Чтобы найти Христа,
человек должен принять на себя
труд и подвиг Его искания.
Е.Н. Трубецкой
Князь Евгений Николаевич Трубецкой
Князь Евгений Николаевич Трубецкой – религиозный философ, искусствовед, юрист, общественный деятель конца ХIХ – начала ХХ века. Он принадлежал к славной плеяде философов Серебряного века, являлся одним из основоположников самобытной русской философии. Им написано более 20-ти книг и большое количество статей на темы религии, философии, юриспруденции, политики.
Его отец принадлежал к одной из самых просвещенных и родовитых семей России
Е.Н. Трубецкой родился 23 сентября (5 октября) 1863 года в Москве. Его отец, князь Николай Петрович Трубецкой (1828–1900), принадлежал к одной из самых просвещенных и родовитых семей России. Он был одним из директоров Императорского музыкального общества в Московской консерватории (1861–1876), композитор-любитель. Мать – княгиня Софья Алексеевна, урожденная Лопухина, была духовным центром семьи. Всё внимание она сосредоточила на воспитании и образовании детей: троих сыновей и семи дочерей, на которых оказала глубокое религиозное влияние. Брат Сергей впоследствии стал православным философом (умер в 1905 году), а брат Григорий – дипломатом, затем активным политиком в Белом движении, видным деятелем эмиграции (умер в 1930 году).
Лето семья Трубецких проводила в родовом имении Ахтырка, расположенном в 13-ти верстах от Троице-Сергиевой лавры и в 5-ти верстах от Хотьковского монастыря, где погребены родители прп. Сергия Радонежского – Кирилл и Мария. Эти великие святые места часто посещали Трубецкие, что оказало сильное влияние на формирование религиозной настроенности у детей. Позже Евгений Николаевич напишет:
«Известно, что святой Сергий поставил собор Святой Троицы как образ единства в любви, дабы, взирая на этот образ, люди побеждали в себе ненавистное разделение мира… Образ любви, собирающий народ и организующий его в соборе, сильно врезался нам в душу»1.
Михаил Михайлович Осоргин, 1880. Частное собрание, Париж После назначения Николая Петровича на должность калужского вице-губернатора в 1876 году семья Трубецких на 10 лет переехала жить в Калугу. М.М. Осоргин, родственник Трубецких, в своих «Воспоминаниях» писал о жизни Трубецких в то время:
«Их дом всегда был открыт для каждого желающего отдохнуть, пожить чем-нибудь более интересным, чем провинциальные сплетни и пересуды. Сам князь не мог обойтись без музыки, основал музыкальное общество, и Калуга зажила благодаря ему более интересной жизнью, чем до их приезда»2.
Мальчиков – Сергея и Евгения – отдали учиться в Калужскую классическую гимназию, в которой они учились с 5-го по 8-й класс.
Вспоминая свои годы учебы в гимназии, Евгений Трубецкой писал:
«Из калужской гимназии мы, оба брата, вышли с продуманным, вполне определенным миросозерцанием. В главном и основном оно с тех пор не менялось».
Гимназия дала братьям и основательное знание древних языков: Е. Трубецкой свободно мог читать по-латыни, а также читал Платона и Аристотеля по-гречески.
Евгений Николаевич Трубецкой В конце ХIХ века стал входить в моду материализм и связанный с ним атеизм. В 8-м классе гимназии Е. Трубецкой испытал духовный кризис, выразившийся в утрате веры в Бога, в отрицании высших духовных ценностей. Преодолению кризиса способствовало серьезное изучение им философии, знакомство с наследием славянофилов и, прежде всего, с учением А.С. Хомякова о Церкви как о Теле Христовом и с диссертацией В.С. Соловьева «Критика отвлеченных начал». Он вернулся в лоно Православной Церкви. «Или есть Бог, и в Нем полнота жизни, или не стоит жить вовсе», – вот его основная мысль того времени. Он осознает, что вечный мир ниспосылается на землю свыше и является полнотою жизни.
В 1881 году Евгений Трубецкой поступил в Московский университет на юридический факультет, хотя больше его привлекала религиозная философия. В то время юноша страстно увлекался музыкой Моцарта, Бетховена, Бородина, Мусорского, Римского-Корсакова.
«Философия и музыка. В моих тогдашних переживаниях это было одно. Музыка в то время для меня сообщала краски умозрению», – напишет Трубецкой в своих воспоминаниях.
