к отцу Дионисию несправедливости».
Гульбище Трапезного храма. Фото 1945 года. Такую лавру восстанавливал отец Дионисий Игумен Виссарион (Великий-Остапенко) также свидетельствовал о том, что отец Дионисий был великим тружеником и внес неоценимый вклад в дело возрождения лавры:
«Экономом у нас был архимандрит Дионисий – питерский. Толковый был и справедливый. Был хозяином своего слова, если что скажет – так и сделает. Меня послали на послушание в Переделкино. Было это зимой, и мне срочно потребовались валенки. Я знал, если отца Дионисия попрошу, он исполнит. Передал ему свою просьбу, и он сразу же прислал мне из лавры не только валенки, и телогрейку. А сам он зимой и летом был одет почти одинаково, лёгонько – у него такая теплушка была и ряска.
В первое время, как я приехал, он нес послушание в иконной лавке. Там тогда продавались дорогие иконы, с позолотой, и ладан он где-то доставал, и крестики, и цепочки – умел доставать»[5].
Архимандрит Дионисий Более двадцати лет отец Дионисий неленостно трудился, делая все возможное и невозможное для восстановления и благоукрашения обители. В эти годы по благословению Святейшего Патриарха в лавре проводились масштабные реставрационные работы, и отец Дионисий прилагал огромные усилия к тому, чтобы храмы, здания духовных школ, а также лаврские жилые и нежилые помещения благоустраивались и ремонтировались. Во многом благодаря отцу Дионисию удалось восстановить и преобразить монастырские сокровища архитектуры. Один из лаврских отцов говорил о батюшке:
«С искренней и глубокой любовью к Церкви, с врожденным трудолюбием и неиссякаемой энергией ревностно трудился в обители отец Дионисий. Человек практического склада, он имел большой жизненный опыт и талант хозяйственника и руководителя. Всем сердцем архимандрит Дионисий любил благолепие и церковную красоту. Оставаясь всегда скромным, умел быстро находить нужные решения и пользовался большим уважением и любовью всех тружеников лавры и Академии. Повседневное сложное послушание эконома, руководителя немалого хозяйственного коллектива, усугублялось в дни подготовки и проведения больших общецерковных торжеств, юбилеев, приемов иностранцев и в лаврские праздники. И всегда отец Дионисий умело и с любовью выполнял свои обязанности»[6].
Архимандрит Тихон (Агриков, в схиме Пантелеимон), архимандрит Дионисий (Садиков) и архимандрит Петр (Семёновых, в схиме Серафим)
Последним большим делом архимандрита Дионисия стала реставрация храма в Радонеже – в том месте, где преподобный Сергий жил в юности. Превозмогая слабость и телесные немощи, батюшка трудился до последнего, и лишь за неделю до кончины он был вынужден слечь.
Превозмогая слабость и телесные немощи, батюшка трудился до последнего, и лишь за неделю до кончины он был вынужден слечь
Проявивший мужество на фронте, а затем в обители на тяжелейшем послушании, отец Дионисий проявил мужество и в свои последние дни. Сильнейшие боли он переносил с удивительной кротостью и смирением. Преставился батюшка 13 сентября 1968 года, незадолго до этого причастившись Святых Христовых Таин.
Накануне погребения наместник лавры архимандрит Платон (Лобанков) в сослужении братии обители и Академии совершил заупокойное всенощное бдение. 15 сентября, по окончании Божественной литургии в Успенском соборе, состоялся чин отпевания, который возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков, будущий Патриарх). В нем приняли участие архиепископ Рижский и Латвийский Леонид (Поляков) с сонмом духовенства.
Телеграмма Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) с соболезнованиями
Могилка отца Дионисия в Переделкино В эти скорбные дни из Одессы в лавру поступила от Его Святейшества телеграмма, в которой говорилось:
«С чувством глубокой скорби воспринята весть о кончине приснопамятного архимандрита Дионисия, на протяжении более двадцати лет усердно, с любовью трудившегося в лавре и Академии, отдавая этому труду свой талантливый природный ум до последних дней своей жизни. Да упокоит Господь в селении праведных душу верного Своего раба, о чем наши совместные усердные молитвы. Погребение почившего возглавит митрополит Пимен, о чем ему сообщается отдельно. Патриарх Алексий»[7].
После отпевания тело архимандрита Дионисия было перевезено в храм лаврского Троицкого подворья в Переделкино. Проститься с почившим на подворье прибыл епископ Волоколамский Питирим (Нечаев, будущий митрополит), а также лаврская братия, профессора, преподаватели, сотрудники лавры и Академии, работники Патриархии… Архимандрит Платон совершил литию, затем останки почившего были погребены у алтаря Преображенского храма.