Один из умнейших людей России, Е.Н. Трубецкой являлся глубоко верующим человеком
Музыка способствовала окончательному утверждению его религиозного мировоззрения, когда вера открылась ему как источник высшей радости. Один из умнейших людей России, Е.Н. Трубецкой являлся глубоко верующим человеком.
В 1885 году он окончил университет и стал кандидатом права. Затем отбывал воинскую повинность в Киевском гренадерском полку, находившемся в Калуге. Получив офицерское звание, уволился в запас в звании подпоручика. В 1886 году Евгений Николаевич защитил диссертацию на тему «О рабстве в Древней Греции» и в должности доцента преподавал в Демидовском юридическом лицее в Ярославле (1886–1897), а затем в должности профессора – в Киевском Свято-Владимировском университете (1897–1905). В 1889 году Трубецкой женился на княжне Вере Александровне Щербатовой, дочери московского городского головы. От этого брака родились трое детей: Сергей, Александр и Софья.
Евгений Николаевич и Вера Александровна Трубецкие. 1889. Частное собрание, Париж Наряду с преподаванием в Ярославском лицее, Трубецкой работал над написанием магистерской диссертации «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание блаженного Августина». Через год Е.Н. Трубецкой защитил докторскую диссертацию на тему «Религиозно-общественный идеал западного христианства в ХI в. Миросозерцание папы Григория VII и публицистов – его современников» (вышла в свет в 1897 г.). Как известно, папа Григорий VII – создатель теократической папской державы в XI веке. В диссертации Трубецкой признает идею Григория VII о всемирном царском священстве, которое должно объять собой не только клир, но и мир. Автор приписывает историческому христианству организующую роль в политической жизни современных цивилизованных народов. Но поскольку средневековые отцы церкви смешивали порядок благодатный с порядком правовым, постольку их вероучение является для Трубецкого христианством односторонним, законническим, обреченным на утрату своей силы. Несмотря на внутренние церковные распри, Западная церковь, по убеждению Трубецкого, нередко вносила мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Эту высокую миссию христианская церковь, по Трубецкому, должна сохранить за собой и теперь, если сбросит с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти. Таким образом, первыми шагами в философии Трубецкого было изучение трудов западных святых отцов.
В 1905 году Е.Н. Трубецкой покидает профессорскую кафедру философии в Киевском университете и избирается профессором Московского университета. После смерти брата Сергея (1905 г.) он занял его место заведующего кафедрой философии (1906–1911). По словам одного из его современников, Трубецкой «стал известным профессором, увлекавшим своих слушателей как талантливостью изложения, так и темпераментом речи; несомненно, талантливость его была исключительная, а чистота всех его побуждений была неоспорима».
В 1905 году Трубецкие приобрели имение Бегичево, расположенное в 30-ти верстах от Калуги. Бегичево некогда принадлежало калужской губернаторше Смирновой, близкой Гоголю и воспетой Пушкиным. В саду в память о поэте была и Пушкинская аллея, и Пушкинский пруд с маленьким островком, на котором, по преданию, вдохновлялся Пушкин. В имении князь Трубецкой создал школу для крестьянских детей, в которой преподавали его дети.
С Владимиром Соловьевым Трубецкой познакомился и сблизился еще в 1886 году
В 10-е годы ХХ века Евгений Николаевич активно посещал Психологическое общество при Московском университете и религиозно-философский кружок памяти Вл. Соловьева, в который входили такие видные философы, как отец Павел Флоренский, Николай Бердяев, отец Сергий Булгаков и тогда еще совсем молодой Алексей Лосев. С Владимиром Соловьевым, самым известным религиозным философом в истории русской мысли, Трубецкой познакомился и сблизился еще в 1886 году. Они подружились, несмотря на некоторые разногласия в философских взглядах, хотя оба особое внимание уделяли вопросам взаимосвязи философии и религии. Вл. Соловьев разрабатывал идею нравственной связи Бога, людей и тварного мира в едином целом. Трубецкой также был сторонником философского учения о «всеединстве», однако он абсолютное всеединство своего учителя Соловьева истолковывал через введение понятия «Абсолютное сознание». Если, по Соловьеву, Абсолют – это сущность всего в мире, то, по Трубецкому, он объемлет мир как всеведение, охватывающее действительное и возможное, правду и заблуждение.
Занимался Трубецкой и вопросами софиологии. Традиционное православие понимает под Софией, Премудростью Божией, Второе Лицо Святой Троицы – Иисуса Христа, Бога Слова, Которым Бог Отец творил мир. Но Соловьев пытался представить Софию как отдельную от Святой Троицы личность. В его представлении София – небесный посредник между Творцом и творением. Именно через Софию человечество в будущем станет всеединым организмом – богочеловечеством. В отличие от Соловьева Трубецкой соотносит Софию с идеальным замыслом о мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять. София есть не сущность, а только идеальный образ. Позднее Трубецкой пытался примирить и согласовать идеи Соловьева с церковной догматикой, разрабатывая, таким образом, православное философское мировоззрение. В журнале «Вопросы философии и психологии» помещены статьи Трубецкого: «Политические идеалы Платона и Аристотеля в их всемирно-историческом значении» (1890), «Философия христианской теократии», «Свобода и бессмертие» и др. Отдельной книгой изданы очерки Трубецкого по философии Ницше.
Евгений Николаевич и Вера Александровна Трубецкие с сыновьями Сергеем и Александром. Меньшово. 1892. Частное собрание, Париж Трубецкой занимался не только наукой, но и политикой, рассматривая свою политическую деятельность в качестве нравственного долга перед Россией. Он сыграл видную роль в русском либеральном движении, целью которого было ограничение власти самодержавия. Как известно, раскол в обществе назрел в начале ХХ века и вылился в революцию 1905–1907 гг. Революционная волна захватила и Е.Н. Трубецкого. Он писал:
«Что может быть больше для философа, чем уход в тот внутренний слух, которым он слышит мир?.. Нельзя уйти в прекрасный внутренний мир, когда рядом с вами томится в предродовых муках бесконечно дорогое вам существо. А что, если это существо вам даже не жена и не мать, а что-то еще большее, ваша Родина?»
Сначала он был членом партии кадетов, а затем стал одним из основателей «Союза мирного обновления». После неудачи правительства в русско-японской войне он пишет статью «Война и бюрократия»3, которая едко бичевала халатность наших бюрократов в Порт-Артуре. Статья была написана столь ярко и талантливо, что произвела на общественность опасное впечатление, давая повод к недоверию правительству, а ведь именно доверие было крайне необходимо в трудное для России время. Трубецкой относился к той части русской интеллигенции, которая, желая любимой Родине реформ ради ее процветания, тем не менее своими «прогрессивно-либеральными» выступлениями невольно способствовала краху России в 1917 году.
Е.Н. Трубецкой отстаивал идею независимости Церкви от государства. В статье «Церковь и освободительное движение»4 он выразил уверенность, что русское духовенство может «колокольным звоном возвещать всеобщий праздник обновления» и радоваться успехам политической оппозиции. Для этого, согласно Трубецкому, служители нашей государственной религии должны отрешиться от начал рабского оппортунизма и вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрастно обличавшего правительственную неправду. Здесь перед нами предстает образ князя Е.Н. Трубецкого как русского гражданина-патриота. Он пользовался в обществе большим уважением и потому в 1903 и 1915–1917 гг. был избран членом Государственного Совета от земства калужской губернии.
С 1906 по 1910 год Трубецкой издавал и редактировал журнал «Московский еженедельник», который был органом партии мирного обновления. В этом журнале он публикует ряд статей, посвященных первой русской революции.
Е.Н. Трубецкой был одним из инициаторов, идеологов и главных участников книгоиздательства «Путь» в Москве в 1910–1917 гг., которое имело религиозно-философское направление. Здесь печатались сочинения известных русских религиозных философов, в том числе И.В. Киреевского, а также пропагандировались взгляды мирообновления. В издательстве «Путь» вышла книга о. Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины».
В 1911 году Трубецкой ушел из Московского университета и поселился с семьей в своем имении Бегичево. Был избран гласным по Калужскому уезду в Губернском земском собрании и почетным мировым судьей Калужского уездного окружного суда. В Бегичеве он начал работать над книгой «Миросозерцание Владимира Сергеевича Соловьева», которая вышла в свет в Москве в 1913 году в издательстве «Путь». В этой работе Трубецкой утверждает, что сотворение мира явилось абсолютно свободным актом – творением из ничего.
В 1910-е гг. Трубецкой пишет работы, которые принесли ему известность как философу православной иконы
В начале ХХ века реставраторы впервые открыли для мира яркую палитру древнерусской иконы. Иконы, прежде бывшие лишь мрачными, черными пятнами на фоне позолоченных риз, заиграли всеми небесными красками, и Трубецкой пишет работы «Умозрение в красках» (1916), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916), «Россия в ее иконе» (1917), которые принесли ему известность как философу православной иконы. Эти три брошюры положили начало осмыслению художественного и мистического богатства древнерусской иконописи.
«И вот теперь открытие иконы дает нам возможность глубоко заглянуть в душу русского народа, подслушать ее исповедь, выразившуюся в дивных произведениях искусства, – писал Е.Н. Трубецкой в статье «Два мира в древнерусской иконописи. – Когда мы проникнем в тайну этих художественных и мистических созерцаний, открытие иконы озарит своим светом не только прошлое, но и настоящее русской жизни, более того, ее будущее…»
Его работа «Умозрение в красках» является глубочайшим исследованием по религиозно-философскому осмыслению древнерусского искусства. По Трубецкому, православный храм являет собой сложное целое, части которого создают в сочетании образ единства Творца и творения. Церковное здание несет в себе идею не сегодняшнего, реального мира, а «грядущего храмового человечества». Евгений Николаевич предложил символическое толкование формы куполов как застывшего пламени свечи, ибо свеча – символ человеческой души, молитвенно устремленной к Богу.
Известна тесная связь храмового зодчества с искусством фрески, настенного иконописания. Трубецкой писал об изумительной архитектурности религиозной живописи, «когда подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении». Это выражается в том, что позы святых подчас повторяют линии сводов, удлиненность пропорций устремляет их фигуры ввысь. По мнению Трубецкого, именно эта особенность традиционной иконы отличает древнерусское искусство от художественного реализма современности, в том числе от так называемого «нового стиля» в религиозной живописи.
«В русских иконах есть “несравненная радость”», – писал Трубецкой. Он назвал древнюю русскую икону благословением, «унаследованным от дальних наших предков», в котором «с красотою небес сочетается солнечный лик православной святой России».
Заседание Поместного Собора. Среди участников — Евгений Николаевич Трубецкой
Евгений Николаевич активно участвовал в подготовке и проведении Всероссийского Поместного Церковного Собора
В октябре 1917 года Евгений Николаевич активно участвовал в подготовке и проведении Всероссийского Поместного Церковного Собора, созванного по вопросу восстановления патриаршества в России, упраздненного при Петре I. На Соборе он был товарищем председателя от мирян, а после избрания патриархом Тихона и формирования высших органов церковного управления Евгений Николаевич вошел в состав Высшего церковного совета.
В 1918 году Трубецкой был оппонентом на защите диссертации Ивана Ильина на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Сочинение «Смысл жизни» стало итогом многолетних творческих исканий князя Трубецкого, поводом к написанию которого послужили, по его словам, «мучительные переживания мировой бессмысленности». В нем мыслитель рассматривает вечную тему о смысле жизни и доказывает разумность бытия. Смысл жизни отдельного человека и человечества, согласно Трубецкому, заключается в крестном пути к Богу. Этот крестный путь ведет к достижению идеальной полноты бытия или совершенного богочеловечества, надежды всей твари. Свой труд Трубецкой дописывал во время октябрьского восстания 1917 года, когда большевики расстреливали Кремль.
«Теперь, когда он (труд – М.Т.) окончен, – писал Трубецкой, – Россия лежит в развалинах; она стала очагом мирового пожара, угрожающего гибелью всемирной культуры».
После революции Трубецкой занял активную антибольшевистскую позицию. В 1918 году он – один из инициаторов «Правого центра» в Москве, в Киеве – член Совета государственного объединения России. Угроза ареста вынудила его покинуть Москву. В период Гражданской войны он сотрудничал с командованием Добровольческой армии. Вместе с отступавшей армией попал в Новороссийск. В конце декабря 1919 года в Народном доме Новороссийска Трубецкой прочитал лекцию «О религиозном возрождении России».
После лекции ему были заданы вопросы.
«– Чем вы можете объяснить те бедствия, которые пали на Россию после 17-го года?
– Тяжесть бедствий я объясняю возмездием… за наше отношение к религиозному вопросу и в особенности за отношение русского духовенства к своей религиозной и общественной миссии… Я, конечно, никогда не поверю в торжество безрелигиозности у нас, русских… Русская религиозная мысль найдет путь к возрождению.
– Оставляете ли вы Россию?
– Я останусь здесь… Уехать сейчас – значит покинуть горячо любимого человека в смертном недуге».
Вскоре после этого разговора Трубецкой заболел сыпным тифом и скончался 23 января 1920 года в Новороссийске.
Последними предсмертными словами его были: «Пора начать Великую Литургию, отворите царские врата»
Евгений Николаевич Трубецкой был страстным поборником идеи России как государства великой нации. До последнего вздоха держался крепких церковно-православных устоев, и последними предсмертными бессознательными словами его были: «Пора начать Великую Литургию, отворите царские врата».